Напоминание

Развитие экологической культуры на уроках математики.


Авторы: Строгонова Светлана Александровна, Ветошкина Мария Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №13
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие экологической культуры на уроках математики.
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие экологической культуры на уроках математики

"Любовь к родной стране начинается с любви к природе".

К. Паустовский

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула

школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.

Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам

поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому

воспитанию

учащихся,

тем

большим

будет

ее

педагогическая

результативность.

Математика – один из предметов, который, на первый взгляд, мало

связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Как и все

другие науки, математика возникла из практической потребности людей.

Математика создает условия для развития умения давать количественную

оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и

отрицательных

последствий

деятельности

человека

в

природном

и

социальном окружении [1, С.3]. На многих занятиях в процессе изучения

математики при объяснении темы можно подобрать такой материал, в

котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также

будет содержаться компонент обязательной программы по математике.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, вполне

реально формировать у учащихся экологическое воспитание.

Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием

различной направленности. Это задания, направленные на сохранение

природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в

том

числе

любовь

к

природе,

через

возможность

увидеть

красоту

окружающего мира [2, С. 20].

В

период

изучения

нумерации

чисел

первого

десятка

можно

предложить учащимся такие задачи:

1.На цветке сидит шмель, собирает пыльцу. К нему прилетел еще один

шмель. Сколько всего шмелей на цветке?

2.На стебле было 4 колокольчика. Подул ветер. Остался 1 колокольчик.

Сколько колокольчиков опало?

3.Белка устроила гнедо в дупле. Утром она принесла в дупло3 еловые

шишки, а вечером еще 2.Сколько шишек стало в дупле?

4. Известно, что в морозы птицы гибнут чаще голода, чем от холода. На

кормушке, которую мы с вами повесили в школьном дворе, сегодня

побывало 7 синиц и 5 воробьев. Скольким птицам мы помогли спастись

сегодня от голода?

Предлагаем для решения составные задачи:

1.

С одного улья собрали 40 кг меда, а с другого — на 12 кг

больше. Сколько всего меда собрали с двух ульев?

2.

На дереве сидели 9 воробьев и 7 синичек. 6 птиц улетели.

Сколько птиц осталось на дереве?

3.

Ребята посадили в парке 70 деревьев. Из них 30 лип, 23

березы, а остальные клены. Сколько кленов посадили ребята?

4.

На поляне росло 25 сыроежек и 10 волнушек. После дождя

появилось еще 20 грибов. Сколько грибов стало на поляне?

На

уроках

решаем

так

же задачи,

которые

способствуют

формированию у младших школьников экологических знаний и

воспитанию

ответственности

в

сохранении

и

преумножение

природных ресурсов.

1.

Носороги-млекопитающие,

находящиеся

под

большой

угрозой

вымирания; рог носорога весит 2,8 кг. Браконьеры убили 500 носорогов.

Милиция их поймала, но обнаружила у них только 1000 кг рогов. Сколько

кг рогов браконьеры все же успели продать?

2. Зимой Маша подкармливала птиц. В кормушки в саду Маша ежедневно

насыпала 250 г пшеницы. Сколько граммов пшеничного зерна птицы

съедали за неделю? А сколько за 30 дней? Переведите граммы в

килограммы.

3. Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя -30

лет,

дикого

кабана

-20

лет.

Подумай,

как

можно

назвать

продолжительность всех трех животных вместе.

На этапах закрепления материала, отработки навыков вычислений

использую более сложные задачи:

1.Синий кит не имеет зубов и питается мелкими водными животными –

рачками. Набрав в огромный рот воду, кит процеживает ее через ротовые

пластинки (китовый ус), а оставшихся во рту рачков проглатывает.

Таким образом, он может съесть за сутки 24 тонны пищи. Сколько пищи

съедают 10 китов за неделю?

2.Самое большое млекопитающее животное – синий кит – имеет массу

40 тонн, а длину – 30 метров. Длина дельфина – 8м 50 см. Самое

маленькое млекопитающее – этрусская мышь – имеет массу – 2г. Во

сколько раз кит тяжелее этрусской мыши? На сколько метров длина кита

больше длины дельфина?

3.Ель живет в лесу до 400 лет, а в городских условиях в 2 раза меньше.

Сколько лет может прожить ель в городе? Как вы думаете, почему

снижается продолжительность жизни деревьев в городе?

Приведенные примеры показывают, как средствами математики можно

организовать работу по экологическому образованию. Таким образом, в ходе

выполнения этих заданий, учащиеся получают дополнительные сведения о

состоянии природы родного края, значении животных и растений в природе

и жизни человека. А самое главное – происходит обогащение нравственного

опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование

эстетических и этических чувств, воспитывается бережное отношение к

природе, стремление изменить мир к лучшему.

Список использованной литературы

1. Т. Иванова. Экологическое образование и воспитание в начальной

школе. М., 2003.

2. Н.Б. Истомина «Программа по математике. Начальные классы».- М. -

Просвещение.- 2007г.- 38с.

3.Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики и

природоведения в начальной школе, Москва "Учитель", 2005г;

4. Максименко Н.А. Математика. Занимательные сказочные экологические

задания на уроках в начальной школе, Москва "Учитель", 2006г;



В раздел образования