Напоминание

Развитие двигательной активности в рамках курса внеурочной деятельности «Футбол»


Автор: Костычаков Владимир Федорович
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Чапаевская СОШ"
Населённый пункт: д.Чапаево, Усть-Абаканский район, республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Развитие двигательной активности в рамках курса внеурочной деятельности «Футбол»
Раздел: полное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В РАМКАХ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФУТБОЛ»

Введение

Современные образовательные стандарты уделяют значительное

внимание

физическому развитию учащихся, подчеркивая

важность

внеурочной деятельности в формировании здорового образа жизни.

Одним

из

эффективных

инструментов

развития

двигательной

активности

является

курс

«Футбол»,

который

сочетает

в

себе

спортивную подготовку, командное взаимодействие и общефизическое

развитие.

Двигательная

активность

это

основа

физического

здоровья,

координации,

выносливости

и

психоэмоционального

состояния

школьников.

Внеурочные

занятия

футболом

позволяют

систематизировать физические нагрузки, способствуя гармоничному

развитию

детей.

В

данной

статье

рассматриваются

методические

аспекты развития двигательной активности в рамках курса «Футбол»,

анализируются ключевые педагогические подходы и их практическая

реализация.

Теоретические основы двигательной активности в спортивной

педагогике

Двигательная

активность

(ДА)

определяется

как

совокупность

движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. В

контексте

физического

воспитания

она

включает

в

себя

как

естественные

движения

(ходьба,

бег),

так

и

специализированные

спортивные упражнения.

Физиологи и педагоги выделяют несколько уровней ДА:

Базовая

активность

естественные

движения,

поддерживающие жизнедеятельность.

Специализированная

активность

целенаправленные

упражнения для развития физических качеств.

Спортивная

активность

высокоинтенсивные

нагрузки,

направленные на достижение спортивных результатов.

Футбол,

как

вид

двигательной

активности,

охватывает

все

три

уровня,

что

делает

его

универсальным

средством

физического

развития.

Роль курса «Футбол» в развитии двигательной активности

Внеурочный курс «Футбол» решает несколько ключевых задач:

1. Развитие

общей

физической

подготовки

(ОФП)

укрепление мышечного корсета, улучшение работы сердечно-

сосудистой системы.

2. Совершенствование координации и ловкости – футбол

требует быстрой реакции, точности движений и пространственной

ориентации.

3. Формирование командных навыков – взаимодействие с

партнерами развивает коммуникативные способности.

4. Повышение

мотивации

к

физической

активности

игровая форма занятий способствует устойчивому интересу к

спорту.

Эффективность

курса

зависит

от

методически

грамотного

построения тренировочного процесса, учитывающего возрастные и

индивидуальные особенности учащихся.

Методические подходы к развитию двигательной активности в

курсе «Футбол»

1. Дифференцированный подход

Учащиеся имеют разный уровень физической подготовки, поэтому

важно применять индивидуальные нагрузки. Это достигается за счет:

деления группы на подгруппы по уровню подготовки;

вариативности

упражнений

(упрощенные

и

усложненные

варианты);

дозирования интенсивности тренировки.

2. Игровые технологии

Футбол по своей

природе

является игровым

видом спорта, что

позволяет эффективно использовать игровые методы:

Мини-игры (2×2,

3×3)

развивают

быстроту

принятия

решений.

Эстафеты с элементами футбола – улучшают скоростно-

силовые качества.

Тактические упражнения – учат анализировать игровые

ситуации.

3. Циклическое построение тренировок

Для

равномерного

развития

физических

качеств

применяется

периодизация:

Подготовительный этап – развитие общей выносливости.

Основной этап – работа над техникой и тактикой.

Контрольный этап – оценка динамики развития.

4. Использование современных технологий

Внедрение цифровых инструментов (видеоанализ, фитнес-трекеры)

позволяет

объективно

оценивать

прогресс

и

корректировать

тренировочный процесс.

Практические рекомендации по организации занятий

1. Разминка (15–20% времени занятия)

o

Беговые упражнения.

o

Общеразвивающие

упражнения

(наклоны,

приседания).

o

Специальные упражнения (ведение мяча, передачи).

2. Основная часть (60–70%)

o

Технические элементы (удары, дриблинг).

o

Тактические комбинации.

o

Игровые упражнения.

3. Заключительная часть (10–15%)

o

Заминка (растяжка, дыхательные упражнения).

o

Анализ занятия.

Оценка эффективности курса

Для мониторинга развития двигательной активности применяются:

Контрольные нормативы (бег на 30 м, челночный бег,

прыжки в длину).

Наблюдение за техникой выполнения элементов.

Психологические

опросники (уровень

мотивации,

удовлетворенность занятиями).

Регулярная диагностика позволяет своевременно корректировать

программу.

Заключение

Курс внеурочной деятельности «Футбол» является эффективным

средством развития двигательной активности школьников. Грамотное

сочетание

дифференцированного

подхода,

игровых

технологий

и

цикличности

тренировок

обеспечивает

комплексное

физическое

развитие. Практическая ценность данной методики заключается в ее

адаптивности

она

может

быть

применена

в

различных

образовательных учреждениях с учетом возрастных и индивидуальных

особенностей учащихся.

Систематические занятия футболом не только улучшают физические

показатели, но и формируют устойчивую привычку к активному образу

жизни, что особенно важно в условиях современной гиподинамии среди

детей и подростков.



В раздел образования