Автор: Сафонова Наталия Валерьевна
Должность: учитель физики, технологии
Учебное заведение: МАОУ - гимназия №13
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Использование практико-ориентированного подхода в обучении технологии
Раздел: среднее образование
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное образование «город Екатеринбург»
Октябрьский район
МАОУ – гимназия № 13
Методические рекомендации
Использование практико-ориентированного подхода в обучении
технологии
Составитель: учитель технологии и физики
высшей квалификационной категории
Сафонова Наталия Валерьевна
Екатеринбург
- 1 -
Аннотация
«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать
самому - и я научусь». Конфуций
На этапе модернизации современного общества производство нуждается в
самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых,
способных
синтезировать
идеи,
находить
нестандартные
и
вариативные
решения, внедрять новые методы и технологии, реализовывать экономически
выгодные технологические проекты. Век информационного пространства
предполагает, что деятельность человека будет во многом зависеть от умения
эффективно
использовать
имеющуюся
информацию
и
знания.
Методологическим аспектом удовлетворения этой потребности общества,
образования
и
производства
является
профориентационная
подготовка
обучающихся. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки
школьников, а внедрение современных образовательных и информационных
технологий
позволяет
готовить
конкурентоспособных
и
востребованных
выпускников.
Без обращения учителей к практико-ориентированным технологиям
обучения и воспитания школьников достаточно проблематично выполнить
данную задачу. Технология практико-ориентированного обучения позволяет
повысить эффективность и качество обучения. В отличие от традиционного
образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное
образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков -
опыта практической деятельности. Необычная формулировка задачи, связь с
жизнью, межпредметные связи вызывают повышенный интерес учащихся,
способствуют развитию любознательности, творческой активности.
Глобальная цель образования состоит в том, чтобы лучше понимать
жизнь, уметь ориентироваться в современном обществе, быть способным найти
своё место в нём в соответствии с индивидуальными способностями,
интересами и возможностями.
- 2 -
Цели и принципы практико-ориентированного обучения
Целью
практико-ориентированного
обучения
является
развитие
познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение
эффективности
образовательного
процесса,
приобретение
обучающимися
практического опыта.
Главным
принципом
организации
является
осуществление
деятельностного подхода.
Под практико-ориентированными задачами
понимают задачи из
окружающей действительности, связанные с формированием практических
навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием
материалов краеведения, истории, элементов производственных процессов.
Цель
практико-ориентированных
задач
–
формирование
умений
действовать в социально-значимой ситуации. Они базируются на знаниях и
умениях и требуют умения применять накопленные знания в практической
деятельности.
Необходимо развивать и поддерживать познавательные интересы детей,
создавать на уроке атмосферу общего творчества, индивидуальной и групповой
ответственности и заинтересованности.
Дидактические
цели
практико-ориентированных
заданий:
закрепление и углубление предметных знаний, овладение метапредметными
умениями и навыками, изучение новых методов научных исследований,
развитие инициативы и самостоятельности.
Виды практико-ориентированных заданий:
- Аналитические (определение и анализ цели, выбор и анализ условий и
способов решения, средств достижения цели);
-
Организационно-подготовительные
(планирование
и
организация
практико-ориентированной
работы
индивидуальной,
групповой
или
- 3 -
коллективной по созданию объектов, анализ и исследование свойств объектов
труда, формирование понятий и установление связей между ними);
- Оценочно-коррекционные (формирование действий оценки и коррекции
процесса и результатов деятельности, поиск способов совершенствования,
анализ деятельности).
Алгоритм составления практико-ориентированных задач:
1)
Определить цель задачи, её место на уроке, в теме, в курсе.
2)
Определить направленность задачи.
3)
Определить виды информации для составления задачи.
4)
Определить степень самостоятельности обучающихся в получении и
обработке информации.
5)
Выбрать структуру задачи.
6)
Определить
форму
ответа
на
вопрос
задачи
(однозначный,
многовариантный, нестандартный, отсутствие ответа, ответ в виде графика).
- 4 -
Использование практико-ориентированных задач на
различных этапах урока
Этап актуализации знаний
Пример: (Технология изготовления изделия из металла)
Народные промыслы Урала (Тагильская ро
A
спись — народный промысел
художественной лаковой росписи металлических подносов)
Задача.
Из
имеющихся
круглых
листов
металла
необходимо
отштамповать заготовку для подноса 35 см и высотой краев 2 см. Предполагая,
что площадь листа при штамповке не изменилась, найдите диаметр листа.
Решение: Полная площадь подноса Sп=Sоснования +Sбоковой стороны. S п = (πD²):4
+ πDh, где h – высота края, D – диамерт подноса. Подставляя значения, получаем: Sп =
206,25π квадратных сантиметра. Переходим к площади заготовки. Sзаг = (πd²):4, где d-
искомый диаметр заготовки. Sзаг = Sп (по условию), (πd²):4 = 206,25π. Отсюда d = 28,8 см.
