Автор: Гольцер Татьяна Васильевна
Должность: МБОУ Ширинская ОШ №17
Учебное заведение: МБОУ Ширинская ОШ №17
Населённый пункт: Село Шира, Республика Хакасия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Священнослужитель и врач, целитель души и тела (Святой Архиепископ Лука, жизнь и подвиг).
Раздел: среднее образование
МБОУ Ширинская ОШ №17, с. Шира, Республика Хакасия.
Гольцер Татьяна Васильевна, учитель истории, обществознания, ОРКСЭ.
Священнослужитель и врач, целитель души и тела
(Святой Архиепископ Лука, жизнь и подвиг).
Методическая разработка внеурочного занятия.
Пояснительная записка:
Методическая разработка внеурочного занятия. Проводится во внеурочное
время.
Призвана
содействовать
духовно
–
нравственному
развитию
обучающихся. Используется как дополнительный источник знаний при
изучении
темы:
«Подвиг»
на
уроках
предметной
области:
«Основы
религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), «Основы православной
культуры».
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в современном
образовании занимает всё более значимые позиции.
В
преподавании курса ОРКСЭ, Основы православной культуры, важно
использовать такие понятия, как «национальный характер», «национальная
самобытность», «традиционные национальные ценности», «традиционные
религии», «религиозные ценности», что свидетельствует о востребованности
нравственного потенциала традиционной религиозной культуры, в том числе
и христианства, как государство- и культурообразующей религии России.
Современная
российская
школа
нуждается
в
организации
духовно-
нравственного воспитания, в котором была бы не выхолощена возможность
использования ценностей традиционных религий.
Решению
данной
задачи
может
стать
изучение
жизни
и
подвига
новомученников и исповедников российских XX века.
Цель: формирование понятия христианский подвиг.
Задачи:
- познакомить с историей жизни и подвига священномученика Святого
Архиепископа Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого);
- содействовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
-
вырабатывать
у
школьников
осознание
необходимости
сохранения
культурно – исторического наследия Отечества.
Каждый год, летом, на станцию Шира Республики Хакасия приходит
медицинский поезд «Доктор Войно-Ясенецкий. Святитель Лука».
Что это за поезд?
Ребятам было дано опережающее задание на дом.
Они рассказали, что поезд появился в результате обращения красноярских
железнодорожников
к
губернатору
Красноярского
края
Александру
Хлопонину с идеей создания передвижной больницы, которая будет
обслуживать население малых станций Красноярской магистрали, так как
они удалены от крупных больниц и поликлиник.
Власти поддержали эту идею, и в июне 2007 года началось строительство
поезда с тринадцатью уникальными вагонами, оснащёнными современным
медицинским оборудованием. Вагон №2 это вагон – храм (с 2009г). Храм
носит
имя
Святой
равноапостольной
княгини
Ольги.
13 ноября 2007 года Поезд здоровья отправился в первую рабочую
командировку, и вот уже 17 лет помогает жителям края, Кемеровской
области и юга Хакасии стать здоровыми.
Кто он, Доктор Войно-Ясенецкий, Святитель Лука, чьё имя носит поезд
здоровья?
Сегодня мы это выясним. Поговорим о жизни и удивительной судьбе этого
человека, оставившего заметный след в истории нашей страны не только как
священника, но и как врача.
Святой Архиепископ Лука (в миру Валентин
Феликсович Войно-Ясенецкий).
Работа
с
терминами:
святой,
подвиг,
мученик,
новомученик,
священномученик, канонизация.
Беседа с учащимися о значении термина «святой».
- Как вы понимаете значении слова «святой», кого называют святым?
В толковом словаре даётся следующее определение слова «святой»:
проникнутый
высокими
чувствами,
возвышенный,
идеальный,
величественный и исключительный по важности; обладающий божественной
благодатью; человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после
смерти признанный образцом христианской жизни.
