Напоминание

Артистизм учителя музыки в его педагогической деятельности


Автор: Анфалова Лидия Сергеевна
Должность: Преподаватель по классу баяна, аккордеона
Учебное заведение: МБУДО «ДМШ имени А.С. Аренского»
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Артистизм учителя музыки в его педагогической деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

“Детская музыкальная школа имени А. С. Аренского”

Методическая разработка

“Артистизм учителя музыки в его педагогической

деятельности”

Преподаватель по классу баяна, аккордеона

МБУДО “ДМШ имени А.С. Аренского”

Анфалова Лидия Сергеевна

2025 год

В этой методической работе мы попытаемся рассмотреть

одну

из

очень

важных

сторон

профессионализма

преподавателя Детской музыкальной школы в классе баяна

и

аккордеона

-

артистизм

учителя

музыки

в

его

педагогической

деятельности.

Если

мы

обратимся

к

толковому словарю русского языка, составленному С. И.

Ожеговыми Н. Ю. Шведовым понятие артистизм здесь

трактуется как “тонкое мастерство в искусстве, виртуозность

в работе”. Человек владеющий артистизмом, это человек ,

обладающий

высоким

мастерством.

И

сегодня,

когда

актуальность реформы образования ни у кого не вызывает

сомнений, необходимо признать, что артистизм необходим

преподавателю музыки в его педагогической деятельности

особенно.

Нынешнее поколение педагогов - музыкантов , работая с

детьми,

опирается

на

идеи

массового

музыкального

воспитания, выдвинутые выдающимся Гражданином своего

времени Д. Б. Кабалевским. Концепция, придуманная Д. Б.

Кабалевским дала не только яркий образ урока музыки в

его педагогической деятельности, но и образ учителя,

который должен любить музыку, свой родной музыкальный

инструмент, как живое искусство, ему самому приносящее

радость.

Он

должен

относиться

к

музыке,

особенно

исполняемой на своём родном музыкальном инструменте,

с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в

детях любовь к тому,чего не любишь сам, увлечь их тем,

чем сам не увлечен.

Каждый урок в музыкальной школе в классе баяна и

аккордеона это маленький спектакль со своей музыкальной

драматургией и своим сквозным образом. Педагог по

классу баяна и аккордеона не только должен владеть всей

полнотой информации о своём предмете (специальность,

ансамбль, чтение нот с листа, оркестр и т.д.), но и следить за

решением текущих проблем и задач, поставленных в

специальных

журналах,

газетах,

интернет

ресурсах,

интересоваться и быть в курсе важнейших культурных

событий, происходящих в стране и мире, но и уметь

донести

свои

знания

до

каждого

учащегося

дифференцированно, чтобы у каждого ученика появился

интерес к познанию музыки и желанию заниматься ею на

своём родном музыкальном инструменте.

“В наши дни, - подчеркивает О. А. Апраксина, - учитель -

урокодатель должен полностью уступить место учителю -

новатору,

действующему

не

формально,

а

творчески

целенаправленно” читаем мы в хрестоматии по методике

музыкального воспитания в школе.

Поэтому каждый педагог по классу баяна, аккордеона это

артист,

который

имеет

своих

постоянных

слушателей.

Педагог по классу баяна , аккордеона должен не только

мастерски владеть своим музыкальным инструментом, но и

любить тех, кому он преподает, с кем делится своими

знаниями. Не малую роль здесь имеет внешний вид, стиль

общения учителя с учащимися, методически грамотно

оформленный класс.

Прежде всего учителю музыки ( не зависимо, педагогом по

классу какого музыкального инструмента он является)

необходимо

увлечь

детей

настоящей,

высокохудожественной

музыкой,

вызвать

радость

от

общения с ней, помочь пережить настоящие эстетические

эмоции. Ведь доказано, что не один вид искусства не

обладает

такой

глубочайшей

силой

воздействия

на

человеческое сердце, как музыка.

