Напоминание

Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника


Автор: Смирнова Ирина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 26
Населённый пункт: Ярославская область, г. Рыбинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка на тему Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника Смирновой Ирины Алексеевны Воспитателя детского сада №26 г. Рыбинск
СОДЕРЖАНИЕ Ст р. Введение………………………………………………..…….…….………………...…3
Глава I. Теоретические и методические вопросы развития

стрессоустойчивости у детей дошкольного возраста
1.1. Стресс как психологическое явление……….……………………………6 1.2. Стрессоустойчивость и ее компоненты……….……………...……….….8 1.3. Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника……….………………………………………………………….11 1.4. Воспитание оптимизма как важнейшей составляющей стрессоустойчивости дошкольника……….………………………….....…….14 1.5. Умение расслабиться как составляющая стрессоустойчивости дошкольников……….……………………………………………………..….16
Глава II. Опытно – практическая работа по формированию самопринятия

как основы стрессоустойчивости дошкольника
2.1. Организация опытно-практической работы.…… …………….…..…….22 2.2. Комплекс методических мероприятий, направленный на развитие у детей способности к осознанию собственных эмоциональных состояний…………………………………………………………………...…..24 2.3. Изучение уровня развития самопринятия у детей среднего дошкольного возраста……….………………………………………….…….26 2.4. Реализация комплекса мероприятий по формированию самопринятия у детей средней группы ДОУ №26……….……………....….31 Библиография ……………….……………………..…………………….………...…43

Введение
Мы живем в сложное нестабильное время. Множество экологических и политических реформ потрясают наш быт. Телевидение и газеты пропагандируют насилие: фильмы и статьи полны жестокости и кровавых сцен. Без стрессов в мире жить нельзя. Они окружают нас практически каждый день. Мелкие и большие, вызывая у нас нервное напряжение и тревогу в душе, нарушая тем самым внутреннюю гармонию нашего душевного состояния и равновесия. Жизнь современного человека наполнена стрессами, преодоление которых становится одной из наиболее актуальных проблем. С какого же возраста начинать? Многие проницательные родители и педагоги понимают, что стрессоустойчивость у взрослого человека не возникает «вдруг» и внезапно, ее основы постепенно и целенаправленно следует развивать в дошкольном возрасте. Тем более, что дети подвержены стрессам и страдают от них достаточно часто. Они часто сталкиваются с проблемными ситуациями, в которых происходит несовпадение моральных норм и импульсивных желаний. Именно поэтому работу по воспитанию стрессоустойчивости необходимо осуществлять непрерывно, как дома, так и в дошкольном учреждении. Основу стрессоустойчивости как ребёнка, так и взрослого человека составляет наличие у него самопринятия, то есть любви к самому себе. Она предполагает восприятие себя со всеми достоинствами и недостатками, позволяет человеку ощущать себя как безусловную ценность в ситуации стресса, снижая тем самым его негативное влияние. Роль самопринятие в его взаимодействии с источниками стресса можно сравнить со скафандром космонавта или водолаза;
он оберегает от многих негативных внешних воздействий, позволяет их смягчить или даже не чувствовать, при этом он постоянно с индивидуумом, в нём самом, «работает» и не требует специальных усилий по «включению». У одних детей и взрослых самопринятие, то есть безусловной любви к самому себе, достаточно, у других - может и вовсе не быть. Оно формируется у человека постепенно и воспитывается именно в дошкольном детстве. Принятие себя, по определению С.Л. Братченко и М.Р. Мироновой, означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. По мнению Д.А. Леонтьева, самопринятие является частью более широкого понятия – самоотношения. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе. В своих работах А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский используют термин образ Я – относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переливаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. При этом самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Детство – период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества. Именно в дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачек в своем психическом развитии. Это обусловливает необходимость планомерной работы по воспитанию самопринятия ребенка.
Цель:
разработать и апробировать систему работы с использованием игр, тренингов, упражнений, занятий, направленных на развитие у детей самопринятия.
Задачи
: 1. Дать анализ научной и специальной литературы о формировании
стрессоустойчивости детей дошкольного возраста. 2. Разработать систему работы по воспитанию у детей дошкольного возраста самопринятия. 3. Опытно-практическим путем проверить, оказывает ли влияние данная система занятий и индивидуальных форм работы на процесс формирования стрессоустойчивости у дошкольников. 4. Разработать рекомендации для воспитателей по воспитанию самопринятия и снижению стрессоустойчивости у детей дошкольного возраста Нами использовались следующие
методы:
теоретические - анализ научной литературы, анализ эмпирических данных, обобщение; эмпирические – методики диагностики, опытная работа.
Теоретическая база работы:
исследования в области стрессоустойчивости и самопринятия отечественных и зарубежных психологов и педагогов: С.Л.Братченко, М.Р.Мироновой, Д.А.Леонтьевым, А.В.Пет ровским, М.Г.Ярошевским, Г.Селье, Э.Джекобсоном, И.Н.Агафоновой, В.Г.Листраткиной.

Глава I. Теоретические и методические вопросы развития

стрессоустойчивости у детей дошкольного возраста
1.1
. Стресс как психологическое явление
В научной литературе под
стрессом
понимается сильная неблагоприятная физиологическая и/или психологическая реакция организма человека на действие стрессора. При этом стрессор — любое обстоятельство жизни (болезнь, укол, наказание, угроза, обвинение, испытание и т. п.), оцениваемое человеком как негативное, мешающее удовлетворению его потребностей. Организм реагирует на стрессор двояко: на физиологическом и психологическом уровне. На уровне физиологии происходят изменения в деятельности эндокринной, сердечнососудистой, нервной, мышечной, дыхательной, кожной систем. Как экспериментально доказал Г. Селье, эти изменения соответствуют преобразованиям в организме, которые происходят при любом заболевании, например, инфекции, травме, желудочно-кишечном расстройстве, остром респираторном заболевании. Отсюда понятна физиологическая вредоносность стресса. [15] Во-первых, организм реагирует на психологический стресс как на болезнь, во-вторых, стресс может стать источником физических, так называемых психосоматических, болезней, способствовать возникновению и более тяжелому протеканию любых болезней у ребенка и взрослого. Сегодня в перечень психосоматических болезней включены даже инфекционные заболевания. И это вполне оправданно, ведь подавленное или тревожное состояние снижает сопротивляемость организма.
На психологическом уровне реакция на стресс включает в себя целый комплекс негативных эмоциональных переживаний, например, страх, тревогу, беспокойство, злость, враждебность, гнев, обиду, печаль, тоску, страдание, недовольство и т. п.. Это могут быть любые комплексы из перечисленных эмоций. Опасность негативных эмоций не только в сиюминутной тяжести переживания, но и в том, что они могут перерасти в эмоциональные состояния, т. е. длиться достаточно долго — дни, недели, месяцы. И негативно окрашивать восприятие человеком внешнего мира, влиять на его поведение, например, подталкивать к отчуждению от людей либо подчинению своей жизни мести другому человеку. В определении стресса существенное значение имеет указание на характер ответа организма на воздействие стрессора — это сильная, а не слабая или не соразмерная (соответствующая) реакция организма. Дело в том, что эмоции как раз и предназначены для того, чтобы сигнализировать человеку о значении для него той или иной ситуации. Неблагоприятные ситуации должны вызывать эмоции. Вопрос в том, какие они? Если несоразмерно слабые, то это хорошо в том смысле, что стресса практически нет, он очень мал. Однако в этом случае человек может «не заметить» и не решать неблагоприятную ситуацию, не пытаться овладевать новыми нужными для него умениями. Если эмоции и соответствующие физиологические проявления очень сильные, чрезмерные — это стресс во всем его тяжелом течении. Если же эмоции на ситуацию соразмерные по силе и длительности — человек проживет неблагоприятную ситуацию без негативных последствий для своего здоровья и даже сделает соответствующие выводы, извлечет «уроки». Например, если ребенка обидно обзывают, а он практически не обращает внимания (эмоции отсутствуют или выражены незначительно), то и стресса для него нет. Но при этом дошкольник привыкает к ситуации пренебрежительного отношения со стороны других людей, к роли отвергаемого, даже «жертвы». Если сила эмоций обиды и злости очень велика, то ребенок страдает, нападает на обидчиков, и потом долго с ними не взаимодействует, переживает. И только если
он переживал, но эмоции не захлестнули его, а позволили поговорить с взрослым о том, что делать, как реагировать, ребенок сможет понять что-то важное для себя, овладеть новыми коммуникативными умениями. Другими словами, он выходит из неблагоприятной ситуации, став сильнее и приобретя новый позитивный опыт. Таким образом, в возникновении и характере течения стресса есть важная переменная — личность ребенка или взрослого, отношение к ситуации, и то, как она воспринимается. Известно, что на одну и ту же ситуацию люди реагируют по- разному, по-разному ее оценивают. Поэтому кто-то вообще не испытывает стресс, кто-то переживает его кратковременно и не сильно, а кто-то страдает сильно и очень долго. Экспериментальные психологические исследования также подтверждают, что есть личностные характеристики, которые способствуют либо препятствуют развитию стрессовых реакций человека.
1.2. Стрессоустойчивость и ее компоненты

