Напоминание

Профессиональное самоопределение обучающихся на уроках труда (технологии). Дизайн и технологии


Автор: Голованова Светлана Васильевна
Должность: учитель труда (технологии)
Учебное заведение: МБОУ "Аксубаевская СОШ №3"
Населённый пункт: п.г.т. Аксубаево
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное самоопределение обучающихся на уроках труда (технологии). Дизайн и технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Профессиональное самоопределение обучающихся на уроках труда

(технологии). Дизайн и технологии.

В современной изменяющейся социокультурной ситуации развития

общества вновь актуализировала себя проблема профессиональной

ориентации учащихся. Это обусловлено характером требований,

предъявляемым сегодня к молодым специалистам, среди которых особое

место занимают способность к саморазвитию и самообучению,

конкурентоспособность и умение взаимодействовать.

Главная цель образовательной области «Труд (технология)» -

подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях

рыночной экономики. Для достижения этой цели очень важно сформировать

у подростков творческое отношение к качественному осуществлению

трудовой деятельности, развить разносторонние качества личности и

способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-

экономическим условиям.

Забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками,

формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными,

становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует

свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить

социальное и профессиональное самоопределение. Это возможно только,

если существует система профориентационной работы, под которой

понимается взаимодействие личности и общества, направленное на

удовлетворение потребностей личности в профессиональном

самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-

профессиональной структуры.

Традиционная схема организации этой работы предполагает выдачу готовой

«рекомендации» о выборе профессии и учебного заведения. Но во всём мире

уже наметилась тенденция не давать подросткам готовые консультационные

рекомендации, а постепенно готовить его самостоятельно делать важные

жизненные выборы, только в этом случае можно говорить о

профессиональном и личностном самоопределении.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и

юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление

нового уровня развития самосознания, выработка собственного

мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы

личностного самоопределения, проектирования себя в профессии.

Изучение профессионального выбора подростками показало, что

значительную роль в этом играют советы окружающих

Профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а

овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной

причиной выбора является ориентация на содержание труда. Многие

подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида

деятельности и не всегда учитывают свои личные интересы и склонности.

Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное

отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было

области. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии

профессионального выбора и планирования будущей карьеры

подрастающего поколения.

Основой эффективного профессионального самоопределения является

активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора.

Психологическая компетентность учащихся предполагает умение

диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности

психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью

профориентации является адекватная самодиагностика – осознание своих

желаний и возможностей, исследование способностей, интересов,

интеллектуальных и личностных особенностей. В соответствии с

диагностическими данными составляется индивидуальный образовательный

план профессионального саморазвития учащегося. Не каждый ребенок,

посещающий развивающие кружки, станет художником или дизайнером,

актером или программистом, но он сумеет овладеть необходимыми

современными технологиями, приобретет опыт социальной адаптации в

обществе.

Для того чтобы выбрать профессию, подросток должен обладать

значительным объемом информации о мире профессий в целом, основных

принципах выбора и планирования карьеры на современном рынке труда.

Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального

будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного

процесса при обязательном дополнении его информационной и

консультативной работой, практической деятельностью для развития

склонностей и способностей учащихся к труду. Осуществление целостной

системы профессионального самоопределения в школьном образовании

помогает сформировать выпускника социально-адаптированным,

конкурентно -способным и востребованным на современном рынке труда.

В качестве примера можно привести урок по теме профориентации для

учащихся 7 класса.

Тема урока: Дизайн и технологии. Мир профессий. Профессии, связанные с

дизайном.

Цель урока: Формирование у обучающихся представления о многообразии

профессий, связанных с дизайном, их значимости в современном обществе, а

также развитие интереса к творческой деятельности и профессиональной

ориентации.

Задачи урока:

1.

Образовательные задачи:

Ознакомить учащихся с основными видами дизайна и связанными с ними

профессиями.

Показать значимость дизайна в различных сферах жизни.

Рассмотреть роль технологий в работе современных дизайнеров.

2.

Развивающие задачи:

Развивать у учащихся креативное мышление и способность к генерации

идей.

Стимулировать интерес к творческим профессиям.

Способствовать развитию коммуникативных навыков через обсуждение и

представление своих проектов.

3.

Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение к труду дизайнеров и понимание ценности эстетики в

повседневной жизни.

Формировать ответственное отношение к выбору будущей профессии.

Метапредметные результаты:

1.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно планировать свою деятельность, включая постановку целей

и задач.

Организовывать рабочее место и время для выполнения заданий.

Контролировать и оценивать результаты своей работы.

2.

Коммуникативные УУД:

Уметь работать в группе, обсуждать идеи и проекты.

Представлять свои работы перед аудиторией, аргументированно отвечать на

вопросы.

Слушать и уважительно относиться к мнению других участников

обсуждения.

3.

Познавательные УУД:

Анализировать информацию, выделять главное и второстепенное.

Искать и обрабатывать данные из различных источников (интернет, книги,

журналы).

Применять полученные знания на практике при выполнении творческих

заданий.

