Напоминание

"Сотрудничество с родителями при организации трудовой деятельности дошкольников"


Автор: Мирошниченко Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №6 "Радуга"
Населённый пункт: г. Керчь
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Сотрудничество с родителями при организации трудовой деятельности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Керчи Республики Крым «Детский сад комбинированного вида №6 «Радуга»

«Взаимодействие с семьями воспитанников

при организации трудового воспитания

дошкольников»

Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания

А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд – это

совсем не то, чем заняты руки ребенка. Труд это то, что развивает

маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспиты-

вается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что

именно творческий труд, делает человека богато духовно. Труд развивает че-

ловека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять

счастье, благополучие. Еще можно сказать, что труд это проявление заботы

людей друг о друге. Труду ребенок может научиться только при непосред-

ственном участии в труде, и чем раньше ребенок будет приобщен к труду,

тем успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Дошкольник приоб-

щается к труду в основном через самообслуживание и бытовой труд. Чем

раньше родители будут привлекать дошкольника к бытовому труду, тем

успешнее будет проходить его трудовое воспитание. Нарушение этого прави-

ла ведет к ошибкам и созданию определенных трудностей в воспитании.

Каждый человек получает от рождения определенную наклонность к дея-

тельности вообще. Эта наклонность может не развиться, если ребенок с дет-

ства не привык заниматься нужным и полезным делом. С возрастом не толь-

ко расширяется круг трудовых обязанностей, но и усложняется, возрастает

ответственность перед взрослыми за своевременность и качество выполняе-

мых трудовых уроков. Во время выполнения обязанностей по бытовому тру-

ду не надо бояться труда, требующего умственного или физического волево-

го напряжения. Легко полученная победа не вызывает чувства радости и не

оказывает положительного воспитательного воздействия.

Радость победы и удовлетворение от работы не приходят сами собой. Нача-

ло трудового урока всегда является трудным, так как ребенок испытывает

робость, нерешительность, боязнь (А вдруг не получится?»). Чтобы побороть

нерешительность ребенка в труде, родители начинают обучение труду с по-

каза, как выполняется та или иная трудовая операция. Когда же умение сфор-

мировано и ребенок может выполнить порученное дело самостоятельно,

взрослым остается лишь неназойливый контроль за качеством выполняемой

работы и одобрение старательности и прилежания в работе.

Надо так организовать жизнь ребенка в семье, чтобы он смотрел на свои

трудовые поручения как на необходимость, как на долг перед семьей. Такая

позиция родителей, при которой они не могут обойтись без труда детей,

укрепляет веру ребенка и свои силы, учит его работать добросовестно. Мож-

но давать следующие постоянные трудовые поручения детям: поливать и

ухаживать за цветами; вытирать пыль на подоконниках, мебели; накрывать

на стол и убирать со стола; отвечать за книжную полку или за книжный шкаф

и держать их в порядке; получать газеты и журналы, складывать их в опреде-

ленном месте; кормить котенка или щенка; производить уборку в отдельной

комнате или квартире; если в семье есть огород или цветник, выполнять

определенные виды работы (поливать, пропалывать, собирать урожай и др.);

помогать в уборке и мытье посуды.

Выполняя поручения в повседневном быту, ребенок учится практически

заботиться о людях, учится действенной любви и дружбе.

Труд должен сменяться отдыхом, так как любой труд вызывает утомление.

Ученые физиологи обосновали положение о том, что смена видов деятельно-

сти, чередование разных видов труда – необходимое условие снятия утомле-

ния. Такое чередование в режиме дня дошкольника особенно необходимо,

потому что утомление у него наступает значительно раньше, чем у взросло-

го. Накопившееся в детском саду утомление легко снимается, если ребенок

выполнит какие-то обязанности по дому, особенно полезно, если эти дела

связаны с пребыванием ребенка на воздухе.

А. С. Макаренко сформулировал положение о том, что воспитание детей

должно быть в коллективе, для коллектива и через коллектив. Это положение

справедливо во всех видах труда. И в семье также имеются условия для кол-

лективного труда ребенка: совместное приготовление праздничного стола,

уборка квартиры, работа на огороде, в саду. Коллективный труд создает

благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя членом

семьи, осознал свою неразрывную связь с ней. Коллективный труд дает воз-

можность ребенку пережить удовлетворение от взаимопомощи и товарище-

ства в работе. От родителей в значительной мере зависит, будет ли трудолю-

бив ребенок, научится ли он ответственно относиться к любому, даже не

очень привлекательному, но нужному делу, будет ли сопереживать, и содей-

ствовать тому, кто трудится рядом.