Стрессоустойчивость
— комплексная черта, способность, которая имеет несколько характеристик (слоев). Какие составляющие стрессоустойчивости могут и должны быть сформированы уже в дошкольном возрасте? Основу стрессоустойчивости, ее фундамент составляет наличие (степень сформированности) у человека самопринятия или любви к самому себе. Подчеркнем, что речь идет о безусловном принятии самого себя таким, какой человек есть со всеми достоинствами и недостатками. Самопринятие — это жизненная опора человека. Если человек принимает самого себя как ценность без всяких условий, то многие жизненные обстоятельства, хотя и могут восприниматься как угрожающие, не способны поставить под сомнение его ценность и значимость по сравнению с любыми событиями. Это своего рода главная «подушка безопасности» в жизни человека. Если она есть, уровень любых потенциальных стрессоров снижается. Например, если ребенок принимает себя, любит таким, каков он есть, то в
ситуации, когда его ругает воспитатель, он склонен думать примерно так: «Да, тут я поступил плохо, но поскольку я — хороший, меня все равно простят» или так: «Зачем меня ругают, ведь знают, что я — хороший и нечаянно сделал это». Если же у ребенка низкий уровень самопринятия, то он начинает думать: «Да, я — плохой, все это видят». То есть порицание воспитателя накладывается на внутреннее неприятие самого себя, и ребенок «разрушается изнутри», ему становится особенно плохо. Самопринятие формируется уже с первых дней жизни младенца. И значение этой характеристики выходит далеко за рамки стрессоустойчивости. Задача родителей и педагогов — сформировать самопринятие у дошкольника на достаточном уровне, тем более что в последующие возрастные периоды эта характеристика развивается намного труднее. Вторая характеристика стрессоустойчивости — оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни, в т. ч. позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому. Если ребенок привыкает видеть хорошее вокруг, то стрессор не будет столь значим на общем фоне позитивности. Возможно, что с помощью взрослого и в стрессовых испытаниях он увидит позитивные стороны. Если же дошкольник привыкает замечать негатив, угрозы и неприятности, то стрессор найдется даже там, где большинство людей его не видят, и любой стресс на фоне общего негатива может вылиться в подавленность, постоянную напряженность, депрессию. Одно из экспериментальных психологических исследований среди учащихся начальной школы показало, что 40% учеников обладают низким уровнем сформированности позитивного мышления, т. е. они не замечают и не радуются жизни вокруг. И это делает их более уязвимыми в отношении переживания стресса. Вместе с тем дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания оптимизма. Третья составляющая стрессоустойчивости — овладение дошкольником
стратегиями преодоления негативных эмоций, например, страха, печали, злости. Когда ребенок испытывает негативную эмоцию, он всегда получает на нее реакцию из внешнего мира, например от взрослого. Причем отсутствие реакции — это тоже реакция. Взрослый своей реакцией корректирует и преобразовывает эмоции ребенка, что становится для него опытом, который либо будет основой для развития стрессоустойчивости, т. е. умения справляться с негативными эмоциями, либо послужит поводом для тревожности, враждебности, депрессивности. Поэтому педагогам и родителям важно знать, как реагировать на негативные эмоции ребенка, как подготовить его к стрессовым ситуациям в жизни. Четвертая составляющая стрессоустойчивости — умение расслабляться. При стрессе мышцы тела напрягаются, образуются так называемые мышечные зажимы. Расслабление (релаксация) позитивно действует и на мышцы, и на эмоциональное состояние человека. Как правило, при этом улучшается настроение. Ребенок дошкольного возраста еще не может овладеть технологией расслабления, но воспитателям и родителям следует знать некоторые упражнения для расслабления мышц тела, которые можно провести в игровой форме. Стрессоустойчивость человека можно сравнить с деревом:  корни — самопринятие — главная опора дерева, помогающая противостоять любым невзгодам и испытаниями;  ствол — оптимизм — постоянный позитивный контакт с миром, ориентир на лучшее, что есть в мире;  ветви — стратегии преодоления негативных эмоций — они включаются (разворачиваются, гнутся или сопротивляются), когда есть опасность;  листья — умение расслабиться — позволяют получить позитивную энергию и питание от солнца и воздуха для роста дерева. Обычно выделяют два основных типа реагирования в стрессе: тормозной и возбудимый. Для тормозного типа характерна пассивность, «эмоциональная инертность», проявляющаяся в безучастности и негативном безразличии, замедленное течение
всех психических процессов, фиксации внимания. На уровне физиологии наблюдается общее мышечное напряжение, скованность мимики, позы, движений. Возбудимый тип реагирования выражается в суетливости, многословии, несдержанности в общении, активности контактов, быстрой смене принимаемых решений. На уровне физиологии — повышается двигательная активность, отмечается чрезмерная легкость перехода от одного вида деятельности к другому. Итак, если воспитатель видит, что ребенок сегодня более пассивен, заторможен или, наоборот, более активен, возбудим, чем обычно, то, возможно, он переживает стресс и нуждается в помощи и поддержке. В любом случае взрослым необходимо быть предельно внимательными к эмоциональному состоянию детей, поскольку в силу возраста они не способны выражать словами то, что чувствуют и переживают.
1.3. Воспитание самопринятия как основы

