Напоминание

"Осуществление индивидуального подхода в работе учителя-дефектолога в коррекционной школе"


Автор: Серпокрылова Светлана Анатольевна
Должность: учитель -дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Осуществление индивидуального подхода в работе учителя-дефектолога в коррекционной школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад на тему: «Осуществление индивидуального

подхода в работе учителя-дефектолога в коррекционной

школе»

Педагогика строится на основе внимания к личности каждого ребенка, к его

интересам и запросам. Она имеет

целью всестороннее развитие его сил и

способностей.

Индивидуальный

подход

предполагает

организацию

педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности

ребенка, воспитания и условий жизни, в которых он находится. Следовательно,

индивидуальный подход к аномальным детям предполагает

всестороннее

изучение педагогом каждого ребенка, выяснения причины характера и тяжести

дефекта, времени его возникновения, условий развития ребенка до школы, а

также выяснение особенностей его психического и физического развития,

характера, интересов, наклонностей. Многообразие этих особенностей у/о детей

и обуславливает специфику реализации принципа индивидуального подхода в

коррекционной школе. Все особенности у/о учащихся нужно знать и учитывать

при работе. Их выяснение дает возможность так организовать учебный процесс,

чтобы при сохранении классно-урочной системы обучения, каждый учащийся

мог участвовать во фронтальной

работе. Изучение учащихся—это первое

условие индивидуального подхода, оно проводится учителем на всех этапах

работы.

Программа изучения учащихся очень обширна. В нее включается анализ

медицинской документации ( диагноз, состояние слуха, зрения, опорно-

двигательного аппарата и т.д.) Путем непосредственного контакта с родителями и

ознакомления с личным делом ребенка изучается его жилищно-бытовые условия,

условия семейного воспитания, изучается также педагогическая характеристика

учащихся. Кроме того, изучаются трудности, которые испытывают учащиеся в

процессе обучения тому или иному предмету. Эти трудности, с одной стороны,

обуславливаются состоянием нервной системы, особенностями психических

процессов и особенностями ученика в целом. С другой стороны, их причинами

могут быть отклонения в темпе работы, неумение учиться, пробелы в знаниях,

отсутствие познавательной активности и самостоятельности, что зачастую

объясняется недостатками предыдущего обучения или дошкольного воспитания,

осложненными, естественно, основным дефектом у/о детей.

Индивидуальный подход , направленный на предупреждение и устранение

этих трудностей, а также затруднений, вызванных содержанием или характером

того или иного учебного предмета, способствует вовлечению всех учащихся в

активную фронтальную работу на уроке. Для осуществления индивидуального

подхода на уроке необходимо определить уровень знаний учащихся, возможности

усвоения ими нового учебного материала. В зависимости от трудностей, которые

испытывают учащиеся в процессе обучения, и их причины наблюдаются три

уровня знаний: высокий, средний, низкий. Нужно отметить, что такое деление

весьма условно.

По данным обследования коррекционных школ, трудности, которые

испытывают в процессе обучения сильные ученики, как правило, вызваны

пробелами в знаниях. Состояние их нервной системы- уравновешенное, редко-

возбудимое.

Трудности средних учащихся, помимо предыдущих причин, обусловлены

также непрочным усвоением материала, что в свою очередь связано с неумением

действовать целеноправленно, с

торопливостью, слабой сосредоточенностью

внимания, порождаемой повышенной

возбудимостью и неустойчивостью

эмоционально-волевой сферы.

Трудности слабых учащихся объясняются поверхностным пониманием

материала и неумением применять теоретические

знания на практике.

Образованию этих трудностей благоприятствуют стойкие нарушения мышления

и речи, замедленный темп работы, пониженный психический тонус, вялость,

заторможенность.

Трудности, присущие каждой группе, можно считать типичными.Кроме

того, у некоторых учеников в каждой группе могут наблюдаться сугубо

индивидуальные особенности: недостатки слуха, зрения, речи и т.п.

Таким образом, при выработке системы индивидуальной работы

необходимо учитывать, что у/о школьники имеют общий дефект- недоразвитие

познавательной деятельности, а также особенности типичные для той или иной

группы

учащихся,

и

сугубо

индивидуальные

особенности.Необходимость

выявления типичных особенностей у/о детей обусловлена и тем, что организовать

фронтальную работу с учетом особенностей трех групп учащихся легче, чем с

учетом индивидуальных особенностей 12-14 учащихся.

Схематически работу учителя на уроке можно представить следующим

образом:

1. Фронтальная работа с классом.

2. Работа с группами учащихся( сильной, средней, слабой ).

3. Работа с учащимися, имеющие сугубо индивидуальные особенности.

