Автор: Сусикова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Балашова Саратовской области
Наименование материала: "Формирование навыков проектной деятельности на уроках окружающего мира"
Тема: Проектная деятельность
Раздел: начальное образование
Муниципальное
автономное
общеобразовательное
учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»
Формирование навыков
проектной деятельности
на уроках окружающего мира
Подготовила учитель
начальных классов высшей
квалификационной категории
Сусикова Е.А.
Балашов 2024
1
Работа с проектами занимает особое место в системе школьного образования,
позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при
традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что
школьники сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки
зрения хороший проект должен:
•
иметь практическую ценность;
•
предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
•
быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над
ним, так и при ее завершении;
•
быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения;
предполагать возможность решения актуальных проблем;
•
давать
ученику
возможность
учиться
в
соответствии
с
его
способностями;
•
содействовать проявлению способностей школьника при решении задач
более широкого спектра;
•
способствовать налаживанию взаимодействия между обучающимися.
Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для
создания реального объекта/ теоретического продукта.
Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая
комплексный характер деятельности всех его участников по получению
образовательной продукции за определенный промежуток времени.
«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к
изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в
организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится
переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на
разнообразные
виды
самостоятельной
деятельности
учащихся,
на
приоритет
деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Самое сложное
для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта. Трудно
удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”».
[Полат Е.С. Метод проектов].
«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции:
- помогает ученикам в поисках источников информации;
- сам является источником информации;
- поддерживает и поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь».
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить
мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате
ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив
необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной
деятельности» [Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие
интеллектуальной активности /]
«У
учащихся
при
выполнении
проекта
возникают
свои
специфические
сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из
ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит
2
усвоение
новой
информации,
но
процесс
этот
осуществляется
в
сфере
неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно
намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая
оптимальные при наличии альтернатив». [Метод проектов в образовательной области
"Технология"].
Оценивание результатов проектной деятельности:
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность
ответов каждого члена группы;
- рефлексия и самооценка учащихся (умение делать выбор и осмыслять как
последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
- значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике;
- корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых
результатов;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний
из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения,
выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта.
Цели проектной деятельности:
1.
Повышение
личной
уверенности
каждого
участника
проектной
деятельности, его самореализации и рефлексии.
2.
Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества
для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
3.
Развитие исследовательских умений.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе
возникает
какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой
требуются
интегрированные
знания
из
различных
областей,
а
также
применение исследовательских методик.
«Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения,
состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями
образовательных
стандартов.
Практически
не
удается
сформулировать
проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания,
умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при
выполнении учениками этих заданий» [Гузеев В.В. Планирование результатов
образования и образовательная технология.М.: Народное образов].
Плюсы проектной деятельности:
+ навыки самообразования и самоконтроля;
+ моделируется реальная технологическая цепочка – «задача-результат»;
+ навыки групповой деятельности;
3
+ индивидуальный подход;
+ интерес к познавательной деятельности.
Минусы проектной деятельности:
– возрастает нагрузка на учителя;
– ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей,
технические накладки);
– психологические коммуникативные проблемы;
– проблема субъективной оценки.
Рассмотрим этап проектной деятельности на уроках окружающего мира.
Тип проекта - исследовательский
ТЕМА : Круговорот воды в природе
ЦЕЛЬ данного проекта – показать , что вода находится в постоянном движении-
круговороте во всех временах года.
ЭТАП проекта – подготовительный
Инициативные группы (аналитики, испытатели, иллюстраторы)
Фрагмент 1
Аналитик: нам нужно подумать над темой и выработать план действий, который
поможет нам разрешить нашу проблему и ответить на вопрос: действительно ли вода
непрерывно находится в круговороте движения
Вариант 1. Я думаю, что вода находится в движении только в теплое время года.
Вариант 2 . Мне кажется, что вода не вертится по кругу.
Вариант3. Я считаю, что вода вертится по кругу всегда, то есть непрерывно находится
в круговороте движения.
Фрагмент 2
Этап проекта – проектная деятельность, эксперты делятся собранной информацией.
Цель этапа – сделать вывод и систематизировать наблюдения в виде правила, схемы.
Доклады детей о снеге, дожде, льде, водоемах.
Аналитики. Мы видим, что вода постоянно находится в круговороте движения
независимо от времени года.
А сейчас «исследователи» проверят наши выводы, решив практические задачи.
Цепочка: вода – пар – облако – дождь. Рассказ о всей цепочке. Можно ли изменить
цепочку?
Аналитик: подводя итог всей проделанной работе, мы можем утверждать, что цепочку
круговорота воды в природе нарушить нельзя – это неизбежный закон природы.
Далее проделывается опыт.
Нагревают воду, над которой закреплен холодный предмет – тарелка со льдом. Вскоре
нижняя сторона тарелки станет влажной. Дети увидят на ней капли воды, которые
начнут падать вниз, как дождь.
Проектная деятельность развивает познавательные навыки учащихся, их
критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои
4
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
а
также
увидеть,
сформулировать и решить проблему.
Такие технологии могут найти широкое применение и как инструментарий
обеспечения
качества
собственно
образовательных
технологий
на
основе
педагогического проектирования и проведения педагогического эксперимента.
5