Труд был, есть и будет основным условием всестороннего, гармоническо-

го развития человека. Как известно, в труде формируются практические уме-

ния растущей личности, развиваются ее способности, воспитывается привыч-

ка к доведению начатого до конца, творческое восприятие окружающего.

Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и пе-

дагог, и родители хотят видеть своего ребёнка трудолюбивым, обладающим

навыками доступного им труда, с уважением относиться к труду людей, про-

являющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь

взрослым в семье.

Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приоб-

щении к доступной трудовой деятельности и формирования у них положи-

тельного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно

включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и

умения, желание и стремление трудиться самостоятельно. Наилучшим спосо-

бом это достигается совместной работой ДОУ и семьи в этом направлени-

и.Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации де-

тей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития

ребёнка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка.

Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с

другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.

Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками,

зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное раз-

витие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном

процессе вряд ли возможно.

Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка также нельзя недооценивать.

Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоцио-

нальный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отноше-

ние к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль се-

мейного воспитания – влияние на ценностные ориентации, мировоззрение

ребёнка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Из-

вестно также, что именно родители их личностные качества во многом опре-

деляют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет

важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это

взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, что родители и педа-

гогический коллектив ожидают друг от друга, насколько едины и последова-

тельны они в процессе воспитания и обучения детей.

Жизнь ребёнка и в детском саду, и в семье содержит в себе большие воз-

можности для включения его в труд, направленный на удовлетворение по-

требностей коллектива. Но содержание труда различно, и это сказывается на

формировании различных трудовых навыков у дошкольника. В детском саду

ребёнок накрывает на стол только когда дежурит. В семье ему может быть

поручено постоянное участие в этом деле, и это различие должно быть по-

нятно ребёнку. Исходя из условий семьи, в каждой можно найти трудовые

поручения, которые будут выполняться дошкольниками: поливать домашние

растения, заготавливая заранее воду, кормить котёнка, мыть его миску и т.д.

Казалось бы все эти дела незначительны, но они постоянны и позволяют

ребёнку почувствовать свои обязанности. Такое приобщение к труду делает

его членом семейного коллектива, что имеет большое значение в воспитании

любви к родному дому.

Формирующие представления об обязанностях переносятся ребёнком на

детский сад. Он уже понимает смысл предлагаемых ему поручений в группе

как проявление заботливого отношения к сверстникам, оказание помощи

взрослым, и тем самым достигается единство семьи и детского сада в воспи-

тании у дошкольников ответственности.

Изготавливая что-то в группе, ребёнок с гордостью несёт это домой. И

наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать

атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду

можно привлечь и детей, определив для них доступные операции. Полезно

организовывать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в

детском саду. Такой работой, объединяющей детей и взрослых, может стать

весенняя уборка участка, подготовка огорода к посадке и т.д.

Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и

педагогов приближает семью к детскому саду.

В последние годы наблюдается снижение воспитательного потенциала

семьи в современной ситуации развития общества. Причинами такого явле-

ния является бедность, высокая занятость родителей, трансформация гендер-

ных отношений и родительских ролей. Современные исследования отмеча-

ют, что доминирующее положение в семье занимает работающая мать, зара-

батывающая деньги для семьи и отвечающая за воспитание детей.Изучение

феномена семейного неблагополучия позволяет отметить нарастание в по-

следние годы отчуждения между родителями и детьми, в отдельных случаях

родители самоустраняются от своих детей, не выполняют воспитательные

функции, ориентируясь главным образом на внутрисемейные отношения. Не-

которые родители считают, что их главная задача состоит в обеспечении со-

держания ребенка в семье, создании условий для его жизнедеятельности, а

воспитанием должны заниматься детский сад и школа. В таком подходе про-

является инерция старых представлений о приоритете общественного воспи-

тания над семейным. Таким образом, анализ проблем современной семьи

обусловливает необходимость построения образовательного пространства в

ДОУ. Образование родителей выполняет функцию помощи и поддержки, за-

щиты детей и их родителей, обеспечивает профессиональное решение тех

или иных проблем воспитания, инициирует ответственность родителей за

судьбу своих детей.

Факторы, препятствующие эффективному взаимодействию с родителя-

ми воспитанников: ожидание быстрого успеха и результата; отсутствие у

воспитателя опыта группового взаимодействия с родителями; трудности в

налаживании коммуникации (закрытость родителей); редкость, кратковре-

менность такой работы, ее бессистемный характер; родительские стереотипы

«я и так все знаю» и др.

Формы работы с родителями можно условно разделить на групповые

и индивидуальные.

- Групповые: родительские собрания, конференции, форумы, практические

занятия, тренинги, педагогические лектории, родительские клубы, «круглые

столы» по обсуждению каких-либо проблемных вопросов.

- Индивидуальные: беседы, консультации, посещение семьи.

