Автор: Лукина Лариса Викторовна
Должность: МБОУ "СОШ №78" г.Северск Томской области
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №78"
Населённый пункт: г.Северск Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: Научи ребенка ставить ударение в слове.
Раздел: начальное образование
Что такое ударение?
Почему так важно правильно ставить ударение?
Дети знакомятся с ударением как только учатся говорить, родители следят
за речью ребенка, и в детском саду, примерно в 4–5 лет. Тогда же учатся делить
слово на слоги, считать буквы, искать звуки в слове. В первом классе эту тему
разбирают подробно. Сначала ребёнку может казаться, что найти ударение в
слове невозможно, и он будет делать это наугад. Но всего несколько
упражнений помогут понять, как ставить его в словах.
Важное условие для формирования правильного понимания ударения — это
чёткая речь взрослых. Не стоит коверкать слова или переставлять их. Иначе у
ребёнка не сложится правильная картинка темы.Здесь очень важно обратить
внимание, как ребенок читает, как ставит интонацию в слове.
Ребенок развивается в своем темпе. Чем легче и мягче будет происходить
общение, тем лучше он запомнит, как надо правильно. Нельзя стыдить ребенка
за то, что он говорит неправильно – в этом нет его вины, он просто пока не
знает, как надо.
Чем незаметнее будет происходить обучение, тем проще и легче всем. Надо
стараться делать это в хорошем настроении, с улыбкой. Использовать любые
моменты: на прогулке, в быту, за чтением книг, просмотром мультиков.
Не ругать за промахи, те вещи, которые взрослым кажутся очевидными, для
малыша незнакомы. Когда-то все взрослые были детьми и тоже чего-то не
умели – нужно помнить и об этом. Надо запастись терпением, продумать четко
план действий и двигаться вперед, к новым умениям.
Я предлагаю несколько эфективных упражнений, выберите наиболее
подходящий для вашего ребенка.
Упражнения
Позови
Ребёнку нужно «позвать» слово — протяжно его произнести. Например, «ма-а-
а-ма», «мо-ло-ко-о-о», «тю-ле-е-нь». Гласный, который ребёнок произносит
дольше, и есть ударный.
Чтобы убедиться, что ребёнок верно поставил ударение, можно попросить
протянуть другой гласный. Например, «ма-ма-а-а». И уточнить, звучит ли так
слово в жизни, так ли ребёнок его обычно произносит.
Угадай
Взрослый произносит слова с неправильным ударением. Например, «ко-ле-е-
со». Ребёнку нужно отгадать слово и исправить ударение на верное. Ради
забавы можно придумать новые значения для слов с неправильным ударением.
Обезличь
Ребёнку нужно проговорить слова или прочитать текст с одинаковой
интонацией, без выделения звуков и слов, как робот.
Это упражнение дополнительное, напрямую оно не помогает верно расставлять
ударения. Оно позволяет понять, что в речи есть акценты, слова звучат с разной
силой и интонацией.
Кричи
Если ребёнок старается все слоги произнести нараспев (например, «со-о-л-ны-
ы-ш-ко-о-о»), нужно предложить ему сначала прошептать слово, а затем
прокричать.
Обычно уже на этапе шёпота дети правильно ставят ударение, но это возможно
и на этапе крика. Ударный слог как бы сам собой становится чуть длиннее.
Перебирай
Ребёнку нужно ставить ударение на каждый слог слова. Например, «тУча» и
«тучА». А затем выбирать вариант, который звучит естественно.
Важные нюансы
Есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание ребёнка:
Ударные и безударные звуки — гласные. На согласный звук ударение не падает
ни в каком слове. При этом гласный звук может быть ударным (например, в
слове «курица» звук «у» ударный) и безударным (например, в слове «пируэт»).
Ё — всегда ударная. Она может стоять в начале слова и обозначать два звука,
например, в слове «ёлка» буква «ё» обозначает два звука — [й` о]. Она может
стоять в середине и обозначать один ударный звук, например, в слове «Алёна»
буква «ё» обозначает звук [о].
Омографы существуют. Омографы — это слова, которые пишутся одинаково,
но произносятся по-разному за счёт ударения на разные слоги. А ещё имеют
разные значения. Например, «зАмок» и «замОк».
....