Напоминание

Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы в процессе использования музыкально-игровой драматизации


Автор: Новичкова Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"Губернаторский лицей №101 имени Ю.И.Латышева"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы в процессе использования музыкально-игровой драматизации
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДРАМАТИЗАЦИИ

Музыкально – творческими способностями называют способности,

связанные

с

творческой

деятельностью

ребёнка

в

области

музыки.

Музыкальные способности обусловливают успешность восприятия, исполнения

и сочинения музыки, а также обучаемость в области музыки. Они представляют

собой относительно самостоятельный комплекс: выраженными музыкальными

способностями может обладать человек, имеющий умственные способности

ниже среднего или даже страдающий слабоумием (так называемый феномен

«ученых

идиотов»,

действующий,

помимо

музыки,

применительно

к

математическим вычислениям, шахматам и рисованию) [5, с.63].

Игра-драматизация представляет собой процесс развития и становления

личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных

возможностей. Традиционно игра-драматизация организуется по сценарию

литературного или музыкального произведения. При этом Л. С. Выготский

считает, что в игре-драматизации сценарий не всегда является жестким

каноном и может быть лишь канвой, в пределах которой разворачивается

импровизация. «...Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают,

творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» [1, с.72].

Специфические

условия

организации

музыкальной

деятельности

младших школьников с использованием музыкально-игровой драматизации

определялись следующими принятыми в педагогической науке и практике

положениями:

– музыкальные

произведения

должны

различаться

художественной

ценностью, подходить возрастным особенностям детей исполнителей;

– в коллективе детей необходимо сформировать обстановку взаимного

уважения, чувственно насыщенную атмосферу общения между детьми и

преподавателем, стремиться развивать в

каждом ребенке инициативное

отношение к интерпретации порученной ему роли;

– длительность каждого фрагмента урока, связанного с решением той или

иной задачи, ориентируется возрастными особенностями и

способностями

детей [4, с. 24].

Драматизация органически входит в процесс обучения музыке и имеет

ряд преимуществ по сравнению с другими видами музыкальной деятельности.

Игры-драматизации в развернутой форме проводятся на заключительных

уроках четверти, полугодия или года для обобщения музыкально-слухового

опыта и систематизации музыкальных знаний учащихся в каждом классе.

Для составления объективного представления в практике музыкально-

игровая драматизация и выявления исходного уровня сформированности

музыкально-творческих способностей младших школьников были определены

следующие показатели: музыкальный слух, чувство звуковысотности, чувство

ритма, ладовое чувство. А также способы и формы определения результата:

– используемые

музыкальные

игры

на

повторение

ребенком

музыкального звука на фортепиано, после его прослушивания;

музыкальная игра «Лесенка» на

различение

высоты звуков и

направление движения мелодии вверх, вниз;

– ритмические упражнения (повторение за педагогом ритмического

рисунка), игра « Аплодисменты»;

– игра «Солнышко и тучка» на определение настроения (лада) музыки.

Нами была адаптирована к теме исследования диагностическая методика

А. Н. Зиневич «Диагностика и развитие музыкально-творческих способностей

детей младшего школьного возраста», включающая в себя следующие

диагностическое задания [3]:

на проверку музыкального слуха. Прослушать музыкальный фрагмент П.

И. Чайковский – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Определить общее

настроение,

характер

произведения,

выделить

отдельные

средства

выразительности:

темп,

динамику,

тембр,

определить

инструментальное

сопровождение.

на определение звуковысотности.

Музыкальная игра «Лесенка».

Ребенку

предлагается

прослушать

и

определить

в

каком

направлении

(восходящим, нисходящим, на одном уровне) движется мелодия.

на определение чувства ритма. Первый из участников придумывает

простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без

ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается

таким же образом дальше. И так по кругу.

на определение ладового чувства.

Детям предлагается прослушать

"Рондо-марш" Д. Кабалевского, "Ходит месяц кругами" С.Прокофьева, "Зима"

А. Крутицкого в мажорном и минорном ладу. Просить ребенка: показать

карточку, которая передает характер музыки; описать музыку своими словами,

при этом подсказывая ему новые, неизвестные прилагательные – это поможет

увеличить словарный запас.

Полученные результаты соотнесены с критериями:

низкий уровень выполнения: ребенок не может угадать количество

одновременно звучащих звуков, не может определить направление мелодии, не

может повторить правильно ритмический рисунок, не может определить

характер песни;

средний

уровень

выполнения:

ребенок

угадывает

количество

одновременно звучащих звуков, но со второй или третьей попытки, может

определить

направление

мелодии,

но

неуверенно,

может

повторить

ритмический рисунок и определить характер песни, но с помощью взрослого;

высокий

уровень:

ребенок

с

легкостью

определяет

количество

одновременно

звучащих

звуков,

безошибочно

определяет

направление

мелодии, повторяет ритмический рисунок и определяет характер песни.

В

процессе

диагностики

детей

мы

использовали

педагогическое

наблюдение

в процессе уроков музыки и внеурочной деятельности по

предмету, самостоятельной деятельности, праздниках, анализ творческих работ

детей, метод экспертных оценок при выполнении индивидуальных творческих

заданий [2, с.91]. Диагностикой было охвачено 20 учащихся в возрасте 8-9 лет.

В результате наблюдения выяснилось, что у детей отсутствуют элементарные

умения

в

музыкальных

видах

детского

творчества,

но

есть

желание

придумывать игровые действия, что может стать предпосылкой развития в этом

процессе творческого воображения, фантазии и основой для формирования

музыкально-творческих способностей. В творческих музыкальных работах мы

отметили

однообразность

движений,

подражательность

друг

другу.

Диагностическое

обследование

позволило

составить

объективное

представление

о

состоянии

начальной

сформированности

музыкально-

творческих способностей в процессе музыкально-игровой драматизации как в

основном низкий и средний.

Список литературы:

1.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –

М., 1967. – 167 с.

2.

Дормидонтова Л.П. Теория и методика формирования творческих

способностей у детей 5-8 лет средствами музыкального фольклора народов

Поволжья: монография. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 230 с.

3.

Зиневич А. Н. Методическая разработка «Диагностика и развитие

музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста». –

Санкт – Петербург, 2015. – 149 с.

4.

Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под

ред. Г. М. Цыпина. – М., 2003. – 128 с.

5.

Шипилкина Т.А. Музыкально-игровая драматизация на уроках

музыки в начальной школе. – М., – Московский гуманитарный институт

повышения квалификации и переподготовки кадров, 2005. – 144 с.



В раздел образования