Напоминание

"Применение активных методов обучения на различных этапах урока, как способ повышения эффктивности образовательного процесса"


Автор: Серпокрылов Вячеслав Александрович
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение активных методов обучения на различных этапах урока, как способ повышения эффктивности образовательного процесса"
Раздел: среднее образование





Назад




Применение активных методов обучения на различных этапах урока, как

способ повышения эффективности образовательного процесса

Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят предметом? Как

создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Сегодня нет такого

учителя, который не задумывался бы над этими вопросами.

Каждый урок в школе должен способствовать развитию творческих

способностей, нестандартного мышления школьников.

Основная деятельность педагога заключается в развитии, воспитании и

обучении учащихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:

1. Пассивные методы;

2. Интерактивные методы.

3. Активные методы.

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в

которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом

урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных

директивам учителя.

Интерактивный метод. Интерактивный – означает взаимодействовать,

находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы

ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем,

но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе

обучения.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при

которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и

учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в

пассивном уроке основным действующим лицом был учитель, то здесь учитель и

учащиеся находятся на равных правах. Меняется роль ученика, его деятельность

носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Эта новая роль и

свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную

личность,

обладающую

всеми

необходимыми

навыками

и

качествами

современного успешного человека.

Организация образовательного процесса, использующего активные методы

обучения, опирается на ряд принципов.

Принцип индивидуализации

предполагает создание системы многоуровневой

подготовки

воспитанников,

учитывающей

индивидуальные

особенности

обучающихся

и

позволяющей

избежать

уравниловки

и

предоставляющей

каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения,

соответствующего этим способностям образования.

Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на

учете

запросов

и

пожеланий

учащихся,

с

возможностью

оперативного,

реализуемого

непосредственно

в

процессе

обучения,

изменения

её

направленности.

Принцип

сотрудничества

предполагает

развитие

отношений

доверия,

взаимопомощи, взаимной ответственности учащихся и педагогов, а также

развитие уважения, доверия к личности ребенка, с предоставлением ему

возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной

ответственности за результат.

Исследования доказали, что человек запоминает: только 10% того, что он

читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при

участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и

формулировании проблем.

И лишь когда обучающийся непосредственно

участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем,

выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он

запоминает и усваивает материал на 90%.

Активные методы обучения строятся на:

использовании знаний и опыта обучающихся,

вовлечении в процесс всех органов чувств,

групповой форме организации их работы,

деятельностном подходе к обучению,

разнообразных коммуникациях,

творческом характере обучения,

практической направленности,

интерактивности,

игровом действе,

рефлексии,

движении.

Активные методы обучения дополняют традиционные методы, посредством

изменения

позиции

учащихся

с

пассивно

потребительской

на

активно

преобразующую.

Количество активных методов обучения достаточно велико.

Для

каждого

этапа

урока

используются

свои

активные

методы,

позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведем примеры

некоторых из них.

Активные методы начала урока (орг.момент)

«ПОЗДОРОВАЙСЯ ГЛАЗАМИ»

Учитель предлагает поздороваться друг с другом не словами, а молча - глазами.

Нужно постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение

«ПОЗДОРОВАЙСЯ ЛОКТЯМИ»

1 ряд положите руки на талию, 2-ой -руки за голову, 3-й - одна рука на талии,

другая за головой. Теперь поздоровайтесь локтями друг с другом.

«ПОДАРИ ПОДАРОК ДРУГУ»

Учащиеся под музыку передают (дарят) подарок друг другу. Когда музыка

заканчивается, подарок достается тому, у кого он оказался в руках.

Примечание: каждый ученик передает коробку со словами: «Миша (Вова, Таня и

т. д.), я дарю этот подарок тебе! Ты мой друг!»

«КАРАНДАШ»

Взять карандаш и в парах указательными пальцами его удержать, поднять руки

вверх, опустить вниз, выполнить круговые движения.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ»

Скажем: «Здравствуйте!» руками (участникам игры нужно придумать свой жест

для приветствия и поприветствовать им всех присутствующих). Скажем:

«Здравствуйте!» глазами (игрокам можно встретиться взглядом с тем, с кем

хочется). Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом (все

участники игры произносят хором слово здравствуйте).

ЭПИГРАФ К УРОКУ. ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ.

