Авторы: Строгонова Светлана Александровна, Ветошкина Мария Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №13
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие экологической культуры на уроках математики.
Раздел: начальное образование
Развитие экологической культуры на уроках математики
"Любовь к родной стране начинается с любви к природе".
К. Паустовский
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула
школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.
Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам
поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому
воспитанию
учащихся,
тем
большим
будет
ее
педагогическая
результативность.
Математика – один из предметов, который, на первый взгляд, мало
связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Как и все
другие науки, математика возникла из практической потребности людей.
Математика создает условия для развития умения давать количественную
оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и
отрицательных
последствий
деятельности
человека
в
природном
и
социальном окружении [1, С.3]. На многих занятиях в процессе изучения
математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в
котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также
будет содержаться компонент обязательной программы по математике.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, вполне
реально формировать у учащихся экологическое воспитание.
Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием
различной направленности. Это задания, направленные на сохранение
природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в
том
числе
любовь
к
природе,
через
возможность
увидеть
красоту
окружающего мира [2, С. 20].
В
период
изучения
нумерации
чисел
первого
десятка
можно
предложить учащимся такие задачи:
1.На цветке сидит шмель, собирает пыльцу. К нему прилетел еще один
шмель. Сколько всего шмелей на цветке?
2.На стебле было 4 колокольчика. Подул ветер. Остался 1 колокольчик.
Сколько колокольчиков опало?
3.Белка устроила гнедо в дупле. Утром она принесла в дупло3 еловые
шишки, а вечером еще 2.Сколько шишек стало в дупле?
4. Известно, что в морозы птицы гибнут чаще голода, чем от холода. На
кормушке, которую мы с вами повесили в школьном дворе, сегодня
побывало 7 синиц и 5 воробьев. Скольким птицам мы помогли спастись
сегодня от голода?
Предлагаем для решения составные задачи:
1.
С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого — на 12 кг
больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?
2.
На дереве сидели 9 воробьев и 7 синичек. 6 птиц улетели.
Сколько птиц осталось на дереве?
3.
Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23
березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята?
4.
На поляне росло 25 сыроежек и 10 волнушек. После дождя
появилось еще 20 грибов. Сколько грибов стало на поляне?
На
уроках
решаем
так
же задачи,
которые
способствуют
формированию у младших школьников экологических знаний и
воспитанию
ответственности
в
сохранении
и
преумножение
природных ресурсов.
1.
Носороги-млекопитающие,
находящиеся
под
большой
угрозой
вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов.
Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько
кг рогов браконьеры все же успели продать?
2. Зимой Маша подкармливала птиц. В кормушки в саду Маша ежедневно
насыпала 250 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы
съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в
килограммы.
3. Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя -30
лет,
дикого
кабана
-20
лет.
Подумай,
как
можно
назвать
продолжительность всех трех животных вместе.
На этапах закрепления материала, отработки навыков вычислений
использую более сложные задачи:
1.Синий кит не имеет зубов и питается мелкими водными животными –
рачками. Набрав в огромный рот воду, кит процеживает ее через ротовые
пластинки (китовый ус), а оставшихся во рту рачков проглатывает.
Таким образом, он может съесть за сутки 24 тонны пищи. Сколько пищи
съедают 10 китов за неделю?
2.Самое большое млекопитающее животное – синий кит – имеет массу
40 тонн, а длину – 30 метров. Длина дельфина – 8м 50 см. Самое
маленькое млекопитающее – этрусская мышь – имеет массу – 2г. Во
сколько раз кит тяжелее этрусской мыши? На сколько метров длина кита
больше длины дельфина?
3.Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2 раза меньше.
Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему
снижается продолжительность жизни деревьев в городе?
Приведенные примеры показывают, как средствами математики можно
организовать работу по экологическому образованию. Таким образом, в ходе
выполнения этих заданий, учащиеся получают дополнительные сведения о
состоянии природы родного края, значении животных и растений в природе
и жизни человека. А самое главное – происходит обогащение нравственного
опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование
эстетических и этических чувств, воспитывается бережное отношение к
природе, стремление изменить мир к лучшему.
Список использованной литературы
1. Т. Иванова. Экологическое образование и воспитание в начальной
школе. М., 2003.
2. Н.Б. Истомина «Программа по математике. Начальные классы».- М. -
Просвещение.- 2007г.- 38с.
3.Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики и
природоведения в начальной школе, Москва "Учитель", 2005г;
4. Максименко Н.А. Математика. Занимательные сказочные экологические
задания на уроках в начальной школе, Москва "Учитель", 2006г;