Напоминание

«Финансовое просвещение в детском саду: первые экономические знания дошкольников»


Автор: Наумова Наталья Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение № 2 РЖД детского сада № 36
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Финансовое просвещение в детском саду: первые экономические знания дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ: ПЕРВЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Введение

Современная образовательная парадигма уделяет значительное

внимание формированию финансовой грамотности с раннего возраста.

В

условиях

динамично

развивающейся

экономики

и

усложнения

финансовых

инструментов

возникает

необходимость

в

заложении

основ

экономического

мышления

уже

на

этапе

дошкольного

образования. Детский сад как первая ступень социализации ребенка

играет ключевую роль в формировании базовых представлений о

деньгах, ресурсах и рациональном потреблении.

Финансовое

просвещение

дошкольников

не

предполагает

изучения

сложных

экономических

концепций,

но

направлено

на

развитие первичных навыков обращения с деньгами, понимания их

ценности и основ планирования. Данный процесс требует методически

выверенного подхода, учитывающего возрастные особенности детей

3–7 лет.

Актуальность

финансового

просвещения

в

дошкольном

возрасте

Экономическая социализация

ребенка начинается задолго

до

школы.

Дети

наблюдают

за

поведением

родителей,

фиксируют

способы совершения покупок, участвуют в семейных обсуждениях,

связанных

с

финансами.

Однако

без

системного

подхода

эти

представления могут носить фрагментарный или искаженный характер.

Исследования

в

области

педагогики

и

детской

психологии

(например, работы А.Ф. Шаталова, Л.С. Выготского) подтверждают, что

дошкольный

возраст

является

сензитивным

периодом

для

формирования базовых социальных навыков, включая экономические.

В этот период у детей активно развивается:

понятийное мышление (способность оперировать абстрактными

категориями, такими как "цена", "экономия");

социальная компетентность (понимание роли денег в обществе);

элементарные

математические

навыки

(счет,

сравнение

количеств).

Таким образом, введение элементов финансовой грамотности в

программу детского сада способствует не только экономическому, но и

когнитивному развитию ребенка.

Основные задачи финансового просвещения дошкольников

Формирование экономических знаний у детей 3–7 лет должно

строиться на следующих принципах:

Доступность

информация

подается

в

игровой

форме,

без

сложных терминов.

Практическая направленность – дети учатся применять знания в

смоделированных ситуациях (игра в магазин, планирование бюджета

для игрушек).

Постепенность – от простых понятий (деньги как средство обмена)

к более сложным (накопление, разумное потребление).

Ключевые задачи финансового просвещения в ДОУ включают:

формирование

представлений

о

деньгах

как

универсальном

средстве обмена;

обучение

основам

планирования

(например,

распределение

карманных денег);

развитие навыков разумного потребления (понимание разницы

между "хочу" и "нужно");

воспитание уважения к труду как источнику дохода.

Методы и формы работы

1. Сюжетно-ролевые игры

Наиболее эффективный метод обучения дошкольников – игровая

деятельность. Сюжетно-ролевые игры ("Магазин", "Банк", "Ярмарка")

позволяют

моделировать

реальные

экономические

ситуации.

В

процессе игры дети:

усваивают понятия "цена", "сдача", "покупка";

учатся считать деньги;

развивают коммуникативные навыки (торговля, обмен).

2. Дидактические игры и упражнения

Простые задания, такие как:

сортировка монет по номиналу;

сравнение

стоимости

предметов

("Что

дороже:

яблоко

или

конфета?");

решение элементарных задач ("Хватит ли 10 рублей на две

конфеты?"),

способствуют развитию логического мышления и математических

навыков.

3. Чтение художественной литературы

Сказки и рассказы с экономическим подтекстом ("Муха-Цокотуха"

К.

Чуковского,

"Теремок"

в

адаптированной

версии)

помогают

в

доступной

форме

объяснить

принципы

обмена,

накопления

и

сотрудничества.

4. Проектная деятельность

Мини-проекты, такие как:

создание "семейного бюджета" для игрушечной семьи;

организация "выставки-продажи" поделок,

позволяют закрепить полученные знания в коллективной работе.

Роль педагога и родителей

Эффективность финансового просвещения

в

ДОУ

во

многом

зависит от слаженного взаимодействия воспитателей и родителей.

Педагог выполняет следующие функции:

разработка игровых сценариев с экономическим содержанием;

создание

предметно-развивающей

среды

(игровые

зоны

"Магазин", "Банк");

консультирование

родителей

по

вопросам

финансового

воспитания.

Родители, в свою очередь, могут:

вовлекать

ребенка

в

простые

финансовые

операции

(оплата

мелких покупок);

объяснять источник семейного дохода ("Деньги зарабатывают

трудом");

поощрять накопления (например, с помощью копилки).

Ожидаемые результаты

При

системном

подходе

к

финансовому

просвещению

у

дошкольников формируются:

знания

о

функциях

денег,

способах

их

получения

и

использования;

умения считать деньги, планировать небольшие расходы;

ценностные установки – уважение к труду, понимание важности

разумного потребления.

Эти

навыки

становятся

основой

для

дальнейшего

изучения

экономики в школе и способствуют адаптации ребенка в современном

финансовом мире.

Заключение

Финансовое

просвещение

в

детском

саду

важный

этап

экономической

социализации

ребенка.

Использование

игровых

методов, взаимодействие с родителями и постепенное усложнение

материала

позволяют

сформировать

у

дошкольников

базовые

финансовые

компетенции.

Внедрение

элементов

финансовой

грамотности

в

образовательную

программу

ДОУ

способствует

не

только

развитию

математических

и

социальных

навыков,

но

и

закладывает основы ответственного отношения к деньгам в будущем.

Таким образом, раннее экономическое образование – это не дань

моде, а необходимость, продиктованная реалиями современного мира.

Грамотно организованная работа в этом направлении поможет детям

стать

более

осознанными

и

самостоятельными

в

финансовых

вопросах.



В раздел образования