Этот метод заключается в использовании пословиц и поговорок в качестве

эпиграфа к уроку. Это позволяет привлечь внимание учащихся к теме урока и

создать нужную атмосферу. Также можно предложить учащимся обсудить смысл

пословицы или поговорки и её применение в жизни.

«ПОЖЕЛАНИЕ УДАЧИ»

«КОМПЛИМЕНТ»

по команде, поворачиваясь друг к другу, говорят комплимент

«ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ ПО ОБЩЕМУ ПРИЗНАКУ»

заранее планируется учителем

«САМОЛЕТ»

Учащиеся должны в группах из листка бумаги сделать бумажный самолет. При

этом каждый может работать только одной рукой.

«КЛУБОК»

Передают друг другу клубок, произнося слова приветствия, и что-то заданное

учителем по какой-либо теме.

Активные методы начала образовательного мероприятия (вхождение или

погружение в тему)

«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»

Создаётся

ситуация

противоречия

между

известным

и

неизвестным.

Последовательность применения данного приема такова:

Самостоятельное решение

Коллективная проверка результатов

Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

«ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ФАКТ», который трудно объяснить на основе имеющихся

знаний.

«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и

учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом

словаре".

«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено

цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется

на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и

общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

«ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на

обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о

чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно

полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для

которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

«ГРУППИРОВКА»

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается учащимся разделить на группы,

обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние

признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

«ИСКЛЮЧЕНИЕ»

Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.

Для

повторения материала по географии можно использовать метод исключения

предметов. Этот метод заключается в том, что обучающимся предлагается набор

предметов

или

изображений,

среди

которых

нужно

найти

лишний,

не

соответствующий общей теме. Это помогает развить логическое мышление и

запомнить основные понятия и закономерности в географии.

«ТЕМА-ВОПРОС»

Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить

план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают

множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг

друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа

«ПАЗЛ» В группе дети составляют пазл, на котором имеется изображение. В

каждой группе свое, например, рулетка, линейка, сантиметр, дети догадываются,

что тема урока – измерительные инструменты.

«КРОССВОРД»

Учащиеся разгадывают кроссворд по теме повторения пройденного материала, в

итоге получая новое слово. Далее формулируется тема и цели урока.

Объяснение

нового

материала.

Можно

использовать

методы,

которые

позволяют учащимся активно участвовать в процессе обучения.

Это могут быть дискуссии.

Дискуссия — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой

дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность.

Различают дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее

главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в

процессе групповой работы, а также массовый дискуссии, когда в полемике

принимают участие все учащиеся класса. В ходе дискуссии не надо добиваться

единообразия оценок.

Прием составления кластера.

Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными

те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную

тему.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность

действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или

предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,

подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с

ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются

«веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается

структура, которая графически отображает наши размышления, определяет

информационное поле данной темы.

Деловая игра.

Преимущество данного метода состоит в том, что, взяв на себя ту или иную роль,

участники игры вступают во взаимоотношения друг с другом. Участники могут

не только показать предметные знания и умения, но и общую эрудированность,

такие черты характера, коммуникативность, инициативность, активность, от

которых нередко зависит исход игры.

Ролевые игры.

Учащиеся играют роли мастеров, учеников, заказчиков. Это

позволяет им лучше понять процесс обучения и работу мастера.

Игра на уроке истории — это активная форма учебного занятия, в ходе которого

моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и

действуют люди. Цель игры - создание игрового состояния, эмоционального

отношения субъекта к исторической действительности. Игра держится на четких

и строгих правилах, соблюдение которых обеспечивает содержательность,

состязательность и результативность игровой деятельности. Школьники могут

участвовать в ней индивидуально, группами или коллективно.

Кейс-технология

— это метод обучения, основанный на разборе и анализе

реальных ситуаций или кейсов. Кейс – набор специально разработанных учебно-

методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и

электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы по

теме.

Групповые проекты.

Проектирование – от лат. projectus – брошенный вперед.

Проектирование:

- мысленное моделирование образа желаемой действительности.

- описание желаемого результата (цели) и той деятельности, которая должна к

нему привести,

- целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата.

Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

· технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий

по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному»,

обязательно достигается желаемый результат;

· достаточно высокой эффективностью уроков;

· развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной

речевой ситуации;

· развитием и поддержанием интереса к предмету;

· практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых

ситуациях;

· развитием коммуникативных навыков учащихся;

· созданием благоприятного морально-психологического климата,

доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

Метод

краткосрочных

проектов

широко

используется

в

объединениях

дополнительного образования, где целью занятия стоит изготовление чего-либо.