стрессоустойчивости дошкольника
Основу стрессоустойчивости как ребёнка, так и взрослого человека составляет наличие у него самопринятия, то есть любви к самому себе. Самопринятие - практически первая в онтогенезе (развитие человека в процессе жизни) личностная черта, которая складывается у ребёнка. Выделяют несколько механизмов, по которым формируется самопринятие.  Первый механизм - принятие, усвоение дошкольником безусловного позитивного отношения к себе со стороны значимых людей. Прежде всего это родители или другие родственники, воспитатели. Иногда взрослые недооценивают тот факт, что детям нужно демонстрировать свою любовь, ведь они ощущают это только через восприятие слов и всех невербальных проявлений. Используя научные термины, можно сказать, что дошкольник воспринимает и усваивает «обратную связь», которую даёт ему взрослый. Ему приятны ласковое обращение, слова, поцелуи, объятия, касания, улыбка, внимание, добрый и заинтересованный
взгляд. Проявление любви должны быть спонтанные, не связанные с тем, что ребёнок что-то сделал хорошо, как-то отличился. Чем больше знаков внимания он получает, тем в большей степени у него формируется самопринятие. Если этих позитивных связей достаточное количество, то у него формируется безусловное принятие самого себя. Поэтому родителям и воспитателям так важно постоянно показывать свою любовь, делать её видимой, слышимой и ощущаемой.  Второй механизм - собственное восприятие и оценка глубоко сущностных, очень личных сторон самого себя. К числу таких характеристик можно отнести собственное имя, тело и семью. Их ребёнок не может изменить, они неотделимы и поэтому воспринимаются как «я сам и есть». И очень важно, чтобы дошкольник принимал их. Так, личное имя играет огромную роль. Оно обозначает человека в целом, а не отдельные характеристики. Если спросить дошкольника: «Кто ты?», то мы получим один из ответов: либо «Я – мальчик (девочка)», либо «Я – Саша (Света)» (с указанием имени). Другими словами, это то, что находится на переднем крае сознания. Все действия, успехи и неудачи человека связываются с ним, оно постоянно звучит в общении. Если ребёнку не нравится его имя, то это может быть мощным и постоянным источником непринятия самого себя, психологического дискомфорта, страдания и даже злости. Поэтому задачей родителей и педагогов должно стать создание условий, для того, чтобы ребёнок принимал своё имя и радовался ему. Восприятие и оценка собственного тела - второй важный источник самопринятия. Если человек ощущает себя физически непривлекательным, тело является источником боли, страдания или неспособности делать что-либо, то самопринятие уменьшается, человек может начать стыдится или уничтожать себя. Восприятие и оценка собственного тела будут играть особо важную роль, начиная с подросткового возраста. Педагоги и родители должны приложить специальные усилия, чтобы тело ребёнка не стало для него источником психологического страдания. К числу таких действий относится забота о здоровье ребёнка, его физическом развитии в соответствии с возможностями, о развитии гигиенических
навыков и умении заботиться о своём физическом состоянии и здоровье. Нельзя критиковать или ругать телесные признаки ребёнка (редкие волосы, руки-крюки, кривые ноги), особенно когда это нельзя изменить. Взрослый, не называя ребёнку какой-либо физической проблемы, может предпринять меры для её устранения, либо профилактики. Например, не говорить «не горбись, не ходи как крючок», а привлечь внимание к занятиям плаванием, танцами и т.п., рассказывая о том, как важно научиться хорошо плавать. Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Более того, малышу важно не только понимать, чувствовать, что к нему хорошо относятся, но и слышать об этом, и связывать это хорошее отношение именно с собой как с личностью, а не только с позитивной оценкой поступка. Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. Особая значимость восприятия семьи в формировании самопринятия ребёнка обусловлена тем, что человек идентифицируется с теми социальными общностями, в которые входит или хочет входить. Они могут восприниматься с радостью и гордостью либо подавляться и отвергаться. Любой человек, в том числе ребёнок воспринимает себя как часть таких групп или общностей людей, как семья, детский сад, город или село, страна. Чем более позитивно воспринимаются эти общности, тем выше у ребёнка принятие самого себя без каких- либо условий. Подытоживая, можно сказать, что в дошкольном учреждении важно проводить работу по воспитанию любви и принятии по отношению к семье,
детскому саду, своему городу или посёлку, стране. Благодаря сформированному в детстве самопринятия ребёнок становится более стрессоустойчив, поскольку негативнее внешние воздействия не могут поколебать его внутреннее ощущение безусловной ценности самого себя и счастья жизни.
1.4. Воспитание оптимизма как важнейшей

составляющей стрессоустойчивости дошкольника
Одной из составляющих в структуре стрессоустойчивости дошкольника является оптимизм. Оптимизм имеет большое значение в жизни взрослого человека и ребенка. Способность видеть во всем позитивные стороны помогает людям меньше замечать и реагировать на неприятные ситуации, повышать тем самым иммунитет к стрессу. Учитывая, что ребенок не рождается оптимистом или пессимистом, задача взрослых – сформировать у него это личностное качество с детства. Склонность видеть в жизни позитивные стороны приводит к тому, что в конкретных ситуациях человек меньше замечает неблагоприятные компоненты. Оптимист может «не увидеть» стресс там, где почувствует его пессимистично настроенный ребенок, будет расстраиваться и страдать из-за потери игрушки. Оптимистично настроенный - порадуется тому, что он потерял машинку, а не любимый конструктор, поэтому ощущение стресса будет не столь острым. Вера в благополучный исход не только позволяет человеку пребывать в сравнительно менее тяжелом эмоциональном состоянии, но и программирует его на активные действия по выходу из этой ситуации. Другими словами, уверенность в достижении позитива помогает не впасть в депрессию и пассивность, а надеяться и действовать. Оптимизм как личностная черта способствует более счастливой и результативной жизни человека. Поскольку ощущение счастья - это субъективное восприятие себя в мире, жизнерадостные люди чаще и больше других находятся в
хорошем расположении духа, бодры и приветливы. Оптимизм дает силы для деятельности, «подпитывает» кропотливый труд, вдохновляет на познание и открытие окружающей действительности. Согласно утверждению Франсуа Гизо «мир принадлежит оптимистам, пессимисты - всего лишь зрители». И действительно, эта фраза подчеркивает связь оптимизма с активностью, деятельностью. Оптимистический взгляд на жизнь способствует более успешному взаимодействию с другими людьми. Оптимизм помогает человеку не только в стрессовой ситуации, но и в жизни в целом. В основе оптимизма лежит чувство радости жизни и позитивные мысли о ней, т. е. в нем сочетается единство эмоционального и рационального. Он формируется на базе не только привычки чувствовать эмоцию радости от различных сторон жизни, но и развития позитивного мышления. В этом процессе педагоги и родители могут задействовать два механизма. Первый - эмоциональное заражение эмоцией радости - состоит в том, что люди передают друг другу свои чувства. Вы, наверное, замечали, что приход в группу веселого ребенка поднимает настроение всем детям, приход грустного - понижает. Чтобы сформировать у дошкольника оптимизм, педагоги и родители должны чаще проявлять радость, хорошее настроение от простых событий в жизни. Ребенок будет перенимать их настроение, и привыкать быть жизнерадостным. Взрослые должны понимать, что передается не только хорошее, но и плохое настроение, поэтому следует контролировать длительность своих негативных переживаний. Если же дошкольник сам испытывает негативные эмоции, то после выяснения причины целесообразно задействовать описываемый, ниже механизм позитивного мышления, либо постараться отвлечь его на что-либо радостное. Второй механизм - формирование у ребенка позитивного мышления, т. е. способности воспринимать и оценивать различные проявления жизни с хорошей стороны. Если дошкольник научится обращать внимание на позитивные стороны жизненных ситуаций, у него будет больше оптимистических мыслей, эмоций.
Другими словами, оптимизм как личностную черту формирует привычка замечать только хорошее в каждой ситуации.
1.5. Умение расслабиться как составляющая

