Напоминание

Индивидуальное логопедическое занятие "Звук Т"


Автор: Хрубилова Татьяна Ивановна
Должность: Учитель логопед
Учебное заведение: ГКОУ " Красноярская школа- интернат "
Населённый пункт: Волгоградская область, Жирновский район, п. Красный Яр.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Индивидуальное логопедическое занятие "Звук Т"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Звук [Т]

Цель: Автоматизация звука «Т» в слогах, словах и словосочетаниях

Задачи:

Образовательные:

1.

Обучить автоматизировать звук «Т» в слогах, словах и словосочетаниях.

2.

Активизировать речевой материал по теме животные.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух, силу голоса и силу выдоха, мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать старательность, доброжелательное отношение к животным.

Оборудование: зеркало, тучка с дождиком для дыхания, картинка с эмоциями "Кота"

для мимических упражнений, смайлики, рыбки, медальки, картинки с изображением

артикуляционных упражнений, картинка профиля звука [т], картинка характеристики

звука, картинки - кот, торт, кит, таракан, петух, коробочка с картинками - рыба - тунец,

сметана, тушенка.

Форма организации: индивидуальное занятие.

Ход занятия:

I. Организационный момент. (Психологический настрой)

Цель: эмоциональный настрой учащейся на предстоящее занятие

Логопед: Ангелина, я рада тебя видеть. У меня

хорошее настроение, а с каким

настроением ты пришла на занятие. На столе у тебя лежат смайлики, покажи с каким

настроением ты пришла на занятие.

− Какое сейчас у нас занятие?

− Индивидуальное занятие

− Чему мы учимся на индивидуальных занятиях?

− Правильно и красиво говорить

− А что помогает нам правильно и красиво говорить?

− Органы речевого аппарата.

− Сегодня это 3 занятие по автоматизации твёрдых согласных звуков.

На занятие к нам пришел гость, а кто это, ты узнаешь, отгадав загадку.

Отворилась тихо дверь -

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся мягкой лапкой. (Кот)

-Правильно! молодец!

− - А зовут его Тоша. Какой первый звук стоит в слове Тоша?

− Молодец, правильно, звук [т].

− Сегодня на занятии дежурным звуком будет звук [т]. И

мы будем учиться

находить и выделятьэтот звук в слогах, в словах и словосочетания.

− За каждое правильно выполненное задание, ты будешь получать рыбки. Помни,

что в конце занятия ты можешь получить от меня бонусный балл в виде рыбки.

Если ты наберёшь от7 до 5рыбок - это будет означать, что с работой

справилась без замечаний и трудностей, тебе всё удалось. Это золотая медаль.

Если ты наберёшь от 4 до 2 рыбок - это будет означать, что у тебя были

трудности при выполнении заданий, но ты с ними справилась с помощью педагога.

Это серебряная медаль.

Если ты наберёшь 0 или 1 рыбку - это будет означать, что ты с работой не

справилась. Но я надеюсь, что у тебя всё будет хорошо. Это бронзовая медаль.

Подготовительный этап.

Цель: подготовка учащейся к автоматизации звука [т]

− Сейчас мы выполним артикуляционную и дыхательную гимнастики, которые

помогут тебе красиво и правильно говорить, а ты

будь

старательной и

внимательной. Это тебе поможет правильно произносить звуки в повседневной

жизни.

Артикуляционная и дыхательная гимнастики.

Упражнения для дыхания.

Давай выполним упражнение для развития дыхания (Тучка с дождиком). Возьми в

руки тучку с дождём, поднеси к губам. По команде «дождик» - слабый плавный выдох.

По команде «Ливень» - сильный плавный выдох. (Следить за тем, чтобы ребенок делал

вдох и выдох животом, плечи не поднимал)

Логопед: Чему мы учились, выполняя задание?

Ребёнок: Учились правильно дышать.

Упражнения для развития силы голоса, "Эхо".

- Ангелина, сейчасмы будем учиться говорить громко и тихо.

Тоша предлагает вместе с играть в игру "Эхо". Онбудет произносить звук [а] тихо, а ты

должна будешь произнести громко, Затем, наоборот, ты скажешь тихо, а Тоша громко.

Логопед: Чему мы учились, выполняя это упражнение?

Ребёнок: Учились говорить громко и тихо.

Упражнения: возьмём зеркало в руки.

