Напоминание

«Формирование позитивного взаимодействия в семье дошкольников – основа нравственного воспитания»


Автор: Курильчик Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение "Школа Марьина Роща имени В.Ф. Орлова"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование позитивного взаимодействия в семье дошкольников – основа нравственного воспитания»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Курильчик Елена Андреевна,

Воспитатель Государственного

бюджетного образовательного

учреждения «Школа Марьина

Роща имени В.Ф. Орлова»

г. Москвы

«Формирование позитивного взаимодействия в семье

дошкольников – основа нравственного воспитания»

Формирование позитивного взаимодействия в семье родителей и

детей ключевая задача нашего общества, так как в настоящее время общество

переживает кризис нравственных идеалов и ценностей. Сложность процесса

нравственного воспитания состоит в том, что целенаправленные

воспитательные воздействия преломляются через призму имеющегося у

ребенка первичного нравственного опыта, который формируется в семье. Но

в условиях семьи нравственное воспитание преломляется через отрывочность

знаний родителей, в некоторых семьях происходит деформация традиций

воспитания. Поэтому эффективность нравственного воспитания во многом

зависит от согласованной позиции дошкольного учреждения и семьи, так как

родители являются равноправными субъектами образовательных отношений,

о чем свидетельствует Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования. Рассматривая взаимоотношения в

семьях, можно выделить три типа:

Авторитарные родители – конфликтные дети. В такой семье родители

во всем контролируют ребенка, права выбора у ребенка нет,

эмоциональной поддержки нет, редко хвалят детей. Дети очень трудно

общаются со сверстниками, боятся всего. Чтобы проверить себя я

предлагаю родителям взять лист бумаги и написать с одной стороны,

сколько сделали замечаний и сколько похвалили ребенка. Постараться

родителям изменить взаимоотношения в семье, чтобы ребенок

научился обходиться без родителей, мог себя контролировать, имел

желание делать выбор.

Снисходительные родители – агрессивные дети. В такой семье

родители не задают ориентиров, на выпады детей реагируют жестко, у

детей складывается ощущение, что их не любят, а родители любят свое

спокойствие. Дети делают что-то такое, чтоб родители обратили

внимание. Видя такие семьи, стараюсь с помощью позитивного

примера переключить внимание родителей на совместные игры,

большего времяпровождения с детьми.

Авторитетные родители – общительные, доброжелательные дети. В

этих семьях родители требовательные, при этом объясняют детям,

почему такое поведение, эмоционально поддерживают с любовью и

болью за ребенка. Ребенок понимает, какие последствия могут быть,

если не выполнить требования родителей. В такой ситуации ребенок

живет в другой среде, ребенок свободно общается, родители поощряют

за хорошие поступки (не заваливают подарками, а вместе с детьми

больше проводят время). Для мамы в этой семье важно – ребенок

должен видеть образец для подражания. Если мама уважает отца, и

дети также будут делать. Дети списывают с нас свое поведение,

родители задают планку для нравственного поведения детей.

Основные задачи нравственного воспитания в этот период заключаются в

том, чтобы сформировать у ребенка потребность в активном общении со

взрослым и на этой основе воспитать у малыша положительное

эмоциональное отношение и привязанность к близким людям, пробудить

доброжелательный интерес к сверстникам, развить способность к

подражанию действиям взрослого и пониманию обращенной к ребенку речи,

понимания форм выражения запрета, побуждения: «можно», «нельзя»,

обеспечить формирование первых элементарных положительных привычек и

предупредить появление отрицательных способов поведения. На

консультациях для родителей детей раннего возраста рассказываю, что на

протяжении первого полугодия жизни форма непосредственно

эмоционального общения взрослого с ребенком является

преобладающей. Наше воспитательное влияние направлено на то, чтобы

вызвать у ребенка возрастающую активность в общении. В процессе

общения с родителями акцентирую их внимание на целенаправленное

изменение содержания общения с ребенком: родители активно привлекают

малыша к игрушкам, к манипулированию ими, а затем ребенка активно

привлекают к элементарным игровым действиям. Одновременно развиваем

интерес к сверстникам и общению с ними. С этой целью родители с детьми

проводят совместные игры («Прятки», «Догонялки»). Такие игры радуют

детей и вызывают доброжелательный интерес к сверстникам. Когда ребенок

уже посещает группу, я стремлюсь укрепить положительные

взаимоотношения между детьми, предупредить возникновение

отрицательных ситуаций и проявлений. Постепенно дети начинают

понимать, что нельзя обижать другого ребенка, отнимать у него игрушку.

Дети начинают узнавать по имени других детей в группе («где Саша», «где

Катя»), выполняют простые мои задания («Дай мишку Оле», «Покати мяч

Саше»). Положительные контакты между детьми в группе укрепляются. В

результате планомерной работы я вижу, что ребенок овладевает разными

формами поведения и общения с взрослыми и сверстниками, проявляет к ним

живой интерес. Поведение ребенка регулируется мной словами одобрения и

запрета. Большое внимание в этой связи мной уделяется задаче воспитания и

развития положительных эмоций и чувств детей: любви к родителям и

близким, привязанности к воспитателю, симпатии и дружелюбия к

сверстникам, что является главным фактором развития нравственной сферы

ребенка в раннем детстве.