Цель
задания:
Создать
производственную
ситуацию,
в
которой
обучающиеся, поставив себя на место рабочего, смогут увидеть и оценить
значение математических знаний в производительном труде.
Первичное восприятие и усвоение нового материала
Пример: Технология 8 класс «Анализ бюджета семьи».
Задача № 1. Объедините отдельные виды доходов (или указание на них) в
группы. Номера внесите в соответствующую строку таблицы:
Заработная плата
Трансферты
Проценты
Арендная плата
1. Чиновник получает оклад.
- 5 -
2. Сотрудник фирмы N получает 5000 руб. в месяц.
3. Рабочий завода Z получает 30 руб. за изготовленную деталь.
4. Лучшие сотрудники компании получили премии.
5. Писатель получил гонорар.
6. Владелец банковского вклада получил доход 10000 руб.
7. Владелец облигации получил доход 500 руб.
8. Государство поддерживает студентов, которые хорошо учатся.
9. Собственники помещений сдают их внаем.
10. Землевладелец не использует свой участок земли, но получает от него
доход.
11. Автомобили, самолеты, суда можно арендовать.
12. Вещи (костюмы, инвентарь, диски...) можно взять напрокат.
13. Владелец акции (совладелец бизнеса) получает дивиденды.
Задача № 2.
Подсчитайте доходы и расходы данной семьи. Назовите вид бюджета.
Доходы
Сумма
Расходы
Сумма
1. Заработная плата
3400
1.Питание
850
2. Пенсии и
стипендии
300
2. Товары длительного
пользования
1500
3. Выплаты и
льготы из
общественных
доходов
3. Услуги: транспорт,
ремонт одежды и обуви
4. Доходы от
приусадебного
участка
150
4. Коммунальные услуги
220
5. Доходы от
ценных бумаг
5. Культурно-бытовые нужды
170
- 6 -
6. Доходы от
индивидуальной
трудовой
деятельности.
700
6. На медицинские расходы
200
7. Доходы от других
источников
180
7. Дополнительные расходы
100
(машина)
8. Уплата налогов
622
РЕШЕНИЕ: Доходы: 4739; Расходы: 3662. Профицит бюджета, возможность накопления.
Закрепление материала. Контроль и самопроверка
Пример: Технология 8 класс, тема «Права потребителя и их защита».
Задание. Составление рекламации или претензии.
Пример:
Технология
9
класс,
тема
«Расчет
примерных
затрат.
Себестоимость продукта».
Задача (повышенной сложности). Переменные издержки на единицу
продукции в 2013 году составили 100 рублей на единицу. Всего изготовлено
5000
изделий.
Постоянные
издержки
за
год
составили
20000
рублей.
Предполагается установить на изделия после изготовления 20% наценку.
Рассчитайте себестоимость единицы изделия. Продажную цену изделия.
Выручку предприятия при продаже данных 5000 изделий. Рассчитать валовую
прибыль предприятия, прибыль после налогообложения и валовую маржу
(маржинальную прибыль).
РЕШЕНИЕ:
Переменные издержки на единицу продукции составили 100 рублей.
Постоянные издержки на единицу продукции составили 20000/5000=5 рублей (поскольку за год
произведено 5000 изделий).
Тогда себестоимость единицы продукции рассчитывается по формуле
- 7 -
Себестоимость единицы продукции = переменные издержки на единицу + Постоянные
издержки на единицу продукции = 100+5=105 рублей.
Общая себестоимость продукции = 105*5000=525000.
При 20% наценке цена изделия будет рассчитываться следующим образом:
Цена = %наценки + себестоимость единицы продукции = 0,2*105+105=126 рублей.
Выручка рассчитывается по формуле:
Выручка = Цена*Количество проданной продукции = 126*5000=630000 рублей (за год).
Валовая прибыль рассчитывается по формуле:
Выручка – Переменные затраты –
Постоянные затраты.
Валовая прибыль=630000-525000=105000 рублей.
Налог на прибыль = 20%.
Значит прибыль после налогообложения = 105000-105000*0,2=84000 рублей.
Маржинальная прибыль (валовая маржа) рассчитывается по формуле:
Маржинальная прибыль = Выручка – Переменные затраты = 630000-100*5000=130000
рублей.
Развитие творческой активности
Пример: Технология 9 класс, тема «Выбор путей продвижения продукта
труда на рынок. Основы рекламной деятельности. Виды рекламы».
Задача.
На основе изученного материала составить
требования к
графическим и текстовым рекламным материалам. Создать рекламный продукт
(листок).
