Автор: Троицкий Геннадий Иванович
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ РХ "Абаканский строительный техникум"
Населённый пункт: Республика Хакасия, муниципальный район Алтайский, сельское поселение Белоярский сельсовет, село Белый Яр
Наименование материала: статья
Тема: Технология наставничества как ключевой элемент профессионального развития мастера производственного обучения по ремонту и обслуживанию автомобилей, применение технологии наставничества в обучении студентов в профессии «Ремонт и обслуживание автомобилей».
Раздел: среднее профессиональное
Автор: Троицкий Геннадий Иванович
(статья)
Технология наставничества как ключевой элемент профессионального
развития мастера производственного обучения по ремонту и
обслуживанию автомобилей, применение технологии наставничества в
обучении студентов в профессии «Ремонт и обслуживание
автомобилей».
Mentoring Technology as a Key Element of Professional Development for a Master of
Vocational Training in Car Repair and Maintenance, Application of Mentoring Technology in
Student Training in the Profession of “Car Repair and Maintenance”
Аннотация
В статье рассматривается роль наставничества в профессиональной подготовке
студентов специальности «Ремонт и обслуживание автомобилей». Анализируются
особенности применения наставничества на федеральном уровне и в личностном
взаимодействии. Особое внимание уделяется эффективности данного метода в условиях
современного рынка труда.
The article examines the role of mentoring in the professional training of students in the
specialty “Repair and maintenance of vehicles”. The features of mentoring application at the
federal level and in personal interaction are analyzed. Special attention is paid to the
effectiveness of this method in the conditions of the modern labor market.
Ключевые слова
наставничество, профессиональное обучение, автосервис, подготовка кадров
mentoring, vocational training, car service, personnel training
Наставничество представляет собой эффективный метод профессиональной
подготовки, направленный на поддержку и развитие обучающихся. В современных
условиях быстро меняющегося рынка труда и повышенных требований к квалификации
специалистов данная форма обучения приобретает особую актуальность.
Наставничество на федеральном уровне:
На государственном уровне система наставничества регулируется следующими
аспектами:
Разработка методических рекомендаций по организации наставничества.
Потребность в расширении практик наставничества в образовании (а также в
других сферах, прежде всего на производстве) на протяжении нескольких
последних лет осознается на различных уровнях управления.
23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и
Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей
социально-экономического
развития
В.В.
Путин
подчеркнул,
что
необходимо
возрождать институт наставничества.
С этого момента наставничество становится одним из приоритетов федеральной
образовательной и кадровой политики.
В
начале
2018
года
был
проведен
Всероссийский
форум
«Наставник», организованный
Агентством
стратегических
инициатив,
по
результатам которого 23 февраля 2018 года был сформирован перечень поручений
Президента РФ.
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование».
Главными целями Нацпроекта являются:
1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,
вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования.
2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на
основе
духовно-нравственных
ценностей
народов
Российской
Федерации,
исторических и национально-культурных традиций.
В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из
центральных в нацпроекте «Образование».
Создание стандартов профессиональной подготовки.
Понятие «профессиональный стандарт» раскрывается в российском Трудовом
кодексе. Под ним понимается определенный уровень знаний, умений, навыков и
опыта сотрудника предприятия или организации. Простыми словами,
профстандарт – это своего рода квалификация, которая должна быть у каждого
работника.
Профессиональные стандарты устанавливают определенную планку требований к
любому сотруднику любого предприятия. Они являются своего рода ориентиром
для выстраивания кадровой политики.
Внедрение современных образовательных технологий.
Внедрение современных образовательных технологий направлено на повышение
эффективности учебного процесса и личностное развитие учеников.
В целом, современные образовательные технологии в образовательном процессе
направлены на преобразование традиционных методов обучения, расширение
доступа к образованию, повышение мотивации и интереса студентов, а также
подготовку их к современной цифровой среде.
Обеспечение материально-технической базы.
Материально-техническое
обеспечение
(МТО)
-
комплекс
мероприятий
по
планированию,
своевременному
и
комплексному
обеспечению
организации
материалами, техникой, оборудованием и другими материальными ресурсами.
Необходимо отметить такую особенность МТО, как своевременность, которая
сводится к тому, что поступление ресурсов должно быть организованно так, чтобы
не создавать большого их запаса, обслуживание которого требует дополнительных
затрат, или их нехватку, что приведет к сбою в работе подразделений.
