Автор: Абросимова Елена Григорьевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ "Старосаврушская ООШ"
Населённый пункт: Село Старые Савруши Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"
Раздел: среднее образование
Формирование читательской грамотности на уроках литературы
Формирование читательской грамотности обучающихся – это одна из актуальных
проблем современного образования.
А что же такое читательская грамотность? В международном исследовании PISA
говорится, Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать
(письменные) тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не
научился при этом учиться”.
Говорит Э́
3
лвин То
3
ффлер — американский философ.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют
интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному
чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач обучения.
В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:
– дети имеют низкую скорость чтения;
– зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
– не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
– затрудняются кратко пересказать содержание. мало читают, не обладают читательской
грамотностью.
Самый
известный
вымышленный
интеллектуал
Шерлок
Холмс
сравнивал
человеческий мозг с маленьким пустым чердаком: «Глупый натащит туда всякой рухляди,
какая попадётся ему под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в
лучшем случае до них среди всей этой завали не докопаешься. А человек толковый
тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмёт лишь
инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он
разложит в образцовом порядке».
Нужно научиться выбирать инструменты, располагать их в образцовом порядке и
использовать по назначению!
Сегодня я продемонстрирую вам разные виды заданий и упражнений, которые я
использую
в
своей
работе.
Они
помогают
моим
ученикам
улучшить
навык
чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют
формированию читательской грамотности.
Работать сегодня мы будем с отрывком из рассказа В.П.Астафьева «Васюткино
озеро». Тексты на столах.
Задание 1.
Прочитайте текст №1. На основе отрывка из рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
составьте инструкцию «Как разжечь костёр»
Ответ:
Инструкция «Как разжечь костёр» по рассказу «Васюткино озеро»
1.
Обломать нижние сухие ветки у дерева.
2.
Сорвать пучок сухого мха-бородача.
3.
Искрошить мелко сучки деревьев.
4.
Сложить всё в кучку и поджечь ветки.
5.
Не оставлять огонь без присмотра.
Читательское умение: формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей
текста
Задание 2
Рассмотрите инструкцию по разведению костра (текст №2). Соотнесите информацию
из инструкции (текст №2) с текстом №1, определите тип костра, который развёл
Васютка и его предназначение.
Слайд №8.
Ответ: Васютка развёл жаровой костёр для приготовления пищи
Читательское умение: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
Задание №3
Как вы понимаете фразу: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» Дайте
развёрнутый ответ.
Ответ: Тайга – суровое место, выжить в ней может только человек сильный, имеющий
железную волю, умеющий преодолевать трудности. Она не прощает ошибок и
излишней самоуверенности.
Читательские умения: высказывать и обосновывать собственную точку зрения по
вопросу, обсуждаемому в тексте; формулировать выводы на основе обобщения
отдельных частей текста.
Задание №4
Соотнесите содержание 1 и 2 текста и определите, всё ли Васютка сделал так, как сказано
в инструкции (текст №2). Если нет, то укажите, какие пункты из инструкции мальчик
не выполнил.
Слайд №13
Ответ:
В тексте не сказано, была ли поляна, на которой Васютка развёл костёр, защищена от
ветра.
Васютка не очистил место от сухой травы и не обложил его камнями.
Читательские умения: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом,
обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
Задание №5
Какими практическими умениями обладал герой рассказа?
Текст №1
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и
дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков
и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из
дому. Пригодились спички.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-
бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь,
неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями
зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело
несколько комаров.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев,
приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку
хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось
плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком
потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и
положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой,
углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Ответ:
Развести огонь.
Запастись дровами.
Подстрелить, разделать и запечь птицу.
Читательские умения:
понимать фактологическую информацию, находить и
извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном
фрагменте текста.
Задание №6
Какими личными качествами обладал Васютка? Аргументируйте свой ответ,
приведя примеры из текста.
Текст №1
«Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и
дедушки. И стал он припоминать все, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков
и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из
дому. Пригодились спички.
Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-
бородача, искрошил мелко сучки, сложил все в кучку и поджег. Огонек, покачиваясь,
неуверенно пополз по сучкам. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями
зашарахались тени, темнота отступила подальше. Монотонно зудя, на огонь налетело
несколько комаров.
Надо было запастись на ночь дровами. Васютка, не щадя рук, наломал сучьев,
приволок сухую валежину, выворотил старый пень. Вытащив из мешка краюшку
хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка». Ему тоже захотелось
плакать, но он переборол себя и, ощипав глухаря, начал перочинным ножиком
потрошить его. Потом сгрёб костёр в сторону, на горячем месте выкопал ямку и
положил туда птицу. Плотно закрыв её мхом, присыпал горячей землёй, золой,
углями, сверху положил пылающие головни и подбросил дров.
Ответ: Порой Васютке хотелось плакать от отчаяния и страха: «Плачет, поди, мамка». Ему
тоже захотелось плакать», - но герой смог перебороть себя, вспомнив слова отца и
деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!». Он понимал, что помощи ждать
неоткуда, поэтому рассчитывал только на свои силы, «не щадя рук наломал сучьев»,
разжёг костер, приготовил еду.
Читательские умения: понимать смысловую структуру текста, понимать чувства,
мотивы, характеры героя, высказывать и обосновывать собственную точку зрения по
вопросу, обсуждаемому в тексте.
Задание №7 Слайд №19
Если бы Васютке нужно было вскипятить воду, то какой тип костра он бы развёл?
Ответ: пламенный.
Читательское умение: определять место, где содержится искомая информация.
•
Чему вы научились у Васютки? (смелости, мужеству, терпению, практическим
умениям – разводить костёр, готовить еду и т.д., знаниям законов тайги).
•
Пригодятся ли вам эти знания и умения в будущем? В какой ситуации?
Задачи в области читательской грамотности:
1. видоизменение сплошного текста (составлять инструкцию на основе сплошного текста);
2. чтение текста (восприятие его, извлечение информации, данной в явном и неявном
виде, интерпретация её);
3. связь информации из текста со своим опытом;
4. формулирование своей точки зрения и обоснование её;
5. извлечение информации из текста, иллюстрации.
Преимущества использования данных приёмов:
- учащиеся учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ
познания;
-увеличивается интеллектуальный потенциал учащихся, расширяется их словарный запас;
-совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно
насыщенного текста;
-вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
-обостряется любознательность, наблюдательность;
-развивает активное слушание;
-повышается самооценка.
Всё это способствует повышению уровня читательских умений и формированию
читательской грамотности школьников.