Автор: Айнутдинова Камиля Руслановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 63
Населённый пункт: Город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: формирование навыка метания у детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Становление человека – это процесс физического, психического и социального
формирования,
обхватывающий
все
количественные
и
качественные
изменения
врожденных и приобретенных средств, которые происходят под влиянием окружающей
действительности.
Физическое развитие имеет неразрывную связь с изменением роста, веса;
наращиванием мышечной силы; развитием органов чувств и координации движений и др.
В первые годы жизни малыша всестороннее развитие считается основой физического
воспитания. В возрасте с 3 до 7 лет формируются определенно необходимые черты
личности, и закладывается фундамент здоровья.
Физическим состоянием ребенка во многом определяется результат в любой
деятельности. Организм дошкольника чувствителен на минимальные отклонения от
нормы в окружающей среде, которые связаны сформированием и функциональной
незрелостью некоторых его органов и систем. Как раз, вследствие чего, при решении
многих педагогических задач нужно принимать во внимание физическое развитие и
состояние здоровья малыша [7].
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также и их
эмоционального
благополучия
является
самой
важной
задачей
дошкольных
образовательных организаций (ФГОС ДО) [1].
На основе требований ФГОС ДО, содержание педагогической работы по
формированию
двигательных
навыков
у
дошкольников
в
процессе
организации
подвижных игр раскрывает образовательная область «Физическое развитие»: «…
совершенствование
умений и навыков в основных видах движений; развитие инициативы, самостоятельности
и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при
выполнении движений; развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и
физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности…»
(ФГОС ДО) [1 ].
В данной работе по изучаемой проблеме в психолого-педагогическом аспекте
рассмотрены
понятия
«развитие»,
«физическое
развитие»,
«формирование»,
«двигательный навык», «двигательное умение», «метание», «подвижная игра».
Научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области физиологии,
психологии и педагогики И.С. Сеченова, П.Ф. Лесгафта, И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна,
А.В. Запорожца, В. Райха, М. Фельденкрайса, Е.П. Ильина подтверждают, что обучение
движениям
осуществляется
в
соответствии
с
закономерностями
формирования
двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой переход от знаний и
представлений о действии к умению его выполнять, а затем - в результате многократных
повторений - к двигательному навыку.
Двигательный навык - это оптимальная степень овладения техникой действия,
характеризующаяся автоматизированным (то есть при минимальном контроле со стороны
сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Н.А. Берштейн подчеркивает, что движение - практически единственная форма
жизнедеятельности, путем которой организм не просто взаимодействует со средой, но
активно воздействует на неё, изменяя или стремясь изменить ее в нужном ему
отношении[3].
Исследования Н.А. Берштейна подтвердили, что выработка любого
двигательного навыка есть не что иное, как отработка управляемости по этому навыку.
Правильно поставленное упражнение должно повторять раз за разом не то или иное
средство решения данной двигательной задачи, а процесс решения этой задачи с
постепенным уточнением и совершенствованием средства [3].
В.С. Фарфель пишет, что все произвольные движения человека осуществляются
участием сознания, т.е. мы сознательно можем приводить в движение, которое нами
осознается. Двигательный аппарат человека управляется его центральной нервной
системой.
Между
ними
существует
теснейшая
взаимосвязь.
Нервная
система
корректирует
движения
на
основании
сигналов,
поступающих
от
рецепторов
двигательного аппарата, а также от других органов чувств: зрения, слуха, вестибулярного
аппарата, рецепторов кожи и отчасти от внутренних органов [25].
Основные движения – это жизненно необходимые для человека движения, которые
он использует в своей многообразной деятельности. С давних времён они являются как
средством передвижения, добычи пищи, защиты от нападения и в настоящее время имеют
важное значение для человека. К основным движениям относятся: ходьба, бег,
упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание.
По
мнению,
Е.Н.
Вавиловой
для
всестороннего
развития
дошкольников
чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую
очередь основными их видами - бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без
которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно
заниматься спортом [5].
