Автор: Мирошниченко Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №6 "Радуга"
Населённый пункт: г. Керчь
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Сотрудничество с родителями при организации трудовой деятельности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга»
«Взаимодействие с семьями воспитанников
при организации трудового воспитания
дошкольников»
Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания
А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд – это
совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает
маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспиты-
вается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что
именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает че-
ловека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять
счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд это проявление заботы
людей друг о друге. Труду ребенок может научиться только при непосред-
ственном участии в труде, и чем раньше ребенок будет приобщен к труду,
тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приоб-
щается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд. Чем
раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем
успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого прави-
ла ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.
Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к дея-
тельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с дет-
ства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не толь-
ко расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает
ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняе-
мых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому тру-
ду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волево-
го напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не
оказывает положительного воспитательного воздействия.
Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Нача-
ло трудового урока всегда является трудным, так как ребенок испытывает
робость, нерешительность, боязнь (А вдруг не получится?»). Чтобы побороть
нерешительность ребенка в труде, родители начинают обучение труду с по-
каза, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умение сфор-
мировано и ребенок может выполнить порученное дело самостоятельно,
взрослым остается лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой
работы и одобрение старательности и прилежания в работе.
Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои
трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая
позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей,
укрепляет веру ребенка и свои силы, учит его работать добросовестно. Мож-
но давать следующие постоянные трудовые поручения детям: поливать и
ухаживать за цветами; вытирать пыль на подоконниках, мебели; накрывать
на стол и убирать со стола; отвечать за книжную полку или за книжный шкаф
и держать их в порядке; получать газеты и журналы, складывать их в опреде-
ленном месте; кормить котенка или щенка; производить уборку в отдельной
комнате или квартире; если в семье есть огород или цветник, выполнять
определенные виды работы (поливать, пропалывать, собирать урожай и др.);
помогать в уборке и мытье посуды.
Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически
заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.
Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление.
Ученые физиологи обосновали положение о том, что смена видов деятельно-
сти, чередование разных видов труда – необходимое условие снятия утомле-
ния. Такое чередование в режиме дня дошкольника особенно необходимо,
потому что утомление у него наступает значительно раньше, чем у взросло-
го. Накопившееся в детском саду утомление легко снимается, если ребенок
выполнит какие-то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела
связаны с пребыванием ребенка на воздухе.
А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей
должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение
справедливо во всех видах труда. И в семье также имеются условия для кол-
лективного труда ребенка: совместное приготовление праздничного стола,
уборка квартиры, работа на огороде, в саду. Коллективный труд создает
благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом
семьи, осознал свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд дает воз-
можность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарище-
ства в работе. От родителей в значительной мере зависит, будет ли трудолю-
бив ребенок, научится ли он ответственно относиться к любому, даже не
очень привлекательному, но нужному делу, будет ли сопереживать, и содей-
ствовать тому, кто трудится рядом.
Труд был, есть и будет основным условием всестороннего, гармоническо-
го развития человека. Как известно, в труде формируются практические уме-
ния растущей личности, развиваются ее способности, воспитывается привыч-
ка к доведению начатого до конца, творческое восприятие окружающего.
Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и пе-
дагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим
навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, про-
являющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь
взрослым в семье.
Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приоб-
щении к доступной трудовой деятельности и формирования у них положи-
тельного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно
включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и
умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. Наилучшим спосо-
бом это достигается совместной работой ДОУ и семьи в этом направлени-
и.Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации де-
тей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития
ребёнка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка.
Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с
другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.
Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками,
зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное раз-
витие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном
процессе вряд ли возможно.
Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать.
Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоцио-
нальный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отноше-
ние к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль се-
мейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение
ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Из-
вестно также, что именно родители их личностные качества во многом опре-
деляют результативность воспитательной функции семьи.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет
важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это
взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педа-
гогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последова-
тельны они в процессе воспитания и обучения детей.
Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие воз-
можности для включения его в труд, направленный на удовлетворение по-
требностей коллектива. Но содержание труда различно, и это сказывается на
формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском саду
ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть
поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть по-
нятно ребёнку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые
поручения, которые будут выполняться дошкольниками: поливать домашние
растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т.д.
Казалось бы все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют
ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает
его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании
любви к родному дому.
Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на
детский сад. Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе
как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи
взрослым, и тем самым достигается единство семьи и детского сада в воспи-
тании у дошкольников ответственности.
Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И
наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать
атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду
можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. Полезно
организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в
детском саду. Такой работой, объединяющей детей и взрослых, может стать
весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке и т.д.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и
педагогов приближает семью к детскому саду.
