Автор: Мусаева Айша Магомедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РД "ГГИМХО"
Населённый пункт: Каспийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подготовка к ОГЭ
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие «Подготовка к ОГЭ».
Цели и задачи урока:
Цели:
Образовательные:
- повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь
применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;
- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;
Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать
полученные факты;
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;
- формировать навыки исследовательской работы;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Задачи:
- повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам
выразительности языка;
- используя различные приёмы и методы, отработать навыки
выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
- формировать психологическую установку на успешное решение
тестовой части ОГЭ.
Оформление урока: мультимедийная презентация к уроку;
оценочные листы для уч-ся в двух вариантах; ( Прил.1)
заготовка «Цветок» ( Прил.2)
Тип урока: урок - практикум.
ХОД УРОКА:
1.Мотивация учебной деятельности.
2. Вступительное слово учителя: (СЛАЙД № __ )
- После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года.
Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то
смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в
полную силу. Сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и
подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы
встретить экзамен во всеоружии. ( СЛАЙД № __) Эпиграфом к уроку пусть
станут слова китайского мудреца Конфуция. (СЛАЙД № __)
3. Актуализация знаний и умений.
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества
правил и понятий.
Разминка
Игра-конкурс
Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы Да - нет.
1. Й - гласный звук. Нет
2. Антонимы слова с противоположным значением. Да.
3. Дополнение – это главный член предложения. Нет.
4. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.
5. Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.
6. Себя – это личное местоимение. Нет.
7. Различаются следующие типы речи: повествование, описание,
рассуждение. Да
8. Синонимы – слова, близкие по лексическому значению. Да.
9. Морфология – наука о составе слова. Нет.
10. Предложения грамматическая основа которых состоит из одного
главного члена , называется сложным. Нет.
11. Золотая осень – это безличное предложение. Нет.
12. Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да
13. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Да
14. Лексика изучает звуки и буквы. Нет
15. Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.
16. Диалог это разговор двух лиц. Да.
1.
Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны
ваши знания теории.
( К доске приглашаются по 3 ученика от каждой команды. Они
выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. Учитель по
очереди задаёт им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот,
кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).
«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А
подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ
слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится
запятая?
2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
– Да, главная цель нашего урока – подготовка к ОГЭ, но вот «герой» урока
другой. Попробуйте догадаться, какой, а для подсказки, послушайте
стихотворение:
Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,
Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.
Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,
И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.
Не остудила наших чувств суровая зима,
И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.
А там, где солнце припекло, уже видна земля,
И в лунках робко и светло подснежники стоят.
И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,
Подснежники цветут!
СЛАЙД № __)
- Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они
подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению
преодолевать трудности.
Обратимся к оценочным листам. Пожалуйста, выполните в нём задание № 1.
В тексте прослушанного стихотворения пропущены именно те орфограммы и
пунктограммы, знание которых понадобится вам при выполнении тестовой
части. Какие именно?
(Проверка и объяснение через 1 минуту – щелчок по СЛАЙДУ № __)
3. «КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»
- Задание № 3 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка.
КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете
определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к оценочным
листам. Задание № 2. Я читаю определение термина, ваша задача – написать
название средства выразительности.
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.
(ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
- Вернёмся к стихотворению о подснежнике. Какое средство
выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ)
Назовите метафоры (ПЛОТЬ ЗЕМЛИ; ЗИМА НЕ ОСТУДИЛА ЧУВСТВ),
а олицетворения (РУЧЬИ БЕГУТ, ИСЧЕЗНЕТ НАСТ, ОЖИВЁТ
ПРЕДЧУВСТВИЕ, ПОДСНЕЖНИКИ СТОЯТ), эпитеты ( СУРОВАЯ ЗИМА,
ШУМНАЯ СТАЯ)
4. «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»
Выберите любой цвет, объясните фразеологизмы.
Белый. Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)
Розовый. Совать нос. (Вмешиваться)
Красный. Сматывать удочки ( убежать)
Оранжевый. Как снег на голову. ( Неожиданно)
Зеленый. В час по чайной ложке. (Медленно).
Синий. Как кошка с собакой. (жить не дружно)
Фиолетовый. Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)
Коричневый. Кот наплакал. (Очень мало)
Салатовый Путаться под ногами
5. ЦИФРОВОЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.
1- эпитет 2-обычное определение
1)
железная воля
2)
стальной характер
3)
чистый лист
4)
железный сундук
5)
стальная труба
6)
хрустальный воздух
7)
золотые руки
8)
ужасная жара
9)
горькая правда
Код: 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1,1
6. «СОБЕРИ ЦВЕТОК»
– Из чего состоит ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ? Может ли она состоять из
одного главного члена? Задание поможет вам выполнить тестовые задания
№ 8 и 11.
(От каждого варианта к доске приглашаются по 2 ученика от первого и
второго варианта, их задача – выбрать из лежащих на столе лепестков
относящиеся к подлежащему (1 пара) и к сказуемому (2 пара) и прикрепить с
помощью магнитов лепестки на доску).
Через минуту ученик- эксперт проверяет работу.
7. РЕЛАКСАЦИЯ.
- Выполняем в оценочных листах задание № 3. (СЛАЙД № __ )
(СЛАЙД № __ )
- Пусть эта прекрасная мелодия поможет вам выполнить задание по
пунктуации.
(Оценочный лист задание № 4)
8. – Что иллюстрирует эта схема? (СЛАЙД № __ )
Данная информация понадобится при выполнении тестового задания № 13.
Какой вид подчинения представлен в предложении на слайде?
- А теперь выполните задание № 5 в оценочном листе. (СЛАЙД № __)
(По окончании работы, оценочные листы сдаются на проверку.)
9. «ПРЕВРАЩЕНИЯ».
Заменить словосочетания, построенные на основе управления,
синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот
1
команда
1. каша из гречки –
2. дом из кирпича –
3. кусты сирени –
4. совет отца –
5. бессонная ночь –
6. полковое знамя –
7. шестилетний ребёнок –
2 команда
1. человек без совести -
2. вопрос по литературе –
3. ком снега –
4. судьба матери –
5. приморский парк -
6. солнечная энергия –
7. голубоглазая девочка -
10. Конкурс КАПИТАНОВ
(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
11. Подведение итогов
Благодарю всех за работу и желаю успешной сдачи ОГЭ.