Автор: Курильчик Елена Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение "Школа Марьина Роща имени В.Ф. Орлова"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование позитивного взаимодействия в семье дошкольников – основа нравственного воспитания»
Раздел: дошкольное образование
Курильчик Елена Андреевна,
Воспитатель Государственного
бюджетного образовательного
учреждения «Школа Марьина
Роща имени В.Ф. Орлова»
г. Москвы
«Формирование позитивного взаимодействия в семье
дошкольников – основа нравственного воспитания»
Формирование позитивного взаимодействия в семье родителей и
детей ключевая задача нашего общества, так как в настоящее время общество
переживает кризис нравственных идеалов и ценностей. Сложность процесса
нравственного воспитания состоит в том, что целенаправленные
воспитательные воздействия преломляются через призму имеющегося у
ребенка первичного нравственного опыта, который формируется в семье. Но
в условиях семьи нравственное воспитание преломляется через отрывочность
знаний родителей, в некоторых семьях происходит деформация традиций
воспитания. Поэтому эффективность нравственного воспитания во многом
зависит от согласованной позиции дошкольного учреждения и семьи, так как
родители являются равноправными субъектами образовательных отношений,
о чем свидетельствует Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования. Рассматривая взаимоотношения в
семьях, можно выделить три типа:
Авторитарные родители – конфликтные дети. В такой семье родители
во всем контролируют ребенка, права выбора у ребенка нет,
эмоциональной поддержки нет, редко хвалят детей. Дети очень трудно
общаются со сверстниками, боятся всего. Чтобы проверить себя я
предлагаю родителям взять лист бумаги и написать с одной стороны,
сколько сделали замечаний и сколько похвалили ребенка. Постараться
родителям изменить взаимоотношения в семье, чтобы ребенок
научился обходиться без родителей, мог себя контролировать, имел
желание делать выбор.
Снисходительные родители – агрессивные дети. В такой семье
родители не задают ориентиров, на выпады детей реагируют жестко, у
детей складывается ощущение, что их не любят, а родители любят свое
спокойствие. Дети делают что-то такое, чтоб родители обратили
внимание. Видя такие семьи, стараюсь с помощью позитивного
примера переключить внимание родителей на совместные игры,
большего времяпровождения с детьми.
Авторитетные родители – общительные, доброжелательные дети. В
этих семьях родители требовательные, при этом объясняют детям,
почему такое поведение, эмоционально поддерживают с любовью и
болью за ребенка. Ребенок понимает, какие последствия могут быть,
если не выполнить требования родителей. В такой ситуации ребенок
живет в другой среде, ребенок свободно общается, родители поощряют
за хорошие поступки (не заваливают подарками, а вместе с детьми
больше проводят время). Для мамы в этой семье важно – ребенок
должен видеть образец для подражания. Если мама уважает отца, и
дети также будут делать. Дети списывают с нас свое поведение,
родители задают планку для нравственного поведения детей.
Основные задачи нравственного воспитания в этот период заключаются в
том, чтобы сформировать у ребенка потребность в активном общении со
взрослым и на этой основе воспитать у малыша положительное
эмоциональное отношение и привязанность к близким людям, пробудить
доброжелательный интерес к сверстникам, развить способность к
подражанию действиям взрослого и пониманию обращенной к ребенку речи,
понимания форм выражения запрета, побуждения: «можно», «нельзя»,
обеспечить формирование первых элементарных положительных привычек и
предупредить появление отрицательных способов поведения. На
консультациях для родителей детей раннего возраста рассказываю, что на
протяжении первого полугодия жизни форма непосредственно
эмоционального общения взрослого с ребенком является
преобладающей. Наше воспитательное влияние направлено на то, чтобы
вызвать у ребенка возрастающую активность в общении. В процессе
общения с родителями акцентирую их внимание на целенаправленное
изменение содержания общения с ребенком: родители активно привлекают
малыша к игрушкам, к манипулированию ими, а затем ребенка активно
привлекают к элементарным игровым действиям. Одновременно развиваем
интерес к сверстникам и общению с ними. С этой целью родители с детьми
проводят совместные игры («Прятки», «Догонялки»). Такие игры радуют
детей и вызывают доброжелательный интерес к сверстникам. Когда ребенок
уже посещает группу, я стремлюсь укрепить положительные
взаимоотношения между детьми, предупредить возникновение
отрицательных ситуаций и проявлений. Постепенно дети начинают
понимать, что нельзя обижать другого ребенка, отнимать у него игрушку.
Дети начинают узнавать по имени других детей в группе («где Саша», «где
Катя»), выполняют простые мои задания («Дай мишку Оле», «Покати мяч
Саше»). Положительные контакты между детьми в группе укрепляются. В
результате планомерной работы я вижу, что ребенок овладевает разными
формами поведения и общения с взрослыми и сверстниками, проявляет к ним
живой интерес. Поведение ребенка регулируется мной словами одобрения и
запрета. Большое внимание в этой связи мной уделяется задаче воспитания и
развития положительных эмоций и чувств детей: любви к родителям и
близким, привязанности к воспитателю, симпатии и дружелюбия к
сверстникам, что является главным фактором развития нравственной сферы
ребенка в раннем детстве.