Презентации - это метод активного вовлечения учеников в процесс обучения,

который позволяет им продемонстрировать свои знания и навыки перед классом.

Этот приём особенно полезен для детей с ограниченными возможностями

здоровья, так как он помогает им развивать уверенность в себе и преодолевать

возможные трудности в общении.

Этапы работы по методу «Презентация»:

1.

Учитель определяет тему и цель презентации.

2.

Ученики под руководством учителя готовят материалы для презентации: текст,

рисунки, видео и т. д.

3.

Во время урока ученики по очереди представляют свои материалы классу.

4.

Класс задаёт вопросы и комментирует представленные материалы.

5.

Учитель и ученики обсуждают, насколько хорошо была представлена тема.

На внеурочной деятельности с учащимися 9 класса работали над проектом

«Холокост в лицах», учащиеся принимали активное участие в создании

презентации по проекту

Экскурсия.

На

уроки-экскурсии

переносятся

основные

задачи

учебных

экскурсий:

обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с

жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей

учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного

отношения к учению. По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические,

охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные,

базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких

учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают вводные,

сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии. Форма проведения уроков-

экскурсий весьма многообразна. Это и «пресс-конференция» с участием

представителей предприятия, музея. Урок обобщающего повторения по теме,

разделу или курсу в форме экскурсии. Также сейчас широко используются

виртуальные кино- или видео-экскурсии.

Закрепление материала.

Круглый стол

на уроке истории для учащихся с ограниченными

возможностями здоровья используется для развития коммуникативных

навыков, умения работать в команде и обсуждать исторические

события.

Этапы проведения:

-учитель выбирает тему для обсуждения, которая будет интересна и

актуальна для учащихся. Каждая группа получает задание обсудить

выбранную тему и подготовить аргументы для обсуждения. Затем

группы садятся за круглый стол, где начинается обсуждение.

-Учащиеся высказывают свои мысли и аргументы по теме обсуждения.

Учитель направляет дискуссию, помогает учащимся с ограниченными

возможностями здоровья выразить свои мысли и чувства.

-Подведение итогов: после обсуждения каждая группа представляет

свои выводы и аргументы. Учитель подводит итоги обсуждения,

выделяет общие тенденции и различия в мнениях.

Можно использовать такие методы, как тесты, кроссворды, викторины, игры. Они

помогут учащимся закрепить полученные знания. Также можно проводить

предметные олимпиады.

Контроль знаний. Можно использовать методы, которые позволяют оценить

уровень знаний учащихся. Это могут быть тесты, контрольные работы, экзамены.

Завершение урока. Можно использовать методы, которые помогут учащимся

подвести итоги урока, сделать выводы. Это могут быть обсуждение, анализ.

«ИТОГОВЫЙ КРУГ»

Учитель дает минуту. Подготовленные представители группы встают в круг,

задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по

кругу). Рефлексия. Учащиеся обсуждают свои успехи и неудачи, делают

выводы. Это помогает им осознать свои сильные и слабые стороны.

«СИНКВЕЙН»

1

строка- название синквейна

2

строка- 2 прилагательных

3

строка- 3 глагола

4

строка- фраза на эту тему

5

строка- существительное-синоним

«РОМАШКА»

Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к

теме урока, записанные на обратной стороне.

Рефлексия. Учащиеся обсуждают свои успехи и неудачи, делают выводы. Это

помогает им осознать свои сильные и слабые стороны.

Использование активных форм будет более эффективным тогда, когда учащиеся:

• могут связать новый материал с предыдущим;

• четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;

• имеют самостоятельность в работе;

• имеют возможность для развития нужных умений;

• имеют доступ к необходимым ресурсам (справочному материалу);

• обеспечены разными видами деятельности;

• имеют необходимую поддержку со стороны учителя;

• работают в подходящем для них темпе;

• понимают когда и как будут оценены;

• могут оценить собственные успехи.

Вывод: Применение активных методов обучения на уроках может стать важным

шагом к повышению эффективности образовательного процесса в школе для

детей с умственной отсталостью. Это позволит сделать процесс обучения более

интересным, увлекательным и эффективным, что, в свою очередь, может

привести к улучшению качества образования.

Рекомендации:

Применять активные методы обучения на различных этапах урока.

И следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных

методов, активным должен быть сам педагог.



В раздел образования