Автор: Новичкова Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Губернаторский лицей №101 имени Ю.И.Латышева"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы в процессе использования музыкально-игровой драматизации
Раздел: начальное образование
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДРАМАТИЗАЦИИ
Музыкально – творческими способностями называют способности,
связанные
с
творческой
деятельностью
ребёнка
в
области
музыки.
Музыкальные способности обусловливают успешность восприятия, исполнения
и сочинения музыки, а также обучаемость в области музыки. Они представляют
собой относительно самостоятельный комплекс: выраженными музыкальными
способностями может обладать человек, имеющий умственные способности
ниже среднего или даже страдающий слабоумием (так называемый феномен
«ученых
идиотов»,
действующий,
помимо
музыки,
применительно
к
математическим вычислениям, шахматам и рисованию) [5, с.63].
Игра-драматизация представляет собой процесс развития и становления
личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных
возможностей. Традиционно игра-драматизация организуется по сценарию
литературного или музыкального произведения. При этом Л. С. Выготский
считает, что в игре-драматизации сценарий не всегда является жестким
каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой разворачивается
импровизация. «...Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают,
творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» [1, с.72].
Специфические
условия
организации
музыкальной
деятельности
младших школьников с использованием музыкально-игровой драматизации
определялись следующими принятыми в педагогической науке и практике
положениями:
– музыкальные
произведения
должны
различаться
художественной
ценностью, подходить возрастным особенностям детей исполнителей;
– в коллективе детей необходимо сформировать обстановку взаимного
уважения, чувственно насыщенную атмосферу общения между детьми и
преподавателем, стремиться развивать в
каждом ребенке инициативное
отношение к интерпретации порученной ему роли;
– длительность каждого фрагмента урока, связанного с решением той или
иной задачи, ориентируется возрастными особенностями и
способностями
детей [4, с. 24].
Драматизация органически входит в процесс обучения музыке и имеет
ряд преимуществ по сравнению с другими видами музыкальной деятельности.
Игры-драматизации в развернутой форме проводятся на заключительных
уроках четверти, полугодия или года для обобщения музыкально-слухового
опыта и систематизации музыкальных знаний учащихся в каждом классе.
Для составления объективного представления в практике музыкально-
игровая драматизация и выявления исходного уровня сформированности
музыкально-творческих способностей младших школьников были определены
следующие показатели: музыкальный слух, чувство звуковысотности, чувство
ритма, ладовое чувство. А также способы и формы определения результата:
– используемые
музыкальные
игры
на
повторение
ребенком
музыкального звука на фортепиано, после его прослушивания;
–
музыкальная игра «Лесенка» на
различение
высоты звуков и
направление движения мелодии вверх, вниз;
– ритмические упражнения (повторение за педагогом ритмического
рисунка), игра « Аплодисменты»;
– игра «Солнышко и тучка» на определение настроения (лада) музыки.
Нами была адаптирована к теме исследования диагностическая методика
А. Н. Зиневич «Диагностика и развитие музыкально-творческих способностей
детей младшего школьного возраста», включающая в себя следующие
диагностическое задания [3]:
– на проверку музыкального слуха. Прослушать музыкальный фрагмент П.
И. Чайковский – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Определить общее
настроение,
характер
произведения,
выделить
отдельные
средства
выразительности:
темп,
динамику,
тембр,
определить
инструментальное
сопровождение.
– на определение звуковысотности.
Музыкальная игра «Лесенка».
Ребенку
предлагается
прослушать
и
определить
в
каком
направлении
(восходящим, нисходящим, на одном уровне) движется мелодия.
– на определение чувства ритма. Первый из участников придумывает
простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без
ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается
таким же образом дальше. И так по кругу.
– на определение ладового чувства.
Детям предлагается прослушать
"Рондо-марш" Д. Кабалевского, "Ходит месяц кругами" С.Прокофьева, "Зима"
А. Крутицкого в мажорном и минорном ладу. Просить ребенка: показать
карточку, которая передает характер музыки; описать музыку своими словами,
при этом подсказывая ему новые, неизвестные прилагательные – это поможет
увеличить словарный запас.
Полученные результаты соотнесены с критериями:
низкий уровень выполнения: ребенок не может угадать количество
одновременно звучащих звуков, не может определить направление мелодии, не
может повторить правильно ритмический рисунок, не может определить
характер песни;
средний
уровень
выполнения:
ребенок
угадывает
количество
одновременно звучащих звуков, но со второй или третьей попытки, может
определить
направление
мелодии,
но
неуверенно,
может
повторить
ритмический рисунок и определить характер песни, но с помощью взрослого;
высокий
уровень:
ребенок
с
легкостью
определяет
количество
одновременно
звучащих
звуков,
безошибочно
определяет
направление
мелодии, повторяет ритмический рисунок и определяет характер песни.
В
процессе
диагностики
детей
мы
использовали
педагогическое
наблюдение
в процессе уроков музыки и внеурочной деятельности по
предмету, самостоятельной деятельности, праздниках, анализ творческих работ
детей, метод экспертных оценок при выполнении индивидуальных творческих
заданий [2, с.91]. Диагностикой было охвачено 20 учащихся в возрасте 8-9 лет.
В результате наблюдения выяснилось, что у детей отсутствуют элементарные
умения
в
музыкальных
видах
детского
творчества,
но
есть
желание
придумывать игровые действия, что может стать предпосылкой развития в этом
процессе творческого воображения, фантазии и основой для формирования
музыкально-творческих способностей. В творческих музыкальных работах мы
отметили
однообразность
движений,
подражательность
друг
другу.
Диагностическое
обследование
позволило
составить
объективное
представление
о
состоянии
начальной
сформированности
музыкально-
творческих способностей в процессе музыкально-игровой драматизации как в
основном низкий и средний.
Список литературы:
1.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –
М., 1967. – 167 с.
2.
Дормидонтова Л.П. Теория и методика формирования творческих
способностей у детей 5-8 лет средствами музыкального фольклора народов
Поволжья: монография. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 230 с.
3.
Зиневич А. Н. Методическая разработка «Диагностика и развитие
музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста». –
Санкт – Петербург, 2015. – 149 с.
4.
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под
ред. Г. М. Цыпина. – М., 2003. – 128 с.
5.
Шипилкина Т.А. Музыкально-игровая драматизация на уроках
музыки в начальной школе. – М., – Московский гуманитарный институт
повышения квалификации и переподготовки кадров, 2005. – 144 с.