Автор: Серпокрылова Светлана Анатольевна
Должность: учитель -дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Осуществление индивидуального подхода в работе учителя-дефектолога в коррекционной школе"
Раздел: среднее образование
Доклад на тему: «Осуществление индивидуального
подхода в работе учителя-дефектолога в коррекционной
школе»
Педагогика строится на основе внимания к личности каждого ребенка, к его
интересам и запросам. Она имеет
целью всестороннее развитие его сил и
способностей.
Индивидуальный
подход
предполагает
организацию
педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности
ребенка, воспитания и условий жизни, в которых он находится. Следовательно,
индивидуальный подход к аномальным детям предполагает
всестороннее
изучение педагогом каждого ребенка, выяснения причины характера и тяжести
дефекта, времени его возникновения, условий развития ребенка до школы, а
также выяснение особенностей его психического и физического развития,
характера, интересов, наклонностей. Многообразие этих особенностей у/о детей
и обуславливает специфику реализации принципа индивидуального подхода в
коррекционной школе. Все особенности у/о учащихся нужно знать и учитывать
при работе. Их выяснение дает возможность так организовать учебный процесс,
чтобы при сохранении классно-урочной системы обучения, каждый учащийся
мог участвовать во фронтальной
работе. Изучение учащихся—это первое
условие индивидуального подхода, оно проводится учителем на всех этапах
работы.
Программа изучения учащихся очень обширна. В нее включается анализ
медицинской документации ( диагноз, состояние слуха, зрения, опорно-
двигательного аппарата и т.д.) Путем непосредственного контакта с родителями и
ознакомления с личным делом ребенка изучается его жилищно-бытовые условия,
условия семейного воспитания, изучается также педагогическая характеристика
учащихся. Кроме того, изучаются трудности, которые испытывают учащиеся в
процессе обучения тому или иному предмету. Эти трудности, с одной стороны,
обуславливаются состоянием нервной системы, особенностями психических
процессов и особенностями ученика в целом. С другой стороны, их причинами
могут быть отклонения в темпе работы, неумение учиться, пробелы в знаниях,
отсутствие познавательной активности и самостоятельности, что зачастую
объясняется недостатками предыдущего обучения или дошкольного воспитания,
осложненными, естественно, основным дефектом у/о детей.
Индивидуальный подход , направленный на предупреждение и устранение
этих трудностей, а также затруднений, вызванных содержанием или характером
того или иного учебного предмета, способствует вовлечению всех учащихся в
активную фронтальную работу на уроке. Для осуществления индивидуального
подхода на уроке необходимо определить уровень знаний учащихся, возможности
усвоения ими нового учебного материала. В зависимости от трудностей, которые
испытывают учащиеся в процессе обучения, и их причины наблюдаются три
уровня знаний: высокий, средний, низкий. Нужно отметить, что такое деление
весьма условно.
По данным обследования коррекционных школ, трудности, которые
испытывают в процессе обучения сильные ученики, как правило, вызваны
пробелами в знаниях. Состояние их нервной системы- уравновешенное, редко-
возбудимое.
Трудности средних учащихся, помимо предыдущих причин, обусловлены
также непрочным усвоением материала, что в свою очередь связано с неумением
действовать целеноправленно, с
торопливостью, слабой сосредоточенностью
внимания, порождаемой повышенной
возбудимостью и неустойчивостью
эмоционально-волевой сферы.
Трудности слабых учащихся объясняются поверхностным пониманием
материала и неумением применять теоретические
знания на практике.
Образованию этих трудностей благоприятствуют стойкие нарушения мышления
и речи, замедленный темп работы, пониженный психический тонус, вялость,
заторможенность.
Трудности, присущие каждой группе, можно считать типичными.Кроме
того, у некоторых учеников в каждой группе могут наблюдаться сугубо
индивидуальные особенности: недостатки слуха, зрения, речи и т.п.
Таким образом, при выработке системы индивидуальной работы
необходимо учитывать, что у/о школьники имеют общий дефект- недоразвитие
познавательной деятельности, а также особенности типичные для той или иной
группы
учащихся,
и
сугубо
индивидуальные
особенности.Необходимость
выявления типичных особенностей у/о детей обусловлена и тем, что организовать
фронтальную работу с учетом особенностей трех групп учащихся легче, чем с
учетом индивидуальных особенностей 12-14 учащихся.
Схематически работу учителя на уроке можно представить следующим
образом:
1. Фронтальная работа с классом.
2. Работа с группами учащихся( сильной, средней, слабой ).
3. Работа с учащимися, имеющие сугубо индивидуальные особенности.