Личностное взаимодействие наставника и студента.
Эффективное наставничество базируется на следующих принципах:
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Это эффективный метод повышения качества обучения. Учитель настолько
понимает, чувствует и знает каждого учащегося, его сильные и слабые стороны,
что может самостоятельно выстраивать учебный трек и персонализировать общую
программу, чтобы повысить уровень знаний и способностей студента.
Поэтапное освоение профессиональных навыков.
Современная образовательная политика задает инновационный вектор развития
среднему профессиональному образованию и всему образованию в целом. В этой
связи необходимо обогащать образовательный процесс за счет использования
новых образовательных технологий, формирующих профессиональные
компетенции преподавателей и обучающихся. В соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами нового поколения реализация
учебного процесса должна строиться на инновационных технологиях обучения,
которые служат полигоном для отработки обучающимися профессиональных
навыков, максимально приближенных к реальности. Компетентностный подход
определяется формированием у обучающихся определенных компетенций в
учебном процессе, а учебная деятельность приобретает исследовательский или
практико-преобразовательный характер. Такой деятельностно-компетентностный и
практико-ориентированный подход обуславливает применение активных и
интерактивных форм и методов обучения, позволяющих формировать трудовые
ресурсы нового типа согласно ФГОС.
Именно на это нацелено формирование профессиональных компетенций в среднем
профессиональном образовании. Состав профессиональных компетенций построен
таким образом, чтобы квалификация выпускника колледжа соответствовала
требованиям работодателей и регионального рынка труда и позволяла бы после
недолгого адаптационного периода полноценно включиться в работу предприятия
на соответствующем уровне.
Практическая направленность обучения.
Практическая направленность обучения — это принцип, при котором
содержание и методы обучения ориентированы на решение задач и упражнений, на
формирование у обучающихся навыков самостоятельной деятельности. Такой
подход предполагает связь теории с практикой, усвоение знаний в контексте их
применения в реальных условиях.
Обратная связь и корректировка процесса обучения.
Обратная связь и корректировка процесса обучения — понятия, которые
связаны с взаимодействием между мастером и студентом, направленным на оценку
и коррекцию учебной деятельности. Цель — повысить эффективность обучения,
выявить, насколько учащиеся освоили учебный материал, и вовремя
скорректировать процесс преподавания.
Схема обучения включает три основных этапа:
1.
Теоретическая подготовка (рассказ).
Рассказ представляет собой повествовательно-описательное изложение учебного
материала с целью сообщения фактов и выводов, описания событий и явлений. Рассказ
обычно сочетается с объяснением и с использованием технических средств обучения.
2.
Демонстрация практических навыков (показ).
Практический показ - метод обучения, предусматривающий ознакомление с
приемами и действиями, при помощи которых у обучаемых создается конкретное
представление об изучаемом материале, вырабатывается способность действовать
в определенной установленной последовательности при подготовке и в ходе
выполнения поставленных задач.
3.
Самостоятельное выполнение работы под контролем наставника.
а) самостоятельное выполнение проекта обучаемым под контролем наставника;
б) совместный анализ выполнения действий проекта;
в) рефлексия, самооценка результата и его обсуждение с наставником.
Преимущества наставничества.
Ускорение процесса адаптации к профессиональной деятельности.
Повышение качества подготовки специалистов.
Формирование практических навыков.
Развитие профессиональной мотивации.
Система наставничества является эффективным инструментом профессиональной
подготовки специалистов автосервиса. Сочетание федерального регулирования и
личностного подхода позволяет обеспечить качественную подготовку кадров,
соответствующих современным требованиям рынка труда.
Список литературы
1.
Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики
в организациях XXI века.
2.
Министерство труда и социальной защиты РФ. Методический инструментарий
по применению наставничества
от 28 мая 2020 г. N 18-4/10/П-4994.
3.
Ступак Л.В. Аксиологические аспекты в наставнической деятельности.
4.
Профессиональные стандарты в сфере автомобильного сервиса, приказ
Министерства Труда и Социальной защиты Российской Федерации
от 2 апреля 2024 г. N 170н
5.
Долгих Т.В., Красноперова Л.Б., Солдатенко С.А.
Методические рекомендации
по организации производственного (практического) обучения в среднем
профессиональном образовании.