Межпредметные связи
Задача № 1 (Раздел: Технологии обработки материалов и пищевых
продуктов)
Масса очищенного картофеля 56 кг. Потери при тепловой обработке на
производстве
составляет
3%
массы
нетто.
Определите
массу
вареного
картофеля.
РЕШЕНИЕ:
- 8 -
56 кг это 100%
Х кг это 97%
Составим пропорцию (прямая пропорциональность)
56/Х =100/97;
Х =56*97/100 = 54,32.
Ответ: масса вареного картофеля 54,32 кг.
Задача № 2 (Раздел: Технологии обработки материалов и пищевых
продуктов)
На производство поступило 200 кг неочищенного картофеля. Определите,
сколько будет получено жареного картофеля, если норма отходов при холодной
обработке составляет 30% массы брутто, а потери при тепловой обработке 31%
массы нетто.
РЕШЕНИЕ:
Норма отходов:
200кг – 100%
Х кг – 30%
Х = 200*30/100
Х = 60 кг.
200-60 = 140 кг – вес брутто.
Потери при тепловой обработке:
140кг – 100%
Х кг – 31%
Х = 140*31/100
Х = 43,4 кг.
Масса жареного картофеля: 140 – 43,4 = 96,6 кг.
Ответ: 96,6 кг – масса жареного картофеля.
Задача № 3 (Раздел: производство и технологии (инвариативный
модуль))
В банк помещен вклад в размере 39000 руб. под 11 % годовых на два года
с ежегодной капитализацией процентов по вкладу. Какую сумму получит
вкладчик по окончании срока вклада?
- 9 -
РЕШЕНИЕ:
Рассчитаем сумму по формуле сложного процента.
SUM = X * (1 + %)
n
Где n – срок вклада в годах, а Х – начальная сумма, % - процент по вкладу (0,11).
SUM = 39000
(1 + 0,11)
2
SUM = 48051,9 рублей.
Задача № 4. Вклад, положенный в сбербанк два года назад, достиг
суммы, равной 1312, 5 руб. Каков был первоначальный вклад при 8% годовых?
РЕШЕНИЕ:
SUM = X * (1 + %)
n
Где n – срок вклада в годах, а Х – начальная сумма, % - процент по вкладу (0,08).
Х = SUM /
(1 + %)
n
Х = 1312,5 / (1+0,08)
2
Х = 1125,26 руб.
Задача № 5
(Раздел: производство и технологии (инвариативный
модуль))
Проект «Покупка в кредит»
Необходимо
исследовать
возможность
совершить
покупку,
на
приобретение которой пока нет денежных средств. Что выгоднее – заработать и
накопить, сохраняя деньги в «банке», заработать и накопить, открыв счет в
сбербанке; совершить покупку в кредит, выплачивать который нужно будет из
заработанных средств? Какие виды кредитов более выгодны? Соответствие
цены и качества. Проведение необходимых расчетов по погашению кредита.
Финансовые издержки (сколько денежных средств затрачено дополнительно на
оплату кредита, что кажется обучающемуся более выгодным и правильным –
покупка в кредит, или накопление денежных средств на счете в банке, а затем
совершение покупки).
Обучающиеся
получают
так
же
необходимые
дополнительные
разъяснения об основах трудового законодательства для несовершеннолетних и
возрасте, начиная с которого они могут получить кредит.
Задача № 6. Задание «Квартирный вопрос» может быть разработан
- 10 -
обучающимися как творческое задание при изучении темы «Бюджет семьи».
Позволяет нацелить обучающихся на изучение, детализацию квартплаты и
нахождению способов ее сокращения, а так же на знакомство с новыми
принципами налога на недвижимость.
Ряд задач можно увидеть в приложении.
Бесспорно, что систематическая работа по решению и выполнению
практико-ориентированных задач и заданий, использование разнообразных
приёмов
обеспечивает
стабильные
результаты
учебной
деятельности
по
предмету:
- отмечается положительная динамика уровня познавательной мотивации;
- наблюдается сформированность у обучающихся умения видеть причину
возникшего затруднения при решении задачи и самостоятельно находить
нужную информацию в различных источниках;
- увеличилось количество обучающихся, имеющих достаточный уровень
интеллектуального развития (умения анализировать, сравнивать, обобщать,
проводить аналогию и классификацию, логически мыслить, действовать по
алгоритмам):
- произошли значительные изменения и в ценностных установках
обучающихся: в отношении к освоенному содержанию, в способности и
возможности мобилизовать знания в экстремальной ситуации, в готовности
предъявить их для независимой внешней оценки.
Таким
образом,
практико-ориентированность
и
диалог
позволяют
учащимся
приобрести
необходимый
набор
умений
и
навыков,
опыт
организаторской работы, систему теоретических знаний, мобильность и
компетентность, что делает выпускников конкурентоспособными.