На основе элементарных представлений об отдельных конкретных

хороших и плохих поступках, о том, что можно делать и что нельзя,

ребенок стремиться выполнить требования родителей, заслужить его

одобрение, проявить заботу и сочувствие к окружающим. Надо сказать, что

характерной особенностью детей второго года жизни является ситуативность

неустойчивость поведения, неумение сознательно регулировать свои

действия, управлять эмоциями. Все это я учитываю в воспитании детей.

Соблюдение правильного режима дня дома и в детском саду, охрана нервной

системы ребенка, поддержание у него уравновешенного положительного

эмоционального состояния, развитие активности и деятельности, чуткое,

доброжелательное отношение к ребенку с моей стороны являются

необходимыми условиями для осуществления задач нравственного

воспитания. В детском саду я рекомендую родителям приучать детей

проявлять заботу о близких людях. Воспитывая нравственное поведение

ребенка в семье, родители должны стремиться опереться на его эмоции,

вызвать собственным примером у ребенка соответствующие переживания и

действия. Если мать говорит малышу шепотом: «Не шуми, папа устал, спит»,

то и ребенок, подражая ей, начинает вести себя тихо, а если кто-то нарушит

тишину, напоминает, что папа спит. Развивая игровые действия ребенка, я

постоянно побуждает детей к проявлению заботы, сочувствия, нежности

(«Покачай заболевшую куклу», «Покорми голодного зайчика» и т. п.). В

настоящее время очень мало обращают родители внимание на сочувствие,

сострадание к другому, в основном, чтобы ребенку было хорошо и, чтобы его

никто не обидел. Показывая детям инсценировки с игрушками, рассказывая

небольшие сказки, читая стихи, в которых в привлекательном для детей виде

раскрываются воспитываемые положительные формы поведения, я

практическими методами приучаю и упражняю детей в правильных

поступках.

Так, к примеру, происходит овладение ребенком двух лет элементами

культурного поведения; умение говорить спасибо, пожалуйста, здороваться,

прощаться с взрослыми. В начале приучения к данным формам поведения я

воспроизвожу их совместно с ребенком: предлагая малышу повторить свои

действия и произнести те же слова, что произношу я («Доброе утро»,

«Большое спасибо» и т. п.), или же произвожу действия и произношу слова

вместе с ребенком («Давай вместе скажем тете спасибо»). Затем ребенок

действует по моему напоминанию («Что нужно сказать?», «Скажи ласково

спасибо»). В отдельных случаях малыш сам начинает предпринимать

попытки самостоятельно воспроизвести знакомые способы поведения. Эти

первые попытки проявления самостоятельности я всегда положительно

оцениваю похвалой. Большое внимание на втором году жизни детей уделяю

развитию детской самостоятельности в режимных процессах, что неразрывно

связано с овладением детьми соответствующими правилами поведения за

столом, в умывальной комнате, в раздевальне. Эти правила в элементарной

форме закрепляются в семье. К примеру, родители говорят детям, что во

время еды есть надо аккуратно, вытирать рот салфеткой, а после еды

благодарить старших. В процессе умывания, одевания детей 2—3 лет я

привлекаю к элементарной помощи друг другу: поднять оброненную вещь,

помочь повесить полотенце, сложить одежду и пр. Для того чтобы дети

обращали внимание на затруднение сверстника, я побуждаю их к помощи,

показываю, как следует поступить, поощряю положительные проявления. Но

так как воля ребенка еще слаба, поэтому выполнение подобных требований

представляет для него определенные трудности.

Учитывая это, я соблюдаю следующие правила:

Запретов должно быть немного, тогда дети запомнят их;

Запрещается то, что может принести действительный вред здоровью

ребенка (есть снег, играть с острыми предметами и т. п.) или

способствовать формированию отрицательных черт поведения

(обижать детей, мучить животных и т. п.);

Запрет должен действовать постоянно и выдвигаться всеми

воспитывающими ребенка взрослыми;

Запрещение делается спокойным, твердым, внушительным тоном.

Маленькие дети всегда внимательны к словам взрослого, особенно тогда,

когда они сказаны убедительно.