Лопатка: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, счет до 5.

Чашечка: рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху (кончик и боковые края

языка загнуть), счет до 5.

Маляр: губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить («покрасить») нёбо,

счет до 5.

Вкусное варенье: Высунуть широкий язык, облизать верхнюю и нижнюю губу и убрать

язык вглубь рта, счет до 5.

Чистим зубки:

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны

«почистить» сначала верхние зубы, затем нижние, счет до 5.

Логопед: Что ты сейчас выполняла?

Ребёнок: Артикуляционную гимнастику.

Логопед: Что ты тренировала сейчас?

Ребёнок: Мышцы речевого аппарата.

Логопед: Молодец. Не забывай себя оценивать.

− Пальчиковая гимнастика.

Выполним упражнение для пальчиков. Произнося стихотворение, в руках катаем шишку.

− Есть цветы и есть коты

Небывалой красоты.

Там - цветы для красоты,

Тут - глазища и хвосты.

Логопед: Какое упражнение ты выполняла?

Ребёнок: Упражнение для пальчиков.

II. Основная часть. Операционно-исполнительский этап

Цель: автоматизация звука [т] в слогах, словах и словосочетаниях

1.

Работа с профилем:

- Сейчас мы с тобой будем работать с зеркалом.

-Посмотри в зеркало и произнеси звук [т].

Давай посмотрим, как располагаются органы речи при произнесении звука «Т»

- Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором

выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов.

2.

Характеристика звука:

− Это какой звук согласный или гласный?

− Согласный.

− Он твердый или мягкий?

− Твёрдый.

− Теперь положи руку на горло и произнесите звук «Т», ты слышишь вибрацию?

− Нет.

− Значит он звонкий или глухой?

− Глухой.

[т]

- Каким сигналом обозначается звук «Т»?

- Синий без звоночка.

Микро - итог:

- Что мы сейчас делали?

- Давали характеристику звуку «Т»

Логопед: Молодец. Не забывай себя оценивать.

3. Развитие фонематического звука:

- Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Пограничник».

Мы вместе будем учиться выделять звук «т» среди других звуков, каждый раз, когда ты

слышишь звук «т», хлопни в ладоши.

[т][б][т][м][д][с][р][т][г][п].

-Молодец!

А теперь я буду произносить слоги, и как только ты услышишь слог с нашим дежурным

звуком: Каким?, «Т» - ты хлопнешь в ладоши.

ТЫ, МА,ТА, БА, ДА,ТУ, ПА, ДУ, БУ, ТО

Микро - итог:

- Среди чего мы выделяли наш дежурный звук?

- Среди звуков и слогов.

Логопед: Молодец. Не забывай себя оценивать.

согласный

твердый

глухой

4. Работа с картинками:

− Посмотри на картинки, что на них изображено?

− Кот, торт, кит, таракан, петух.

− А как ты считаешь, какая из этих картинок лишняя.

− Лишняя картинка с тортом. Почему?

(потому что на остальных картинках изображены животные).

− А теперь нам необходимо поселить звук в домик. Определим, где стоит звук [т], в

начале, в середине или в конце слова.

− Это слово КОТ, в этом слове звук «Т» стоит в конце слова и т.д.

− А ты знаешь Ангелина, что кошки способны издавать до 100 непохожих друг на

друга звуков. Собаки же способны издавать только 10 видов звуков.

− Киты могут не спать 100 дней и не есть до 10 месяцев.

Петухи поют не просто для красоты, своим пением они с точностью предсказывают

погоду.

Некоторые тараканы могут выжить без воды и еды более шести недель. Но ученые

проводили эксперимент, во время которого один из тараканов прожил 3 месяца без

средств существования.

Логопед: Молодец. Не забывай себя оценивать.

А сейчас, отдохнём.

5. Физминутка с мимической гимнастикой и со словосочетанием:

Я предлагаю выполнить мимические упражнения. Посмотри на картинку.

- Кто изображён на картинке?

- Кот.

- Давай рассмотрим картинку. Видно, что у кота изображена разная мимика или можно

сказать эмоция. Постарайся назвать, какая мимика

изображена и глядя в зеркало

выполним эту эмоцию.

Кот какой?

− Весёлый, грустный,

испуганный, удивлённый, злой, обиженный, сердитый,

хитрый.

Микро - итог:

− Что мы сейчас делали?