На основе элементарных представлений об отдельных конкретных
хороших и плохих поступках, о том, что можно делать и что нельзя,
ребенок стремиться выполнить требования родителей, заслужить его
одобрение, проявить заботу и сочувствие к окружающим. Надо сказать, что
характерной особенностью детей второго года жизни является ситуативность
неустойчивость поведения, неумение сознательно регулировать свои
действия, управлять эмоциями. Все это я учитываю в воспитании детей.
Соблюдение правильного режима дня дома и в детском саду, охрана нервной
системы ребенка, поддержание у него уравновешенного положительного
эмоционального состояния, развитие активности и деятельности, чуткое,
доброжелательное отношение к ребенку с моей стороны являются
необходимыми условиями для осуществления задач нравственного
воспитания. В детском саду я рекомендую родителям приучать детей
проявлять заботу о близких людях. Воспитывая нравственное поведение
ребенка в семье, родители должны стремиться опереться на его эмоции,
вызвать собственным примером у ребенка соответствующие переживания и
действия. Если мать говорит малышу шепотом: «Не шуми, папа устал, спит»,
то и ребенок, подражая ей, начинает вести себя тихо, а если кто-то нарушит
тишину, напоминает, что папа спит. Развивая игровые действия ребенка, я
постоянно побуждает детей к проявлению заботы, сочувствия, нежности
(«Покачай заболевшую куклу», «Покорми голодного зайчика» и т. п.). В
настоящее время очень мало обращают родители внимание на сочувствие,
сострадание к другому, в основном, чтобы ребенку было хорошо и, чтобы его
никто не обидел. Показывая детям инсценировки с игрушками, рассказывая
небольшие сказки, читая стихи, в которых в привлекательном для детей виде
раскрываются воспитываемые положительные формы поведения, я
практическими методами приучаю и упражняю детей в правильных
поступках.
Так, к примеру, происходит овладение ребенком двух лет элементами
культурного поведения; умение говорить спасибо, пожалуйста, здороваться,
прощаться с взрослыми. В начале приучения к данным формам поведения я
воспроизвожу их совместно с ребенком: предлагая малышу повторить свои
действия и произнести те же слова, что произношу я («Доброе утро»,
«Большое спасибо» и т. п.), или же произвожу действия и произношу слова
вместе с ребенком («Давай вместе скажем тете спасибо»). Затем ребенок
действует по моему напоминанию («Что нужно сказать?», «Скажи ласково
спасибо»). В отдельных случаях малыш сам начинает предпринимать
попытки самостоятельно воспроизвести знакомые способы поведения. Эти
первые попытки проявления самостоятельности я всегда положительно
оцениваю похвалой. Большое внимание на втором году жизни детей уделяю
развитию детской самостоятельности в режимных процессах, что неразрывно
связано с овладением детьми соответствующими правилами поведения за
столом, в умывальной комнате, в раздевальне. Эти правила в элементарной
форме закрепляются в семье. К примеру, родители говорят детям, что во
время еды есть надо аккуратно, вытирать рот салфеткой, а после еды
благодарить старших. В процессе умывания, одевания детей 2—3 лет я
привлекаю к элементарной помощи друг другу: поднять оброненную вещь,
помочь повесить полотенце, сложить одежду и пр. Для того чтобы дети
обращали внимание на затруднение сверстника, я побуждаю их к помощи,
показываю, как следует поступить, поощряю положительные проявления. Но
так как воля ребенка еще слаба, поэтому выполнение подобных требований
представляет для него определенные трудности.
Учитывая это, я соблюдаю следующие правила:
Запретов должно быть немного, тогда дети запомнят их;
Запрещается то, что может принести действительный вред здоровью
ребенка (есть снег, играть с острыми предметами и т. п.) или
способствовать формированию отрицательных черт поведения
(обижать детей, мучить животных и т. п.);
Запрет должен действовать постоянно и выдвигаться всеми
воспитывающими ребенка взрослыми;
Запрещение делается спокойным, твердым, внушительным тоном.
Маленькие дети всегда внимательны к словам взрослого, особенно тогда,
когда они сказаны убедительно.