В словаре агиографических терминов святость рассматривается как одно из
фундаментальных понятий христианского учения. Основной смысл святости
состоит в преображении христианина под действием благодати Божией.
Святой – заступник за людей перед Богом, своего рода посредник между
Богом и людьми.
Задание. Назовите и запишите имена известных вам святых.
Беседа с учащимися о значении термина «подвиг».
- Как вы понимаете значение слова «подвиг»?
Толковый словарь русского языка предлагает следующее толкование:
героический, самоотверженный поступок.
Послушайте, как говорится о подвиге в стихотворении русского поэта и
религиозного
философа
А.С.Хомякова
(данное
стихотворение
читает
подготовленный заранее ученик).
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
Если в сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой бодрой и смелой
Ты за подвиг берись.
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них
Без труда, без усилья
Выше мраков земных,
Выше крыши темницы,
Выше злобы людской,
Выше воплей и криков
Гордой черни людской.
- Как вы понимаете значение фразы «…есть у подвига крылья»?
Назовите имена людей, совершивших подвиг. Постарайтесь, чтобы в ваших
ответах звучали имена людей, живших в разные эпохи, в том числе и наших
современников.
Вспомните историю родного села. В названиях улиц сохранены имена тех,
кто совершил подвиг. Назовите их имена. В чём заключался подвиг этих
людей?
- Кто из героев русской литературы совершил подвиг? (Несколько имён из
названных на уроке ученики записывают в тетрадях.)
- Есть ли среди ваших родных, знакомых люди, которые бы совершили
подвиг ради вас? (Выслушав ответы обучающихся, учитель подводит
учеников к выводу о жертвенности материнской любви.)
Слово «подвиг» стоит в одном ряду со словом «жертвенность». Что оно
означает?
Сделаем обобщение тех высказываний, которые прозвучали на уроке: подвиг
– доблестный, героический поступок ради своей Родины, ради другого
человека и даже ради того, чтобы преодолеть себя и остаться порядочным и
честным человеком. Подвиг – это жертва себя ради других, подвиг – это
невозможность совершить предательство.
Подберите и запишите определения к слову «подвиг». (Важно обратить
внимание учеников на таких словосочетаниях, как воинский подвиг,
трудовой подвиг.)
- Какое значение, на ваш взгляд, имела вера в Бога в жизни русского
человека?
Приведите примеры из произведений русской литературы, в которых герои,
совершая поступки, выбирая жизненный путь, принимая важные решения,
руководствовались христианскими заповедями?
Подумайте, может ли быть подвиг за веру? При каких обстоятельствах это
может случиться?
Задание. Дополните ряд словосочетаний, который вы записали (воинский
подвиг, трудовой подвиг) словосочетанием «христианский подвиг». Именно
о христианском подвиге, подвиге за веру в Бога мы сегодня и будем
говорить.
Беседа с учащимися о значении терминов «мученик», «новомученик»,
«священномученик».
В толковом словаре говорится, что мученик – это тот, кто подвергся
физическим или нравственным мучениям, испытал много страданий.
В христианстве мучеником называют человека, принявшего мучения и
смерть за веру в Христа. Первые массовые гонения на христиан проходили в
I
– IV
вв. нашей эры в Римской империи. Когда говорят о людях,
пострадавших за веру в Христа в XX в., их называют новомучениками, т.е.
пострадавшими уже в новое, приближённое к современности время.
Пострадавших за православную веру в
XX
в. священнослужителей,
причисленных
к
лику
святых,
канонизированных,
называют
священномучениками.
Беседа с учащимися о значении термина «канонизация».
В нашем разговоре звучало ещё одно слово, требующее разъяснения:
«канонизация». Его значение толковый словарь определяет как «причисление
к лику святых, признание церковно узаконенным».
27 апреля 1877 года в городе Керчи, в семье аптекаря, родился мальчик. При
крещении младенца нарекли Валентином, что значит «сильный», «крепкий».
С раннего возраста мальчик любил рисовать.