“Задача

дополнительного

школьного

музыкального

образования

дать

учащимся

возможность

услышать

существенное содержание серьёзной музыки, решительно

отличное

от

воинствующей

бездуховности

эстрады,

сформировать их музыкальный слух, как орган поиска

небывалой красоты, вернуть их сердца к культуре и

традиции, отвратив от пошлости поп-культуры” - В. В.

Медушевский.

Сегодня

доминирующим

источником

музыкального

самообразования

современных

школьников

становятся

средства

массовой

коммуникации:

пресса,

радио

и

телевидение

(клипы,

теле

и

радиомосты)

видео,

компьютерные программы, которые кардинально изменяют

процессы

распространения

и

усвоения

культурных

ценностей.

К

позитивным

результатам

развития

информационных систем нового поколения следует отнести

доступность, упрощенность канала получения информации;

к

негативным

-

стихийную

и

педагогическую

неуправляемость

этих

процессов,

искусственное

навязывание

художественных

зачастую

и

антихудожественных) стереотипов, отсутствие возможности

собственного

выбора

музыкальных

образцов

для

восприятия.

В таком плане роль педагога повышается, но не в плане

обеспечения контр- информации (конкурировать со СМИ -

иллюзия), а в плане педагогически целенаправленного

руководства процессом общения учащихся , обсуждения

ценностей “звучащей музыкальной среды”.

Преподаватель детской музыкальной школы по классу

баяна и аккордеона конечно же должен уметь исполнять

музыкальные

произведения,

предусмотренные

программой

высокохудожественно,

качественно,

артистично.

Ещё одна сторона артистичности преподавателя детской

музыкальной школы по классу баяна и аккордеона - это

способность выразительно, доходчиво, с учетом возрастных

особенностей рассказать учащимся о характере музыки, о

творчестве

композитора,

о

стиле,

эпохе,

средствах

музыкальной

выразительности.

Беседуя

с

учащимися

первого класса о волшебной силе музыкального искусства,

учитель

сам

словно

превращается

в

сказочника,а

с

учащимися старших классов разговор ведется уважительно-

корректно, как со взрослыми людьми. Здесь уместно

вспомнить манеру общения со слушателями известного

музыковеда С. Белзы. Грамотный рассказ о музыке играет

важную роль не только в подготовке восприятия музыки, но

и при усвоении музыкальных знаний. Ведь это особые, как

говорил В. А. Сухомлинский - “ очеловеченные”знания. И

потому

они

требуют

активизации

не

только

интеллектуального, но и эмоционального восприятия, что

позволит

оптимизировать

процесс

обучения.

Преподавателю по классу баяна и аккордеона в детской

музыкальной

школе

необходимо

научить

учащихся

грамотно, выразительно исполнять музыку - ведь это очень

важная часть музыкальной культуры. И здесь артистизм

учителя музыки в его педагогической деятельности играет

огромную роль.

Если обратиться к мастерам педагогического труда в

области музыкальной педагогики, то у всех выдающихся

преподавателей

есть

общее:

особое

притягивающее

обаяние, интеллигентность, озаренная особым духовным

светом энергия, которая как бы аккумулировала и детей и

взрослых.

Артистичность - это неотъемлемое качество не только

учителя экстра- класса, учителя-мастера, но и каждого

учителя. Конечно, без врожденных задатков развивать

артистизм

довольно

сложно,

но

каждый

музыкант

потенциально артистичен.

Артистичность как качество личности состоит из трёх

взаимосвязанных

компонентов:

психо-физического,

эмоционально-эстетического,

художественно-логического.

При этом у каждого музыканта второй и третий компоненты

имеются в качестве природных задатков и склонностей. А

это

значит,

что

развивать

артистические

способности

каждому педагогу по классу баяна и аккордеона в детской

музыкальной школе не только необходимо, но и возможно.

Научно - педагогические основы артистизма

учителя музыки в его педагогической

деятельности.

