Автор: Коваленко Елена Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 185
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Из опыта работы учителя
Тема: Система работы по поддержке и развитию одаренных детей.
Раздел: среднее образование
Система работы по поддержке и развитию одаренных детей.
Коваленко Елена Викторовна, учитель математики, ГБОУ Школа № 185, г. Москва
В настоящее время выявление и развитие одаренных детей является актуальной
проблемой
современного
образования.
Именно
такие
дети,
способные
к
самообразованию и саморазвитию являются интеллектуальным богатством страны.
Каких детей называют одаренными? Прежде всего, тех, которые признаны
образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития
других детей своего уровня. Но и здесь есть нюансы: не каждый отличник -
вундеркинд, но не каждый одаренный ребенок - отличник. Многое зависит от
социальной адаптации, воспитания, темперамента. Одно точно ясно - ребенок,
который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту способности в одной
или нескольких отраслях знания - одарен.
Поскольку об одаренности ребенка нередко судят по его достижениям, прежде
всего в учебе, то по перечисленным далее особенностям можно отличить
одаренного ребенка от просто очень способного и хорошо обученного ученика.
Одаренный ребенок:
стремится к новым познавательным ситуациям, они его не только не пугают, а,
напротив, вызывают у него чувство радости;
получает удовольствие от самого процесса познания;
достаточно легко признается в своем непонимании, что он чего-то не знает;
отдает приоритет содержанию деятельности, а не оценке.
Способный ученик с высокой мотивацией достижений:
любую новую ситуацию воспринимает как угрозу своей самооценке, своему
высокому статусу;
важен результат и его оценка.
И еще один сложный момент: одаренные дети могут быть болезненно
самолюбивы, стеснительны и истеричны. Или, наоборот - тихими и скромными.
Одаренных людей отличает сверхтрудолюбие. Они могут быть рассеянными в
обыденной жизни, но сверхсконцентрированными в своей работе. Учителя и
сверстники считают креативных детей странными, эмоциональными, возбудимыми.
Часто такие дети бывают индивидуалистами, то есть любят работать в одиночку.
Для
учителя
необходимым
является
наличие
навыка
распознавания
одаренности учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и
отношений со сверстниками.
Свою работу в этом направлении я начинаю с заочного знакомства с будущими
пятиклассниками. Интерес к математике и желание решать нестандартные задачи
формируется у ребят постепенно. При изучении курса математики в 5 классе,
каждую учебную неделю учащимся для самостоятельного решения предлагается
вариант, включающий пять задач из различных разделов математики. Ученики,
помимо выполнения текущих домашних работ, в течение недели работают над
этими задачами, и в конце недели проводится урок разбора решений. Основной
целью данной формы работы является обучение решению задач нестандартного или
олимпиадного характера, т. е. тех задач, которые не содержатся в учебниках и
дидактических материалах, и на которые, как правило, не хватает времени на
уроках. Такая форма работы позволяет постепенно создавать для учащихся
ситуацию успеха, так как, участвуя в различных математических олимпиадах и
турнирах, они перестают чувствовать себя беспомощными. Личные достижения
учащихся способствуют повышению их интереса к изучаемому предмету.
Начиная с 6-го класса для школьников, увлеченных математикой, организую
работу кружка «Занимательная математика». Главная цель данной работы -
индивидуальная работа с одаренными школьниками, направленная на развитие их
мыслительных способностей, настойчивости в выполнении заданий, творческого
подхода и навыков в решении нестандартных задач. Работа с детьми, увлеченными
математикой, продолжается на внеурочных занятиях в 7 и 8 классах, мною
разработаны и ведутся несколько лет кружки «В мире математики» и «Учимся
решать нестандартные задачи».
Особое внимание уделяется коллективным формам внеклассной работы:
математическим боям, регатам, турнирам. Эти виды деятельности способствуют
развитию логического и творческого мышления, создают ситуацию «погружения» в
нетрадиционные задачи, вырабатывают навыки устной монологической речи,
формируют навык анализа получаемой информации. Такая работа дает свои
положительные результаты.
Человеку нужна мотивация его деятельности, участие в различных конкурсах и
олимпиадах, и особенно победа в них, побуждает учащихся продолжать изучение
данного предмета, дух соревнования поддерживает интерес. Мои ученики являются
постоянными призерами и участниками международной математической конкурс-
игры «Кенгуру», молодежного математического чемпионата. Среди моих учеников
есть призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Кроме того, вместе с учащимися 8-9 классов, занимаемся по программе ЗФТШ
при МФТИ. Эти занятия позволяют учащимся погрузиться в решение задач
повышенного уровня трудности, и задач, выходящих за программу школьного курса
математики. Коллективное решение таких задач, позволяет обсуждать различные
способы и методы решения. Дети учатся слушать друг друга, спорить, доказывать,
задавать вопросы, аргументировать свое решение.
Для учащихся 9 классов разработала курсы по выбору «Существует ли в
математике формула красоты?», «Интерактивные модели в геометрии». Их
назначение – помочь учащимся осознать выбор способа дальнейшего образования
на старшей ступени.
Изучение курса завершается защитой проекта. Создание
проектов – это начало исследовательской деятельности.
Большинство учащихся старших классов ориентировано на дальнейшее
обучение в вузах, поэтому введение элементов исследовательской и проектной
работы в школе является оправданным и необходимым, поскольку предоставляет
учащимся возможность самостоятельной работы, самоопределения в научно-
исследовательском пространстве.
Наиболее благоприятный стиль работы учителя с одаренными детьми –
совместное творчество с учениками. Учитель должен не только передать
определенную
совокупность
знаний,
сколько
помочь
ученикам
сделать
самостоятельные выводы и открытия. Задача учителя - научить ребенка творчеству,
самостоятельности и воспитывать в нем настойчивость, творческую смелость в
постановке новых проблем и поиске их решений. Одаренный ученик сам способен
себе помочь, если учитель поддерживает его творчество.