Напоминание

Подготовка к ОГЭ


Автор: Мусаева Айша Магомедовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РД "ГГИМХО"
Населённый пункт: Каспийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подготовка к ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное мероприятие «Подготовка к ОГЭ».

Цели и задачи урока:

Цели:

Образовательные:

- повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь

применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;

- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;

Развивающие:

- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать

полученные факты;

- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;

- формировать навыки исследовательской работы;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к русскому языку;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Задачи:

- повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам

выразительности языка;

- используя различные приёмы и методы, отработать навыки

выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;

- формировать психологическую установку на успешное решение

тестовой части ОГЭ.

Оформление урока: мультимедийная презентация к уроку;

оценочные листы для уч-ся в двух вариантах; ( Прил.1)

заготовка «Цветок» ( Прил.2)

Тип урока: урок - практикум.

ХОД УРОКА:

1.Мотивация учебной деятельности.

2. Вступительное слово учителя: (СЛАЙД № __ )

- После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна – Весна,

Открывая собой утро года.

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то

смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в

полную силу. Сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и

подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы

встретить экзамен во всеоружии. ( СЛАЙД № __) Эпиграфом к уроку пусть

станут слова китайского мудреца Конфуция. (СЛАЙД № __)

3. Актуализация знаний и умений.

- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества

правил и понятий.

Разминка

Игра-конкурс

Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы Да - нет.

1. Й - гласный звук. Нет

2. Антонимы слова с противоположным значением. Да.

3. Дополнение – это главный член предложения. Нет.

4. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.

5. Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.

6. Себя – это личное местоимение. Нет.

7. Различаются следующие типы речи: повествование, описание,

рассуждение. Да

8. Синонимы – слова, близкие по лексическому значению. Да.

9. Морфология – наука о составе слова. Нет.

10. Предложения грамматическая основа которых состоит из одного

главного члена , называется сложным. Нет.

11. Золотая осень – это безличное предложение. Нет.

12. Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да

13. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу. Да

14. Лексика изучает звуки и буквы. Нет

15. Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.

16. Диалог это разговор двух лиц. Да.

1.

Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны

ваши знания теории.

( К доске приглашаются по 3 ученика от каждой команды. Они

выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. Учитель по

очереди задаёт им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот,

кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).

«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».

1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?

2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?

3. Из каких частей состоит СПП?

4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?

5. Как определить вид придаточного предложения?

6. Перечислите значения приставки ПРИ.

7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А

подчинительные?

8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ

слово или нет?

9. Назовите значения приставки ПРЕ.

10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?

11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.

12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится

запятая?

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

– Да, главная цель нашего урока – подготовка к ОГЭ, но вот «герой» урока

другой. Попробуйте догадаться, какой, а для подсказки, послушайте

стихотворение:

Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,

Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.

Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,

И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.

Не остудила наших чувств суровая зима,

И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.

А там, где солнце припекло, уже видна земля,

И в лунках робко и светло подснежники стоят.

И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,

Подснежники цветут!

СЛАЙД № __)

- Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они

подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению

преодолевать трудности.

Обратимся к оценочным листам. Пожалуйста, выполните в нём задание № 1.

В тексте прослушанного стихотворения пропущены именно те орфограммы и

пунктограммы, знание которых понадобится вам при выполнении тестовой

части. Какие именно?

(Проверка и объяснение через 1 минуту – щелчок по СЛАЙДУ № __)

3. «КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»

- Задание № 3 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка.

КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете

определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к оценочным

листам. Задание № 2. Я читаю определение термина, ваша задача – написать

название средства выразительности.

1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)

2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)

3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)

4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.

(ФРАЗЕОЛОГИЗМ)

6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

- Вернёмся к стихотворению о подснежнике. Какое средство

выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ)

Назовите метафоры (ПЛОТЬ ЗЕМЛИ; ЗИМА НЕ ОСТУДИЛА ЧУВСТВ),

а олицетворения (РУЧЬИ БЕГУТ, ИСЧЕЗНЕТ НАСТ, ОЖИВЁТ

ПРЕДЧУВСТВИЕ, ПОДСНЕЖНИКИ СТОЯТ), эпитеты ( СУРОВАЯ ЗИМА,

ШУМНАЯ СТАЯ)

4. «ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП»

Выберите любой цвет, объясните фразеологизмы.

Белый. Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)

Розовый. Совать нос. (Вмешиваться)

Красный. Сматывать удочки ( убежать)

Оранжевый. Как снег на голову. ( Неожиданно)

Зеленый. В час по чайной ложке. (Медленно).

Синий. Как кошка с собакой. (жить не дружно)

Фиолетовый. Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)

Коричневый. Кот наплакал. (Очень мало)

Салатовый Путаться под ногами

5. ЦИФРОВОЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

1- эпитет 2-обычное определение

1)

железная воля

2)

стальной характер

3)

чистый лист

4)

железный сундук

5)

стальная труба

6)

хрустальный воздух

7)

золотые руки

8)

ужасная жара

9)

горькая правда

Код: 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1,1

6. «СОБЕРИ ЦВЕТОК»

– Из чего состоит ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ? Может ли она состоять из

одного главного члена? Задание поможет вам выполнить тестовые задания

№ 8 и 11.

(От каждого варианта к доске приглашаются по 2 ученика от первого и

второго варианта, их задача – выбрать из лежащих на столе лепестков

относящиеся к подлежащему (1 пара) и к сказуемому (2 пара) и прикрепить с

помощью магнитов лепестки на доску).

Через минуту ученик- эксперт проверяет работу.

7. РЕЛАКСАЦИЯ.

- Выполняем в оценочных листах задание № 3. (СЛАЙД № __ )

(СЛАЙД № __ )

- Пусть эта прекрасная мелодия поможет вам выполнить задание по

пунктуации.

(Оценочный лист задание № 4)

8. – Что иллюстрирует эта схема? (СЛАЙД № __ )

Данная информация понадобится при выполнении тестового задания № 13.

Какой вид подчинения представлен в предложении на слайде?

- А теперь выполните задание № 5 в оценочном листе. (СЛАЙД № __)

(По окончании работы, оценочные листы сдаются на проверку.)

9. «ПРЕВРАЩЕНИЯ».

Заменить словосочетания, построенные на основе управления,

синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот

1

команда

1. каша из гречки –

2. дом из кирпича –

3. кусты сирени –

4. совет отца –

5. бессонная ночь –

6. полковое знамя –

7. шестилетний ребёнок –

2 команда

1. человек без совести -

2. вопрос по литературе –

3. ком снега –

4. судьба матери –

5. приморский парк -

6. солнечная энергия –

7. голубоглазая девочка -

10. Конкурс КАПИТАНОВ

(см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ)

11. Подведение итогов

Благодарю всех за работу и желаю успешной сдачи ОГЭ.



В раздел образования