Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи и общества в условиях ДОО
Автор: Ягодкина Елизавета Павловна Должность: воспитатель/педагог до Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР ДС №18 "Теремок" Населённый пункт: Кемеровская область, город Юрга Наименование материала: статья Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи и общества в условиях ДОО Раздел: дошкольное образование
Е.П.Ягодкина,
воспитатель / педагог ДО
г. Юрга, Кемеровская обл.
В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
впервые
дошкольное
образование
стало
первым
уровнем
общего
о б р а з о в а н и я ,
и с
внедрением
Федерального
Го сударственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из
основных
принципов
является
приобщение
детей
к
социокультурным
нормам,
традициям
семьи,
общества. Изменился
социальный
статус
дошкольного
детства.
Каче ственное
дошкольное
о б р а з о ва н и е
рассматривается сегодня как резерв последующих ступеней образования.
Из
образовательных
стандартов
видно,
что
ключевым
направлением
развития становится социально – коммуникативное развитие.
Главная задача дошкольной организации создание оптимальных условий
для
развития
личности
ребенка.
Основной
целью,
которой,
является
формирование
у
дошкольника
социально-нравственных
ценностей
и
воспитание
личности
с
активной
жизненной
позицией,
со
стойкими
нравственными привычками. Реализация этих установок возможна только во
взаимодействии дошкольной организации и семьи.
Семья
и
дошкольная
образовательная
организация
–
основные
институты социализации детей дошкольного возраста. Семья – это мини-
модель
общества.
Семья
является
традиционно
главным
институтом
воспитания.
То,
что
ребёнок
в
детские
годы
приобретает
в
семье,
он
сохраняет
в
течение
всей
последующей
жизни.
Важность
семьи
как
института
воспитания
обусловлена
тем,
что
в
ней
ребёнок
находится
в
течение
значительной
части
своей
жизни,
и
по
длительности
своего
воздействия
на
личность
ни
один
из
институтов
воспитания
не
может
сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к
поступлению
в
школу
он
уже
более
чем
наполовину
сформирован
как
личность.
Семья
закладывает
основу
духовно-нравственного
воспитания
детей.
В
общении
с
близкими
взрослыми
у
ребенка
формируются
собственные формы поведения, навыки мышления и речи, ориентации в мире
предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные
ценности, стремления и идеалы. Важность семьи вытекает из ее способности
воспитывать индивидуальность.
Образовательный
процесс
в
муниципальном
бюджетном
дошкольном
образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад №18
«Теремок» (МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок») по данному направлению
реализуется в соответствии с:
- комплексно-тематическим принципом;
-
учетом
интеграции
образовательных
областей:
социально
-
коммуникативное
развитие;
познавательное
развитие;
речевое
развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие;
- учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников;
- единством обучающих, развивающих, воспитательных целей и задач;
- развивающей предметно-пространственной средой.
В работе с детьми педагоги используют следующие формы организации
совместной деятельности:
- проектная деятельность;
-экскурсии;
- беседы (ситуативные);
- выставки детского художественного творчества;
-
ознакомление
детей
с
обычаями
и
традициями
народов
России,
народным фольклором;
- музыкально - театрализованные представления;
-совместные
мероприятия
с
родителями
и
детьми
(традиционные
праздники и тематические развлечения)
В настоящее время в современном обществе дети испытывают нехватку
ласки, внимания, любви и объятий, поэтому в образовательном процессе
Центра развития ребёнка появились такие мероприятия, как «День радости»,
«День
доброты»,
«День
вежливости»,
«День
влюблённых»,
«День
прощения», «День объятий», «День любви и ласки».
Доброй традицией Центра развития ребёнка имеет место проведение
тематических
недель,
с
участием
воспитателей,
специалистов,
педагогов
дополнительного
образования,
воспитанников
и
их
родителей
(законных
представителей).
Основными целями проведения тематических недель является:
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых;
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания
-овладение
речевым
этикетом
и
культурой
поведения
в о
взаимоотношениях.
