Автор: Улаева Элла Викторовна
Должность: Воспитатель учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: МОТИВАЦИЯ, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Раздел: среднее образование
МОТИВАЦИЯ, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ
ПОДРОСТКАМИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Улаева Элла Викторовна,
воспитатель учебного курса,
ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище»
Ключевые слова: мотивация, кадеты, кадетское образование, учебная
деятельность, дисциплина, патриотическое воспитание, лидерские качества,
внутренняя мотивация, внешняя мотивация, целеполагание.
В статье рассматривается значимость мотивации как ключевого
фактора, определяющего успешность кадетов в достижении поставленных
целей. Анализируются различные типы мотивации, их влияние на учебную
деятельность,
дисциплину,
патриотическое
воспитание
и
развитие
лидерских качеств кадетов. Предлагаются практические рекомендации для
педагогов
и
воспитателей
кадетских
училищ
по
формированию
и
поддержанию высокой мотивации у кадетов. Особое внимание уделяется
созданию
мотивирующей
образовательной
среды,
использованию
индивидуального подхода и вовлечению кадетов в процесс целеполагания.
Кадетское образование, нацеленное на подготовку будущих офицеров
и лидеров, предъявляет высокие требования к обучающимся. Помимо
усвоения знаний и навыков, кадеты должны обладать высокой дисциплиной,
чувством долга, патриотизмом и стремлением к самосовершенствованию.
Однако, достижение этих целей невозможно без наличия сильной мотивации.
Мотивация, как внутренний двигатель, побуждает кадетов к активной
деятельности, преодолению трудностей и достижению поставленных целей.
Мотивация играет ключевую роль в различных аспектах кадетского
образования:
В
учебной
деятельности:
высокая
мотивация
к
учебе
способствует
активному
усвоению
знаний,
развитию
познавательных
интересов и формированию навыков самообразования. Мотивированные
кадеты проявляют больше инициативы, задают вопросы, стремятся к
углубленному изучению предметов и успешно справляются с учебными
задачами.
В
развитии
дисциплины
и
ответственности:
мотивация
к
соблюдению Устава и Правил внутреннего распорядка кадетского училища
формирует чувство ответственности за свои поступки, уважение к старшим и
готовность следовать установленным нормам. Мотивированные кадеты
понимают важность дисциплины для успешного обучения и будущей
карьеры.
В
патриотическом
воспитании:
мотивация
к
служению
Отечеству, гордость за свою страну и ее историю являются основой
патриотического воспитания кадетов. Мотивированные кадеты активно
участвуют в военно-патриотических мероприятиях, интересуются историей
своей страны и готовы защищать ее интересы.
В развитии лидерских качеств: мотивация к саморазвитию,
стремление к достижению высоких результатов и готовность брать на себя
ответственность
являются
важными
качествами
настоящего
лидера.
Мотивированные кадеты проявляют инициативу, организуют командную
работу, умеют вдохновлять и вести за собой других.
Различают два основных типа мотивации:
1.
Внутренняя мотивация. Она основана на интересе к самой
деятельности, удовольствии от процесса обучения и чувстве удовлетворения
от достигнутых результатов. Внутренне мотивированные кадеты учатся с
удовольствием, стремятся к новым знаниям и не нуждаются во внешнем
контроле.
2.
Внешняя мотивация. Её основа заложена во внешних стимулах,
таких как оценки, похвала, награды или избежание наказания. Внешне
мотивированные кадеты учатся, чтобы получить хорошие оценки или
избежать неприятностей.
Для достижения устойчивых результатов важно формировать у кадетов
внутреннюю
мотивацию,
однако
и
внешняя
мотивация
может
быть
эффективным инструментом при умелом использовании.
Для формирования и поддержания высокой мотивации у кадетов
необходимо выполнение обязательных условий:
1.
Создание мотивирующей образовательной среды:
обеспечение комфортных условий для обучения и проживания;
создание атмосферы доверия и взаимоуважения;
организация
интересной
и
разнообразной
внеурочной
деятельности.
2.
Использование индивидуального подхода:
учёт индивидуальных особенностей, интересов и потребностей
каждого кадета;
разработка индивидуальных образовательных траекторий;
предоставление возможности выбора учебных дисциплин и
внеурочных занятий.
3.
Вовлечение кадетов в процесс целеполагания:
помощь кадетам в постановке реалистичных и достижимых
целей;
совместное планирование деятельности по достижению целей;
регулярный анализ достигнутых результатов и корректировка
целей.
4.
Использование разнообразных методов обучения:
применение интерактивных методов обучения, стимулирующих
познавательную активность;
организация проектной деятельности, позволяющей кадетам
применять полученные знания на практике;
использование игровых технологий, делающих обучение более
увлекательным.
5.
Поощрение достижений и поддержка в случае неудач:
регулярная похвала и признание достижений кадетов;
предоставление конструктивной обратной связи;
поддержка в случае неудач и помощь в преодолении трудностей.
6.
Привлечение
успешных
выпускников
кадетского
училища
в
качестве примеров для подражания:
организация
встреч
и
мастер-классов
с
успешными
выпускниками;
демонстрация
примеров
успешной
карьеры
и
достижения
поставленных целей.
Мотивация является важнейшим фактором, определяющим успешность
кадетов в достижении поставленных целей. Формирование и поддержание
высокой мотивации требует комплексного подхода, включающего создание
мотивирующей образовательной среды, использование индивидуального
подхода,
вовлечение
кадетов
в
процесс
целеполагания,
применение
разнообразных методов обучения, поощрение достижений и поддержку в
случае неудач. Эффективная работа по формированию мотивации у кадетов
является залогом успешной подготовки будущих офицеров и лидеров,
способных внести значительный вклад в развитие нашей страны.
Список литературы:
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. -
512 с.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте /
А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. - М.:
Педагогика, 1986. - 392 с.
Гордеева,
Т.О.
Мотивация
учебной
деятельности:
теория,
исследования, практика / Т.О. Гордеева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. - 176
с.
Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г.
Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с.
Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. / В.К.
Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 288 с.