Напоминание

Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи и общества в условиях ДОО


Автор: Ягодкина Елизавета Павловна
Должность: воспитатель/педагог до
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР ДС №18 "Теремок"
Населённый пункт: Кемеровская область, город Юрга
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным нормам, традициям семьи и общества в условиях ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Приобщение детей дошкольного возраста

к социокультурным нормам,

традициям семьи и общества в условиях ДОО

Е.П.Ягодкина,
воспитатель / педагог ДО г. Юрга, Кемеровская обл. В соответствии с новым ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование стало первым уровнем общего о б р а з о в а н и я , и с внедрением Федерального Го сударственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. Изменился социальный статус дошкольного детства. Каче ственное дошкольное о б р а з о ва н и е рассматривается сегодня как резерв последующих ступеней образования. Из образовательных стандартов видно, что ключевым направлением развития становится социально – коммуникативное развитие. Главная задача дошкольной организации создание оптимальных условий для развития личности ребенка. Основной целью, которой, является формирование у дошкольника социально-нравственных ценностей и воспитание личности с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками. Реализация этих установок возможна только во взаимодействии дошкольной организации и семьи. Семья и дошкольная образовательная организация – основные институты социализации детей дошкольного возраста. Семья – это мини- модель общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья закладывает основу духовно-нравственного воспитания детей. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственные формы поведения, навыки мышления и речи, ориентации в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления и идеалы. Важность семьи вытекает из ее способности
воспитывать индивидуальность. Образовательный процесс в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад №18 «Теремок» (МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок») по данному направлению реализуется в соответствии с: - комплексно-тематическим принципом; - учетом интеграции образовательных областей: социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; - учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников; - единством обучающих, развивающих, воспитательных целей и задач; - развивающей предметно-пространственной средой. В работе с детьми педагоги используют следующие формы организации совместной деятельности: - проектная деятельность; -экскурсии; - беседы (ситуативные); - выставки детского художественного творчества; - ознакомление детей с обычаями и традициями народов России, народным фольклором; - музыкально - театрализованные представления; -совместные мероприятия с родителями и детьми (традиционные праздники и тематические развлечения) В настоящее время в современном обществе дети испытывают нехватку ласки, внимания, любви и объятий, поэтому в образовательном процессе Центра развития ребёнка появились такие мероприятия, как «День радости», «День доброты», «День вежливости», «День влюблённых», «День прощения», «День объятий», «День любви и ласки». Доброй традицией Центра развития ребёнка имеет место проведение тематических недель, с участием воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования, воспитанников и их родителей (законных представителей). Основными целями проведения тематических недель является: - формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания -овладение речевым этикетом и культурой поведения в о взаимоотношениях. Для реализации этих целей МБДОУ «ЦРР ДС № 18 «Теремок» на протяжении многих лет тесно сотрудничает с социальным институтом детства: -МБУК «ЦБС г. Юрги»; - МБОУ УДО «ДЮЦ г. Юрги»; - МАОУ «Гимназия города Юрги»; - МБОУУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги»; - МБУК «Краеведческий музей г. Юрги»; - МОУДО «Детская художественная школа №7 г. Юрга»;
-
МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №18» г. Юрги; -МБУК «Юргинский музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока». Сотрудничество с социальным институтом детства составляет основу для приобщения дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи и общества в условиях дошкольной образовательной организации. Значительная роль в усвоении детьми социально-культурных норм и моделей поведения, в повышении уровня развития нравственных качеств, принадлежит семье. Педагогический коллектив Центра использует наилучшие формы работы с семьями воспитанников: - проектная деятельность; - семинары – практикумы; - совместные экологические акции; - спортивные досуги; - фото – выставки; - совместные культурно – досуговые мероприятия - ситуации – пробы (создание проблемных ситуаций, разрешая которые, родители будут овладевать определёнными коммуникативными навыками и умениями); - праздники с народными традициями (календарные и народные: Рождество, Святочные гуляния, Колядки, Масленица, Вербное воскресенье,
Пасха), цель которых сохранить и возродить культурные традиции предков. Праздники по народному календарю являются своеобразным завершением освоения конкретных календарных тем года, подведением итогов в ННОД в течение года; - мероприятия, непосредственно связанные с историей России и русского народа, с целью приглашения не только родителей воспитанников Центра развития ребёнка, но и ветеранов ВОВ, военнослужащих, художников, артистов фольклорных и музыкальных театров, педагогов и воспитанников музыкальной и художественной школ. Эти встречи, юных и ветеранов, взаимно обогащают, учат и воспитывают добрые качества (уважение, гордость, доброту, любовь), потому что в основе всего - народная культура, замечательное народное творчество, оно несёт в себе огромный творческий потенциал; - родительские встречи, несомненно, помогают сплотить субъектов образовательного процесса, больше знать о родителях (законных представителей), донести до них наши пожелания и идеи. Все это сплачивает родителей, как коллектив и в то же время семью, как ячейку общества. Во всех этих мероприятиях повышается авторитет родителей, а значит идет воспитание у ребенка социокультурных норм поведения. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в свете нового ФГОС ДО, следование общей цели формирования социально- нравственных ценностей в ребенке способно воспитать личность с активной жизненной позицией, со стойкими нравственными привычками. Проблема этического воспитания актуальна всегда, так как моральное развитие и становление личности ребенка происходит на протяжении всей его жизни. Обобщая выше сказанное, можно с уверенность сказать, что ДОО может заложить в детях то зерно нравственности, которое вырастет во взрослом человеке красивым цветком морали и воспитанности. Пусть наши труды будут призваны сеять доброе и красивое, развенчивать моральное зло и безразличие в мире, и в душах. Наша деятельность – уроки добра, истины и красоты, уроки мудрости, формирующие иммунитет ко всему тому, что убивает «человеческое в человеке». И если мы понесем с собой в свои семьи, в мир людей и детей идеи добра, истины и красоты, то это будет великая сила».
Литература:

1. Данилина, Т. А., Степина, Н. М. Социальное партнёрство педагогов, детей и родителей [Текст] пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Н. М. Степина - М.: Айрис-пресс, 2010. – С. 112. 2. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьёй [Текст] методическое пособие для воспитателей ДОУ / Н В Микляева - М.: Айрис-пресс, 2012. – С. 144 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования № 1155 от 17 октября 2013 г.


В раздел образования