стрессоустойчивости дошкольников
Умение расслабиться в ситуации, когда мы испытали отрицательные эмоции, перенесли стресс, имеет большое значение. Однако недостаточно просто полежать на диване и посмотреть телевизор. Вследствие стресса происходит мышечный зажим, устранить который возможно с помощью методики мышечной релаксации, используемой как для взрослых, так и для детей. Такая специфическая составляющая стрессоустойчивости дошкольников, как умение расслабиться, связана с переработкой стресса, в то время как самопринятие и оптимизм позволяют избежать стресса благодаря тому, что ситуация не воспринимается как угрожающая. Умение расслабиться дает возможность снизить уровень переживания ребенком негативных эмоций путем воздействия на состояние его тела. В начале XX в. Э. Джекобсон, опираясь на результаты экспериментов, доказал, что отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, раздражение, злость и др.) всегда вызывают мышечное напряжение. Эта связано с наличием так называемых кортикомышечных связей. Избыточное напряжение коры головного мозга способствует немедленной реакции возбуждения мышц. [8] Например, в различных стрессовых ситуациях мы можем непроизвольно поджимать губы, хмурить брови, сжимать кулаки, напрягать плечи, спину, живот и т. д. Причем, чем сильнее переживаемая негативная эмоция, тем выше мышечное напряжение, а когда она идет на убыль, мышечное напряжение также уменьшается. Но если мышцы были в напряжении достаточно долго, то они могут не расслабиться полностью, и возникают так называемые мышечные зажимы. Такое напряжение само по себе становится источником поддержания фона
негативных эмоций и психосоматических заболеваний. Существует и обратная реакция: расслабление мышц приводит к торможению деятельности коры головного мозга и соответственно снижению уровня протекания или полному исчезновению негативных эмоций. Поэтому расслабление полезно. Однако обычные действия, которые мы привыкли считать расслабляющими (спокойно посидеть или полежать, посмотреть телевизор, пообщаться с друзьями и т. п.), как правило, не обеспечивают стопроцентного эффекта. Группа специальных методик (приемов) обеспечивает практически полное расслабление мышц. Рассмотрим некоторые из них применительно к дошкольнику.
Методика мышечной релаксации
Признанная во всем мире методика расслабления мышц Э. Джекобсона «прогрессивная мышечная релаксация» (от лат. relaxatio — расслабление) была разработана для взрослого человека и составляет основу всех модификаций техник для дошкольников. [8] Взрослый человек, обученный данной методике, способен достаточно долго сознательно работать с группами мышц для достижения расслабления всего тела. Релаксационные упражнения для дошкольника условно можно разделить на две группы:  упражнения для расслабления отдельных групп мышц (например, шеи, рук, ног, туловища);  направленные на расслабление всего тела, в которых задействуются в правильной последовательности основные группы мышц. Полному расслаблению способствует спокойное, ровное дыхание и визуализация (представление, воображение) места, в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворенно. Это может быть берег реки или озера, море или лес, конкретное место парка и т. п.
Основные положения методики Э. Джекобсона  полное расслабление мышц несовместимо с негативными эмоциями, что приводит к спокойствию и позитивному эмоциональному состоянию;  практически полное естественное физиологическое расслабление мышц можно получить после интенсивного статического мышечного напряжения (если вначале сильно напрячь и подержать немного в таком состоянии какую-либо мышцу (например, руки), а затем расслабить, то мышца достигает более высокой степени расслабления);  если мы хотим расслабить мышцы всего тела, следует соблюдать определенную последовательность – «сверху вниз»: от лица к шее, плечам, спине, рукам, груди, животу и ногам, пока не расслабится все тело. Педагог говорит спокойно, медленно, расслабленно, а когда поступает команда к напряжению — энергично, активно. Если педагог работает с одним ребенком, стоит попросить дошкольника описать это место. При работе с группой нужно ориентироваться на реалии, характерные для данного населенного пункта и соответствующие внутреннему миру детей, либо просто вообразить такое место. Если взрослый, осваивающий методику релаксации, сам может управлять своим дыханием и визуализацией, то при работе с дошкольниками важна инструкция педагога. Модификация методики прогрессивной мышечной релаксации может применяться в двух ситуациях: для снятия напряжения и профилактики мышечных зажимов после напряженных дней и для расслабления после стрессовых событий. В последнем случае перед релаксацией (за один-два и более часов) целесообразно провести беседу с ребенком. Нужно объяснить ему, что не следует воспринимать стрессовое событие как очень тягостное и неприятное, стоит увидеть в нем и позитивные моменты. Для этого нужно выполнить так называемую
когнитивную

переоценку

события,
способствующую более позитивному восприятию ребенком случившегося, ведь негативные мысли
угнетают и вызывают напряжение мышц. Если научить дошкольника в любом негативном событии находить позитивные стороны, то стресс для него окажется минимальным. Выполняя когнитивную перестройку, вначале следует согласиться с тем, что негативные эмоции, которые ребенок испытывает, вы вполне понимаете и разделяете, и уже потом «обнаружить» позитивные стороны. Например, «Я понимаю, что ты расстроена тем, что Лена наступила на твою веточку, и она сломалась. Я тоже опечалена этим. В то же время, Лена извинилась и сказала, что она нечаянно наступила, она не знала, что тут лежит веточка, которая тебе очень нравится. А что полезного и хорошего мы узнали сегодня? То, что если у нас есть какая-то ценная для нас вещь, то ее нужно класть на место, в котором ее невозможно сломать или испортить. Что мы можем сделать, чтобы «вернуть» веточку? — Нарисовать про нее рисунок, пойти еще раз к тому кустику, с которого ее сорвали, и поискать еще такую красивую веточку, и даже несколько. Сделать из них букет». Итак, чтобы провести когнитивную перестройку восприятия дошкольником стрессового события,
необходимо

вначале

присоединиться

к

его

эмоциям,

затем оценить положительные стороны события и в заключение наметить

действия, которые ребенок самостоятельно или вместе с взрослым может

выполнить для улучшения ситуации.
Не обращать внимания на проблему или ругать ребенка (например, «ты сама виновата тем, что положила веточку на то место, где на нее легко наступить»), значит нарушать положительную эмоциональную связь, создавать условия для того, чтобы он замкнулся, не делился своими переживаниями, понижать его самооценку. Помимо модификации методики Э. Джекобсона, обеспечивающей фактически полное расслабление мышц, в работе с дошкольниками можно использовать и другие способы. Они способствуют расслаблению в меньшей степени, но применение их целесообразно, так как разнообразная деятельность сама по себе интересна и привлекательна для детей дошкольного возраста.

Детский

массаж

"Солнышко"
представляет собой поглаживание и вызывает расслабление мышц и эмоциональное спокойствие. Взрослые знают, что если успокаивать плачущего ребенка не только словами, но и прикосновениями, он быстрее перестает плакать. «Массаж» — комплекс приятных для ребенка касаний — он будет воспринимать как игру, результатом которой станет мышечное и эмоциональное расслабление. Все прикосновения и поглаживания выполняются руками взрослого по спине дошкольника, который может быть в рубашке или платье. Толстые свитера или кофты лучше снять, чтобы не мешали ощущениям. Ребенок может лежать на животе, стоять или сидеть. Возможно, также выстроить несколько дошкольников в две шеренги (первая спиной ко второй), и дети из второй шеренги делают массаж детям из первой по инструкции и показу педагога, а затем меняются местами. Слова произносятся спокойным голосом.
Физкультура

и

спортивные

игры
не только заряжают ребенка позитивными эмоциями, но и снимают мышечные зажимы благодаря естественному напряжению мышц в процессе выполнения упражнений и последующему их расслаблению.
Теплая

вода
также способствует расслаблению. Купание с игрушками позволяет дошкольнику отдохнуть и естественным образом переключить внимание на игру.
Небольшие сухие бассейны
разной формы, наполненные шариками, дают детям разнообразные тактильные ощущения не только стоп, что очень полезно, но и всех групп мышц. Сочетание мягких приятных надавливаний с наблюдением за разноцветными шариками и возможностью игры — хорошее средство, способствующее снятию эмоционального и мышечного напряжения.
Режим дня
не только облегчает физиологическую деятельность организма, но и является способом психологической организации деятельности человека. Привычка к его соблюдению позволяет дошкольнику легко и естественно включиться в выполнение любой деятельности, оставив в прошлом стрессовое
событие. Таким образом, более полной переработке стресса, исключению его негативных физиологических последствий в виде психосоматических заболеваний способствует мышечное расслабление ребенка. Оно достигается путем комплексного применения специальной техники прогрессивной мышечной релаксации для дошкольников и приемов, способствующих расслаблению. В послестрессовый период эти техники и приемы должны сочетаться с беседой, обеспечивающей когнитивную переоценку стрессового события. На основании изложенного выше материала, можно определить, что в воспитание самопринятия у детей дошкольного возраста большое значение имеет формирование позитивного отношения к окружающему миру, умение справляться с негативными эмоциями, не замыкаться в себе, умение расслабиться, все это способствует стрессоустойчивости дошкольника.
Глава II. Опытно-практическая работа по формированию

самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника


2.1. Организация опытно-практической работы
Рассмотрение теоретического аспекта изучаемой нами проблемы, ещё раз убеждает нас в том, что формирование самопринятия является важной основой стрессоустойчивости дошкольника. На основании изложенных в обзоре теоретических подходов понимания сущности процесса самопринятия детей дошкольного возраста, нам предстояло убедиться в возможности создания комплекса мероприятий с использованием занятий, игр и упражнений, который обеспечит продуктивность развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, сформирует положительное самоощущение, а именно, уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят, распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний. В настоящее время вариативные программы, используемые ДОУ, не представляют диагностических средств отслеживания динамики усвоения детьми содержания данных программ, что затрудняет возможность определения эффективности развития отдельных психических явлений, социального развития, самооценки детей. Так в программах нет норм, которые позволили бы достаточно объективно судить об уровне социального развития и самооценки детей дошкольного возраста. Мы поставили перед собой цель: - определить уровень развитие самопринятия у детей среднего дошкольного возраста; - на основании полученных данных разработать комплекс мероприятий, обеспечивающий позитивное воздействие на самопринятие детьми среднего дошкольного возраста. В ходе работы решались следующие задачи: 1. Подобрать средства для оценки уровня развития самопринятия у детей среднего дошкольного возраста.
2. Разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование самопринятие у детей среднего дошкольного возраста. 3. Проверить опытным путем эффективность разработанного цикла работы по формированию самопринятия у детей. Задачи, поставленные в опытной работе, нам предстояло решить в четыре этапа: 1 этап - подбор диагностических средств оценки самопринятия у детей; 2 этап - оценка уровня развития самопринятия у детей среднего дошкольного возраста; 3 этап – практическая работа по воспитанию самопринятия у детей среднего дошкольного возраста. 4 этап - повторное обследование уровня самопринятия у детей среднего дошкольного возраста, анализ и обобщение результатов проведенной работы. Базой опытно – практическая работы стала средняя группа муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида № 26. Представим результаты проведённой нами работы.
2.2. Комплекс методических мероприятий, направленный на развитие у

детей способности к осознанию собственных эмоциональных состояний



При разработке комплекса методических мероприятий мы опирались на практические разработки: Иванова Г.П.”Театр настроений”, Ломтева Т.А. “Большие игры маленьких детей”, Монакова Н.И. “Путешествие с Гномом”, Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.Г., Нилова Т.А. “Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками”. Данные методические указания направлены на формирование у детей самопринятия
,
что способствует снятию состояния напряжения и повышение их стрессоустойчивости
.
Но они могут быть использованы в условиях нашего дошкольного учреждения лишь частично. На основе данных разработок мы разработали примерное перспективное планирование работы по формированию самопринятия детей среднего дошкольного возраста (Приложение 2) План включает в себя следующие разделы: - время проведения; - форма организации; - программное содержание. Работа с детьми представлена следующими направлениями работы. - Формирование позитивного мышления, когда воспитатель отмечает в памяти детей приятные события их жизни, что позволяет дошкольнику считать свою жизнь наполненной только приятными, радостными событиями. В негативных событиях находит позитивные стороны и говорит об этом ребенку; - Обучение детей умению расслабляться с использованием специальных игровых упражнений на релаксацию, тактильный контакт с ребенком, также массаж и растирание тела. Для таких упражнений используются модификация методики прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсона игра “Прикосновение” и массаж “Солнышко”, экспрессивные этюды, а также физкультура и спортивные игры, которые заражают ребенка позитивными эмоциями, снижают мышечные зажимы. (Приложение 3). - Организация самостоятельной игровой деятельности ребенка, где он
транслирует свои реальные состояния. - Проведение специально подобранных игр и упражнения, дидактических игр, направленных на тренировку эмоциональной, волевой сферы ребенка и его самосознания. (Приложение 2). - Использование психогимнастических упражнений, направленных на осознание детьми эмоциональных состояний, умения понимать состояния других детей и взрослых, формирование способности

адекватно выражать свои чувства в реальном общении со сверстниками.

(Приложение 2).


-
Использование продуктивных видов деятельности детей: рисование, конструирование.


-
Проведение с детьми бесед с нравственным содержанием
.


Работа с педагогами ориентирована на формирование у них навыков поведения в стрессовых ситуациях, альтернативных действий в ситуациях агрессии, освобождения негативных чувств, в ситуациях конфликта. Мы считаем, что педагог, способный регулировать свои эмоциональные состояния, сможет показать детям образец адекватного поведения, ориентированный на гуманное отношение к людям. ( Приложение3) Работа с родителями проводится ежедневно в форме информации о самочувствии ребенка, его поведении, чувствах и проблемах, а также проведение тематического родительского собрания на тему «Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника» и создание родителями вместе с детьми альбома «Это Я!», создание группового стенда «Не грусти». В состав методического комплекса входят диагностические процедуры: по методике Р.С.Немова “Какой Я?”, позволяющая выяснить отношения ребенка к самому себе и по методике С.В.Валиева “Поровозик”, позволяющая оценить эмоциональное состояние ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояние тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация к новой или привычной социальной среде. Таким образом, разработанный нами комплекс мероприятий, направленный
на развитие у детей способности к осознанию собственных эмоциональных состояний структурно описывает направления, формы и методы работы с разными субъектами образовательного процесса дошкольного учреждения.
2.3 Изучение уровня развития самопринятия у детей среднего