Происходящие ныне преобразования общества особым

образом

актуализируют

проблему

реформации

педагогического процесса, что предполагает в первую

очередь

направленность

на

гуманизацию

отношения

педагога по классу баяна и аккордеона и учащегося, их

духовное и творческое общение. Особыми возможностями

в плане создания таких отношений располагают уроки по

специальности,

общему

курсу,

ансамблю,

оркестру,

организация и проведение которых основывается не только

на

педагогических,

но

и

на

художественных

закономерностях.

Смысл

и

специфика

художественно-

педагогического общения на данных уроках заключается в

постижении

художественного

“я”музыкального

произведения (термин В. В. Медушевского), в установлении

с них духовно-личностного контакта, диалога. Организация

такого общения, необходимых и целесообразных на уроках

по специальности, ансамблю, оркестру коммуникативных

связей прежде всего зависит от учителя, его личных и

профессиональных качеств. И среди них особое место

занимает такое качество личности учителя музыки в классе

баяна и аккордеона, как артистизм. Я согласна с тем, что по

мнению О. А. Апраксиной “ артистизм учителя - не мечта, а

насущная потребность, доступная тому, кто действительно

желает развивать в себе это качество”.

Артистизм - это такая способность, которая интегрирует в

своём

содержании

эмоционально-экспрессивные,

художественно-интеллектуальные

и

художественно-

операциональные

стороны

художественно-

коммуникативной

деятельности

и

придает

ей

ярко

выраженный эмоционально-эстетический характер. Иначе

говоря, артистизм учителя музыки в его педагогической

деятельности - это его способность вызывать у учащихся

аффективно-эстетические

переживания,

приводящие

к

более глубокому восприятию и усвоению музыкального

материала.

Например

по

ансамблю

разбирая

песню,

написанную

Санкт-Петербургским

композитором

Людмилой

Юрьевной

Шаховой

на

слова

Санкт-

Петербургского поэта Татьяны Тимофеевой “Мы - дети

России”

невозможно

не

связать

это

музыкальное

произведение с историческим прошлым нашей Родины, с

событиями

Великой

Отечественной

войны,

войны

в

Афганистане и т.д. И тем самым вызвать у учащихся

патриотические чувства.

Необходимость проявления педагогом по классу баяна и

аккордеона

артистизма

обуславливается

прежде

всего

художественно-эстетической,

творческой

природой

его

профессиональной

деятельности.

Артистическое

начало

выступает

важнейшей

качественной

характеристикой

музыкально-исполнительской деятельности педагога, его

неотъемлемым

атрибутом.

Более

опосредованно

эта

способность

пронизывает

все

аспекты

художественно-

педагогического творчества учителя по классу баяна и

аккордеона в детской музыкальной школе, отражает в нем

диалектическое

сочетание

“объективного”

и

“субъективного”, “общего” и “особенного”, “рационально-

логического” и “художественного”.

Структура артистизма педагога-музыканта как ведущая

способность

его

художественно-коммуникативной

деятельности

составляют

следующие

взаимосвязанные

между

собой

компоненты:

1.)Психофизический;

2.)Эмоционально-эстетический;

3.)

художественно-

логический.

В

каждом

из

них

ярко

проявляется

педагогическая направленность.

Основу психофизического компонента составляют, с одной

стороны, различные психические процессы (воображение,

внимание, аффективная память, волевые проявления и т.д.),

а с другой - физические данные - голос, дикция, мышцы и

пальцы

рук.

Все

эти

содержательные

элементы

психофизического

компонента

создают

художественно-

коммуникативные действия педагога-музыканта, а умение

управлять своими психофизическими процессами является

для него насущной профессиональной потребностью.

Важную

роль

в

проявлении

педагогом-музыкантом

артистизма - выполняет его воображение. В условиях

преподавания таких предметов как ансамбль, оркестр -

воображение учителя отличается сплавом “логического” и

“художественного”, заключает в себе эстетические признаки

такие, как эмоциональность, образность.

В психофизическом компоненте артистизма педагога-

музыканта важное место занимает его педагогическое

внимание. “ В психологическом смысле внимание - это

направленность

и

сосредоточенность

психической

деятельности

человека,

выражающая

активность

его

личности в данный момент и при данных условиях”.