Кейс для самостоятельного решения по теме
«Эластичность спроса»
(тема «Основы экономических знаний)
- 11 -
Считают, что замена транспортного налога дополнительным акцизом на
бензин будет способствовать сокращению потребления топлива и пополнению
дорожного фонда. Верно ли? Ответ определяется эластичностью спроса по цене.
Акциз – прибавка к цене. Если спрос эластичен по цене, его величина
сокращается по мере ее роста. Рассчитать сумму дохода казны от вводимого
акциза путем умножения его величины на величину текущих продаж нельзя:
поскольку спрос (продажи) вследствие введения акциза (повышения цены)
уменьшится, сумма собранного акциза окажется меньше. От эластичности
зависит Тax Incidence (действительное распределение налогового бремени): в
среднем случае (эластичность средняя) часть акциза будут платить потребители,
часть – производители. Если спрос очень эластичен, полное бремя акциза падет на
производителя. И если размер его акциза сопоставим с прибылью, отрасль
зачахнет. Это произошло с производством яхт (катеров) в США, когда Картер
обложил их налогом на роскошь.
В России на коротком временном горизонте и небольших по сравнению с
ценой акцизах эластичность спроса на бензин по цене невелика. Это означает, что
сокращения поездок ожидать не следует. При низкой эластичности весь
дополнительный акциз пойдет в казну, причем ляжет на плечи потребителя.
Однако сказанное справедливо лишь при небольших изменениях акциза и в
течение двух-трех лет.
Известны примеры, когда значительный рост цен вызывал резкие
перемены в поведении покупателей. В США в разгар нефтяного кризиса 1970-х
соседи из экономии по очереди возили друг друга в город на работу. Но тогда
бензин подорожал в разы, как и нефть, вследствие эмбарго OPEC. Чтобы люди
начали действительно отказываться от поездок на автомобиле из-за цены бензина,
необходимо, чтобы, помимо высокой цены (акциза), у них был выбор. И в
среднесрочном плане выбор есть. Что за пять лет могло бы измениться, так это
автопарк. Массовая пересадка на микролитражки и на гибридные модели дала бы
эффект и по топливу, и по износу дорог, и по парковочным местам. На горизонте
за десять лет можно говорить о разработке нового поколения более экономичных
- 12 -
двигателей.
Но
для
получения
ощутимого
эффекта
необходимо
очень
существенное повышение акциза – в разы, если не в десятки раз.
Но
оправданы
ли
гигантские
акцизы?
Есть
и
осложняющие
обстоятельства: акциз нельзя установить в зависимости от платежеспособности:
пострадают
наименее
обеспеченные,
инвалиды,
пенсионеры.
Для
части
населения, ездящей на старых прожорливых ВАЗах, высокий акциз окажется
неподъемным. Также существует проблема перехода. Поменять машину за месяц-
два непросто: ни покупателя не найти, ни тем более получить новый автомобиль у
дилера, особенно если многие ринутся покупать экономные автомобили.
Источник: сост. по материалам «Эксперт оn-line»
Вопросы и задания:
1.
Почему при высокой эластичности спроса на бензин, бремя акциза
упадет на плечи производителя?
2.
Почему при низкой эластичности весь дополнительный акциз пойдет
в казну, причем ляжет на плечи потребителя?
3.
Превышают ли, с Вашей точки зрения, выгоды от введения акцизного
налога на бензин негативные последствия этого шаг
При ответе на вопросы вам может понадобиться справочная информация
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Транспортный налог — налог,
взимаемый
с
владельцев
зарегистрированных транспортных средств. Транспортный налог впервые
появился 1908 году в США, почти одновременно с появлением автомобиля Ford
Model
T,
тогда
сумму налога включали
в
стоимость
бензина. Транспортный налог относится
к
региональным налогам.
Величину налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также
налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ.
Акциз (фр. accise,
от лат. accido —
обрезаю) — косвенный
налог,
налагаемый
в
момент
производства
на
товары
массового
потребления
- 13 -
(табак, вино и так далее) внутри страны (в отличие от таможенных платежей,
несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы, то есть из
других стран). Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым
фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в
розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником
доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим
товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.
Ставка акциза в
литре бензина составляет
9,97
рублей.
При
цене бензина примерно в 45 рублей доля акциза в его стоимости составляет 22 %.
При этом акциз — это не единственный налог в бензине. В цену включены также
НДС
и
налог
на
добычу
полезных
ископаемых.
Ежегодный
рост акцизов сказывается и на постоянном росте цен на топливо.