дошкольного возраста
Подбор заданий для диагностических обследований составлял первое и особое направление нашей работы. Для проведения комплексного обследования детей нами были отобраны следующие диагностические процедуры, позволяющие оценить уровень развития самопринятия детей среднего дошкольного возраста. Комплексное обследование каждого ребёнка позволяет определить уровень его развития самопринятия путём собеседования с родителями, собственных наблюдений за произвольными и непроизвольными реакциями поведения, использования соответствующих диагностических методик, что позволяет произвести качественный и количественный отбор информации. На первом этапе комплексного обследования, позволяющего оценить уровень развития самопринятия, определялась самооценка детей по методике Р.С.Немова «Какой Я?». Данная методика позволяет выяснить отношения ребенка к самому себе. На втором этапе была проведена диагностика психических состояний детей по методике С.В.Валиева «Паровозик». Данная методика выявляет особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояние тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация к новой или привычной социальной среде. В опытно-практической работе участвовали дети средней группы численностью в 17 человек. Дети подвижные, любознательные, активные, обладают живым
воображением и заинтересованностью в изучении окружающего мира. В группе проявляются дружеские взаимоотношения, однако конфликты тоже имеют место. Алгоритм диагностической деятельности включал в себя первичное обследование уровня развития самопринятия у детей данной группы (сентябрь 2011г). Цель: определить первоначальный уровень развития самопринятия у детей данной группы. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком, так и со всей группой. Определение уровня самооценки детей среднего дошкольного возраста Для изучения уровня самооценки детей среднего дошкольного возраста использовалась методика «Какой Я?» (автор Р.С. Немов.) При помощи данной методики изучался уровень развития самооценки детей. Нам необходимо было выяснить, как ребенок воспринимает и оценивает себя по десяти различным положительным качествам личности. Ц ел ь : выявить уровень сформированности самооценки детей средней группы. Процедура проведения: обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Экспериментатор спрашивал у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, способный, трудолюбивый, честный. Детям было предложено четыре коробочки разного цвета: желтая, красная, зеленая, черная и фигурка маленького человечка. При ответе на заданный вопрос ребенок должен был положить человечка в определенную коробочку, которая обозначала : желтая ответ- да, красная- не знаю, зеленая- иногда, черная- нет. Оценка результатов: по итогам беседы с каждым ребенком были
составлены протоколы обследования. Выводы об уровне развития самооценки основывались на количественном анализе полученных результатов - 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 0-1 балл — очень низкий. Результаты отражены в протоколах 1 – 2 (приложение 1) Полученные результаты можно представить в виде диаграммы (рис 1): Рис 1. Уровень самооценки детей среднего дошкольного возраста (первичное обследование). Обсудим полученные результаты. Диагностика самооценки детей данной группы показала, что в большинстве своем дошкольники имеют позитивное представление о своем «Я». Нужно отметить, что практически все дети с легкостью справились с заданием, отвечали на вопросы четко и искренне. Определение психического состояния детей средней группы Для изучения психического состояния детей была использована методика С.В.Валиева « Паровозик». Цель: Выявление особенностей эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояние тревоги, страха, удовлетворительная или низкая адаптация к новой или привычной социальной среде. Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный).
Процедура проведения: вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Воспитатель: Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый и т.д. Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция. Одновременно обводятся рукой все оставшиеся вагончики. Фиксируется позиция цвета вагончиков, высказывания ребенка. Оценка результатов: 1 балл - присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую. 2 балла - присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую; синий - на восьмую. 3 балла - присваивается, если черный, серый, коричневый вагончики поставлены на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую. Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказалось менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное состояние низкой степени, при 7-9 баллах - как негативное психическое состояние средней степени; больше 9 баллов - негативное психическое состояние высокой степени. Результаты отражены в протоколах 3-4 (приложение 1). Полученные результаты можно представить в виде диаграммы (рис.2).
Рис 2. Уровень психического состояния детей средней группы (первичное обследование). Обсудим полученные результаты. Диагностика психического состояния детей данной группы показала, что 7 дошкольников имеют позитивное психическое состояние, 5 ребенка негативное психическое состояние низкой степени, 4 - негативное психическое состояние средней степени и у 1 ребенка выявлено негативное психическое состояние высокой степени. Подводя итоги всего обследования, можно сделать следующие выводы: 1. Практически все дети в группе имеют позитивное представление о своем «Я», верят в свои возможности, оценивают положительно качества личности. 2. Выявление особенностей эмоционального состояния детей показало, что 41% детей группы имеют позитивное психическое состояние, 30% детей имеют негативное психическое состояние низкой степени, 24% детей - негативное состояние средней степени, пониженное настроение, тревогу, 5% детей вызывает особую тревогу, потому что имеют негативное психическое состояние высокой степени.
2.4. Реализация комплекса мероприятий по формированию