Предметные результаты:

1.

Знания:

Понимание основных направлений дизайна (графический, интерьерный,

ландшафтный, фэшн, веб, архитектурный, индустриальный) и их

особенностей.

Осведомленность о профессиях, связанных с каждым направлением дизайна.

Знание технологических инструментов и программ, используемых

дизайнерами.

2.

Умения:

Выполнять простые творческие задания в рамках выбранного направления

дизайна.

Использовать базовые инструменты графических редакторов для создания

простых проектов.

Проводить анализ и оценку работ дизайнеров.

3.

Навыки:

Навыки самостоятельного поиска информации и ее обработки.

Навыки работы с различными материалами и инструментами для создания

дизайнерских проектов.

Навыки презентации и защиты своих проектов перед аудиторией.

Такой подход к планированию урока позволяет обеспечить комплексное

развитие учащихся, связывая теоретические знания с практической

деятельностью и формируя у них осознанное отношение к

профессиональному самоопределению.

Ход урока

1. Организационный момент (2-3 минуты)

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

2. Мотивация и актуализация знаний (5-7 минут)

Вопросы к классу:

1. Что такое дизайн?

Ответ: Дизайн – это творческий процесс создания объектов, систем или

среды, направленных на удовлетворение функциональных и эстетических

потребностей человека. Это может включать разработку визуального

оформления, структуры, формы и взаимодействия с объектом или средой.

2. Какие виды дизайна вы знаете?

Ответ: Основные виды дизайна включают:

Графический дизайн: создание визуальных элементов для рекламы,

упаковки, веб-сайтов и т.д.

Интерьерный дизайн: проектирование внутреннего пространства помещений.

Ландшафтный дизайн: оформление открытых пространств, парков, садов.

Фэшн-дизайн: разработка модной одежды и аксессуаров.

Веб-дизайн: создание интерфейсов и внешнего вида сайтов.

Архитектурный дизайн: проектирование зданий и сооружений.

Индустриальный дизайн: разработка промышленных товаров и

оборудования.

3. Назовите известные вам профессии, связанные с дизайном.

Ответ: Примеры профессий, связанных с дизайном:

Графический дизайнер, иллюстратор, арт-директор.

Дизайнер интерьера, декоратор.

Ландшафтный архитектор, садовод.

Модельер, стилист.

Веб-дизайнер, UX/UI дизайнер.

Архитектор, градостроитель.

Инженер-конструктор, промышленный дизайнер.

3.Объяснение новой темы (15-20 минут)

"Дизайн и технологии" — это область, которая объединяет творческий

процесс проектирования и технические средства для создания продуктов,

услуг или решений, удовлетворяющих функциональные и эстетические

потребности людей. Взаимодействие дизайна и технологий позволяет

создавать инновационные продукты, улучшать пользовательский опыт и

решать сложные задачи в самых разных сферах жизни.

Основные компоненты "Дизайн и технологии":

1.

Дизайн:

Функциональность: Продумывание того, как продукт будет

использоваться и какие функции он должен выполнять.

Эстетика: Внешний вид и привлекательность продукта, его

соответствие современным трендам и предпочтениям

пользователей.

Пользовательский опыт (UX): Обеспечение удобства

использования продукта, минимизация трудностей и

повышение уровня удовлетворения пользователя.

2.

Технологии:

Инструменты и методы: Использование компьютерных

программ, инженерных расчетов, производственных

процессов и материалов для реализации дизайнерских

концепций.

Автоматизация: Применение автоматизированных систем и

программного обеспечения для ускорения процесса

разработки и производства.

Интеграция: Объединение различных технических

компонентов для достижения оптимального результата.

Примеры применения "Дизайн и технологии":

Промышленный дизайн: Разработка новых моделей автомобилей,

бытовой техники, мебели и других предметов массового

потребления.

Цифровой дизайн: Создание интерфейсов для приложений, веб-

сайтов, игр и других цифровых продуктов.

Архитектура и строительство: Проектирование зданий и

сооружений с использованием современных строительных

технологий и материалов.

Медицинские технологии: Разработка медицинских устройств и

оборудования, учитывающих эргономику и удобство

использования.

Таким образом, "Дизайн и технологии" представляет собой синергию

творческого подхода и технического мастерства, направленную на создание

качественных и востребованных продуктов и решений.

Обращаем внимание на экран (презентация).

Виды дизайна: Графический дизайн, Веб-дизайн, UX/UI-дизайнер, Дизайнер

интерьера, Ландшафтный дизайнер, 3D-дизайнер, Дизайнер мобильных

приложений, Гейм-дизайнер, Продуктовый дизайнер, Моушн-дизайнер,

Дизайнер одежды, Ювелирный дизайнер, Дтзайнер-флорист, Иллюстратор,

Скетчер, Фотограф, Бренд-дизайнер, Fullstack-дизайнер, Промышленный

дизайнер

Рассмотрим некоторые виды дизайна.