В последние годы наблюдается снижение воспитательного потенциала
семьи в современной ситуации развития общества. Причинами такого явле-
ния является бедность, высокая занятость родителей, трансформация гендер-
ных отношений и родительских ролей. Современные исследования отмеча-
ют, что доминирующее положение в семье занимает работающая мать, зара-
батывающая деньги для семьи и отвечающая за воспитание детей.Изучение
феномена семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание в по-
следние годы отчуждения между родителями и детьми, в отдельных случаях
родители самоустраняются от своих детей, не выполняют воспитательные
функции, ориентируясь главным образом на внутрисемейные отношения. Не-
которые родители считают, что их главная задача состоит в обеспечении со-
держания ребенка в семье, создании условий для его жизнедеятельности, а
воспитанием должны заниматься детский сад и школа. В таком подходе про-
является инерция старых представлений о приоритете общественного воспи-
тания над семейным. Таким образом, анализ проблем современной семьи
обусловливает необходимость построения образовательного пространства в
ДОУ. Образование родителей выполняет функцию помощи и поддержки, за-
щиты детей и их родителей, обеспечивает профессиональное решение тех
или иных проблем воспитания, инициирует ответственность родителей за
судьбу своих детей.
Факторы, препятствующие эффективному взаимодействию с родителя-
ми воспитанников: ожидание быстрого успеха и результата; отсутствие у
воспитателя опыта группового взаимодействия с родителями; трудности в
налаживании коммуникации (закрытость родителей); редкость, кратковре-
менность такой работы, ее бессистемный характер; родительские стереотипы
«я и так все знаю» и др.
Формы работы с родителями можно условно разделить на групповые
и индивидуальные.
- Групповые: родительские собрания, конференции, форумы, практические
занятия, тренинги, педагогические лектории, родительские клубы, «круглые
столы» по обсуждению каких-либо проблемных вопросов.
- Индивидуальные: беседы, консультации, посещение семьи.
Методы работы с родителями:
лекции,
дискуссии,
эвристические беседы,
мини-эксперимент,
игры и др.
Средства образования родителей: общение воспитателей, детей и ро-
дителей; средства массовой информации; выставки педагогической литерату-
ры; обсуждение фильмов, родительские ассоциации, родительские уголки,
совместные походы и экскурсии и др.
Таким образом, эффективность всей работы во взаимодействии ДОУ и
семьи зависит от того, насколько профессионально организована работа пе-
дагога, администрации ДОУ с родителями воспитанников. Она требует на-
личия психолого-педагогических знаний и профессиональных умений в вы-
страивании дифференцированного взаимодействия с каждой семьей.
Практика показывает, что любое начинание в педагогической деятель-
ности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэто-
му в работе с семьей по трудовому воспитанию используются разнообразные
формы и методы. Надо остановится на тех, которые оказались наиболее дей-
ственными. Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели знако-
мятся с тем, какие трудовые навыки у ребенка выработаны. Приглашают ро-
дителей для консультаций, личного знакомства с ними, показа условий рабо-
ты учреждения.На протяжении учебного года воспитатели постоянно оказы-
вают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспита-
нии детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из
условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность,
подготавливают краткие методические рекомендации-памятки. В уголках для
родителей систематически помещают информацию по проблеме трудового
воспитания. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приго-
товление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как под-
держивается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может
наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые. В детских са-
дах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи,
стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т., осуществляются в
специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гу-
ляют, уходят домой). Такой сильный фактор воспитания, как личный пример
взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо
создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животвор-
ные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути.
Пер-
вый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение
его значения; второй путь — непосредственная организация (в той мере, в
которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрос-
лых и детей. Также широко практикуется совместный труд детей и роди-
телей: периодически надо организовать субботники по благоустройству
участков детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для
птиц, шитье кукольной одежды. Коллективный труд на общую пользу, кото-
рый видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их
нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости,
когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.
Совместный труд детей и родителей практикуется и при подготовке
массовых праздников. Так, осенью устраиваются ярмарки, в подготовке к
которой участвуют и дети и родители. Вместе они делают поделки, пекут до-
машние блины и пряники, устраивают выставку творческих поделок «Что
нам осень принесла?». Чтобы ближе показать родителям жизнь детского са-
да, его содержательную и многогранную работу, необходимо практиковать
дни открытых дверей для них.
Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и много-
гранна. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований; гото-
вых рецептов. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если
детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а се-
мья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяют
воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не
только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но
и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач
воспитания.
Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дает
свои положительные результаты. Родители должны прислушиваться к сове-
там воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких совет-
чиков. Родители должны находить время подождать, пока ребенок разденет-
ся или оденется самостоятельно (любимая поговорка педагогов: «Не делайте
за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»). На собраниях, в бесе-
дах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как
формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание
помочь старшим. И как приятно педагогам, что у многих появляется устой-
чивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но посто-
янные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая
готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициа-
тивой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощ-
ником в семье.Но в результате правильно проделанной работы, использова-
нии различных форм и методов общения с родителями, повышается психоло-
го – педагогическая грамотность родителей; повышается культура межлич-
ностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи по проблеме трудового
воспитания позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимо-
действии с родителями приносит отрадные результаты.
Воспитание привычки к труду — дело хлопотное. Родителям не приходит-
ся ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего, потому, что любовь к
труду воспитывается только в труде, а всякий труд связан с преодолением
неумений, с усилием, усталостью, напряжением. В труде формируются такие
качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинирован-
ность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных посиль-
ных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства от-
ветственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех
этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и
заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд
побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким об-
разом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых
для жизни в обществе.