самопринятия у детей средней группы ДОУ№26.
Ведущей идей нашей работы стало положение о том, что важнейшей основой полноценного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший и его любят. Мы заботились об эмоциональном благополучии детей нашей группы поддерживая, подбадривая, помогая им поверить в свои силы и возможности. Для нас было важно показать детям, что их уважают и ценят независимо от достижений, достоинств и недостатков. Мы старались устанавливать с детьми доверительные отношения, способствующие развитию у них чувства собственного достоинства. Приходя утром в группу, дети всегда видят улыбку на лице воспитателя, подбегают и с веселым настроением начинают показывать новую игрушку, рассказывать свои впечатления, тем самым устанавливаются доверительные отношения с педагогом. Дошкольник понимает, что ему рады, его выслушают и поймут. В нашей группе создана предметно-пространственная развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание уделяется созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения тревожности каждого ребенка. Предметно-пространственная организация помещений детского сада педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. В группе организована развивающая среда с учетом потребностей и интересов детей. Теплая домашняя обстановка - основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению ребенка, а значит, и его успешному
развитию. В игровом уголке стоит домик- уединения, где каждый ребенок может посидеть на подушках, спрятаться от всех, побыть одному. Рядом находится столик, на котором лежат: альбом с фотографиями родных людей и альбом под названием “Это-Я”, сделанный совместно родителями и детьми, отражающий моменты жизни семьи и принятие своего имени. Дети с большим удовольствием садятся за столик и рассматривают фотографии не только свои, но и своих товарищей. В группе созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей: игровой, двигательной, интеллектуальной, с амо стоятельной художественной деятельности. Ребенок не просто общается в развивающей среде, он может чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. Разнообразие игры детей - сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, игры- упражнения - ценны как своей содержательной стороной, так и приобретением в них дополнительного опыта отношений с окружающими. Ребенок получает от успешной игры огромное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры, обрастающей все новыми подробностями. Эмоциональный подъем в игре помогает дошкольнику преодолевать негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнеров. Необходимо разработать систему использования игр, упражнений разного вида для формирования положительной самооценки, позитивного мышления, умения управлять собой и уметь расслабляться. Мы определились с перечнем игр и упражнений, которые можно использовать для достижения необходимого результата. Из всего многообразия игр мы отобрали те игры и упражнения, которые способствуют снятию у ребенка
имеющихся трудностей. (Приложение 5) В ходе исследования были использованы различные виды игр: 1. На формирование позитивного мышления; 2. Игры, обучающие детей расслаблению; 3. Игры и упражнения направленные на тренировку эмоциональной, волевой сферы ребенка и его самосознания; 4. Психогимнастические упражнения. Система игр разного вида с целью формирования самопринятия детей предусматривает использование игр в различных режимных моментах, что облегчает работу воспитателя. Игры могут быть использованы в свободное от занятий время и на занятиях, во время прогулок и развлечений, в организованной педагогом детской деятельности и самостоятельной. С помощью этих игр можно помочь детям овладеть навыками самоконтроля, научить осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты её развития, повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности, учить снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку. Данные игры нами выбраны в соответствии с возрастом детей, а их правила доступны и понятны, что повышает интерес детей, а, следовательно, облегчает работу воспитателя по формированию самопринятия. Мы планируем также проведение с детьми бесед, с нравственным содержанием, для закрепления знаний использование рисования и конструирование. Уметь расслабляться важно всем детям, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление. Кроме этого принципа в играх используется способность детей фантазировать. Здесь помогает гармония души и тела: когда ребенок представляет себе что-нибудь очень приятное и спокойное, то его тело
тоже расслабляется. Игры на расслабление мы включаем в конце образовательной деятельности, чтобы дети сняли напряжение после умственного труда, также можно применять в физкультурной деятельности и гимнастике. Изложенный комплекс мероприятий был направлен на коррекцию полученных данных при обследовании детей по всем предложенным направлениям. Рассмотрим каждое направление.
Формирование положительной самооценки
В дошкольном возрасте нормальным является такое отношение ребенка к себе, когда он считает себя самым хорошим, самым любимым, самым-самым. В дошкольном возрасте уверенность ребенка в себе не должна зависеть от его реальных успехов и достижений. Важным условием формирования положительной самооценки у дошкольников является прямая оценка другими, в первую очередь взрослыми. Соотнеся оценки людей и разные оценки одного и того же человека, ребенок формирует представление о себе в плане общего отношения к себе и самооценки (хороший - плохой), а также в плане; того, чем он хорош или плох. Влияние прямой оценки в значительной степени зависит от педагогического такта и стиля общения взрослого, а также от индивидуальных особенностей восприятия детьми оценок (одни “слышат” преимущественно хорошие, другие - плохие). Не меньшее значение имеет и косвенная оценка. Одной из ее форм является та система взаимоотношений, в которой объективны оказываются дети. Например, ребенку объясняют, как выполнить какое-то дело. Взрослый в этом случае выступает как авторитет, а ребенок - как тот, кто способен понять объяснение. Совершенно иначе чувствует себя ребенок, если он объясняет что-то взрослому. Тогда он сам является авторитетом, в чем-то даже более компетентным, способным передать что-то новое и нужное. Уважение к знаниям и авторитету ребенка, фактически содержащееся в такой ситуации, представляет собой его
высокую косвенную оценку. Она способствует появлению у детей чувства собственного достоинства, осознанию своих возможностей и – как следствие – положительной самооценки. Основной сферой для реализации таких взаимоотношений является игра. При участии в ней взрослого детям должна быть предоставлена возможность руководить им и направлять его игровые действия. Именно потому, что это игра, нормальная субординация “взрослый- ребенок” при этом не разрушается. Если взрослый и хочет как-то повлиять на развитие игры, он должен суметь сделать это не выходя из своего “ подчиненного” положения. Руководство действиями взрослого в игре побуждает детей ставить и решать множество творческих задач, порождает чувство собственного достоинства и ответственности. Для формирования положительной самооценки дошкольников нами использовался прием появления сказочного персонажа, лесного человечка – Гномика, с которым дети на занятии и в свободной от занятий деятельности могли поделиться своими мыслями, переживаниями, откровенно рассказать о себе. Ребята рассаживаются полукругом на стульчиках. Звучит музыка с записью «Звуки леса» и в группе появляется Гномик. Гномик здоровается с детьми и предлагает познакомиться: - Здравствуйте ребята, давайте познакомимся. Меня зовут Гномик, я сказочный, лесной человечек пришел из осеннего леса. Воспитатель задает вопросы о маленьких лесных человечках: какого они роста, во что одеты, где живут. Педагог: Я сейчас надену на каждого из вас вот такой удивительный колпачок, превращу вас из детей в маленьких гномиков. Мы возьмёмся за руки и отправимся с вами в удивительное путешествие - вон в тот красивый лес! (Надеваются всем колпачки и идут с Гномиком в воображаемый лес.) Маленькие гномики пришли в осенний лес. Давайте посмотрим, какие же деревья растут в этом лесу. На полу лежат желуди, листья клена, каштаны и шишки. Воспитатель
вместе с ребятами подходит к каждому «дереву». Рассматривая их, дети показывают, какой толстый ствол у дуба, как легко кружатся в веселом танце кленовые листья, какие колючие иголки у ёлочки. Воспитатель: Вот в каком замечательном лесу живет Гномик. Давайте ещё раз вспомним, какие деревья в нем растут. (Ответы детей.) Правильно, дубы, каштаны, клены и ели. А где же домик, в котором, живет наш Гномик? Вон вдалеке надо до него дойти. А сил уже не осталось. Покажите, как устали гномы, ножки еле идут, ручки повисли, мы все расслабились, но ведь надо дойти. Дорожка широкая, гладкая, идти одно удовольствие (расслабление). Но вот тропинка стала узкой, надо собрать силы, напрячься и на носочках пройти по ней. Вот мы и пришли. Входите в дом, садитесь на стулья. Маленький Гном живет в уютном домике. Посмотрите, как красиво вокруг, много игрушек, тепло. Вам нравится здесь? (ответы детей.) Сейчас каждый из вас произнесет своё имя. (Дети выполняют задание.) А теперь поднимите правую руку и положите её на плечо соседа. Сейчас каждый из вас скажет: « Справа от меня сидит…» называете имя своего соседа справа и улыбаетесь ему. То же самое упражнение проделаем с левой рукой. Сначала поднимем левую руку, потом положим её на плечо соседа и произнесем: « Слева от меня сидит…» Не забудьте улыбнуться. (Дети выполняют задание.) Вот мы и познакомились. На столах лежат листы бумаги с нарисованными гномами и наборы цветных карандашей. Детям предлагается раскрасить своего гномика в любой цвет. Педагог: У каждого из вас теперь есть свой гномик. Педагог подводит итог занятия, предлагая детям вспомнить, кто такие гномы, в каком лесу они живут, уютно ли в их доме. Затем каждый ребенок показывает своего раскрашенного гномика. Педагог: Вот и закончилось наше путешествие, но оно было не последним. Впереди у нас много встреч. Мы с вами побываем в разных волшебных странах, познакомимся с их жителями. А теперь волшебная палочка превратит гномиков
обратно в детей (педагог дотрагивается до каждого ребенка), мы улыбнемся и скажем друг другу: «Спасибо! До свиданья!» Для формирования положительной самооценки у дошкольников необходимо предоставить детям возможность на каждом занятии говорить о себе, своих ощущениях, высказать собственное мнение, слушать и быть услышанным. Для этого были предложены игры-упражнения: “Какой ты?” (несколько вариантов), “Зеркало”, дидактические игры “Свечка”, “Солнечный зайчик”, “Назови себя”, рисование на тему “Мой Внутренний Дворик встречает гостей”. В процессе работы мы поняли, что ребенку нужна только наша любовь и принятие его таким, какой он есть. И он раскроется, как цветок, и потянется к вам, впитывая все доброе и светлое, что мы ему несем. Мы увидели блеск в глазах детей, уверенность в своих возможностях, смелость в достижении цели. Мимика детей стала более выразительной и пластичной, они охотно участвуют в предложенных играх- упражнениях, а самое главное- это интересно им самим: познавать самого себя, оценить себя, посмотреть на себя со стороны. В достижении успеха в этом деле необходимо, чтобы сотрудничество воспитателей и родителей было продуктивным. Для этого мы каждый день общаясь с родителями, рассказываем свои наблюдения за ребенком в течении дня, за его успехами (даже самыми маленькими). Важно, чтобы родители видели достоинства ребенка, относились к нему с уважением (а не только любовью). Поэтому нами проводятся родительские собрания, беседы и консультации, на которых мы рассказываем, как общаться с ребенком, замечать в нем хорошее и часто хвалить. Кроме того, очень важно делать это правильно: дети всегда должны знать, за что их хвалят, и понимать, что похвала - это не просто отражение настроения воспитателя или родителя, а оценка его конкретной деятельности.
Формирование позитивного мышления