− Мы называли эмоцию Кота и перед зеркалом её показывали.

− При рассмотрении Котов с разной мимикой, что мы делали сейчас?

− Составляли словосочетания.

Логопед: Молодец. Не забывай себя оценивать.

5. Звуковой анализ:

− Ангелина, наш гость- кот Тоша просит, чтобы мы с его именем тоже поработали,

сказали из скольки слогов оно состоит.

− Выложим сигнальными карточками слово Тоша.

− Скажи, сколько слогов в слове Тоша и объясни почему?

− 2 слога, потому что, сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

Первый и второй слоги слияния твёрдые.

− Сколько звуков в этом слове?

− 4.

Логопед: Молодец. Не забывай себя оценивать.

Оценочно – рефлексивный этап.

Подведение итога занятия.

Цель: самооценка учащейся собственной деятельности.

Логопед: Давай вспомним, с каким звуком мы сегодня работали?

Ребёнок: Мы работали со звуком [т]

Логопед: На следующем занятии мы продолжим работу по автоматизации

согласного звука.

- Скажи, как располагаются органы речи при произнесении звука «Т»?

Ребёнок: Кончик языка прижат к верхним зубам, спинка языка опущена. Под напором

выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов.

Логопед: Какие задания мы выполняли?

Ребёнок: Артикуляционную и дыхательную гимнастики, звуковой анализ, составляли

словосочетания.

- Логопед: Какие названия картинок ты запомнила?

Ребёнок: Торт, кот, таракан, петух, кит.

- Логопед: Ангелина, на столе у тебя лежат смайлики, покажи какое у тебя сейчас

настроение.

- За хорошую работу, я тебе даю бонусный балл, возьми одну рыбку. Считаем, сколько

рыбок ты набрала?

Если ты набрала от 7 до 5 рыбок - это означает, что с работой справилась,

тебе всё удалось. Это золотая медаль.

Если ты набрала от 4 до 2 рыбок - это означает, что у тебя были трудности при

выполнении заданий, но ты с ними справилась с помощью педагога.

Это

серебряная медаль.

− Если ты набрала 0 или 1 рыбку - это означает, что ты с работой не справилась.

Это бронзовая медаль.

Логопед: Ангелина, какую медаль ты заработала?

Логопед: Тебя ждёт приз от кота Тошки. Открой коробочку и выбери из коробочки

то, что не любит кот Тоша. (Рыба – тунец, сметана, тушенка, конфета)

- Это конфета, коты их не любят.

Рыба тунец

Упражнение «Лопаточка»

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык

не дрожал.

Упражнение «Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и

кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.

Упражнение «Маляр»

Сделать упражнение «Парус». Двигать кончиком языка по «потолочку» (поверхности

неба) вперед-назад.

Упражнение «Вкусное варенье»

Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу и убрать

вглубь рта.

Упражнение «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» сначала

верхние зубы, затем нижние.

Упражнение «Парус»

Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться «бугорков» (альвеол) за

верхними зубами.

Упражнение «Иголочка»

Рот приоткрыть. Узкий, напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.

Упражнение «Горка»

Рот приоткрыть. Сделать язык широким. Боковые края языка прижать к верхним

коренным зубам. Кончик языка упереть в передние нижние зубы.

Упражнение «Грибок»

Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы «ножка

грибка» (уздечка языка) натянулась.

Упражнение «Щетка – смётка»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его

вглубь рта.

Упражнение «Змейка»

Сделать упражнение «Иголочка». Узкий язык, похожий на жало, максимально выдвигать

вперед и убирать вглубь рта.

Упражнение «Качели»

Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к

подбородку. Рот не закрывать

Упражнение «Лодочка»

Сделать упражнение «Лопаточка». Кончик и боковые края языка загнуть вверх (в

отличие от упражнения «Чашечка», язык высоко не поднимать).

Упражнение «Колесо»

Сделать упражнение «Горка». Среднюю часть языка максимально выдвигать вперед, а

затем убирать вглубь рта. Язык перемещать вперед-назад в форме валика.

Упражнение «Громкий барабан»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять вверх. Произносить громко, отрывисто,

многократно, не опуская кончика языка: ДДДДДД.

Упражнение «Лошадка»

Сделать упражнение «Грибок». Максимально открыть рот, не отрывая языка от неба.

Затем щелкнуть языком.



В раздел образования