Автор: Савчук Яна Валериевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Чердаклинская средняя школа №1
Населённый пункт: рабочий поселок Чердаклы, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Метод проектов во внеурочной деятельности по химии
Раздел: среднее образование
Метод проектов во внеурочной деятельности по химии
Одной из особенностей ФГОС является их деятельностный характер, ставящий главной
целью развитие личности учащегося.
Образованный человек в современном обществе – это человек, вооруженный знаниями, но
умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускники
школы должны адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно
критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных
группах.
Речь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций:
общенаучной,
информационной,
коммуникативной,
познавательной,
ценностно-
смысловой, социальной.
Построение образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и
возможности всех его субъектов, нам нужны деятельностные, групповые, игровые,
ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и
методы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий
наиболее адекватным поставленным целям, с моей точки зрения, является метод проектов.
Метод проектов совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют
решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся в процессе обучения
и вне его, с обязательной презентацией результатов. Педагогическая технология, которая
включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.
Метод проектов дает возможность организовать внеурочную деятельность, обеспечивает
не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность,
активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия,
сплачивает учащихся, развивает коммуникативную активность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном
пространстве, развитие творческого мышления.
Метод проектов предоставляет учителю возможности для изменения традиционных
подходов к содержанию, формам и методам внеурочной деятельности, выводя на
качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Педагог
находит применение данного метода на всех этапах обучения, в работе с учащимися
разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Метод адаптируется к особенностям всех учебных дисциплин.
Химия – гуманистически ориентированная естественная наука: ее успехи всегда были
направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии в школе
способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины
мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных
жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.
Новое содержание образования не может ограничиваться перечнем требований к
предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно охватить все основные
компоненты социализации:
Систему духовно-нравственных ценностей.
Систему научных представлений о человеке, обществе и природе.
Систему универсальных учебных действий.
В условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении
объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.
Необходимо организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию
как востребованную науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому
образованному человеку.
Учить химии только традиционными методами невозможно. Необходимо создавать
условия для развития естественной познавательной активности учащихся и его
самореализации
через
накопление
индивидуального
опыта,
через
внеурочную
деятельность учащихся.
Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии
помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня.
Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления с методом и
алгоритмами
проектирования.
Вначале
учитель
сам
знакомится
с
технологией
организации проектной деятельности. Затем педагог научит учащихся работать над
проектами.
Учащиеся знакомятся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями,
предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:
в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
в
процессе
работы
над
проектом
проводится
исследование,
используются
исследовательские методы;
исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;
учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;
содержательная часть проекта структурирована;
результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;
если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на
различных этапах;
по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать
причины неудач и отметить положительные результаты и т.д.
В помощь учащимся, начинающим работу над проектами, собраны в папку все
необходимые материалы:
требования к проектам;
методические рекомендации по подготовке проекта;
памятки
«Оформление
результатов
проекта»,
«Защита,
оформление,
презентация
проекта», «Паспорт проекта»;
лист «Оценивание проекта»;
лист «Номинация проекта» и др.
На подготовительном этапе предлагаются примерные темы для проектов по химии. При
составлении списка примерных тем проектов учитываются основные аспекты школьного
курса химии: историко-методологический, экологический, прикладной и региональный.
Историко-методологический аспект.
Возможные направления раскрытия историко-методологического аспекта в проектах:
- история развития и становления химии как науки;
- история развития вещества как части природы;
- история химического производства;
- жизнь и деятельность ученых-химиков.
Данные проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают межпредметные связи,
позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного
предвидения. Учащиеся при выполнении проектов «повторяют» открытие ученого,
проверяют экспериментальные данные, полученные химиками в прошлом. Такой
исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать или
реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.
Экологический аспект.
Курс химии в проектах экологического содержания:
- раскрывает особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством,
проявляющимся в представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической
ситуации;
- привлекает учащихся к исследовательской работе по изучению состояния природной
среды;
- воспитывает у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение.
Работая над экологическими проектами, школьники приобретают практические умения и
навыки, позволяющие им жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно
участвовать в мероприятиях по защите природы.
Прикладной аспект.
Содержание
химического
образования
школьников
позволяет
расширить
научно-
технический
кругозор
учащихся,
способствует
становлению
их
мировоззрения,
формирует
грамотное
поведение
в
быту,
природе,
на
производстве.
Проекты прикладного характера можно отнести к одному из направлений:
- использование продуктов химической промышленности;
- энергетика и химические производства;
- химия и пища;
- химия и организм человека;
- химия в быту.
Региональный аспект.
В процессе обучения химии необходимо использовать местные данные, как более
знакомые, значимые и наиболее интересные для исследования учащимися. При
выполнении проектов мы ориентируем учащихся, опираться на местные условия
природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-
культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы.
Отметить, что один и тот же проект может одновременно учитывать различные аспекты.
Результаты применения метода проектов.
Анализируя опыт организации проектной деятельности по химии, я постаралась привести
в
систему
накопившиеся
факты,
которые
отчетливо
указывают
на
следующие
результаты применения проектного метода:
- работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:
- увеличилось количество учащихся, выбирающих химию, как предмет по выбору,
выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации;
-
прикладной
характер
проектной
деятельности,
практическая
направленность
выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся
(как отмечают ученики, «пригодятся в жизни»);
- у учащихся появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить
хорошие результаты проделанной работы;
- наука химия – трудная для понимания наука для большинства учащихся школы.
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала
учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей.
Это
подтверждает
анкетирование,
проводимое
как
перед
началом
проектной
деятельности, так и по результатам.
Формирование проектных умений:
целеополагание,
планирование,
поисковые (исследовательские) умения,
коммуникативные умения,
презентационные умения,
рефлексивные умения;
Данный опыт работы может быть полезен не только для учителей химии и биологии, но и
для учителей экологии, для работы в профильных классах, педагогов дополнительного
образования, родителей.
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует
формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков
самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной
деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом
самообразования.
Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику,
невозможный при других формах обучения.