Метание - ациклическое скоростно – силовое упражнение. Ациклические движение
требует большей постепенности, усвоения, чем циклические. При их выполнении
требуется более сложная координация движений, сосредоточенность и волевое усилие.
Усвоение детьми навыка в метании, овладение правильными способами его
выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности,
разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Игры и упражнения в метании
расширяют диапазон двигательных способностей детей.
В детском саду обучение метанию начинается с подготовительных упражнений. С
3 лет детей обучают простым способам бросания и ловле, метания вдаль и в цель.
Л.И. Пензулаева считает, что работа по формированию двигательного навыка в
метании у детей младшего дошкольного возраста представляет собой единую систему
мероприятий в режиме дня (утренняя гимнастика, занятия, ежедневные прогулки,
физкультурные досуги), включающую игры и упражнения на формирование данного
двигательного навыка [21].
Методически
правильно
организованные
физкультурные
занятия,
игры
и
развлечения на свежем воздухе всей группой, небольшими группами, индивидуально под
руководством воспитателя создают основу не только для удовлетворения естественной
потребности детей в движении, но и способствуют своевременному овладению
двигательного навыка в метании.
На
современном
этапе
психолого-педагогических
исследований
существует
достаточное
количество
средств
формирования
двигательных
навыков
у
детей
дошкольного возраста, среди них особое место занимает подвижная игра.
Основатель российской системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт отводил
подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого
ребенок готовится к жизни, П.Ф. Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной
двигательной
деятельности
развивается
инициатива,
воспитываются
нравственные
качества
ребенка.
По
утверждению
П.Ф.Лесгафта,
систематическое
проведение
подвижных
игр
развивает
у
ребенка
умение
управлять
своими
движениями,
дисциплинирует его тело [15].
В.В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования
личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности
положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Радость, веселье он считал
обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл.
Положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. Серьезные требования В.В.
Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения.
Он требовал от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального
подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры [9].
Формирование
самоорганизации
у
дошкольников
в
подвижной
игре
и
целесообразность развития основных движений в подвижных играх у детей младшего
возраста раскрывают работы Т.И. Осокиной, Н.В. Полтавцевой, Е.А. Тимофеевой, Л.В.
Артамоновой и др.
Особое
место
в
психолого-педагогической
литературе
уделяется
играм
и
упражнениям с мячом. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее
воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии
координации движений, кисти руки, а, следовательно, и в совершенствовании коры
головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего
разностороннего развития, ему дает мяч. Особо важное значение, имеют игры, в которых
действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими моменту и настроению
словами и песнями [27].
В системе физического воспитания, разработанной П.Ф.Лесгафтом, игры и
упражнения с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим
играм в работах В.В. Гориневского, Е.А.Аркина, В.Н. Всеволодского – Гернгросса и др.
Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает,
подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и
т.д. Эти игры развивают бросковые движения, глазомер, двигательные координационные
функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга.
По данным Лоуэна, «…отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию,
помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие,
по его мнению, - это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного
напряжения».
Таким
образом,
подвижные
игры
и
упражнения
с
мячом
обеспечивают
разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию
их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять
действия в соответствии с правилами или текстом игры. Содержание игр должно
соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и
интересным для них. Оздоровительный эффект подвижных игр связан с положительным
эмоциональным настроем детей, возникающим в процессе игровой деятельности. Этот
подъем побуждает детей к осознанию двигательной задачи, улучшению координации,
точной ориентировки в пространстве и четкости выполнения движений. В процессе игр и
упражнений дети закрепляют и совершенствуют уже ранее освоенные движения, а также
изучают новые.
В силу названных особенностей, подвижные игры и упражнения с мячом
выступают эффективным средством формирования двигательного навыка в метании у
детей
среднего
дошкольного
возраста,
поскольку
благодаря
им
ребенок
узнает
удивительный мир разнообразных движений, что, несомненно, обогащает двигательный
опыт детей.
