Автор: Крепких Наталья Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей с.Долгоруково
Населённый пункт: с. Долгоруково Липецкой области
Наименование материала: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Раздел: начальное образование
Крепких Н.В
Учитель начальных классов
Долгоруково, МБОУ лицей с. Долгоруково
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
СОВРЕМЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Аннотация.
Статья
посвящена
актуальной
проблеме
формирования
орфографической зоркости в современной школе.
Одной из основных
трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие
в русском языке сравнительно большого количества словарных слов. В статье
представлены лексико – орфографические упражнения, дидактические игры,
позволяющие
формировать
навык
написания
слов
с
непроверяемыми
орфограммами, обогащать словарный запас детей, развивать речь, интерес и
внимание к слову. Данный материал поможет учителям начальных классов
интересно и эффективно организовать работу со словарными словами на
уроках русского языка.
Ключевые слова: русский язык, словарные слова, мнемонимические приёмы,
приём «Синквейн», интерес.
Мышление развивается в проблемной ситуации,
когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.
Л. Выгодский
Проблема формирования орфографической зоркости в современной
школе
приобретает
всё
большую
актуальность.
В
соответствии
с
требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка в начальных классах
особое
внимание
уделяется
формированию
навыка
функциональной
грамотности.
Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение
словарных слов. Необходимо развивать у школьников все виды памяти:
слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся
задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов,
а также снизить тревожность детей при изучении данного предмета. Повысить
интерес к словарной работе на уроках русского языка, качество знаний
учащихся можно через применение современных образовательных технологий.
То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Использование
разнообразных
методов
(частично
–
поискового,
проблемного,
исследовательского и др.), приемов, форм и средств обучения в работе над
словарными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к
овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову,
обогащает словарный запас. Вся эта работа формирует навык грамотного
написания слов с непроверяемыми безударными гласными, с которыми
учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Процесс
обучения следует организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи
проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии,
лексике и синтаксису. Чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. В
результате такой работы формируются навыки самостоятельной работы,
укрепляются
навыки
мыслительной
деятельности.
Детям
непрерывно
приходится заниматься анализом, сравнением, составлением словосочетаний,
предложений, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания
систематизируются и автоматизируются. «Словарная работа – это не эпизод в
работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически
целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса
русского языка» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев. Словарная
работа – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в
памяти учеников после применения учителем особых приёмов.
Поэтому
основная задача моей работы заключается в том, чтобы сделать процесс
усвоения словарных слов более эффективным.
Цель моей работы:
- повысить качество знаний учащихся через использование в работе
современных образовательных технологий;
- развивать орфографическую зоркость, интеллектуальные способности,
интерес к данному предмету;
- воспитывать чувство любви, гордости за свой язык, культуру, традиции.
Одним из вариантов решения этой
проблемы является использование
занимательных заданий.
Я выбрала для работы следующие виды упражнений: метод звуковых
ассоциаций , метод графических ассоциаций (мнемотехника), запись слова под
разным углом зрения (на солнышке), использование языкового материала,
проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком, синквейн
словарных слов, корзина идей, кубик Блума.
К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие
ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые
ассоциации.
Т.е.
суть
заключается
в
том,
что
запоминаемая
буква
зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко
запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа
и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей,
творческой.
Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает
такие разделы: толкование слова, к истокам слова, однокоренные слова,
сочетаемость слов, синонимы – антонимы , когда так говорят? Практический
материал:
загадки,
пословицы,
поговорки,
предложения
и
тексты
из
художественных произведений.
При изучении трудных слов я использую
презентацию. Презентация построена таким образом:
сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,
проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание
слабой позиции,
появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики
записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,
затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя,
происхождение слова (этимология),
делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при
этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись
слова,
подбирают к слову однокоренные слова,
подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),
следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,
выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,
составление предложения с этим словом, или запись предложения со
слайда.
Особого внимания заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть
основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается
ассоциативное
мышление
и
память,
что
делает
запоминание
более
осмысленным, происходит расширение границ познания, осуществляется связь
между русским и историей. Антонимы и синонимы также обогащают нашу
речь. Если фразеологизмы – это изюминки нашей речи, делающие её
привлекательной, то синонимы и антонимы – это огоньки, освещающие, разные
стороны речи, позволяющие избежать стереотипности, повторений и штампов.
Фразеологизмы можно использовать в следующих видах творческих заданий:
придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму; подобрать
фразеологизм к иллюстрации или ситуации; написать мини-сочинение с
использованием конкретного или любого фразеологизма на заданное слово.
Синквейн со словарными словами. Синквейн - это небольшое стихотворение,
составляется любым человеком, но по своим правилам. Например,
1 Строка - это любое слово (существительное)
2 - два прилагательных, которые выражают смысл этого слова
3 -три глагола, которые говорят о действиях
4 - фраза, которая говорит о смысле стихотворения
5
-
заключение,
обычно
это
слова,
имеющие
ассоциации
со
всем
стихотворением
Приём «КОРЗИНА ИДЕЙ» В корзину «складывается» всё, что относится к
словарному слову. Задание: для записи использовать как можно больше слов из
словаря.
При проведении уроков русского языка особое внимание уделяю
здоровьесберегающим технологиям. Своеобразный структурный этап урока
представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка
сочетается с умственной деятельностью. Например, я произношу словарное
слово. В том случае, если в слове надо писать гласную «а», ученики должны
присесть. Если же в слове надо писать гласную «о», ученики должны сделать
наклон в одну и другую стороны. После устной работы можно эти слова
записать в тетрадь.
Овладение словарным составом литературного языка
является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его
орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и,
наконец, связной речи вообще. Усвоение орфографических правил помогает
детям
в
дальнейшем
писать
грамотно.
Главное
–
надо
проводить
каждодневную,
целенаправленную,
разнообразную
работу
по
усвоению
учащимися правописания словарных слов, результатами
которой, станут
успехи наших учеников.
Литература:
Книги с одним автором:
1.
Агафонов В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. –
Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 64 с.
2.
Парамонова Л. Г. « Как овладеть правописанием "словарных" слов / Л. Г.
Парамонова. - Санкт-Петербург : Союз, 2005. - 165, [1] с.; 24 см.; ISBN 5-
94033-185-8 : 3000
3.
"Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух
частях.
Книга с двумя авторами:
1.
А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова «Пишу без ошибок» Издательство
«Питер» М. - 2008г.