Художественная-коммуникативная

деятельность

предполагает

наличие

у

педагога-музыканта

такого

внимания, которое подобно вниманию артиста, художника,

характеризуется не только волевым, интеллектуальным, но,

прежде всего - эмоционально-эстетическим началом. Оно

помогает педагогу уловить многообразные эмоционально-

эстетические характеристики музыкально-педагогического

процесса.

Основанием для выделения эмоционально-эстетического

компонента, как самостоятельного в структуре артистизма,

служит

сама

музыкально-педагогическая

практика,

свидетельствующая о том, что у некоторых педагогов-

музыкантов

достаточно

развитые

психофизический

и

художественно-логический компоненты артистизма могут

сочетаться со слабым проявлением в нем эмоционально-

эстетического начала. В этом случае, как показывают

наблюдения,

заметно

снижается

общий

качественный

уровень решения художественно-коммуникативных задач.

Эмоционально-эстетический компонент артистизма связан

прежде всего с сенсорным опытом педагога-музыканта, с

экспрессивными сторонами его личности.

Наиболее важное значение здесь приобретает способность

учителя-музыканта пропускать все явления музыкально-

педагогического процесса через свой “эмоциональный”

фильтр, быть не только мыслящим, но и эмоционально

воспринимающим человеком.

На

уроке

по

специальности,

ансамблю,

оркестру

определенное

эмоционально-эстетическое

состояние

педагога обусловливается, прежде всего, самой музыкой, её

эмоционально-образным строем.

В течении урока педагог (как и учащиеся) “обучается”

музыке разного эмоционально-художественного плана и в

силу

этого

каждый

раз

перестраивает

собственное

эмоционально-эстетическое

состояние.

Соответственно

этому , учитель заново создает и “партитуру” физических

действий - “подстраивает” свой голос, свою мимику, свой

жест.

Такая

сложная

“мозаичная”

эмоциональная

деятельность педагога-музыканта может создать для него

значительные трудности, если он в достаточной степени не

владеет

искусством

саморегуляции

-

своеобразным

механизмом

управления

своей

психофизической

органикой. Овладение саморегуляцией позволяет учителю

достигать

адекватного,

художественно-коммуникативной

деятельности, творческого состояния.

Эмоционально-эстетический

компонент

артистизма

предусматривает проявление готовности учителя к острому

и активному реагированию на реальную коммуникативную

обстановку в классе, на все происходящее в эмоциональной

сфере

учащихся

изменения.

Эта

готовность

должна

сочетаться

с

яркими

экспрессивными

проявлениями

педагога-музыканта, основой которых является голосовые,

мимические,

визуальные

и

моторные

физиолого-

психологические процессы. Здесь уместно вспомнить мысль

Л. С. Выготского о том, что “всякое чувство” стремится “

воплотиться” в известные образы, соответствующие этому

чувству и в связи с этим утверждением сделать вывод о том,

что

только

связь

“внутреннего”

(эмоциональное-

эстетическое состояние) и “ внешнего” (выражение этого

состояния

посредством

экспрессивно-выразительных

действий) приведет педагога-музыканта к нахождению

оптимальной

художественно-коммуникативной

драматургии

урока,

создаст

условия

для

творческой

самореализации не только ему самому, но и учащимся. У

человека нет непосредственной власти над чувством. Его

нельзя вызвать произвольно, если не развивать в себе

такие

артистические

способности,

как

творческое

воображение,

творческое

внимание

и

творческое

эстрадное волнение (самочувствие). Артистизм, по мнению

Л.

А.

Баренбойма,

-

это

способность

общаться

со

слушателями. А общение всегда предполагает обратную

связь : педагог по классу баяна и аккордеона (музыкант-

исполнитель) не только взаимодействует на аудиторию, но

испытывает на себе её влияние. Для педагога по классу

баяна и аккордеона, также как и для профессионального

музыканта-исполнителя,

важна

в

работе

следующая

педагогическая

установка:

исполняю

-

это

значит

переживаю, воплощаю, обращаюсь, передаю, убеждаю.