Анализ данных
Побочные эффекты от новейших технологий
(тема «Современные технологии»)
Познакомьтесь с представленной информацией
Технологии развиваются быстрыми темпами, и большинство людей в
восторге от всех сумасшедших вещей, которые появляются. Новые технологии
могут не только усложнить современную жизнь, но и могут вызвать большие
проблемы. Беспилотные автомобили - это, конечно, хорошо! Но с ними связаны
этические проблемы. Вопрос, который задают многие люди: какое решение будет
запрограммировано в беспилотном автомобиле, если придется выбирать между
жизнью невинных граждан и жизнью тех, кто находится в автомобиле? Этот
вопрос может приостановить внедрение беспилотных автомобилей.
Виртуальная
реальность
может
привести
к
психологическим
расстройствам.
Виртуальная реальность - быстро развивающаяся область. Быстро развиваются
виртуальные игры и соответственно интерес к ним.
- 14 -
Дроны становятся все более распространенными, и вскоре нам, возможно,
придется иметь дело с ними как с обычной частью жизни.
Сейчас полеты в космос становятся реальностью для многих людей, но
никто пока не решил проблему влияния космоса на человеческий организм.
Пребывание в космосе снижает плотность костей человека, отрицательно влияет
на зрение и вызывает еще много проблем.
Всего пару сотен лет назад не было ни самолетов, ни крупных
электростанций, ни промышленных установок, ни радиоприемников, ни других
подобных устройств. Не было такого шума и грязи.
Задание:
Проанализируйте с точки зрения полезности и возможного негативного
влияния одного из изобретений человечества. Дайте краткий ответ, можно
представить его схематично.
Анализ данных
КАК БОРЩЕВИК СТАЛ ОДНОЙ ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ
РОССИИ
(тема «Сельское хозяйство»)
Борщевик Сосновского – не просто сорняк. Это зелёный каратель,
выращенный руками советских агрономов по личному приказу Сталина.
Российские власти бьют тревогу: за первые шесть месяцев 2023 года в
стране выявили 9,8 тысячи гектаров сельскохозяйственных земель, которые
заросли борщевиком Сосновского. В общей сложности площади захваченных им
земель
исчисляются
сотнями
тысяч
гектаров.
Растение
неконтролируемо
распространяется и очень опасно для человека, особенно летом — в период
цветения. При этом избавиться от борщевика практически невозможно: год за
годом он распространяется все больше. Борщевик может выживать практически в
любом климате: его находили даже на берегу Северного Ледовитого океана.
Забавно, но за растением в свое время закрепилось неофициальное
название «Месть Сталина». Лидер СССР запустил масштабные внедрения
- 15 -
борщевика во всех уголках страны. Но не из вредности, а с самыми добрыми
намерениями. Изначально растение появилось на Кавказе, в горах особо не
распространялся. Тут его и обнаружили советские биологи. В послевоенные годы
СССР остро нуждался в дешёвом и сытном корме для скота. Стране требовался
сельхоз-супергерой: неприхотливый, витаминный, с высокой урожайностью и
желательно такой, чтобы сам рос, был максимально неприхотливым. В 1944 году
советский ботаник Ида Манденова официально описала борщевик Сосновского
как новый вид. Назвала в честь своего наставника - знаменитого ботаника
Дмитрия Сосновского, большого специалиста по Кавказу. Однако план не
сработал: молоко коров, употреблявших борщевик в пищу, становилось горьким.
Исследователи также обнаружили, что растение ядовито, и постепенно от идеи с
его внедрением в сельское хозяйство отказались. Но на осознание потребовались
годы:
только
в
2015-м
борщевик
официально
перестал
считаться
сельскохозяйственной культурой, его внесли в отраслевой классификатор сорных
растений России.
Внимание, сейчас будет минутка удивления!
На Кавказе борщевик веками использовали в кулинарии: молодые листья
шли в супы, а черешки квасили.
Те, кто знает, что такое борщевик, покрутят у виска. Однако, на Кавказе
это делают не в целях красиво и биологично уйти из жизни. В пищу шли только
молодые побеги и листья, до появления цветоносов. В это время концентрация
опасных фуранокумаринов минимальна. А ткани растения ещё мягкие и нежные.
Собирали его в перчатках. Когда борщевик мариновали, его очищали от
сока и долго варили и вымачивали в соли. Однако случаев отравления все равно
было много!
Парадокс, но в нем действительно много пользы.
Содержание белка в листьях борщевика достигает 22%, включая 17
аминокислот (в том числе незаменимых, необходимых для роста и обмена
веществ животных). Это очень высокий показатель! Для сравнения, силос
кукурузный по содержанию белка находится на уровне 7-12%.
- 16 -
В нем много и углеводов, что повышает энергетическую ценность при
скармливании животным.
В борщевике присутствуют витамины группы В (В1, В2, В6), каротины
(провитамин А). Витамины группы В и каротины важны для роста и иммунитета.