Существует несколько
приемов развития позитивного мышления
. Во-первых, важно отмечать в памяти детей приятные события в жизни, например праздник, день рождения, долгожданные поездки или неожиданные приятные сюрпризы. Можно организовать мероприятие, завести разговор, описать приятное воспоминание или нарисовать вместе с ребенком рисунок. Акцент на радостном событии позволяет дошкольнику считать свою жизнь наполненной только приятными, радостными событиями. Во-вторых, в ежедневных жизненных ситуациях обозначать приятные моменты. Можно похвалить игрушку, слепленную из пластилина, вместе восхититься красотой города или сада. В негативных событиях тоже нужно находить позитивные стороны и говорить об этом ребенку. Например, если он расстроился, что друг обогнал его на велосипеде, можно предложить ему тренироваться больше, чтобы обогнать самого быстрого ребенка. Для позитивного настроения в нашем детском саду регулярно проводятся праздники посвященные: “1 сентября”, ”Праздник Осени”, “Новый год”, “8 Марта”, “23 февраля”, “День защиты детей”, где дети с радостью участвуют в них, рассказывают стихотворения, поют песни, танцуют, играют в игры. В нашей группе установилась традиция, проведения “Дня именинника”, где детям с помощью родителей накрывается сладкий стол, дарятся интересные подарки, проводятся конкурсы с призами. После различных праздников, развлечений отмечаются в памяти детей приятные моменты, дети делятся своими радостными впечатлениями, рассказывают о неожиданных сюрпризах, которые были на празднике. Потом детям предлагается нарисовать то, что их очень порадовало на празднике, тем самым закрепляются приятные события жизни. Для создания позитивного настроения планируется провести занятие, которое поможет детям найти положительные ситуации в жизни. Дети становятся в круг и совершают ритуал приветствия. Воспитатель: Здравствуй, небо!
(Дети поднимают руки вверх.) Воспитатель: Здравствуй, земля! (Дети приседают.) Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Воспитатель: Ребята, сегодня у меня прекрасное настроение, мне приятно, я радуюсь... И я подумала о том, как много разных ситуаций могут вызвать у нас такие чувства. Они могут быть особыми для каждого человека, но есть и такие, которые вызывают положительные эмоции у многих или даже у всех людей. Мне интересно: когда бывает радостно именно вам? Предлагаю нарисовать четыре ситуации, когда вы ощущаете радость. Пусть каждый из вас сделает четыре рисунка, которые являются продолжением фразы «Я радуюсь, когда...». Дети получают лист бумаги А4, разделенный на четыре равные части вертикальной и горизонтальной линиями. Пока дошкольники выполняют задание, воспитатель наблюдает за ними, следит, чтобы они не заглядывали в чужие рисунки, задает вопросы. Воспитатель: А теперь мы узнаем о том, чему радуется каждый из нас. Покажите, что вы нарисовали, и расскажите, когда вам приятно и вы испытываете чувство радости. Рисунки каждого ребенка последовательно вывешиваются на стенд, и каждый рассказывает о своих ситуациях. Педагог поддерживает дошкольников, затем в конце вывешивает свой рисунок. Задача воспитателя - прокомментировать стенд, показать общность и индивидуальность продемонстрированных ситуаций. Следует начинать обобщение с более простых ситуаций радости и заканчивать более сложными. Рисунки находятся на стенде 1-2 дня. Детям предлагается нарисовать четыре рисунка, которые являются продолжением предложения « Я радуюсь, когда…». Данная методика способствует активизации мыслительного поиска позитива в жизни. Прием рисования побуждает ребенка обратиться к своему внутреннему миру, осознать и перенести на бумагу важные для него эмоциональные ситуации.
Анализ рисунков показывает, что одни дети в них обозначают различные виды ситуаций, другие - только один вид. Для формирования позитивного мышления были отобраны игры- упражнения: ”Твое настроение”, “Рассмеши принцессу Несмеяну”, “Посмеемся над страхами”, “Шкала злости”, “Что такое радость”, “Коврик злости” и т.д., дидактическая игра “Передача чувств”. С помощью этих игр дети находят способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением, снижается зажатость как на физическом, так и на психологическом уровне. Первоначально ребята стеснялись друг друга, им не удавалось смеяться от души, но по мере сплочения группы зажатость исчезла, и мы стали включать в занятие “разминки- смешинки”. Когда ребенок находится в гармоничном равновесии с самим собой, когда внутренне его состояние окрашено положительными эмоциями и он знает, что справится с любой ситуацией внутри себя,- это придает ему уверенность. Независимо от тематики занятий, дошкольников лучше всего размещать по кругу на стульчиках вокруг стола (при работе с песком или рисовании) или на ковре (при использовании сюжетно-ролевых игр, психогимнастических этюдов), так как форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Каждое занятие начинается с приветствием друг друга улыбкой. Тем самым малыши настраиваются на положительную эмоциональную атмосферу внутри группы. Все занятия-упражнения, особенно те, целью которых является знакомство дошкольников с новыми эмоциями, проводятся от лица куклы-гнома, что обеспечивает восприятие обучения не как назидание со стороны взрослых, а как простую игру, в ходе которой каждый ребенок приобретает нужное ему знание. Совместное обсуждение позитивных моментов в жизни дошкольника позволяет задействовать механизм заражения. Ребенок, слушая рассказы других детей о том, что их порадовало, «заражается», открывает повод для своей радости. Встречаясь потом с ними в жизни, он уже с большей вероятностью так же почувствует радость. Планируется провести рисование на тему: “Чего я боюсь?”, “Поезд эмоций”, “Слушаю и рисую”, где с помощью
рисунков дети выражают свои эмоции по отношению к той или иной ситуации. Рисование является своеобразной рефлексией и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе игры.
Формирование навыка расслабления у детей дошкольного возраста.
Обучить ребенка расслаблению - не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться - им не совсем понятно. Для формирования навыка релаксации нами проводилась игра под названием “На полянке” с уже знакомым лесным Гномом. В группе появляется лесной человечек Гномик. Воспитатель: Ребята к нам из леса опять пришел в гости наш знакомый Гномик и он хочет вас, чему-то научить, послушайте его внимательно. Гном: “Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?”. После небольшой паузы детям предлагалось открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок, какой он был? Выслушивались рассказы каждого ребенка. Одни дети смогли рассказать и описать то, что представили, у других это не получилось. Они чувствовали себя неуютно. Поэтому для периодической тренировки были подобраны разные игры: “Драка”, “Рот на замок”, Насос и мяч”, “Солдат и тряпичная кукла”, Силачи с гирями”, “Акробаты на батуте”, “Шалтай- Болтай”, “Водопад света”. Для спокойного засыпания детей мы используем модификацияю методики прогрессивной мышечной релаксации Э.Джекобсона. Дошкольники
ложатся, закрывают глаза, спокойно и глубоко дышат, воспитатель говорит спокойно, медленно, расслабленно, настраивая на спокойный сон. Помимо специальных игровых упражнений на релаксацию хорошо использовать тактильный контакт с ребенком, также полезен массаж и просто растирание тела. Мы использовали игру “ Прикосновение” и массаж “Солнышко”. (Приложение3). Физкультура и спортивные игры заражают ребенка позитивными эмоциями, снижают мышечные зажимы, поэтому подвижные игры так важны в жизни детей. Мы предлагаем такие игры, которые улучшают функцию дыхания, укрепляют мышцы рук, ног, формируют волевые качества личности, самоконтроль, умение произвольно расслабить мышцы. Например, подвижные игры: “Золотая осень”, “Поезд”, “Обручи”, “Самая быстрая тройка”, “Смелые мышки” и т.д. Мы предполагаем, что работа с использованием изложенного комплекса мероприятий будет способствовать формированию позитивного мышления, умению расслабиться с использованием специальных игровых упражнений, умению понимать состояние других детей и взрослых, формированию способности адекватно выражать свои чувства в реальном общении со сверстниками.


Библиография
1.Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка
в детской субкультуре.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 2. Агафонова И.Н., Листраткина В.Г., Григорьева С.А. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009 №5 . Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе. ЗАО «МЦФЕР». 41-46 с. 3.Агафонова И.Н., Листраткина В.Г. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010№8. Развитие стрессоустойчивости у дошкольников. ЗАО «МЦФЕР». 44-48 с. 4. Агафонова И.Н., Листраткина В.Г., Руссова Т.А. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010 №9. Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника. ЗАО «МЦФЕР». 33-38 с. 5. Агафонова И.Н., Листраткина В.Г. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010 №10. Воспитание оптимизма как важнейшей составляющей стрессоустойчивости дошкольника. ЗАО «МЦФЕР». 37-44 с. 6. Агафонова И.Н., Листраткина В.Г., Руссова Т.А. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2010 №12. Умение расслабиться как составляющая стрессоустойчивости дошкольников. ЗАО « МЦФЕР». 40-44 с. 7. БратченкоС.Л., МироноваМ.Р. Личностный рост и его критерии. Психологические проблемы самореализации личности. (Под ред.А.А.Крылова, Л.А.Корыстылевой- СПб.: Издательство С.-Петербурского университета, 1997.- 44с. 8. Джекобсон Э. Прогрессирующая релаксация. 1929. 9. Иванова Г.П.Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально – нравственной сферы у дошкольников. Москва 2006. 10. Ломтева Т.А. Большие игры маленьких детей. Учимся понимать своего ребенка (от 0 до 14лет).- М.: Дрофа-Плюс, 2005.-272с.: ил. - (Психология для всех и для каждого). 11. Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности.- Москва: «Смысл», 1993-41с. 12. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников.- СПб.: Речь, 2008.
13. Немов Р.С. Психология. Книга 3: Психодиагностика. М.: ВЛАДОС, 2003.-640 14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений- М: Издательский центр «Академия», 1998.- 360-362с. 15. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. 16. ШипицынаЛ.М., ЗащиринскаяО.В., ВороноваА.П., НиловаТ.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.- 384с.


В раздел образования