Напоминание

Дети с ограниченными возможностями: особенности развития, социализация и поддержка


Автор: Голотова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лукоморье" структурное подразделение "Созвездие"
Населённый пункт: Волгоградская область, город Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: Дети с ограниченными возможностями: особенности развития, социализация и поддержка
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: ОСОБЕННОСТИ

РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПОДДЕРЖКИ

Введение

Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

(ОВЗ)

представляют

собой

особую

категорию,

требующую

комплексного

подхода в вопросах образования, медицины, психологии и социальной

адаптации.

В

современном

обществе

возрастает

внимание

к

проблемам таких детей, что обусловлено как гуманизацией социальных

отношений, так и развитием инклюзивных практик.

Настоящая статья посвящена анализу ключевых аспектов жизни

детей с ОВЗ, включая классификацию нарушений, методы психолого-

педагогической

поддержки,

а

также

роль

семьи

и

общества

в

их

социализации. Материал основан на современных научных данных и

предназначен для специалистов в области педагогики, психологии и

социальной работы.

1.

Определение

и

классификация

ограниченных

возможностей здоровья у детей

Термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ)

охватывает

широкий

спектр

нарушений,

которые

приводят

к

необходимости

специальных

условий

для

обучения

и

развития.

Согласно

международной

классификации

(МКБ-10),

к

основным

категориям относятся:

Сенсорные нарушения (нарушения зрения, слуха);

Двигательные нарушения (ДЦП, последствия травм, врождённые

патологии опорно-двигательного аппарата);

Интеллектуальные нарушения (умственная отсталость, задержки

психического развития);

Речевые нарушения (алалия, дизартрия, заикание);

Комплексные

нарушения

(сочетание

нескольких

патологий,

например, слепоглухота).

Важно

различать

понятия

«инвалидность»

и

«ОВЗ».

Инвалидность – это юридический статус, устанавливаемый медико-

социальной

экспертизой

(МСЭ),

тогда

как

ОВЗ

более

широкое

понятие,

включающее

детей,

которым

требуются

особые

образовательные условия, но не всегда имеющих официальный статус

инвалида.

2. Психологические особенности детей с ОВЗ

Развитие ребёнка с ограниченными возможностями происходит в

условиях дефицитарности (недостаточности) тех или иных функций,

что влияет на формирование личности и познавательных процессов.

2.1. Когнитивное развитие

У

детей

с

сенсорными

и

интеллектуальными

нарушениями

наблюдаются

специфические

особенности

восприятия,

памяти

и

мышления. Например, у слабовидящих детей преобладает слуховая и

тактильная

память,

а

у

детей

с

ДЦП

могут

быть

трудности

с

пространственным

мышлением

из-за

ограниченной

двигательной

активности.

2.2. Эмоционально-волевая сфера

Часто

у

детей

с

ОВЗ

формируется

заниженная

самооценка,

тревожность, склонность к социальной изоляции. Это связано как с

осознанием своих отличий от сверстников, так и с гиперопекой со

стороны

взрослых.

Однако

при

правильной

поддержке

возможно

развитие компенсаторных механизмов, повышающих адаптивность.

2.3. Коммуникативные навыки

Нарушения

речи

и

слуха

затрудняют

общение,

что

может

приводить

к

фрустрации

и

агрессии.

Альтернативные

методы

коммуникации (жестовый язык, пиктограммы, цифровые технологии)

помогают преодолеть эти барьеры.

3. Образование и социализация детей с ОВЗ

3.1. Инклюзивное и специальное образование

В мировой практике существует два основных подхода к обучению

детей с ОВЗ:

Специальное

(коррекционное)

образование

обучение

в

специализированных учреждениях с адаптированными программами.

Инклюзивное образование – интеграция детей в обычные школы

при создании специальных условий.

Оба

подхода

имеют

преимущества

и

ограничения. Инклюзия

способствует

социализации,

но

требует

высокой

квалификации

педагогов

и

технического

оснащения.

Коррекционные

школы

обеспечивают

индивидуальный

подход,

но

могут

способствовать

сегрегации.

3.2. Роль тьюторов и ассистентов

В

инклюзивной

среде

важную

роль

играют

тьюторы

сопровождающие педагоги, помогающие ребёнку освоить программу.

Их задачи включают:

адаптацию учебных материалов;

помощь в коммуникации с одноклассниками;

психологическую поддержку.

3.3. Профориентация и дальнейшая интеграция

Подготовка к самостоятельной жизни – ключевая задача для

подростков

с

ОВЗ.

Современные

программы

профориентации

включают:

трудовое обучение (столярное дело, компьютерные технологии);

социальные тренинги (навыки самостоятельного проживания);

сотрудничество с центрами занятости.

4. Роль семьи в развитии ребёнка с ОВЗ

Семья

основной

источник

поддержки

для

ребёнка

с

ограниченными возможностями. Однако родители часто сталкиваются

с

эмоциональным

выгоранием,

финансовыми

трудностями

и

социальной стигматизацией.

4.1. Психологическая помощь родителям

Рекомендуются:

консультации психологов;

группы взаимопомощи;

обучение методам развивающего взаимодействия с ребёнком.

4.2. Государственная поддержка семей

В России действуют меры социальной защиты:

пенсии по инвалидности;

льготы на медицинское обслуживание;

бесплатные реабилитационные программы.

Однако

доступность этих

мер

варьируется в

зависимости от

региона.

5. Технические и технологические средства реабилитации

Современные технологии значительно улучшают качество жизни

детей с ОВЗ:

Для детей с ДЦП – вертикализаторы, ходунки, экзоскелеты.

Для слабовидящих – аудиокниги, программы экранного доступа.

Для

слабослышащих

слуховые

аппараты,

кохлеарные

импланты.

Развитие

нейроинтерфейсов

и

искусственного

интеллекта

открывает новые перспективы для реабилитации.

Заключение

Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

требуют

комплексного подхода, включающего медицинскую, психологическую и

педагогическую поддержку. Успешная социализация возможна только

при условии взаимодействия семьи, образовательных учреждений и

общества в целом.

Развитие инклюзивных практик, внедрение новых технологий и

повышение осведомлённости о проблемах детей с ОВЗ – ключевые

направления для создания равных возможностей в современном мире.



В раздел образования