Напоминание

Проектная деятельность


Автор: Сусикова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Балашова Саратовской области
Наименование материала: "Формирование навыков проектной деятельности на уроках окружающего мира"
Тема: Проектная деятельность
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное

автономное

общеобразовательное

учреждение

«Средняя

общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»

Формирование навыков

проектной деятельности

на уроках окружающего мира

Подготовила учитель

начальных классов высшей

квалификационной категории

Сусикова Е.А.

Балашов 2024

1

Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования,

позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при

традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что

школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки

зрения хороший проект должен:

иметь практическую ценность;

предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;

быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над

ним, так и при ее завершении;

быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения;

предполагать возможность решения актуальных проблем;

давать

ученику

возможность

учиться

в

соответствии

с

его

способностями;

содействовать проявлению способностей школьника при решении задач

более широкого спектра;

способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для

создания реального объекта/ теоретического продукта.

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая

комплексный характер деятельности всех его участников по получению

образовательной продукции за определенный промежуток времени.

«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к

изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в

организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится

переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на

разнообразные

виды

самостоятельной

деятельности

учащихся,

на

приоритет

деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Самое сложное

для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта. Трудно

удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”».

[Полат Е.С. Метод проектов].

«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции:

- помогает ученикам в поисках источников информации;

- сам является источником информации;

- поддерживает и поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь».

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить

мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате

ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив

необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной

деятельности» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие

интеллектуальной активности /]

«У

учащихся

при

выполнении

проекта

возникают

свои

специфические

сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из

ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит

2

усвоение

новой

информации,

но

процесс

этот

осуществляется

в

сфере

неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно

намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая

оптимальные при наличии альтернатив». [Метод проектов в образовательной области

"Технология"].

Оценивание результатов проектной деятельности:

- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными

возможностями;

- коллективный характер принимаемых решений;

- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность

ответов каждого члена группы;

- рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как

последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой

тематике;

- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых

результатов;

- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний

из других областей;

- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения,

выводы;

- эстетика оформления результатов выполненного проекта.

Цели проектной деятельности:

1.

Повышение

личной

уверенности

каждого

участника

проектной

деятельности, его самореализации и рефлексии.

2.

Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества

для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.

3.

Развитие исследовательских умений.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе

возникает

какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой

требуются

интегрированные

знания

из

различных

областей,

а

также

применение исследовательских методик.

«Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения,

состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями

образовательных

стандартов.

Практически

не

удается

сформулировать

проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания,

умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при

выполнении учениками этих заданий» [Гузеев В.В. Планирование результатов

образования и образовательная технология.М.: Народное образов].

Плюсы проектной деятельности:

+ навыки самообразования и самоконтроля;

+ моделируется реальная технологическая цепочка – «задача-результат»;

+ навыки групповой деятельности;

3

+ индивидуальный подход;

+ интерес к познавательной деятельности.

Минусы проектной деятельности:

– возрастает нагрузка на учителя;

– ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей,

технические накладки);

– психологические коммуникативные проблемы;

– проблема субъективной оценки.

Рассмотрим этап проектной деятельности на уроках окружающего мира.

Тип проекта - исследовательский

ТЕМА : Круговорот воды в природе

ЦЕЛЬ данного проекта – показать , что вода находится в постоянном движении-

круговороте во всех временах года.

ЭТАП проекта – подготовительный

Инициативные группы (аналитики, испытатели, иллюстраторы)

Фрагмент 1

Аналитик: нам нужно подумать над темой и выработать план действий, который

поможет нам разрешить нашу проблему и ответить на вопрос: действительно ли вода

непрерывно находится в круговороте движения

Вариант 1. Я думаю, что вода находится в движении только в теплое время года.

Вариант 2 . Мне кажется, что вода не вертится по кругу.

Вариант3. Я считаю, что вода вертится по кругу всегда, то есть непрерывно находится

в круговороте движения.

Фрагмент 2

Этап проекта – проектная деятельность, эксперты делятся собранной информацией.

Цель этапа – сделать вывод и систематизировать наблюдения в виде правила, схемы.

Доклады детей о снеге, дожде, льде, водоемах.

Аналитики. Мы видим, что вода постоянно находится в круговороте движения

независимо от времени года.

А сейчас «исследователи» проверят наши выводы, решив практические задачи.

Цепочка: вода – пар – облако – дождь. Рассказ о всей цепочке. Можно ли изменить

цепочку?

Аналитик: подводя итог всей проделанной работе, мы можем утверждать, что цепочку

круговорота воды в природе нарушить нельзя – это неизбежный закон природы.

Далее проделывается опыт.

Нагревают воду, над которой закреплен холодный предмет – тарелка со льдом. Вскоре

нижняя сторона тарелки станет влажной. Дети увидят на ней капли воды, которые

начнут падать вниз, как дождь.

Проектная деятельность развивает познавательные навыки учащихся, их

критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои

4

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

а

также

увидеть,

сформулировать и решить проблему.

Такие технологии могут найти широкое применение и как инструментарий

обеспечения

качества

собственно

образовательных

технологий

на

основе

педагогического проектирования и проведения педагогического эксперимента.

5



В раздел образования