Автор: Долженкова Маргарита Сергеевна
Должность: педагог организатор
Учебное заведение: МБУДО ЦДО "Алые паруса"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: сценарий для детей
Тема: "Край, в котором я живу"
Раздел: дополнительное образование
Сценарий познавательно-игровой программы
«Край, в котором я живу. День Сибири»
Педагог-организатор МБУДО ЦДО «Алые паруса»: Долженкова М.С.
Аудитория: обучающиеся 5-10 лет и их родители.
Цель: воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, любви
и уважения к родному краю, гордости за его жителей и историю.
Задачи:
Образовательные: формировать представление обучающихся о ценностях и
символах Сибири, о жизни и традициях народов Сибири; расширить их знания
о богатой истории этого региона.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за богатство и уникальность
родного края.
Развивающие:
развивать бережное отношение к природе и традициям
Сибирского края.
Ход мероприятия:
За две недели до мероприятия в стенах МБУДО ЦДО «Алые паруса»
среди обучающихся и их родителей прошел конкурс рисунков «Детские
развлечения в Сибири» и конкурс стихотворений «Моя Родина – Сибирь».
Звучит музыка фоном, заставка природы Сибири с названием праздника
Фанфары на выход ведущих
Ведущий ребёнок 1: Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать
вас в нашем зале!
Ведущий педагог: Сегодня у нас праздник – мы отмечаем День Сибири!
Появился он в 1882 году в день 300-летия присоединения Сибири к
Российскому государству.
Ведущий ребёнок 2: Здравствуйте люди народов Сибири!
Звучит музыка, на сцену выбегают дети в костюмах.
1ребёнок– Изэнер! (на хакасском языке)
2 ребёнок– Экии! (на тувинском языке)
3 ребёнок– Сайн байна! (на бурятском языке)
4 ребёнок– Дорово Мэнду! (на эвенкийском языке)
5 ребёнок– Яхшлар! (на алтайском языке)
6 ребёнок– Здравствуйте! (на русском языке)
Далее звучит музыка и эти дети танцуют в разных костюмах народов
Сибири
Ведущий ребёнок 1: для вас выступает творческий коллектив «Парусник
талантов» с танцем «Край, в котором мы живём».
Ведущий педагог: Давайте поблагодарим наших детей громкими
аплодисментами!
Ведущий ребёнок 2:
Сибирь – это не просто слово,
Не смена верст, не их повтор
Нет! Тут всему первооснова –
Душа! А уж потом – простор.
А уж потом земли цветенье,
Снега! И кедры – крепыши.
Сибирь – не просто расстояния,
А состояние души.
Ведущий педагог: Слово для поздравления предоставляется заведующему
отделом
«Социализации
и
профилизации»
Центра
дополнительного
образования «Алые паруса».
Звучит музыка на выход заведующего
Ведущий ребёнок 1: Есть области, регионы, края, страны, а есть Сибирь.
Слово «Сибирь» сопоставимо со словом материк.
Ведущий ребёнок 2: Сибирь - это огромная территория в России. Она
простирается от Уральских гор до хребтов Тихоокеанского побережья.
Ведущий ребёнок 1: В настоящее время эта территория — важнейший
источник минерально-сырьевой базы, энергетических ресурсов страны. И,
конечно же, одним из важнейших богатств Сибири являются её жители.
Недаром словом «сибиряк» подчёркивались лучшие качества людей,
родившихся и выросших на этой земле.
Ведущий педагог: День Сибири ежегодно отмечают в России 8 ноября.
Праздник отмечают в дань уважения традициям и культуре региона, он также
подчеркивает значение и роль Сибири в истории России. Еще одно
историческое название — День благодарения Сибири.
Ведущий ребёнок 2:
В этот день благодарили предков за мужество,
проявленное во времена истоков освоения Сибири. Кланялись сибирской
земле, щедро дарящей свои богатства.
Ведущий
ребёнок
1:
Народные
традиции
связаны
с
народным
сельскохозяйственным календарем, распорядком работ по временам года.
Обряды и ритуалы были нужны сибирякам для того, чтобы обеспечить
благополучие, богатство и процветание в будущем.
Входит девушка в костюме солнца
Девушка-солнце: Здравствуйте, сибиряки! С праздником вас! Богата наша
Сибирь на праздники, обряды, традиции, которые передаются нам от
поколения к поколению. Славяне поклонялись могущественному Богу солнца
– Яриле. Символ солнца означает «жизнь», «благоволитель удач, счастья»,
«хранитель, защитник».
Давайте с вами встанем в хоровод.
У русского народа хоровод –
распространённый древний вид танца. Считается, что каждый участник
хоровода заряжается энергией солнца на весь год. Основное построение
хоровода – это круг (подобие солнца) и движение по ходу солнца (слева
направо). Двигаясь по направлению движения солнца, люди отдают дань
благодарности светилу за свет и тепло, подаренные людям. Во время хоровода
поются песни, возводящие хвалы происходящему вокруг.
