Напоминание

Художественная вышивка, традиции.


Автор: Тютюгина Ольга Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: учитель
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: Художественная вышивка, традиции.
Раздел: среднее образование





Назад




Беседа. «Художественная вышивка, традиции»

Задачи. Знакомить детей с историей вышивки. Расширять и

активизировать словарь по данной теме. Развивать внимание, терпение,

усидчивость. Материал. Современные вышитые изделия.

Сегодня познакомимся с вышивальным искусством на Руси. Русская

вышивка имеет очень глубокие корни. На территории Древней Руси этим

видом рукоделия в совершенстве владели все женщины в независимости

от возраста и положения в обществе. В основе этого вида рукоделия, а в

особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа.

Крест для русского человека всегда был символом защиты, способом

оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза. В стремлении

защитить себя и своих близких от бед и напастей мастерицы вооружались

иголкой и превращали обычную материю в художественное

произведение, достойное восхищению. В ходе археологических

исследований на территории Древней Руси были обнаружены вышитые

полотна, созданные в IV-XII в. Это указывает, что уже в то время русское

вышивальное искусство не только существовало, но и находилось на

высоком уровне развития. Во время господства язычества русичи, как

правило украшали полотенца, простыни, покрывала, скатерти и др.

предметы быта. Также широко была распространена отделка вышитой

одежды. Наиболее популярными являлись вышитые головные уборы,

сарафаны и рубахи. Особое место в то время отводилось символической

вышивке: вещи используемые при проведении различных ритуалов,

обязательно украшались шитьем. Одновременно с этим начала

развиваться сюжетная вышивка, отображающая бытовые сцены,

природные пейзажи, портреты людей и изображение животных. С

приходом на Русь христианства вышивка приобрела новое значение.

Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христовой веры.

Особая роль при этом отводилась вышивке крестом. Вышитые полотенца

стали использоваться для убранства иконостаса, зеркал, окон, дверей

жилища. Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием

высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов,

используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати

выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми

нитями, жемчугом и драгоценными камнями. Вышивка

служила для убранства храмов и церквей, а также использовалась в

качестве украшения элементов одежды высокопоставленной знати (бояр,

членов царской семьи) и церковнослужителей. До наших дней

сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского

престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц своего

времени дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало в 1601

году. Материалом для работы послужили нити из серебра и золота, бархат,

а также драгоценные камни. Сюжет вышивки – коленопреклонение святых

мужей Никона и Сергия Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иисусу

Христу и Иоанну Предтече. До XVIII века популярны были вышивальные

мастерские, которые царицы и княгини устраивали при своих светлицах.

При этом хозяйки мастерских, не только руководили работой, но и

принимали в ней самое активное участие. Постепенно вышивальное

искусство перестало быть привилегией дворянства. В начале XVIII века

вышивка стала привычным занятием крестьянских девушек. Конечно,

материалы для работы ими использовались более дешевые, но это ни в

коей мере не уменьшало художественную ценность готовых изделий.

Настоящие шедевры вышивального искусства были созданы именно

простыми девушками, которые добивались красоты вышитых полотен за

счет высокой техники выполнения стежков, умелого подбора оттенков

цветов и оригинальности узора. Народное искусство создавалось и

видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой

связи с жизнью и бытом народа. В его создании и развитии большую роль

играли природные условия и местные условия быта, хозяйства, культуры,

соседских отношений. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого

народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и

оформления бытовых изделий, одежды и украшений . Народные вышивки

издавна славятся разнообразием узоров, оригинальностью их

расположения и утонченностью цветовых решений, которые создавались

на протяжении столетий в зависимости от географических, исторических и

культурных условий.



В раздел образования