Для
реализации
этих
целей
МБДОУ
«ЦРР
ДС
№
18
«Теремок»
на
протяжении
многих
лет
тесно
сотрудничает
с
социальным
институтом
детства:
-МБУК «ЦБС г. Юрги»;
- МБОУ УДО «ДЮЦ г. Юрги»;
- МАОУ «Гимназия города Юрги»;
- МБОУУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»;
- МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»;
- МОУДО «Детская художественная школа №7 г. Юрга»;
- МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №18» г. Юрги;
-МБУК
«Юргинский
музей
детского
изобразительного
искусства
народов Сибири и Дальнего Востока».
Сотрудничество с социальным институтом детства составляет основу
для приобщения дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи
и общества в условиях дошкольной образовательной организации.
Значительная роль в усвоении детьми социально-культурных норм и
моделей поведения, в повышении уровня развития нравственных качеств,
принадлежит семье.
Педагогический коллектив Центра использует наилучшие формы работы
с семьями воспитанников:
- проектная деятельность;
- семинары – практикумы;
- совместные экологические акции;
- спортивные досуги;
- фото – выставки;
- совместные культурно – досуговые мероприятия
- ситуации – пробы (создание проблемных ситуаций, разрешая которые,
родители будут овладевать определёнными коммуникативными навыками и
умениями);
-
праздники
с
народными
традициями
(календарные
и
народные:
Рождество, Святочные гуляния, Колядки, Масленица, Вербное воскресенье,
Пасха), цель которых сохранить и возродить культурные традиции предков.
Праздники по народному календарю являются своеобразным завершением
освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов в ННОД в
течение года;
-
мероприятия,
непосредственно
связанные
с
историей
России
и
русского народа, с целью приглашения не только родителей воспитанников
Центра
развития
ребёнка,
но
и
ветеранов
ВОВ,
военнослужащих,
художников,
артистов
фольклорных
и
музыкальных
театров,
педагогов
и
воспитанников музыкальной и художественной школ. Эти встречи, юных и
ветеранов,
взаимно
обогащают,
учат
и
воспитывают
добрые
качества
(уважение, гордость, доброту, любовь), потому что в основе всего - народная
культура, замечательное народное творчество, оно несёт в себе огромный
творческий потенциал;
-
родительские
встречи,
несомненно,
помогают
сплотить
субъектов
образовательного
процесса,
больше
знать
о
родителях
(законных
представителей), донести до них наши пожелания и идеи. Все это сплачивает
родителей, как коллектив и в то же время семью, как ячейку общества. Во
всех этих мероприятиях повышается авторитет родителей, а значит идет
воспитание у ребенка социокультурных норм поведения.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в
свете нового ФГОС ДО, следование общей цели формирования социально-
нравственных ценностей в ребенке способно воспитать личность с активной
жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками.
Проблема этического воспитания актуальна всегда, так как моральное
развитие и становление личности ребенка происходит на протяжении всей
его жизни. Обобщая выше сказанное, можно с уверенность сказать, что ДОО
может
заложить
в
детях
то
зерно
нравственности,
которое
вырастет
во
взрослом человеке красивым цветком морали и воспитанности.
Пусть
наши
труды
будут
призваны
сеять
доброе
и
красивое,
развенчивать
моральное
зло
и
безразличие
в
мире,
и
в
душах.
Наша
деятельность
–
уроки
добра,
истины
и
красоты,
уроки
мудрости,
формирующие
иммунитет
ко
всему
тому,
что
убивает
«человеческое
в
человеке». И если мы понесем с собой в свои семьи, в мир людей и детей
идеи добра, истины и красоты, то это будет великая сила».
Литература:
1.
Данилина, Т. А., Степина, Н. М. Социальное партнёрство педагогов,
детей и родителей [Текст] пособие для практических работников ДОУ /
Т. А. Данилина, Н. М. Степина - М.: Айрис-пресс, 2010. – С. 112.
2.
Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с
семьёй [Текст] методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н В
Микляева - М.: Айрис-пресс, 2012. – С. 144
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 г.