Хоровод с самыми маленькими гостями праздника, звучит музыка
Все произносят слова заклички:
Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
Ведущий педагог: Веселье было раздольное, а пляски, игры были задорные.
Поэтому пришло время и нам поиграть.
Игра «Карусели»
Звучит музыка
Описание: К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и
идут сначала в одну сторону под музыку, а затем, поменяв руку, в другую
сторону при этом выполняя задания ведущего. Обруч держит девушка-солнце.
«Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Девушка–солнце (выходит с блинами и другими мучными изделиями):
Какие все молодцы, я хочу вас поблагодарить и подарить вам угощения!
А вы знаете, что на Руси баранки символизировали солнце. Часто гирлянды
или бусы баранок использовались для украшения жилища. На Руси было
принято украшать дом различными мучными изделиями, веселиться и
закатывать пиры горой во время праздников.
Наиболее популярными
угощениями были бублики, крендели, знаменитые сушки и баранки. Таким
образом, желая друг другу подобным образом благополучия и достатка.
Ведущий ребёнок 1: Сибирь- удивительный край с огромными просторами.
Суровая земля таит в своих недрах несметные природные богатства. Красота и
уникальность этих мест завораживает.
Ведущий ребёнок 2: Много стихов написано о красотах Сибирского края, о
его жителях. Давайте их послушаем. Ребята, выходите.
Стихотворение о Сибири
автор: Светлана Шанова Токсюр
В краю чудес – краю Сибирском –
Немало дива для гостей.
А нам здесь довелось родиться,
И всю Сибирь считать СВОЕЙ!
И не сыскать красивей в мире
Таких богатых чудом мест:
Здесь и луга, и пОля шири,
И буйный первозданный лес.
Холмы, как небольшие горы,
А реки все имеют нрав:
Весною – холодны и скоры,
А летом – дремлют среди трав.
Сибирь заботлива и стрОга:
Всех-всех накормит, напоИт,
Но и напомнит: Дела много!
Сибирь лениться не велит!
Здесь с детства можно научиться
Рыбачить, овощи растить,
С огромным лесом подружиться –
Его богатства находить.
Ведь этот лес – источник силы:
В нём тысячи лечебных трав,
Поляны ягод витаминных,
Грибы и шишки на ветвях.
Здесь даже просто воздух лечит,
Вдохнёшь – и все тревоги прочь!
Сибирь с тобою мы навечно!
И в летний зной, и в хмурый дождь.
Нам пО сердцу твои метели,
Морозы лютые зимой.
Любимый край берёз и елей…
СИБИРЬ, мы рождены ТОБОЙ!
Ведущий педагог: История этого праздника имеет далекие корни. 8 ноября в
1582 г. отряд казаков атамана Ермака Тимофеевича занял столицу Сибирского
ханства, после чего оно было присоединено к Российскому государству. В
1882 году император Александр III
подписал указ о празднования
«Сибирского
дня».
Во
многих
городах
Сибири
стали
устраиваться
праздничные мероприятия: народные ярмарки и гуляния.
Ведущий ребёнок 2: На наш праздник мы пригласили настоящего Сибиряка,
жителя сибирского края, который расскажет нам о том, как жили наши
бабушки и дедушки.
Выступление жителя Сибири
Ведущий ребёнок 1: Экскурс в историю – это, конечно, очень хорошо, да вот
только засиделись мы. Давайте-ка разомнемся. Я буду называть животное,
рыбу или птицу, вы будете делать определенные движения. Например, если
это птица – машем руками, если рыба – делаем рукой волну, если животное –
топает ногами. Давайте попробуем. Волк, окунь, воробей, конь, лиса, щука,
синица, зимородок, колонок, куропатка, соболь, карась, омуль, росомаха,
терпуг.
Ведущий ребёнок 2: какие ребята молодцы! А теперь сыграем в русскую
народную игру «Ручеек». Прошу выйти 5 взрослых и 5 детей.
«Ручеек»
(звучит музыка)
Команды кладут руки на талию стоящего впереди. Сбоку на расстоянии 0,7-0,8
м кладется веревка. На слог «Ух» после того как музыка остановилась надо
всем вместе перепрыгнуть за веревку - «на другой берег ручейка». Тот, кто не
перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет», выбывает из игры.
Ведущий педагог: ребята, а вы знаете какое животное является символом
Сибири, хозяином сибирской тайги?
Ведущий ребёнок 1: Сибирь часто ассоциируют с медведем. И не зря. Как и
этот большой, могучий грозный зверь, наша земля огромная и суровая.
Существует поверье, что этот зверь притягивает плодородие и здоровье.
Ведущий ребёнок 2: Бурый медведь стал символом Сибири, в его образе
отражается сила сибиряков, их непоколебимый дух. Неспроста медведь – это
символ мужественности и силы.
