Напоминание

Система работы по поддержке и развитию одаренных детей.


Автор: Коваленко Елена Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 185
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Из опыта работы учителя
Тема: Система работы по поддержке и развитию одаренных детей.
Раздел: среднее образование





Назад




Система работы по поддержке и развитию одаренных детей.

Коваленко Елена Викторовна, учитель математики, ГБОУ Школа № 185, г. Москва

В настоящее время выявление и развитие одаренных детей является актуальной

проблемой

современного

образования.

Именно

такие

дети,

способные

к

самообразованию и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны.

Каких детей называют одаренными? Прежде всего, тех, которые признаны

образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития

других детей своего уровня. Но и здесь есть нюансы: не каждый отличник -

вундеркинд, но не каждый одаренный ребенок - отличник. Многое зависит от

социальной адаптации, воспитания, темперамента. Одно точно ясно - ребенок,

который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту способности в одной

или нескольких отраслях знания - одарен.

Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям, прежде

всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить

одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного ученика.

Одаренный ребенок:

стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а,

напротив, вызывают у него чувство радости;

получает удовольствие от самого процесса познания;

достаточно легко признается в своем непонимании, что он чего-то не знает;

отдает приоритет содержанию деятельности, а не оценке.

Способный ученик с высокой мотивацией достижений:

любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему

высокому статусу;

важен результат и его оценка.

И еще один сложный момент: одаренные дети могут быть болезненно

самолюбивы, стеснительны и истеричны. Или, наоборот - тихими и скромными.

Одаренных людей отличает сверхтрудолюбие. Они могут быть рассеянными в

обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в своей работе. Учителя и

сверстники считают креативных детей странными, эмоциональными, возбудимыми.

Часто такие дети бывают индивидуалистами, то есть любят работать в одиночку.

Для

учителя

необходимым

является

наличие

навыка

распознавания

одаренности учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и

отношений со сверстниками.

Свою работу в этом направлении я начинаю с заочного знакомства с будущими

пятиклассниками. Интерес к математике и желание решать нестандартные задачи

формируется у ребят постепенно. При изучении курса математики в 5 классе,

каждую учебную неделю учащимся для самостоятельного решения предлагается

вариант, включающий пять задач из различных разделов математики. Ученики,

помимо выполнения текущих домашних работ, в течение недели работают над

этими задачами, и в конце недели проводится урок разбора решений. Основной

целью данной формы работы является обучение решению задач нестандартного или

олимпиадного характера, т. е. тех задач, которые не содержатся в учебниках и

дидактических материалах, и на которые, как правило, не хватает времени на

уроках. Такая форма работы позволяет постепенно создавать для учащихся

ситуацию успеха, так как, участвуя в различных математических олимпиадах и

турнирах, они перестают чувствовать себя беспомощными. Личные достижения

учащихся способствуют повышению их интереса к изучаемому предмету.

Начиная с 6-го класса для школьников, увлеченных математикой, организую

работу кружка «Занимательная математика». Главная цель данной работы -

индивидуальная работа с одаренными школьниками, направленная на развитие их

мыслительных способностей, настойчивости в выполнении заданий, творческого

подхода и навыков в решении нестандартных задач. Работа с детьми, увлеченными

математикой, продолжается на внеурочных занятиях в 7 и 8 классах, мною

разработаны и ведутся несколько лет кружки «В мире математики» и «Учимся

решать нестандартные задачи».

Особое внимание уделяется коллективным формам внеклассной работы:

математическим боям, регатам, турнирам. Эти виды деятельности способствуют

развитию логического и творческого мышления, создают ситуацию «погружения» в

нетрадиционные задачи, вырабатывают навыки устной монологической речи,

формируют навык анализа получаемой информации. Такая работа дает свои

положительные результаты.

Человеку нужна мотивация его деятельности, участие в различных конкурсах и

олимпиадах, и особенно победа в них, побуждает учащихся продолжать изучение

данного предмета, дух соревнования поддерживает интерес. Мои ученики являются

постоянными призерами и участниками международной математической конкурс-

игры «Кенгуру», молодежного математического чемпионата. Среди моих учеников

есть призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Кроме того, вместе с учащимися 8-9 классов, занимаемся по программе ЗФТШ

при МФТИ. Эти занятия позволяют учащимся погрузиться в решение задач

повышенного уровня трудности, и задач, выходящих за программу школьного курса

математики. Коллективное решение таких задач, позволяет обсуждать различные

способы и методы решения. Дети учатся слушать друг друга, спорить, доказывать,

задавать вопросы, аргументировать свое решение.

Для учащихся 9 классов разработала курсы по выбору «Существует ли в

математике формула красоты?», «Интерактивные модели в геометрии». Их

назначение – помочь учащимся осознать выбор способа дальнейшего образования

на старшей ступени.

Изучение курса завершается защитой проекта. Создание

проектов – это начало исследовательской деятельности.

Большинство учащихся старших классов ориентировано на дальнейшее

обучение в вузах, поэтому введение элементов исследовательской и проектной

работы в школе является оправданным и необходимым, поскольку предоставляет

учащимся возможность самостоятельной работы, самоопределения в научно-

исследовательском пространстве.

Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми –

совместное творчество с учениками. Учитель должен не только передать

определенную

совокупность

знаний,

сколько

помочь

ученикам

сделать

самостоятельные выводы и открытия. Задача учителя - научить ребенка творчеству,

самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в

постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренный ученик сам способен

себе помочь, если учитель поддерживает его творчество.



В раздел образования