Советские учёные сразу увидели в нём мечту агронома: вырастает до 4
метров, не капризничает, силосуется прекрасно, витамины зашкаливают. Быстро
растет даже там, где ничего не хотело расти.
«Если бы у него ещё были руки, он бы сам себя доил», – шутили тогда на
сельхозстанциях.
В общем, все бы хорошо, если бы не ядовитость этого растения. Особенно
активны эти вещества при воздействии ультрафиолета. Под солнечным светом
наносят серьезные ожоги.
В борщевике содержатся токсичные вещества —
фуранокумарины. При попадании на кожу они способны вызывать болезненные
ожоги с волдырями, заполненными жидкостью. В самых тяжелых случаях они
представляют угрозу для
жизни.
Среди осложнений —
гнойно-некротические
изменения на коже, тошнота, рвота, головная боль. Кроме того, аэрозольные
частицы провоцируют появление отека гортани и верхних частей пищевода. При
попадании сока борщевика в глаза может наступить полная слепота. Наибольшую
угрозу сорняк представляет для детей и пожилых людей. Возможно, когда-нибудь
проведут генную модификацию борщевика и уберут это его неприятное свойство.
И тогда он станет лидером среди кормов.
Советские учёные сразу увидели в нём мечту агронома: вырастает до 4
метров, не капризничает, силосуется прекрасно, витамины зашкаливают. Быстро
растет даже там, где ничего не хотело расти.
В общем, все бы хорошо, если бы не ядовитость этого растения. Особенно
активны эти вещества при воздействии ультрафиолета. Под солнечным светом
наносят
серьезные
ожоги.
Возможно,
когда-нибудь
проведут
генную
модификацию борщевика и уберут это его неприятное свойство. И тогда он
станет лидером среди кормов.
- 17 -
Даже после того, как это растение было запрещено использовать в
сельском хозяйстве, оно активно разрасталось и очень быстро стало настоящей
эпидемией. Огромные поля борщевика, ядовитого для человека, — результат
многолетней селекции послевоенного времени. Ученые сделали это растение
практически неуязвимым монстром и до сих пор не придумали «противоядия». У
борщевика есть одна особенность: он цветет один раз в своей жизни. Он может
несколько лет набирать массу и мощь, а потом выпускает огромный зонтик и
погибает.
Сорняк представляет серьезнейшую угрозу для дальнейшего развития
экосистемы,
в
которой
оказывается.
Игнорирование
пугающих
темпов
распространения
борщевика
чревато
серьезными
последствиями.
По мнению кандидата биологических наук Алексея Филина, при отсутствии
контроля за этим вредителем он «заполонит все возможные свободные
территории». В 2022 году исследователи пришли к выводу, что за счет
расширения среды обитания на фоне глобального потепления к 2040-2060 годам
борщевик захватит практически всю европейскую часть России, за исключением
самых северных регионов.
Задание:
Проанализируйте
информацию,
определите
степень
опасности
распространения борщевика и причины его распространения. Дайте краткий
ответ, можно представить его схематично.
- 18 -
Список использованной литературы
1.
Корнилов А., Пономарева Е. Организация практико-ориентированной
проектной деятельности в общем образовании. Литрес, 2022.148 с.
2.
Потапова И. И. Калькуляция и учет: учеб. Пособие для нач. проф.
образования / И. И.Потапова. – 4-е изд., стер. – М.; Издательский центр
«Академия», 2012.
3.
Пучков
Н.
П.,
Денисова
А.
Л.,
Щербакова
А.
В.
Математика
в
экономике:
Учебное
пособие.
Тамбов:
Изд-во
Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. 80 с.
4.
Ясвин
В.А.
Образовательная
среда:
от
моделирования
к
проектированию. – М.: Смысл, 2001. –365 с.
- 19 -
Приложение 1
ЗАДАЧИ
1. 24 человека за 2 дня пропололи участок засаженный капустой. За
сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с
такой же производительностью?
РЕШЕНИЕ:
Решаем задачу с помощью пропорций. Пропорция в данном случае обратная.
24 чел – 2 дня
36 чел – х дней
24/36 = х/2, откуда
х=24*2/36
х = 1,4 дня.
2. Для перевозки оборудования завода потребовалось 14 автомашин
грузоподъёмностью
3,5т.
Сколько
автомашин
грузоподъёмностью
7т
потребовалось бы для перевозки этого же груза?
РЕШЕНИЕ:
Решаем задачу с помощью пропорций. Пропорция в данном случае обратная.
14 маш – 3,5 тонны
хаш – 7 тонн
14/х = 7/3,5, откуда
х = 14*3,5/7
х = 7 машин.
