Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ


Автор: Крепких Наталья Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ лицей с.Долгоруково
Населённый пункт: с. Долгоруково Липецкой области
Наименование материала: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
Раздел: начальное образование





Назад




Крепких Н.В

Учитель начальных классов

Долгоруково, МБОУ лицей с. Долгоруково

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ

Аннотация.

Статья

посвящена

актуальной

проблеме

формирования

орфографической зоркости в современной школе.

Одной из основных

трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие

в русском языке сравнительно большого количества словарных слов. В статье

представлены лексико – орфографические упражнения, дидактические игры,

позволяющие

формировать

навык

написания

слов

с

непроверяемыми

орфограммами, обогащать словарный запас детей, развивать речь, интерес и

внимание к слову. Данный материал поможет учителям начальных классов

интересно и эффективно организовать работу со словарными словами на

уроках русского языка.

Ключевые слова: русский язык, словарные слова, мнемонимические приёмы,

приём «Синквейн», интерес.

Мышление развивается в проблемной ситуации,

когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.

Л. Выгодский

Проблема формирования орфографической зоркости в современной

школе

приобретает

всё

большую

актуальность.

В

соответствии

с

требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка в начальных классах

особое

внимание

уделяется

формированию

навыка

функциональной

грамотности.

Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение

словарных слов. Необходимо развивать у школьников все виды памяти:

слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся

задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов,

а также снизить тревожность детей при изучении данного предмета. Повысить

интерес к словарной работе на уроках русского языка, качество знаний

учащихся можно через применение современных образовательных технологий.

То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. Использование

разнообразных

методов

(частично

поискового,

проблемного,

исследовательского и др.), приемов, форм и средств обучения в работе над

словарными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к

овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову,

обогащает словарный запас. Вся эта работа формирует навык грамотного

написания слов с непроверяемыми безударными гласными, с которыми

учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Процесс

обучения следует организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи

проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии,

лексике и синтаксису. Чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. В

результате такой работы формируются навыки самостоятельной работы,

укрепляются

навыки

мыслительной

деятельности.

Детям

непрерывно

приходится заниматься анализом, сравнением, составлением словосочетаний,

предложений, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания

систематизируются и автоматизируются. «Словарная работа – это не эпизод в

работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически

целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса

русского языка» - писал известный ученый – методист А.В.Текучев. Словарная

работа – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в

памяти учеников после применения учителем особых приёмов.

Поэтому

основная задача моей работы заключается в том, чтобы сделать процесс

усвоения словарных слов более эффективным.

Цель моей работы:

- повысить качество знаний учащихся через использование в работе

современных образовательных технологий;

- развивать орфографическую зоркость, интеллектуальные способности,

интерес к данному предмету;

- воспитывать чувство любви, гордости за свой язык, культуру, традиции.

Одним из вариантов решения этой

проблемы является использование

занимательных заданий.

Я выбрала для работы следующие виды упражнений: метод звуковых

ассоциаций , метод графических ассоциаций (мнемотехника), запись слова под

разным углом зрения (на солнышке), использование языкового материала,

проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком, синквейн

словарных слов, корзина идей, кубик Блума.

К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие

ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые

ассоциации.

Т.е.

суть

заключается

в

том,

что

запоминаемая

буква

зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко

запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа

и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей,

творческой.

Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает

такие разделы: толкование слова, к истокам слова, однокоренные слова,

сочетаемость слов, синонимы – антонимы , когда так говорят? Практический

материал:

загадки,

пословицы,

поговорки,

предложения

и

тексты

из

художественных произведений.

При изучении трудных слов я использую

презентацию. Презентация построена таким образом:

сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса,

проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание

слабой позиции,

появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики

записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму,

затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя,

происхождение слова (этимология),

делят слово на слоги, дают характеристику каждого звука, записывая при

этом слово в транскрипции, сравнивают буквенную и звуковую запись

слова,

подбирают к слову однокоренные слова,

подбирают синонимы, антонимы (если это возможно),

следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом,

выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках,

составление предложения с этим словом, или запись предложения со

слайда.

Особого внимания заслуживает этимология, так как она позволяет увидеть

основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается

ассоциативное

мышление

и

память,

что

делает

запоминание

более

осмысленным, происходит расширение границ познания, осуществляется связь

между русским и историей. Антонимы и синонимы также обогащают нашу

речь. Если фразеологизмы – это изюминки нашей речи, делающие её

привлекательной, то синонимы и антонимы – это огоньки, освещающие, разные

стороны речи, позволяющие избежать стереотипности, повторений и штампов.

Фразеологизмы можно использовать в следующих видах творческих заданий:

придумать ситуацию, подходящую к данному фразеологизму; подобрать

фразеологизм к иллюстрации или ситуации; написать мини-сочинение с

использованием конкретного или любого фразеологизма на заданное слово.

Синквейн со словарными словами. Синквейн - это небольшое стихотворение,

составляется любым человеком, но по своим правилам. Например,

1 Строка - это любое слово (существительное)

2 - два прилагательных, которые выражают смысл этого слова

3 -три глагола, которые говорят о действиях

4 - фраза, которая говорит о смысле стихотворения

5

-

заключение,

обычно

это

слова,

имеющие

ассоциации

со

всем

стихотворением

Приём «КОРЗИНА ИДЕЙ» В корзину «складывается» всё, что относится к

словарному слову. Задание: для записи использовать как можно больше слов из

словаря.

При проведении уроков русского языка особое внимание уделяю

здоровьесберегающим технологиям. Своеобразный структурный этап урока

представляет собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка

сочетается с умственной деятельностью. Например, я произношу словарное

слово. В том случае, если в слове надо писать гласную «а», ученики должны

присесть. Если же в слове надо писать гласную «о», ученики должны сделать

наклон в одну и другую стороны. После устной работы можно эти слова

записать в тетрадь.

Овладение словарным составом литературного языка

является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его

орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и,

наконец, связной речи вообще. Усвоение орфографических правил помогает

детям

в

дальнейшем

писать

грамотно.

Главное

надо

проводить

каждодневную,

целенаправленную,

разнообразную

работу

по

усвоению

учащимися правописания словарных слов, результатами

которой, станут

успехи наших учеников.

Литература:

Книги с одним автором:

1.

Агафонов В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. –

Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Издательство «Ювента», 2007. – 64 с.

2.

Парамонова Л. Г. « Как овладеть правописанием "словарных" слов / Л. Г.

Парамонова. - Санкт-Петербург : Союз, 2005. - 165, [1] с.; 24 см.; ISBN 5-

94033-185-8 : 3000

3.

"Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух

частях.

Книга с двумя авторами:

1.

А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова «Пишу без ошибок» Издательство

«Питер» М. - 2008г.



В раздел образования