Все эти виды работы проводятся на уроке синхронно. Возможны

различные варианты сочетания фронтальной, групповой, индивидуальной

работы на уроке. Система индивидуального подхода к учащимся на уроке

базируется на следующих элементах: всестороннее изучение учащихся и

объединения их в группы в соответствии с характером и причинами

трудностей ; структурная обработка программного материала, состоящая в

конкретизации объема и содержания теоретических знаний и практических

навыков и в выявлении трудностей для усвоения их учащимися; выбор путей

индивидуального подхода при подготовке к уроку; применение намеченных

путей

индивидуального

подхода

на

всех

этапах

урока.Выбор

путей

индивидуального подхода зависит от различных условий, среди которых

можно назвать: цель и задачи урока, тему и ее раскрытие в содержание урока,

проявление индивидуальных особенностей учащихся на различных этапах

урока.

Индивидуальный подход начинается с организации учебного процесса,

включая организацию проведения перемен. На уроке встречаются ситуации,

которые трудно предвидеть заранее. К ним можно отнести нежелание

учащихся сесть на предложенное ему учителем место, присутствие в классе

посторонних лиц, отказ от работы из-за отсутствия ручки, тетради и пр. Для

устранения

подобных

ситуаций

учитель

должен

обладать

чуткостью,

педагогическим тактом, умением быстро ориентироваться в обстановке.

Индивидуальный подход при изложении нового материала направлен на

предупреждение трудностей , которые испытывают ученики в процессе

обучения. Здесь целесообразны различные сочетания фронтальной , групповой

и индивидуальной работы в зависимости от темы урока , объема нового

материала, а также характера и причины трудностей , которые испытывают

сильные , средние и слабые учащиеся. Назову некоторые приемы ,

способствующие осуществлению индивидуального подхода к учащимся при

объяснении нового материала: 1) постановка вопроса перед классом и вызов

для ответа сильных , средних или слабых учащихся ( в зависимости от

сложности вопроса ); 2) самостоятельное обобщение материала сильными

учащимися; 3) повторение средними или слабыми учащимися вывода со слов

сильных учащихся; 4) дополнение сильными и средними учащимися ответов

слабых учеников; 5) наводящие вопросы слабым учащимся; 6) вариативность

заданий по трудности и по объему; 7) использование наглядного материала в

работе со слабыми; 8) использование дидактического материала для всех групп

учащихся и т.п. Эти приемы способствуют вовлечению всех учащихся во

фронтальную работу и успешному усвоению нового учебного материала.

Приемы необходимо варьировать , периодически обращаясь с вопросами,

содержащими в себе некоторые трудности, к слабым и средним учащимся. Это

позволит провести перераспределение учащихся по группам.

При закреплении нового

материала также целесообразно сочетать

фронтальную, групповую и индивидуальную работу. При этом большое

значение имеют вариативность заданий для разных групп учащихся, виды и

степень помощи учащихся со стороны учителя, организация взаимопомощи

внутри групп и между группами учащихся, различные способы поощрения и

др. Для выявления степени усвоения программного материала, необходимо

периодически давать всем учащимся одинаковые по содержанию, объему и

степени трудности задания, что позволяет учителю переводить учащихся из

группы в группу.

При организации выполнения и проверки домашнего задания можно

использовать

следующие

приемы

индивидуального

подхода:

1)

дополнительное разъяснение, фиксирование внимания, пробуждение интереса

отдельных учащихся при фронтальном объяснении домашнего задания; 2)

различный объем домашнего задания в зависимости от группы ( сильные,

средние, слабые ) и от темпа работы учащихся; 3) самостоятельное выполнение

домашнего заданий, выполнение их с помощью воспитателя и с помощью

сильных

учащихся;

4)

различные

виды

проверки

домашнего

задания

( фронтальный опрос с учетом индивидуальных вариантов заданий, просмотр

выполненных

заданий,

самопроверка,

включение

элементов

домашнего

задания в различные виды работы на уроке, проверка домашнего задания с

комментированием наиболее трудных разделов и т.п.). Все эти приемы

индивидуального подхода

можно применять при различных сочетаниях

фронтальной,

групповой

и

индивидуальной

работы.

Такая

система

индивидуального

подхода

может

быть

использована

во

всех

классах

коррекционной школы и на уроках по всем учебным предметам.

Чтобы добиться самостоятельного и активного включения учащихся во

фронтальную работу , учитель должен провести с ними определенную

подготовительную работу, которая складывается из следующих этапов: 1)

овладение вниманием учащихся и воспитание у них интереса к общей работе;

2) эпизодическое и посильное привлечение учащихся к фронтальной работе

одновременно

с

проведением

индивидуальной

работы

с

ними;

3)

индивидуальные задания, связанные с активным участием во фронтальной

работе; 4) вовлечение учащихся во фронтальную работу в ходе работы со всем

классом или с группой и соответствующая стимуляция этих учащихся; 5)

самостоятельное активное включение учащихся во фронтальную работу.

Правильная

реализация

принципа

индивидуального

подхода

способствует достижению основной цели коррекционной школы- подготовки

учащихся к посильному участию в производительном труде и в общественной

жизни, а также решению специальной задачи- коррекция у/о детей.



В раздел образования