3. Баржа перевозит груз из Волгограда в сторону Астрахани за 1 день,
двигаясь при этом со скоростью 30 км/ч. С какой скоростью она может
двигаться, если срок поставки составляет полтора дня?
РЕШЕНИЕ:
Решаем задачу с помощью пропорций. Пропорция в данном случае обратная.
1 день – 30 км/ч
1,5 дня – х км/ч
1/1,5 = х/30
Х = 1*30/1,5
- 20 -
Х = 20 км/ч.
4. На пошив 9 рубашек для школьного театра ушло 13,5 метров
ткани.
а) Сколько метров ткани уйдёт на пошив 6 таких рубашек?
б) Сколько рубашек можно пошить из 40, 5 м ткани?
РЕШЕНИЕ:
а)Решаем задачу с помощью пропорций. Пропорция в данном случае прямая.
9 руб – 13,5 метров
6 руб – х метров
9/6 = 13,5/х
х= 13,5*6/9
х= 9 рубашек.
б) 9 руб – 13,5 метров
х руб – 40,5 метров
х =40,5*9/13,5
х = 27 рубашек.
5. Масса уксусной кислоты в 9% - ном растворе составляет 12г.
Определите массу раствора? Ответ округлите до сотых.
РЕШЕНИЕ:
9% это 0,09
M раствора = 12/0,09 = 133,33грамма.
6.
Газовая плита стоит 16200 руб., включая доставку на дом.
Определите стоимость плиты и стоимость доставки, если стоимость
доставки составляет 8% от стоимости плиты.
РЕШЕНИЕ:
8% это 0,08
Решаем задачу с помощью пропорций. Пропорция в данном случае прямая.
1,08 – 16200 рублей
1 – х рублей
х= 1*16200/1,08
- 21 -
х= 15000 рублей (стоит машина)
16200-15000=1200 рублей доставка.
7.
Стоимость пиццы составляет 250 уб.. Определите стоимость
доставки, если она составляет 10% от стоимости пиццы.
РЕШЕНИЕ:
10% это 0,1
Найдем часть от числа. 250*0,1=25 рублей.
8. Стоимость потребляемой электроэнергии при цене 2 руб. за 1квт/ч в
среднем составляет 124,5руб. в месяц. Какой будет среднемесячная
стоимость электроэнергии при цене 2,5 руб. за 1квт/ч?
РЕШЕНИЕ:
Решаем задачу с помощью пропорций. Пропорция в данном случае прямая.
124,5 руб/мес – 2рубля
х руб/мес – 2,5 рубля
х=124,5*2,5/2
х=155,63 рубля.
9. За 2 кг яблок заплатили 180 руб . Сколько кг яблок можно купить
на 315 рублей?
РЕШЕНИЕ:
Решаем задачу с помощью пропорций. Пропорция в данном случае прямая.
2 кг – 180 рублей
х кг – 315 рублей
х=315*2/180
х=3,5 кг.
10. 5м
3
тротуарной плитки стоят 2000 рублей. Сколько стоят 6м
3
плитки?
РЕШЕНИЕ:
Решаем задачу с помощью пропорций. Пропорция в данном случае прямая.
5 кубометров – 2000 руб
- 22 -
6 кубометров – х рублей
х =6*2000/5
х =2400 рублей.
11. За 1 час станок изготавливает 1200 болтов. Сколько гаек
изготовит станок за 30 мин?
РЕШЕНИЕ:
Решаем задачу с помощью пропорций. Пропорция в данном случае прямая.
1 час – 1200 шт
0,5 часа – х штук
х = 1200*0,5/1
х = 600 штук.
12. Из 9,6 кг помидоров можно получить 4л томатного соуса. Сколько
литров соуса можно получить из 84кг помидоров?
РЕШЕНИЕ:
Решаем задачу с помощью пропорций. Пропорция в данном случае прямая.
9,6 кг – 4 литра
84 кг – х литров
х = 84*4/9,6
х = 35 литров соуса.
13.Для
профилактики
гиповитаминозов
и
инфекционных
заболеваний используют 1%-ый настой сухих плодов шиповника. Какое
количество сухих плодов потребуется для приготовления 300 г этого
настоя?
РЕШЕНИЕ:
Находим часть от числа.
300*0,01 = 3 грамма.
14.В фасолевой смеси № 1 белая фасоль составляет 65%, а в смеси №
2- 50%. Масса каждой из смеси 1 кг. Сколько белой фасоли содержится в
обеих смесях? Ответ дать в кг и в процентах.
РЕШЕНИЕ:
Находим часть от числа.
- 23 -
0,65*1 = 0,65 кг белой фасоли в первой смеси.
0,5*1 = 0,5 кг белой фасоли во второй смеси.
Итого 0,65+0,5 = 1,15 кг белой фасоли в обоих смесях.