Графический дизайнер

Специалист, создающий уникальную внешнюю упаковку для продукта или

объекта, которая выразит их содержание и философию. В нём идеально

уживаются: художник, креативщик и идейный вдохновитель. Главная цель

графического дизайнера – привлечь интерес потребителя к продукту, объекту

или бренду.

Задачи и навыки:

придумать и визуализировать небанальные иконки, иллюстрации,

баннеры, логотипы, упаковку, фирменный стиль,

создавать презентации и готовить макеты для дальнейшей

печати,

уметь работать в редакторах и программах: Illustrator, Photoshop,

InDesign, Corel Draw.

Где работают: в типографии, издательстве, в студии дизайна или в

рекламном агентстве.

Веб-дизайнер

Создает интуитивно удобный и привлекательный интерфейс веб-ресурсов,

который является посредником между реальным миром и бесконечной

цифровой паутиной – нашей второй средой обитания.

Задачи и навыки:

Сделать макет сайта, лендинга или интернет-магазина не только полезными и

уникальными, но также удобными и легкими в использовании. А для этого

ему, кроме художественного вкуса, потребуются знания:

теории цветов и их сочетаний,

основ разработки и верстки сайтов,

основ юзабилити и маркетинга,

правил типографики - науки оформления текста и управления с

его помощью вниманием пользователей,

графических редакторов Figma, Sketch, Photoshop, Illustrator,

Corel Draw, Principle

Где работают: в крупных компаниях, имеющих собственные интернет-

ресурсы, в веб-агентствах или в качестве свободного фрилансера.

Дизайнер интерьера

В оформлении интерьеров набирает обороты тенденция – выход из

стандартных решений и создание интерьеров с «характером». Поэтому такие

дизайнеры становятся все более востребованными. Профессия требует не

только полета творческой мысли, но и глубокие знания эргономики,

психологии, архитектуры. Дизайнер должен знать, как сочетать мебель, как

ее правильно расставить и не выйти, при этом, за рамки бюджета.

В этом направлении выделяют:

дизайнера-декоратора, создающего идеальное пространство с

помощью мебели, текстиля и аксессуаров,

текстильного декоратора, чья главная миссия в создании нужной

атмосферы с помощью интерьерного текстиля, игры оттенков и

фактур,

дизайнера мебели, разрабатывающего удобные и красивые

системы хранения, кухни и другую мебель.

Задачи и навыки:

проектировать дизайн интерьера, продумывая концепцию с нуля,

подбирать мебель, аксессуары, цвета, фактуры, освещение, делая

помещение не только красивым и стильным, но и удобным, и

функциональным,

использовать в работе программы ArchiCAD, 3ds Max.

Где работают: в дизайнерских бюро и студиях, архитектурных компаниях и

на мебельных фабриках.

Ландшафтный дизайнер

Это тонкий художник, опытный проектировщик, гениальный конструктор,

образованный инженер и крутой ботаник – в одном флаконе. Чтобы создать

сад или парк мечты, ему необходимо учесть все: климат, состояние почвы,

географию участка, расположение коммуникаций и освещение. Его задача

так расположить объекты и выбрать такие растения, чтобы сад радовал

хозяев круглогодично. При этом, он также отвечает и за реализацию проекта,

а значит контролирует работу всего персонала, участвующего в создании

«красоты».

Задачи и навыки:

проектирование садов, парков, приусадебных участков,

анализирует состояние участка,

подбирает все необходимые материалы, садовую мебель,

растения, малые архитектурные формы,

в работе использует одну или несколько таких программ:

AutoCad, ArchiCad, Наш Сад, Punch, 3ds MAX.

Где работают: в студиях дизайна и архитектуры, в строительных компаниях,

в качестве независимых специалистов.

3D-дизайнер

Специалист, живущий в 3D системе координат и в ней же создающий модели

и изображения, максимально имитирующие реальные объекты. Он может

воссоздать реальные предметы и то, чего в этом мире просто не существует.

3D-дизайнеры создают целые миры, которые становятся нашей второй

реальностью.

Задачи и навыки:

В 3D-дизайне различают несколько направлений, в каждом из которых свои

задачи и требуемые навыки:

Визуализатор – легким движением руки и мысли превращает

эскизы и идеи в объемные картинки. Для этого использует

программы: 3ds Max, Alias, Arnold,

Аниматор или моушен-дизайнер - оживляет трехмерные

объекты, заставляя их жить и двигаться с помощью редакторов

3ds Max, Arnold, Maya.

Модельер – создает трехмерные объекты, тщательно

прорабатывая каждую деталь. Важное качество для такого

специалиста – усидчивость и внимательность. Для работы

модельер, как правило, использует: 3ds Max, Blender, Cinema 4D,

Houdini.

Где работать: в студиях дизайна, в мебельных компаниях, игровых и кино-

студиях, компаниях интерьерного и ландшафтного дизайна, в архитектурных

бюро, в рекламных агентствах.

4. Подведение итогов (5 минут)

Учащиеся делятся своими впечатлениями от урока, что нового они узнали и

какие навыки приобрели.

5. Домашнее задание (2 минуты)

Написать сообщение на тему: «Продуктовый дизайнер».



В раздел образования