Совместно с родителями я стараюсь придать детским
взаимоотношениям эмоционально-положительную окраску, формировать у
детей доброжелательность к сверстникам. Общение между детьми строится
на радостных совместных переживаниях. С этой целью я организую
объединяющие и радующие детей игры: «Каравай», «Кто у нас хороший?», в
которых участвуют и родители. Несложные правила в этих играх
дисциплинируют детей, приучают к взаимодействию в коллективе. Для
развития детских взаимоотношений я создаю специальные игровые
ситуации, упражняющие детей в обмене игрушками, организую игры двух
детей с одной игрушкой. Чтобы устранить конфликты, я подбираю по
нескольку одинаковых игрушек и правильно их размещаю, учу детей
сосредоточиваться на действиях с предметами и игрушками, спокойно играть
рядом со сверстниками, не мешая им, не отнимая игрушек. Я вместе с
родителями постоянно привлекаю внимание ребенка к игровым действиям
сверстника, вызываю желание им подражать, воспитываю чувство симпатии
к товарищам, желание проявить заботу о сверстнике и показываю пример
чуткого, заботливого отношения. Я успокаиваю плачущего ребенка и прошу
других детей тоже утешить обиженного (погладить по головке, дать
игрушку). Я побуждаю детей к оказанию помощи друг другу, поощряю
проявление доброго отношения к сверстникам. Элементарное сочувствие
друг другу у детей раннего возраста знаменует начало формирующихся
гуманных чувств.
Я с самого начала придаю действиям ребенка нравственный характер,
поощряя правильные формы поведения и неуклонно пресекая развитие
нежелательных способов действия с предметами. Одновременно своим
примером я воспитываю бережное отношение к предметам и игрушкам :
обращаю внимание ребенка на то, как заботливо я отношусь к вещам, как
красиво, когда все вещи стоят на местах, привлекаю детей к посильной
помощи по уходу за предметами и игрушками и т. п. Постепенно, под моим
руководством, действия ребенка по отношению к предметному миру все
больше приобретают не только адекватный, но и в определенной мере
нравственно значимый характер.
Таким образом, на втором году жизни в нравственном развитии
ребенка происходят важные сдвиги: ребенок начинает осваивать первые
элементарные правила поведения, у него проявляется доброжелательное
отношение к взрослым и сверстникам, интерес к совместной деятельности,
постепенно формируется способность понимать и выполнять требования
взрослого. Оценка взрослого становится регулятором его поведения.
Постепенно у ребенка формируется ценная для его дальнейшего
нравственного развития черта — переживание чувства глубокого
удовлетворения от правильного выполнения требований взрослого.
Основы нравственного воспитания, конечно же, дети получают в семье.
В определенном смысле «нравственное лицо» каждого трехлетнего малыша
может немало рассказать постороннему человеку. Достаточно внимательно
присмотреться к действиям и поступкам ребенка, чтобы увидеть, какие из
родительских зерен познания, чувств, воли дали всходы, какие даже не
«проклюнулись», а какие не сеялись вовсе.
Посещая детский сад, дети очень рано соприкасаются с природой. Я
стараюсь поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также
доброжелательное и заботливое отношение к ней. Мы с детьми вместе
поливаем цветы, крошим птичкам хлеб, дети наблюдают за тем, как я рыхлю
землю возле кустарников, дома, если есть аквариум, дети с родителями
кормят рыбок. Моя цель в данной деятельности научить детей любоваться
красивым живым цветком, деревом, травкой, животным, соблюдать порядок,
находясь на природе. Я считаю, что если ребенок научится сопереживать в
раннем возрасте, то он никогда не сорвет цветок с клумбы, а только
понюхает его и т. д.
С первых дней пребывания я начинаю приучать ребенка к труду. Труд-
это источник нравственного воспитания человека. Я не рассчитываю на то,
что уже завтра мы воспитаем в ребенке трудолюбие, если сегодня ничего не
сделаем. Я побуждаю детей убрать за собой игрушки, поставить на место
книжки, сложить в определенном месте одежду. Если у малыша есть
готовность и желание помочь мне, я принимаю эту помощь. Поэтому,
считаю, пусть дети растут, понемногу приобретая трудовые навыки и
умения, доступные для их возраста.
К концу третьего года жизни ребенок может продемонстрировать свою
привязанность к родителям. Появление желания ребенка прийти на помощь
близким, когда она требуется - показатель хорошего нравственного развития.
Одна из моих задач, несмотря ни на что, поддерживать у ребенка любовь к
родителям, научить заботиться о них, проявлять послушание, умение сделать
приятное, показывая малышу на личном примере, в чем выражается моя
любовь к нему самому, к его членам семьи.
Таким образом, педагогическая поддержка семьи в нравственном
воспитании ребенка дошкольного возраста обладает гибкостью и
вариативностью. Она имеет единую концептуальную и технологическую
основу, но предполагает тактическое многообразие способов реализации. Мы
в детском саду проектируем и организуем педагогическую поддержку семьи,
изучая воспитательные возможности родителей как носителей нравственных
ценностей и норм. Учитывая характер затруднений в реализации семьей
воспитательной функции, анализируя обстоятельства возникновения
нарушений в нравственном развитии ребенка, а также те условия, которые
способны обеспечить динамику воспитательной позиции родителей в
формировании основ нравственности у ребенка, расширяем опыт семейного
воспитания в достижении значимых целей нравственного воспитания
ребенка.