Все эти виды работы проводятся на уроке синхронно. Возможны
различные варианты сочетания фронтальной, групповой, индивидуальной
работы на уроке. Система индивидуального подхода к учащимся на уроке
базируется на следующих элементах: всестороннее изучение учащихся и
объединения их в группы в соответствии с характером и причинами
трудностей ; структурная обработка программного материала, состоящая в
конкретизации объема и содержания теоретических знаний и практических
навыков и в выявлении трудностей для усвоения их учащимися; выбор путей
индивидуального подхода при подготовке к уроку; применение намеченных
путей
индивидуального
подхода
на
всех
этапах
урока.Выбор
путей
индивидуального подхода зависит от различных условий, среди которых
можно назвать: цель и задачи урока, тему и ее раскрытие в содержание урока,
проявление индивидуальных особенностей учащихся на различных этапах
урока.
Индивидуальный подход начинается с организации учебного процесса,
включая организацию проведения перемен. На уроке встречаются ситуации,
которые трудно предвидеть заранее. К ним можно отнести нежелание
учащихся сесть на предложенное ему учителем место, присутствие в классе
посторонних лиц, отказ от работы из-за отсутствия ручки, тетради и пр. Для
устранения
подобных
ситуаций
учитель
должен
обладать
чуткостью,
педагогическим тактом, умением быстро ориентироваться в обстановке.
Индивидуальный подход при изложении нового материала направлен на
предупреждение трудностей , которые испытывают ученики в процессе
обучения. Здесь целесообразны различные сочетания фронтальной , групповой
и индивидуальной работы в зависимости от темы урока , объема нового
материала, а также характера и причины трудностей , которые испытывают
сильные , средние и слабые учащиеся. Назову некоторые приемы ,
способствующие осуществлению индивидуального подхода к учащимся при
объяснении нового материала: 1) постановка вопроса перед классом и вызов
для ответа сильных , средних или слабых учащихся ( в зависимости от
сложности вопроса ); 2) самостоятельное обобщение материала сильными
учащимися; 3) повторение средними или слабыми учащимися вывода со слов
сильных учащихся; 4) дополнение сильными и средними учащимися ответов
слабых учеников; 5) наводящие вопросы слабым учащимся; 6) вариативность
заданий по трудности и по объему; 7) использование наглядного материала в
работе со слабыми; 8) использование дидактического материала для всех групп
учащихся и т.п. Эти приемы способствуют вовлечению всех учащихся во
фронтальную работу и успешному усвоению нового учебного материала.
Приемы необходимо варьировать , периодически обращаясь с вопросами,
содержащими в себе некоторые трудности, к слабым и средним учащимся. Это
позволит провести перераспределение учащихся по группам.
При закреплении нового
материала также целесообразно сочетать
фронтальную, групповую и индивидуальную работу. При этом большое
значение имеют вариативность заданий для разных групп учащихся, виды и
степень помощи учащихся со стороны учителя, организация взаимопомощи
внутри групп и между группами учащихся, различные способы поощрения и
др. Для выявления степени усвоения программного материала, необходимо
периодически давать всем учащимся одинаковые по содержанию, объему и
степени трудности задания, что позволяет учителю переводить учащихся из
группы в группу.
При организации выполнения и проверки домашнего задания можно
использовать
следующие
приемы
индивидуального
подхода:
1)
дополнительное разъяснение, фиксирование внимания, пробуждение интереса
отдельных учащихся при фронтальном объяснении домашнего задания; 2)
различный объем домашнего задания в зависимости от группы ( сильные,
средние, слабые ) и от темпа работы учащихся; 3) самостоятельное выполнение
домашнего заданий, выполнение их с помощью воспитателя и с помощью
сильных
учащихся;
4)
различные
виды
проверки
домашнего
задания
( фронтальный опрос с учетом индивидуальных вариантов заданий, просмотр
выполненных
заданий,
самопроверка,
включение
элементов
домашнего
задания в различные виды работы на уроке, проверка домашнего задания с
комментированием наиболее трудных разделов и т.п.). Все эти приемы
индивидуального подхода
можно применять при различных сочетаниях
фронтальной,
групповой
и
индивидуальной
работы.
Такая
система
индивидуального
подхода
может
быть
использована
во
всех
классах
коррекционной школы и на уроках по всем учебным предметам.
Чтобы добиться самостоятельного и активного включения учащихся во
фронтальную работу , учитель должен провести с ними определенную
подготовительную работу, которая складывается из следующих этапов: 1)
овладение вниманием учащихся и воспитание у них интереса к общей работе;
2) эпизодическое и посильное привлечение учащихся к фронтальной работе
одновременно
с
проведением
индивидуальной
работы
с
ними;
3)
индивидуальные задания, связанные с активным участием во фронтальной
работе; 4) вовлечение учащихся во фронтальную работу в ходе работы со всем
классом или с группой и соответствующая стимуляция этих учащихся; 5)
самостоятельное активное включение учащихся во фронтальную работу.
Правильная
реализация
принципа
индивидуального
подхода
способствует достижению основной цели коррекционной школы- подготовки
учащихся к посильному участию в производительном труде и в общественной
жизни, а также решению специальной задачи- коррекция у/о детей.