Совместно с родителями я стараюсь придать детским

взаимоотношениям эмоционально-положительную окраску, формировать у

детей доброжелательность к сверстникам. Общение между детьми строится

на радостных совместных переживаниях. С этой целью я организую

объединяющие и радующие детей игры: «Каравай», «Кто у нас хороший?», в

которых участвуют и родители. Несложные правила в этих играх

дисциплинируют детей, приучают к взаимодействию в коллективе. Для

развития детских взаимоотношений я создаю специальные игровые

ситуации, упражняющие детей в обмене игрушками, организую игры двух

детей с одной игрушкой. Чтобы устранить конфликты, я подбираю по

нескольку одинаковых игрушек и правильно их размещаю, учу детей

сосредоточиваться на действиях с предметами и игрушками, спокойно играть

рядом со сверстниками, не мешая им, не отнимая игрушек. Я вместе с

родителями постоянно привлекаю внимание ребенка к игровым действиям

сверстника, вызываю желание им подражать, воспитываю чувство симпатии

к товарищам, желание проявить заботу о сверстнике и показываю пример

чуткого, заботливого отношения. Я успокаиваю плачущего ребенка и прошу

других детей тоже утешить обиженного (погладить по головке, дать

игрушку). Я побуждаю детей к оказанию помощи друг другу, поощряю

проявление доброго отношения к сверстникам. Элементарное сочувствие

друг другу у детей раннего возраста знаменует начало формирующихся

гуманных чувств.

Я с самого начала придаю действиям ребенка нравственный характер,

поощряя правильные формы поведения и неуклонно пресекая развитие

нежелательных способов действия с предметами. Одновременно своим

примером я воспитываю бережное отношение к предметам и игрушкам :

обращаю внимание ребенка на то, как заботливо я отношусь к вещам, как

красиво, когда все вещи стоят на местах, привлекаю детей к посильной

помощи по уходу за предметами и игрушками и т. п. Постепенно, под моим

руководством, действия ребенка по отношению к предметному миру все

больше приобретают не только адекватный, но и в определенной мере

нравственно значимый характер.

Таким образом, на втором году жизни в нравственном развитии

ребенка происходят важные сдвиги: ребенок начинает осваивать первые

элементарные правила поведения, у него проявляется доброжелательное

отношение к взрослым и сверстникам, интерес к совместной деятельности,

постепенно формируется способность понимать и выполнять требования

взрослого. Оценка взрослого становится регулятором его поведения.

Постепенно у ребенка формируется ценная для его дальнейшего

нравственного развития черта — переживание чувства глубокого

удовлетворения от правильного выполнения требований взрослого.

Основы нравственного воспитания, конечно же, дети получают в семье.

В определенном смысле «нравственное лицо» каждого трехлетнего малыша

может немало рассказать постороннему человеку. Достаточно внимательно

присмотреться к действиям и поступкам ребенка, чтобы увидеть, какие из

родительских зерен познания, чувств, воли дали всходы, какие даже не

«проклюнулись», а какие не сеялись вовсе.

Посещая детский сад, дети очень рано соприкасаются с природой. Я

стараюсь поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также

доброжелательное и заботливое отношение к ней. Мы с детьми вместе

поливаем цветы, крошим птичкам хлеб, дети наблюдают за тем, как я рыхлю

землю возле кустарников, дома, если есть аквариум, дети с родителями

кормят рыбок. Моя цель в данной деятельности научить детей любоваться

красивым живым цветком, деревом, травкой, животным, соблюдать порядок,

находясь на природе. Я считаю, что если ребенок научится сопереживать в

раннем возрасте, то он никогда не сорвет цветок с клумбы, а только

понюхает его и т. д.

С первых дней пребывания я начинаю приучать ребенка к труду. Труд-

это источник нравственного воспитания человека. Я не рассчитываю на то,

что уже завтра мы воспитаем в ребенке трудолюбие, если сегодня ничего не

сделаем. Я побуждаю детей убрать за собой игрушки, поставить на место

книжки, сложить в определенном месте одежду. Если у малыша есть

готовность и желание помочь мне, я принимаю эту помощь. Поэтому,

считаю, пусть дети растут, понемногу приобретая трудовые навыки и

умения, доступные для их возраста.

К концу третьего года жизни ребенок может продемонстрировать свою

привязанность к родителям. Появление желания ребенка прийти на помощь

близким, когда она требуется - показатель хорошего нравственного развития.

Одна из моих задач, несмотря ни на что, поддерживать у ребенка любовь к

родителям, научить заботиться о них, проявлять послушание, умение сделать

приятное, показывая малышу на личном примере, в чем выражается моя

любовь к нему самому, к его членам семьи.

Таким образом, педагогическая поддержка семьи в нравственном

воспитании ребенка дошкольного возраста обладает гибкостью и

вариативностью. Она имеет единую концептуальную и технологическую

основу, но предполагает тактическое многообразие способов реализации. Мы

в детском саду проектируем и организуем педагогическую поддержку семьи,

изучая воспитательные возможности родителей как носителей нравственных

ценностей и норм. Учитывая характер затруднений в реализации семьей

воспитательной функции, анализируя обстоятельства возникновения

нарушений в нравственном развитии ребенка, а также те условия, которые

способны обеспечить динамику воспитательной позиции родителей в

формировании основ нравственности у ребенка, расширяем опыт семейного

воспитания в достижении значимых целей нравственного воспитания

ребенка.



В раздел образования