Ведущий ребёнок 1: Медведь – мощный, сильный, непобедимый. И сибиряки
– такие же: сильные и надёжные люди, но вместе с тем они очень добрые и
отзывчивые.
Ведущий ребёнок 2: Для многих людей медведь - это талисман защиты. Сила
и мощь этого зверя дают ощущение спокойствия и бесстрашия, поэтому
медведь украшает гербы многих российских регионов.
Входит ребёнок в костюме медведя
Медведь:
Здравствуйте! С праздников, с Днём Сибири! Ребята хотите
поиграть со мной в интересную игру.
Игра «У медведя во бору»
Звучит музыка
Описание: Две команды по 5 человек. Игроки в своей команде по очереди в
больших галошах должны собрать корзинку с ягодами, грибами, рыбой под
весёлую музыку.
Медведь: Вот спасибо - потешили! Настоящий народный праздник у нас
получился. Соблюдаете обычаи и заветы предков. А это непременно прибавит
нам сил, здоровья и радости.
Понравился Вам праздник? Если ДА – похлопаем, если НЕТ - потопаем.
До встречи, до нового праздника, дорогие друзья!
Ведущий ребёнок 1: с чем ещё у тебя ассоциируется Сибирь? Можешь
назвать мне дерево - символ нашей Родины?
Ведущий ребёнок 2: Думаю, что это берёза. Ведь это дерево В народных
песнях, сказках, преданиях – символ весны, Родины, девичьей красоты; она
представляется
то
хранительницей
кладов,
то
мудрой
дочерью,
то
заколдованной красавицей. Чувства, которые она вызывает, созвучны щедро
отзывчивой и доброй душе сибирского человека.
Входит девочка в костюме берёзы
Девушка-берёза: Я приветствую вас, дорогие, близкие мои Сибиряки! Так
много уже было сказано обо мне. Хочу добавить, что я символизирую чистоту
и возрождение. Береза является символом силы, могущества, мудрости и
плодородия. Она является не только лекарственным, целебным растением, но
и вдохновляет многих людей на творчество и заряжает энергией. Предлагаю
поиграть со мной и зарядиться энергией.
Игра «Во поле берёза стояла»
Звучит музыка
Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети –
берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.
Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в
такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.
Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стояла.
Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.
В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из
хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки»
берутся за руки, поднимают их.
Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.
«Игра с колокольчиком»
Звучит музыка
Описание: Звучит музыка. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре
круга ребенок с колокольчиком.
Ребенок с колокольчиком поет:
С колокольчиком хожу,
На ребяток я гляжу.
Колокольчик золотой,
Кто плясать пойдет со мной?
В конце песни ребенок с колокольчиком выбирает того, с кем будет
танцевать. Двое детей пляшут под любую плясовую музыку. Выбранный
ребенок становится ведущим.
Девушка-берёза:
спасибо вам, ребята! Мне понравилось с вами играть.
Поздравляю вас с праздником! До новых встреч!
Ведущий ребёнок 1: Сибиряки любят и ценят свой край родной. Её ласково
называют «Сибирь-матушка».
Ведущий ребёнок 2: Сибирь ни с чем нельзя сравнить. Она единственная не
только в России, но и на Земле. Сибирь – это наша родина, которая нам дорога
и близка.
Ведущий педагог: для вас поёт наша самая активная мама из творческого
объединения «Парусник талантов» с песней «Земля родная».
Звучит музыка
Ведущий педагог: в нашем центре дополнительного образования «Алые
паруса» прошёл конкурс рисунков «Детские развлечения в Сибири» и конкурс
стихотворений «Моя Родина – Сибирь» среди обучающихся и их родителей.
Ведущий педагог: Для поздравления и награждения участников конкурса на
сцену приглашается заведующая отделом «Социализация и профилизация»
Центра дополнительного образования «Алые паруса».
Награждение дипломами и вручение подарков участникам конкурсов.
Звучит музыка
Ведущий ребёнок 1: Вот, и подошёл к концу праздник в честь нашего
огромного края, который зовется Сибирью! Посмотрите вокруг, сколько
сияющих глаз и добрых улыбок!
Ведущий ребёнок 2: Спасибо большое каждому из вас за активное участие.
Желаем вам крепкого сибирского здоровья, много радости и семейного
благополучия.
Ведущий педагог: Дорогие гости! Сейчас мы вам предлагаем изготовить
открытку на память о нашей встрече и полакомиться блинчиками с чаем.
Звучит музыка
Мастер-класс по изготовлению открытки.
Чаепитие с блинами и баранками.
На выходе стоят дети и предлагают участникам праздника нарисовать
свой смайлик или написать отзыв на листочке и приклеить на дерево
(дерево рефлексии).
Все фотографии и видеофайлы с праздника размещаются на сайте МБУДО
ЦДО «Алые паруса»