Авторы: Серпокрылова Светлана Анатольевна, Вороная Инна Николаевна
Должность: учитель, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ""Мнемотехника как способ развития связной речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями
Раздел: среднее образование
Тема: Мнемотехника как способ развития связной речи у учащихся с
интеллектуальными нарушениями.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и
он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский
В современном мире развитие связной речи у детей является одной из
ключевых задач педагогики и психологии. Особенно важно это для детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как у них могут быть
проблемы с формированием и выражением своих мыслей. Одним из
эффективных методов развития связной речи у таких детей является
мнемотехника.
У детей с умственной отсталостью существуют следующие проблемы:
• скудный словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• у большинства детей нарушено внимание
• несовершенно логическое мышление
Необходимо
научить
детей
связно,
последовательно,
грамматически
правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из
окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные
звуки. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано
использование
оригинальных,
творческих
инновационных
методик,
технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик
является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при
обучении связной речи школьников.
Мнемотехника
–
это
система
методов
и
приемов,
обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Суть данного приема заключается в следующем: на каждое слово или
маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы –
рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку,
загадку.
Целенаправленная работа, проводимая педагогом по развитию речи
способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной
программы, улучшению межличностного общения, социальной адаптации
детей с ОВЗ.
Необходимо
научить
детей
связно,
последовательно,
грамматически
правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей
жизни. Кроме того, необходимо учитывать то, что необходимо сделать
процесс обучения интересным и занимательным.
Для становления речи детей с ОВЗ, необходимо учитывать факторы,
облегчающие этот процесс:
- наглядность, т.к. рассматривание картинок помогает детям называть
предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия;
- план высказывания (последовательность размещения в схеме всех
элементов высказывания).
Использование
элементов
мнемотехники
позволяет
успешно
решать
следующие задачи:
-
формирование
представлений
об
окружающем
мире
(о
себе,
об
окружающих людях, природе);
- умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- умение работать по образцу;
- у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать различные
истории;
- появляется интерес к разучиванию стихотворений, отгадыванию и
загадыванию загадок;
- расширяется словарный запас.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование
из символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ
по заданной теме. Сначала с помощью учителя, затем самостоятельно.
Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной
информацией.
Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных
линейно
Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.
Обучение начинается с использования мнемоквадратов.
Затем задания усложняются и детям предлагаются мнемодорожки по
выбранным темам. По нескольким рисункам дети составляют небольшой
описательный рассказ в виде 2-3 простых предложений (словосочетаний).
Когда дети успешно справились с мнемодорожками, им предлагаются
мнемотаблицы, при помощи которых ребенок рассказывает о каком либо
времени года, рассказывает сказку, заучивают стихотворения
Важно учесть, чтобы изображения были понятны учащимся. Например, для
составления мнемотаблиц по сказкам («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»)
я использовала не графические изображения героев сказок, а
иллюстрированные картинки, т.к. для младшего школьного возраста
графическое изображение животных оказалось сложным для
перекодирования в образы. Однако использование изображения образов
главных героев в мнемотаблице для узнавания сказки и перессказывания ее
содержания очень увлекло детей.
Для развития связной речи используется пособие Н.Теремковой.
При составлении мнемосхем учитывались тематические блоки, на которых
строится коррекционно-образовательная работа по развитию речи: «Осень»,
«Мои игрушки», «Моя семья», «Домашние животные», «Дикие животных»,
«Домашние птицы», « Мебель», «Одежда», «Обувь», «Прилет птиц» и тд.
Такие дети, чаще всего, не любят учить стихи, пересказывать тексты, не
владеют приемами и методами запоминания, допускают множество ошибок в
письменных работах, испытывают затруднения при работе с текстом.
Заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и
отрицательные эмоции.
Скороговорка - уникальный жанр устного народного творчества. Короткие
рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для
произношения – замечательный инструмент для развития чёткой и грамотной
речи. Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат,
способствует выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают
словарный запас.
Как учить скороговорки используя мнемотаблицы.
Схема работы с чистоговорками и скороговорками выглядит следующим
образом:
· Прослушивание текста четко проговариваемого педагогом.
· Заучивание скороговорки. На этом этапе и создается мнемотаблица.
· Повторение фразы в беззвучном режиме, с четкой артикуляцией.
· Далее скороговорку нужно произнести шепотом. Медленно и четко.
· Проговаривание текста ребенком в очень медленном темпе, не повышая
голос и не модулируя.
· На этапе ускорения темпа снова вступает в силу требование говорить
шепотом.
· Когда скороговорка звучит ровно и уверенно, нужно проговаривать ее в
полный голос, используя различные виды интонации.
Глядя на мнемотаблицу, ребенок заучивает текст намного быстрее и
эффективнее.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием
запоминают
текст.
Этап
автоматизации
звуков
происходит
намного
интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия с использование видео
«Живая мнемотаблица» (видео)
ВЫВОД
Таким образом, с помощью мнемотехники удается достичь таких
результатов:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок;
• словарный запас выходит на более высокий уровень.
Я считаю, что мнемотехника помогает упростить для детей процесс
непосредственно-образовательной
деятельности.
Дети
обучаются
в
интересной игровой форме.
Стихотворение «Игрушки»
Зайку бросила
хозяйка
Под дождём остался
зайка
Со скамейки слезть не
смог
Весь до ниточки
Промок!