Автор: Николаева Анастасия Александровна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГУАП
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка (лекция)
Тема: Формы государства. Правовое государство.
Раздел: среднее профессиональное
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.
Это совокупность его внешних признаков, которые представляют
собой:
1)
Форма
правления
–
это
определенный
порядок
образования
и
взаимодействия высших органов государственной власти.
2) Форма государственного устройства – это способ территориального
устройства, порядок взаимодействия центральной и региональной власти.
3) Политический (государственный) режим – это методы и приемы
осуществления государственной власти, ее взаимодействия с населением.
Существует три критерия определенной формы правления:
А) Способ передачи власти:
- путем наследования;
-путем выборов;
Б) Ответственность высших органов государственной власти перед
населением
В)
Разграничение
властных
полномочий
между
органами
государственной власти.
Формы правления – это монархия и республика.
1 )Монархия – форма правления, где высшая государственная власть
принадлежит монарху и передается по наследству. Монарх в своей
деятельности не несет ответственности перед населением.
Монархия в процессе исторического развития имела различные
формы, зародившись при рабовладельческом строе, претерпев изменения
при
феодальном
и
капиталистическом.
В
современном
мире
она
продолжает
существовать,
в
том
числе
в
развитых
странах
(Великобритания, Испания, Япония, Швеция, Голландия и др.).
Наиболее распространена сегодня конституционная парламентская
монархия. Власть монарха ограничена конституцией, он является данью
традиций «царствует, но не правит». Реальная власть сосредоточена в
руках парламента. Он избирается всенародно, является законодательным
органом.
Партия
(партии)
набравшие
большинство
голосов
на
парламентских выборах формируют высший орган исполнительной власти
– правительство. Лидер, победившей на выборах партии становится главой
правительства – фактически главой государства, который вместе со своей
партией
определяет
направления
внешней
и
внутренней
политики
государства.
2) Республика – форма правления, при которой верховная государственная
власть принадлежит выборным органам. В современных республиках
высший орган власти – Президент, избирается всенародно (президентская
и смешанная республики) или Парламентом (парламентская республика)
на определенный срок, и он несет ответственность перед народом.
Республики различаются тем, какой орган власти (президент или
парламент) формирует правительство.
В
парламентской
республике
правительство
формируется
по
результатам выборов в парламент, главой правительства становится лидер
победившей
партии.
Правительство,
соответственно,
несет
ответственность о своей деятельности перед парламентом.
В
президентской
республике
правительство
назначается
Президентом и несет перед ним ответственность. Президент совмещает
должность главы государства и главы правительства.
В смешанной республике сочетаются черты парламентской и
президентской. Правительство формируется при участии и Президента и
парламента. Ответственность правительства так же распределяется между
главой государства и законодательным органом.
Формы государственного устройства – это унитарное государство и
федеративное.
1) Унитарное государство отличается полным политическим единством.
Отдельные административно-территориальные единицы не обладают
суверенитетом, не формируют законодательные и исполнительные органы
власти, не принимают собственных законов.
2)
Федерация
–
сложное
государство,
где
регионы
обладают
определенной самостоятельностью. Компетенция между федераций и ее
субъектами
разграничивается.
Субъекты
формируют
свои
органы
законодательной и исполнительной власти, принимают региональные
законы, ведут собственную налоговую и финансовую политику.
Политический
(государственный)
режим
может
быть
демократическим и антидемократическим.
При демократическом режиме народ признается единственным
носителем
власти.
Населению
гарантированы
политические
и
экономические свободы.
Институты прямой непосредственной демократии – народ сам
принимает решения (референдум).
Представительная демократия – это выборы. Народ осуществляет
власть через избранных им представителей. Выборы проводятся на основе
всеобщего избирательного права при тайном голосовании и соблюдении
иных принципов.
