Напоминание

Научи ребенка ставить ударение в слове.


Автор: Лукина Лариса Викторовна
Должность: МБОУ "СОШ №78" г.Северск Томской области
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №78"
Населённый пункт: г.Северск Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: Научи ребенка ставить ударение в слове.
Раздел: начальное образование





Назад




Что такое ударение?

Почему так важно правильно ставить ударение?

Дети знакомятся с ударением как только учатся говорить, родители следят

за речью ребенка, и в детском саду, примерно в 4–5 лет. Тогда же учатся делить

слово на слоги, считать буквы, искать звуки в слове. В первом классе эту тему

разбирают подробно. Сначала ребёнку может казаться, что найти ударение в

слове невозможно, и он будет делать это наугад. Но всего несколько

упражнений помогут понять, как ставить его в словах.

Важное условие для формирования правильного понимания ударения — это

чёткая речь взрослых. Не стоит коверкать слова или переставлять их. Иначе у

ребёнка не сложится правильная картинка темы.Здесь очень важно обратить

внимание, как ребенок читает, как ставит интонацию в слове.

Ребенок развивается в своем темпе. Чем легче и мягче будет происходить

общение, тем лучше он запомнит, как надо правильно. Нельзя стыдить ребенка

за то, что он говорит неправильно – в этом нет его вины, он просто пока не

знает, как надо.

Чем незаметнее будет происходить обучение, тем проще и легче всем. Надо

стараться делать это в хорошем настроении, с улыбкой. Использовать любые

моменты: на прогулке, в быту, за чтением книг, просмотром мультиков.

Не ругать за промахи, те вещи, которые взрослым кажутся очевидными, для

малыша незнакомы. Когда-то все взрослые были детьми и тоже чего-то не

умели – нужно помнить и об этом. Надо запастись терпением, продумать четко

план действий и двигаться вперед, к новым умениям.

Я предлагаю несколько эфективных упражнений, выберите наиболее

подходящий для вашего ребенка.

Упражнения

Позови

Ребёнку нужно «позвать» слово — протяжно его произнести. Например, «ма-а-

а-ма», «мо-ло-ко-о-о», «тю-ле-е-нь». Гласный, который ребёнок произносит

дольше, и есть ударный.

Чтобы убедиться, что ребёнок верно поставил ударение, можно попросить

протянуть другой гласный. Например, «ма-ма-а-а». И уточнить, звучит ли так

слово в жизни, так ли ребёнок его обычно произносит.

Угадай

Взрослый произносит слова с неправильным ударением. Например, «ко-ле-е-

со». Ребёнку нужно отгадать слово и исправить ударение на верное. Ради

забавы можно придумать новые значения для слов с неправильным ударением.

Обезличь

Ребёнку нужно проговорить слова или прочитать текст с одинаковой

интонацией, без выделения звуков и слов, как робот.

Это упражнение дополнительное, напрямую оно не помогает верно расставлять

ударения. Оно позволяет понять, что в речи есть акценты, слова звучат с разной

силой и интонацией.

Кричи

Если ребёнок старается все слоги произнести нараспев (например, «со-о-л-ны-

ы-ш-ко-о-о»), нужно предложить ему сначала прошептать слово, а затем

прокричать.

Обычно уже на этапе шёпота дети правильно ставят ударение, но это возможно

и на этапе крика. Ударный слог как бы сам собой становится чуть длиннее.

Перебирай

Ребёнку нужно ставить ударение на каждый слог слова. Например, «тУча» и

«тучА». А затем выбирать вариант, который звучит естественно.

Важные нюансы

Есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание ребёнка:

Ударные и безударные звуки — гласные. На согласный звук ударение не падает

ни в каком слове. При этом гласный звук может быть ударным (например, в

слове «курица» звук «у» ударный) и безударным (например, в слове «пируэт»).

Ё — всегда ударная. Она может стоять в начале слова и обозначать два звука,

например, в слове «ёлка» буква «ё» обозначает два звука — [й` о]. Она может

стоять в середине и обозначать один ударный звук, например, в слове «Алёна»

буква «ё» обозначает звук [о].

Омографы существуют. Омографы — это слова, которые пишутся одинаково,

но произносятся по-разному за счёт ударения на разные слоги. А ещё имеют

разные значения. Например, «зАмок» и «замОк».

....



В раздел образования