После окончания гимназии и одновременно художественного училища
талантливый юноша решил поступать в Академию художеств в Санкт-
Петербурге. Во время сдачи вступительного экзамена он записал в своём
дневнике: «Я не имею права заниматься тем, что мне нравится. Я обязан
заниматься тем, что приносит пользу людям». Валентин поступает на
медицинский факультет Киевского Свято-Владимирского университета,
становится одним из лучших студентов,
Блестяще сдав выпускные экзамены и получив диплом с отличием, Валентин
удивил всех своим желанием поехать в село и стать простым земским
мужицким врачом. И он стал выдающимся врачом – врачом от Бога. Обычно
мы так называем талантливого специалиста – медика. А вот в отношении
В.Ф. Войно - Ясенецкого значение фразы - самое прямое. Потому что он
оставил своим коллегам не только научные труды, но и проповедь любви к
пациенту. Доктор Войно - Ясенецкий считал обязательным для врача экзамен
«рука к руке» (общение врача с больным напрямую) и следование заповеди:
«Для врача не должно быть «случая», а только - живой страдающий
человек». «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь
делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Это
было смыслом жизни Войно - Ясенецкого – врача и священника.
Практика хирурга началась в 1904 году в Читинском госпитале, куда он
отправился в составе медицинского отряда Красного Креста в связи с
начавшейся Русско – японской войной.
Тринадцать лет (1904-1917) доктор проработал земским врачом в больницах
Симбирской, Курской, Орловской, Саратовской губерний. Оперировал и
занимался научной работой. В 1916 году получает степень доктора
медицины.
С марта 1917 года – главный врач городской больницы Ташкента.
В мае 1923 года Валентин Войно – Ясенецкий был тайно пострижен в
монашество с именем святого апостола Луки.
Принятие монашества повело его по тернистому пути. В жизни хирурга и
владыки начинается долгий период ссылок на поселение и заключений в
тюрьму. О чём он говорил: «… если бы… не схватили…ни за что и не
таскали бы 11 лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и
сколько людей не спасено отнюдь не по моей воле». Но никакие
обстоятельства не могли сломить владыку Луку. Он преодолел боль,
унижения, издевательства, не впал в уныние, обиду, роптание, не прекращал
своей врачебной практики и пастырской службы.
В июне 1923 года он был арестован первый раз, как сторонник патриарха
Тихона, обвинён в контрреволюционных связях. Прошёл по этапу Ташкент –
Москва – Енисейск – Туруханск – деревня Плахино (между Игаркой и
Дудинкой). Так он попадает в Сибирь, в Красноярский край.
Рассказ учащихся (1-я группа, опережающее задание): условия жизни
ссыльного Войно – Ясенецкого на севере Красноярского края.
6 мая 1930 года был снова арестован и этапирован в Архангельск.
Освобождён в мае 1933 года.
Рассказ учащихся (2-я группа, опережающее задание): условия жизни
ссыльного Войно – Ясенецкого в Архангельске.
24 июля 1937 года арестован в третий раз и снова оказывается в
Красноярском крае.
Рассказ учащихся (3-я группа, опережающее задание): условия жизни
ссыльного Войно – Ясенецкого в селе Большая Мурта.
Беседа с учащимися. Что помогло Святому Луке выжить в нечеловеческий
условиях ссылки?
Когда началась Великая Отечественная война, епископ Лука не остался в
стороне, не таил обиду, хотел помогать солдатам. Он отправил телеграмму
М.И.Калинину (Председателю Верховного Совета СССР) с просьбой
прервать очередную ссылку и направить его для работы в госпиталь на
фронте или в тылу: «Я, епископ Лука, профессор Войно – Ясенецкий,
отбываю ссылку в посёлке Большая Мурта Красноярского края. Являюсь
специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам, где мне
будет доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По
окончании войны готов вернуться в ссылку».