1,15/2 *100% = 57,5%.
- 24 -
Приложение 2
Кейс «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»
Управление энергосбережением и реализация проектов по повышению
энергоэффективности
невозможны
без
соответствующих
стационарных
и
портативных приборов.
К стационарным приборам относятся приборы коммерческого учета
энергоресурсов, контрольно-измерительная и авторегулирующая аппаратура,
приборы климатического наблюдения и другое оборудование, установленное на
объекте энергоа у дита.
К портативным
приборам относятся
расходомер,
толщиномер,инфракрасные
и
контактные
термометры,
газоанализатор,
тепловизор, анализатор качества электроэнергии, мультиметр с бесконтактным
датчиком тока, люксометр, тахометр.
Все измерительные приборы должны быть проверены в установленном
порядке.
Ряд приборов выполняет свои функции в процессе текущей эксплуатации
(например, приборы коммерческого учета энергоресурсов и авто-регулирующая
аппаратура), использование других особенно важно в периоды проведения
энергетического обследования.
При инструментальном обследовании объект делится на отдельные
системы и объекты, которые подлежат комплексному обследованию.
Измерения при инструментальном обследовании подразделяются на
следующие виды:
– однократные измерения
–
наиболее
простой
вид
измерений,
при
котором
исследуется
энергоэффективность отдельного объекта при работе в определенном режиме.
Примером может служить измерение КПД котла, обследование насосов,
вентиляторов, компрессоров и т.д. Для однократных измерений достаточен
- 25 -
минимальный
набор
измерительных
приборов,
оснащение
которых
записывающими устройствами не обязательно;
– балансовые измерения применяются при составлении баланса
распределения
какого-либо
энергоресурса
отдельными
потребителями,
участками,
подразделениями
или
предприятиями.
Перед
проведением
балансовых
измерений
необходимо
иметь
точную
схему
распределения энергоносителя, по которой должен быть составлен план замеров,
необходимых для сведения баланса. Для проведения балансовых измерений
желательно иметь несколько измерительных приборов для одновременных
замеров в различных точках. Рекомендуется использовать стационарные приборы,
имеющиеся на предприятии, например, системы коммерческого и технического
учета энергоресурсов;
– регистрация параметров
– определение зависимости какого-либо параметра во времени. Примером
таких измерений может служить снятие суточного графика нагрузки, определение
температурной зависимости
потребления тепла и т. д. Для этого вида измерений необходимо
использовать приборы с внутренними или внешними устройствами записи и
хранения данных и возможностью передачи их на компьютер. В ряде случаев
допускается применение стационарных счетчиков без записывающих устройств
при условии снятия их показаний через равные промежутки времени;
– оборудование (приборы) для проведения энергоаудита
–
комплекс
средств
измерений,
которые
должны
удовлетворять
определенным требованиям.
Основные требования к приборам для энергоаудита:
– при измерении режима электрических цепей
– отсутствие влияния на работу исследуемых электрических цепей;
– портативность
– вес не более 15кг, исполнение в защищенном корпусе или наличие
защитного чехла;
- 26 -
– автономность
– наличие встроенного источника питания, обеспечивающего несколько
часов работы;
– возможность регистрации данных
– наличие внутреннего запоминающего устройства или, в крайнем случае,
унифицированного
выхода
для
подключения
внешнего
запоминающего
устройства;
– связь с компьютером
– наличие порта и программного обеспечения для передачи данных на ПК;
– наличие действующего свидетельства о калибровке или свидетельства о
поверке.
Для проведения инструментального энергетического обследования
минимальный набор оборудования должен включать в себя приборы для
следующих измерений :
– показателей качества электроэнергии;
– расхода жидкости;
– расхода теплового потока;
– температуры (контактное измерение);
– температуры (бесконтактное визуальное ИК измерения);
– обнаружение течи (течеискатели).
Что,
по
Вашему
мнению,
включает
в
себя
понятие
«автоматизированные системы управления энергосбережением»?
2.
Какие
приборы
важны
в
процессе
текущей
деятельности
по
энергосбережению?
3. Применение каких приборов важно при проведении энергетического
обследования (энергоаудита)?
4. Определите перечень функций, которые измерительные приборы
выполняют в процессе энергосбережения и при реализации проектов по
повышению энергоэффективности?
- 27 -
5.
Какие
виды
измерений
проводятся
при
инструментальном
обследовании?
6. Воспользовавшись материалами из сети Интернет или из личного опыта,
сделайте презентацию на тему «Роль измерительных (регулирующих) приборов в
энергосбережении». Для своей презентации выберите один из приборов, которые
представлены на рынке Вашего региона, или который, как Вы считаете, было бы
полезным использовать на Вашем объекте.
- 28 -