Демократический режим обеспечивает равенство всех граждан и
реализацию всех прав и свобод. Демократический режим работает
эффективно только в том случае, если граждане имею право сами
принимать решения, пропагандировать любые политические взгляды
(идеологический плюрализм), поддерживать любую партию, критиковать
власть. Так же наличие системы контроля со стороны гражданского
общества за деятельность государственных органов. Отсутствие системы
привилегий связанных с обладание властью. Наличие возможности и
условий для полного и объективного политического информирования
граждан.
Экономические свободы предусматривают реальную возможность
для любого гражданина заниматься предпринимательской деятельностью,
использовать свои материальные и интеллектуальные возможности для
получения прибыли в рамках, установленных законом. Государство
поощряет конкуренцию (любой производитель может предложить лучший,
чем у конкурента товар за привлекательную для покупателя цену),
контролирует монополии (один производитель важного для населения
товара
или
услуги).
Охраняет
частную
собственность,
она
неприкосновенна. Государство не вмешивается в экономику, предоставляя
возможность регулировать рынок товаров, работ, услуг и цен на них самим
предпринимателям и потребителям.
К антидемократическим режимам относятся:
-авторитарный
-тоталитарный
В целом антидемократическая социально-политическая система
основана
на
подчинении
личности
государству
или
его
лидерам.
Социальная установка личности в большей или меньшей степени
характеризуется уверенностью в том, что в обществе должна существовать
строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей
авторитетам и властям. Такой политический режим означает отсутствие
демократии как в проведении выборов, так и в вопросах государственного
управления.
А) При авторитарном режиме власть ограничивает политические и
идеологические
свободы,
допуская
возможность
реализации
экономических и иных неполитических свобод. Ограничена деятельность
СМИ, открытое выражение мнение народа становится затруднительным,
развивается бюрократия, связь между государством и гражданами,
практически, отсутствует, органы власти формируются не выборным
путем или путем псевдовыборов. Экономические свободы для граждан
допускаются.
Б)Тоталитарный режим – режим полного контроля со стороны
государства над всеми сферами жизни граждан. Власть на всех уровнях
формируется
закрыто,
одним
членом
или
узкой
группой
лиц
из
политической элиты. Невозможно оказывать воздействие на власть,
оппозиция
(политические
силы
противостоящие
власти,
с
иной
идеологией, предлагающие иные пути решения проблем, имеющихся в
стране) строго карается. Развит аппарат принуждения (полиция, органы
государственной безопасности), массовый террор, изоляция от остального
мира. Экономические механизмы находятся в руках государства.
1.4 Правовое государство
Это организация политической власти, создающая условия для
наиболее полного осуществления прав и свобод человека и гражданина,
которая основана на верховенстве справедливого, гуманного закона.
Принципы правового государства:
1)
Верховенство права.
Предполагает подчинение всех субъектов, в том числе государства нормам
права. Право рассматривается как равная мера свободы для правящих и
подвластных.
Ни
государство,
ни
общественные
организации,
ни
граждане, не должны посягать на закон. В
ином случае, им грозит
юридическая ответственность.
2)
Разделение властей.
Принцип
разделения
властей
означает,
что
три
ветви
власти:
законодательная, исполнительная и судебная независимы друг от друга.
Однако должны быть правовые механизмы их взаимного контроля,
система сдержек и противовесов.
3)
Единство взаимных прав и обязанностей личности и государства.
Государство
устанавливает
в
законах
меру
свободы
человека
и
ограничивает себя в действиях. «Все, что не запрещено индивиду, ему
дозволено». «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».
Обязательность исполнения закона для государственной власти
обеспечивается системой мер, которые призваны не допустить ее
произвол:
А) Юридическая ответственность должностных лиц любого уровня
за неисполнение своих обязанностей.
Б) Политическая ответственность правительства перед органами
государственной власти (Президентом, парламентом).
В)
Политическая
ответственность
депутатов
перед
своими
избирателями.
4) Реальная гарантия прав и свобод личности.
Государство должно не только декларировать права и свободы человека,
но и создавать условия для их реального воплощения. Права и свободы
человека объявляются высшей ценностью, их признание, соблюдение и
защита – обязанность государства.