Артистизм

основывается

и

реализуется

при

активной

художественно-мыслительной

деятельности

педагога-

музыканта. Поэтому выделение художественно-логического

компонента в структуре артистизма можно считать вполне

оправданным.

Данный момент связан, прежде всего, со способностью

педагога

по

классу

баяна

и

аккордеона

в

детской

музыкальной школе (не зависимо, какой предмет он ведет ;

специальность,

ансамбль

или

оркестр)

логически

выстраивать

систему

художественно-коммуникативных

действий на уроке, подвергать её анализу и корректировке.

Художественно-логический компонент включает в себя

также и другое личностно-профессиональное качество -

готовность педагога-музыканта к “режисированию” своего

творческого

самочувствия

в

ходе

художественно-

педагогического

общения,

своих

психофизических

состояний.

Поиск “внутренних” и “внешних” форм выражения своего

отношения к музыке и к детям охватывает не только

эмоциональную, но и художественно-интеллектуальную

сферу

личности

педагога-музыканта.

Её

действенность

выражается

в

определении

общей

композиции

и

“инструментовки”

художественно-педагогического

общения,

в

мысленном

проигрывании

отдельных

художественно-коммуникативных ситуаций, в обдумывании

логики

преподнесения

музыкального

и

другого

художественно-дидактического материала и т.д. Во всех

этих

действиях

неизменно

участвуют

такие

стороны

художественно-педагогического

мышления

учителя-

музыканта, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.

Особенностью

протекания

каждой

из

них

является

диалектическое

единство

“логического”

и

“художественного”.

Современные

музыканты-педагоги

особенно подчеркивают эту связь, считая, что “и научное и

художественное

мышление

суть

проявления

общего

человеческого

мышления,

которое

содержит

в

себе

координаты истины, добра и красоты”.

Охарактеризованные компоненты артистизма педагога-

музыканта

и

составляют

основу

художественно-

коммуникативной

деятельности.

В

единстве

с

мотивационным, содержательными элементами артистизм

способствует

успешному

протеканию

данного

аспекта

профессионального творчества педагога по классу баяна,

аккордеона, гитары и т.д. И содействует выполнению

специфических требований по специальности, ансамблю и

оркестру.

Заключение.

Артистизм,

как

особое

качество

личности

учителя-

музыканта

явление

сложное,

многогранное,

пронизывающее

все

стороны

художественно-

педагогической

деятельности

учителя-музыканта

подвластен

развитию.

Основы

артистизма

учителя

закладываются, подчеркивает Л. С. Майковская, ещё на

стадии

профессионального

становления,

но

совершенствуются и достигают по-настоящему высокого

уровня, лишь в условиях живой музыкально-педагогической

практики, через непосредственное общение с музыкой и

учащимся, в способности понять внутреннее состояние

учащихся и в доступной для ребёнка форме донести

необходимую

информацию.

Именно

артистические

способности

педагога

позволяют

создать

ту

особую,

творческую

обстановку

для

ученика,

когда

каждый

учащийся

чувствует

себя

на

уроке

комфортно

и

востребовано. У учащегося появляется стойкий интерес к

музыке, желание слушать, научиться исполнять любимые

музыкальные произведения, посещать филармонические

концерты и общаться с музыкой в своей повседневной

жизни.

Учитывая выше сказанное необходимо отметить, что

артистизм - это есть особая способность и умение логически

выстраивать,

режиссировать

процесс

художественной

коммуникации,

способность

установить

связь

между

“внутренними” и “внешними” формами выражения своих

эмоций, чувств и мыслей в художественно-педагогическом

общении, умение провести самоанализ своей деятельности.

Методическая работа преподавателя по классу

баяна, аккордеона, МБУДО «ДМШ имени

А.С. Аренского», Анфаловой Л. С.

“Артистизм учителя музыки в его педагогической

деятельности”



В раздел образования