В отечественной дошкольной педагогике выполнен довольно широкий круг
исследований по вопросам формирования двигательных навыков посредством подвижных
игр и упражнений такими авторами, как Лесгафтом П.Ф., В.В. Гориневски, Е.А. Аркиным,
А. И. Быковой, М.М. Конторович, Л.И. Михайловой, Е.Н. Вавиловой, Т.И. Осокиной, Н.В.
Полтавцевой, Е.А. Тимофеевой, Л.В. Артамоновой и др. [20].
Анализ педагогической практики показал, что у детей среднего дошкольного
возраста частично сформированы двигательные навыки в метании малого и большого
мяча; дети знакомы не со всеми способами игрового действия с мячом.
Предполагаемые причины возникновения данного несоответствия:
- отсутствие системы работы по развитию двигательного навыка в метании с
использованием большого и малого мяча с дошкольниками, а также приоритетное
применение педагогами фронтальных форм организации детей;
-
недостаточно
используются
возможности
развивающей
среды
ДОУ
в
формировании
двигательного
навыка
в
метании
у
детей
пятого
года
жизни
(физкультурное оборудование: большие, средние и малые мячи, дидактический материал
физкультурно-оздоровительного направления: картотека подвижных игр с мячом,
тематические альбомы).
Следовательно,
возникает
проблема
исследования,
которая
выражается
следующими противоречиями:
- между требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного
образования к реализации задач физического развития детей пятого года жизни,
конкретно развитие основных видов движений (метание), и недостаточно совершенной
системы работы в ДОУ в данном направлении;
- между достаточной разработкой вопросов развития двигательного навыка в
метании у детей пятого года жизни в теории и недостаточной реализацией данных
теоретических аспектов в практике работы с дошкольниками.
Наличие
данной
проблемы
обуславливает
возникновение
затруднения
по
организации педагогической работы по развитию двигательного навыка в метании у детей
пятого года жизни в условиях детского сада.
На основе обоснования актуальности исследования и выявленной проблемы была
сформулирована тема выпускной дипломной работы работы «Развитие двигательного
навыка в метании у детей пятого года жизни посредством физических упражнений с
мячом».
В связи свыше изложенным, актуальным становится вопрос о том, каким образом,
возможно, способствовать развитию у детей пятого года жизни двигательных умений и
навыков в метании? Какие условия следует создать в ДОУ для решения данной
проблемы?
На
основе
проведенного
психолого-педагогического
анализа,
обоснования
актуальности выбранной темы и проблемы исследования можно сделать вывод о том, что
для организации работы по формированию двигательного навыка в метании у детей
среднего дошкольного возраста необходима определенная система работы, которая
обеспечит повышение результативности показателей развития данного двигательного
навыка.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое исследование
результативности
использования
физических
упражнений
с
мячом
в
развитии
двигательного навыка в метании у детей пятого года жизни
Задачи исследования:
1) изучить нормативную, психолого-педагогическую, методическую литературу по
проблеме формирования двигательного навыка в метании у детей среднего дошкольного
возраста;
2) подобрать диагностические методики и определить критерии оценки уровня
сформированности двигательного навыка в метании у детей пятого года жизни;
3) разработать перспективный план работы по развитию двигательного навыка в
метании у детей пятого года жизни, включающий использование системы подвижных игр
и упражнений и апробировать его на практике работы с детьми;
4)
выявить
динамику
уровня
сформированности
и
результативность
педагогической работы, направленной на формирование двигательного навыка в метании
у детей пятого года жизни в процессе организации подвижных игр с мячом.
На основе поставленной цели и задач были определены объект и предмет
исследования.
Объект исследования: процесс развития двигательного навыка в метании у детей
пятого года жизни.
Предмет исследования: физические упражнения как средство формирования
двигательного навыка в метании.
Для проведения исследования были использованы следующие методы:
- анализ и обобщение теоретических основ исследования;
- диагностика уровня сформированности двигательного навыка в метании у детей
пятого года жизни на разных этап исследования;
- математическая обработка полученных данных;
- анализ и обобщение результатов исследования.