Валентин Феликсович был направлен на работу в эвакогоспиталь №1515,
который располагался в школе №10 города Красноярска. 4 мая 2005 года в
ней открылся музей «Святитель Лука (Войно – Ясенецкий)». Был назначен
главным хирургом этого госпиталя и консультантом для всех госпиталей
Красноярского края.
Ежедневно проводил операции, иногда по 8-9 часов без перерыва, спасая
жизни самым тяжёлым раненым, которых доставляли с железнодорожного
вокзала после прибытия эшелонов с фронта. Таких уникальных операций при
гнойных огнестрельных ранениях суставов другие хирурги делать не умели.
При этом сам Валентин Феликсович был на положении ссыльного и должен
был дважды в неделю отмечаться в милиции. Первый год пребывания в
Красноярске он жил в сырой, холодной комнате, которая до войны
использовалась для хранения инвентаря дворника. На госпитальной кухне,
где готовилась пища на 1200 человек, хирурга кормить не полагалось.
Санитарки тайком приносили ему тарелки с кашей.
Опыт работы в госпитале позволил В.Ф. Войно – Ясенецкому доработать
книгу «Очерки гнойной хирургии», за издание которой он был удостоен
Сталинской премии первой степени в размере 200 тысяч рублей, из них 130
тысяч попросил направить «на помощь сиротам, жертвам фашистских
извергов». Здесь он завершает работу над богословским трудом «Дух, душа и
тело».
В 1946 году владыка назначается архиепископом Симферопольским и
Крымским.
В 1958 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он писал своей дочери: «От
операции я отказался и покорно принял волю Божию быть мне слепым до
самой смерти. Свою архиерейскую службу буду продолжать до конца».
11 июня 1961 года, в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, 84
– летний архиепископ Лука отошёл ко Господу.
В апреле 2000 года его реабилитируют, а в августе того же года прославляют
в сонме новомучеников и исповедников Российских. 18 марта Церковь
празднует обретение мощей святителя и исповедника Луки. Они находятся в
Свято – Троицком кафедральном соборе на территории женского монастыря
в Симферополе.
На
многих
иконах
святитель
Лука
изображён
с
хирургическими
инструментами в руках.
15 ноября 2002 года в Красноярске на углу пр.Мира и ул.Горького был
открыт памятник В.Ф. Войно – Ясенецкому (Архиепископу Луке). Автор
памятника - скульптор Борис Мусат. Не все обращают внимание, что за
спиной и на поручнях кресла – фуфайка арестанта и узника ГУЛАГА.
Вопросы для обсуждения.
- Какие чувства у вас вызвала история о жизни и подвиге священномученика
Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского?
- В каких конкретных делах выражалась забота архиепископа о народе?
- Какой нравственный урок должны извлечь мы из истории жизни и подвига
святого Луки?
- Как мы можем сохранить память о подвиге новомучеников, в чём может
состоять наша работа?
- В чём состоит важность сохранения памяти о подвиге новомучеников и
исповедников российских XX века?
В.Ф. Войно – Ясенецкий – учёный, хирург, архиепископ, богослов. В его
жизни были и аресты, и ссылки, и голод, и холод, и войны. И тысячи
больных, который он прооперировал. Его автобиография «Я полюбил
страдание» помогает понять, что такое истинные ценности в жизни человека.
Не жалею, что горькие годы
Выпадали мне испытанием,
Что в душевные непогоды
Я учился азам сострадания.
Восхищают величие духа, сила воли, жажда правды, любовь к ближнему,
Родине, огромное трудолюбие подвижника православной веры, оставившего
на земле добрую память о себе. Вся жизнь Валентина Феликсовича Войно –
Ясенецкого – ценный вклад в духовную жизнь общества, борьба за жизнь,
доброту и милосердие.
Скоро
лето,
на
станцию
Шира
Республики
Хакасия
вновь
придёт
медицинский
поезд «Доктор Войно-Ясенецкий. Святитель Лука» и мы
вспомним святителя, чья жизнь и подвижническая деятельность способна
стать личным примером для подрастающего поколения.