Напоминание

""Мнемотехника как способ развития связной речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями


Авторы: Серпокрылова Светлана Анатольевна, Вороная Инна Николаевна
Должность: учитель, учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Волгоградская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ""Мнемотехника как способ развития связной речи у учащихся с интеллектуальными нарушениями
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Мнемотехника как способ развития связной речи у учащихся с

интеллектуальными нарушениями.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет

долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и

он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский

В современном мире развитие связной речи у детей является одной из

ключевых задач педагогики и психологии. Особенно важно это для детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как у них могут быть

проблемы с формированием и выражением своих мыслей. Одним из

эффективных методов развития связной речи у таких детей является

мнемотехника.

У детей с умственной отсталостью существуют следующие проблемы:

• скудный словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• у большинства детей нарушено внимание

• несовершенно логическое мышление

Необходимо

научить

детей

связно,

последовательно,

грамматически

правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из

окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные

звуки. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано

использование

оригинальных,

творческих

инновационных

методик,

технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик

является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при

обучении связной речи школьников.

Мнемотехника

это

система

методов

и

приемов,

обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Суть данного приема заключается в следующем: на каждое слово или

маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы –

рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку,

загадку.

Целенаправленная работа, проводимая педагогом по развитию речи

способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной

программы, улучшению межличностного общения, социальной адаптации

детей с ОВЗ.

Необходимо

научить

детей

связно,

последовательно,

грамматически

правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей

жизни. Кроме того, необходимо учитывать то, что необходимо сделать

процесс обучения интересным и занимательным.

Для становления речи детей с ОВЗ, необходимо учитывать факторы,

облегчающие этот процесс:

- наглядность, т.к. рассматривание картинок помогает детям называть

предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия;

- план высказывания (последовательность размещения в схеме всех

элементов высказывания).

Использование

элементов

мнемотехники

позволяет

успешно

решать

следующие задачи:

-

формирование

представлений

об

окружающем

мире

себе,

об

окружающих людях, природе);

- умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- умение работать по образцу;

- у детей появляется желание пересказывать тексты, придумывать различные

истории;

- появляется интерес к разучиванию стихотворений, отгадыванию и

загадыванию загадок;

- расширяется словарный запас.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование

из символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ

по заданной теме. Сначала с помощью учителя, затем самостоятельно.

Мнемоквадрат – это отдельный схематичный рисунок с определенной

информацией.

Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных

линейно

Мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация.

Обучение начинается с использования мнемоквадратов.

Затем задания усложняются и детям предлагаются мнемодорожки по

выбранным темам. По нескольким рисункам дети составляют небольшой

описательный рассказ в виде 2-3 простых предложений (словосочетаний).

Когда дети успешно справились с мнемодорожками, им предлагаются

мнемотаблицы, при помощи которых ребенок рассказывает о каком либо

времени года, рассказывает сказку, заучивают стихотворения

Важно учесть, чтобы изображения были понятны учащимся. Например, для

составления мнемотаблиц по сказкам («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»)

я использовала не графические изображения героев сказок, а

иллюстрированные картинки, т.к. для младшего школьного возраста

графическое изображение животных оказалось сложным для

перекодирования в образы. Однако использование изображения образов

главных героев в мнемотаблице для узнавания сказки и перессказывания ее

содержания очень увлекло детей.

Для развития связной речи используется пособие Н.Теремковой.

При составлении мнемосхем учитывались тематические блоки, на которых

строится коррекционно-образовательная работа по развитию речи: «Осень»,

«Мои игрушки», «Моя семья», «Домашние животные», «Дикие животных»,

«Домашние птицы», « Мебель», «Одежда», «Обувь», «Прилет птиц» и тд.

Такие дети, чаще всего, не любят учить стихи, пересказывать тексты, не

владеют приемами и методами запоминания, допускают множество ошибок в

письменных работах, испытывают затруднения при работе с текстом.

Заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и

отрицательные эмоции.

Скороговорка - уникальный жанр устного народного творчества. Короткие

рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для

произношения – замечательный инструмент для развития чёткой и грамотной

речи. Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат,

способствует выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают

словарный запас.

Как учить скороговорки используя мнемотаблицы.

Схема работы с чистоговорками и скороговорками выглядит следующим

образом:

· Прослушивание текста четко проговариваемого педагогом.

· Заучивание скороговорки. На этом этапе и создается мнемотаблица.

· Повторение фразы в беззвучном режиме, с четкой артикуляцией.

· Далее скороговорку нужно произнести шепотом. Медленно и четко.

· Проговаривание текста ребенком в очень медленном темпе, не повышая

голос и не модулируя.

· На этапе ускорения темпа снова вступает в силу требование говорить

шепотом.

· Когда скороговорка звучит ровно и уверенно, нужно проговаривать ее в

полный голос, используя различные виды интонации.

Глядя на мнемотаблицу, ребенок заучивает текст намного быстрее и

эффективнее.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием

запоминают

текст.

Этап

автоматизации

звуков

происходит

намного

интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия с использование видео

«Живая мнемотаблица» (видео)

ВЫВОД

Таким образом, с помощью мнемотехники удается достичь таких

результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень.

Я считаю, что мнемотехника помогает упростить для детей процесс

непосредственно-образовательной

деятельности.

Дети

обучаются

в

интересной игровой форме.

Стихотворение «Игрушки»

Зайку бросила

хозяйка

Под дождём остался

зайка

Со скамейки слезть не

смог

Весь до ниточки

Промок!



В раздел образования