Методы работы с родителями:

лекции,

дискуссии,

эвристические беседы,

мини-эксперимент,

игры и др.

Средства образования родителей: общение воспитателей, детей и ро-

дителей; средства массовой информации; выставки педагогической литерату-

ры; обсуждение фильмов, родительские ассоциации, родительские уголки,

совместные походы и экскурсии и др.

Таким образом, эффективность всей работы во взаимодействии ДОУ и

семьи зависит от того, насколько профессионально организована работа пе-

дагога, администрации ДОУ с родителями воспитанников. Она требует на-

личия психолого-педагогических знаний и профессиональных умений в вы-

страивании дифференцированного взаимодействия с каждой семьей.

Практика показывает, что любое начинание в педагогической деятель-

ности будет эффективным, если в нем принимают участие родители. Поэто-

му в работе с семьей по трудовому воспитанию используются разнообразные

формы и методы. Надо остановится на тех, которые оказались наиболее дей-

ственными. Еще до поступления ребенка в детский сад воспитатели знако-

мятся с тем, какие трудовые навыки у ребенка выработаны. Приглашают ро-

дителей для консультаций, личного знакомства с ними, показа условий рабо-

ты учреждения.На протяжении учебного года воспитатели постоянно оказы-

вают практическую повседневную помощь родителям в трудовом воспита-

нии детей. Советуют, как оборудовать уголок для игры ребенка, исходя из

условий данной семьи, как вовлекать дошкольника в трудовую деятельность,

подготавливают краткие методические рекомендации-памятки. В уголках для

родителей систематически помещают информацию по проблеме трудового

воспитания. В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приго-

товление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как под-

держивается чистота и порядок в помещении. Таким образом, ребенок может

наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые. В детских са-

дах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи,

стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т., осуществляются в

специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гу-

ляют, уходят домой). Такой сильный фактор воспитания, как личный пример

взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо

создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животвор-

ные примеры поведения взрослых. Здесь возможны различные пути.

Пер-

вый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение

его значения; второй путь — непосредственная организация (в той мере, в

которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрос-

лых и детей. Также широко практикуется совместный труд детей и роди-

телей: периодически надо организовать субботники по благоустройству

участков детского сада, изготовление и ремонт скворечников и кормушек для

птиц, шитье кукольной одежды. Коллективный труд на общую пользу, кото-

рый видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их

нравственно – трудовому воспитанию. У них появляется чувство радости,

когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудиться.

Совместный труд детей и родителей практикуется и при подготовке

массовых праздников. Так, осенью устраиваются ярмарки, в подготовке к

которой участвуют и дети и родители. Вместе они делают поделки, пекут до-

машние блины и пряники, устраивают выставку творческих поделок «Что

нам осень принесла?». Чтобы ближе показать родителям жизнь детского са-

да, его содержательную и многогранную работу, необходимо практиковать

дни открытых дверей для них.

Работа по совершенствованию трудового воспитания сложна и много-

гранна. Здесь не может быть раз и навсегда установленных требований; гото-

вых рецептов. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если

детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а се-

мья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяют

воспитание ребенка. Знание воспитательных возможностей позволяет не

только оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, но

и привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач

воспитания.

Именно система работы с родителями по трудовому воспитанию дает

свои положительные результаты. Родители должны прислушиваться к сове-

там воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких совет-

чиков. Родители должны находить время подождать, пока ребенок разденет-

ся или оденется самостоятельно (любимая поговорка педагогов: «Не делайте

за ребенка то, что он может сделать самостоятельно»). На собраниях, в бесе-

дах с воспитателями многие родители с большой теплотой рассказывают, как

формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание

помочь старшим. И как приятно педагогам, что у многих появляется устой-

чивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть маленькие, но посто-

янные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая

готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициа-

тивой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощ-

ником в семье.Но в результате правильно проделанной работы, использова-

нии различных форм и методов общения с родителями, повышается психоло-

го – педагогическая грамотность родителей; повышается культура межлич-

ностного взаимодействия детей в группе.

Опыт работы по взаимодействию ДОУ и семьи по проблеме трудового

воспитания позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимо-

действии с родителями приносит отрадные результаты.

Воспитание привычки к труду — дело хлопотное. Родителям не приходит-

ся ждать легких и быстрых результатов. Прежде всего, потому, что любовь к

труду воспитывается только в труде, а всякий труд связан с преодолением

неумений, с усилием, усталостью, напряжением. В труде формируются такие

качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинирован-

ность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных посиль-

ных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства от-

ветственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех

этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и

заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд

побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким об-

разом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых

для жизни в обществе.



В раздел образования