Напоминание

Формирование читательской компетентности на уроках окружающего мира в начальных классах


Авторы: Кириллова Юлия Сергеевна, Таран Ольга Сергеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МАОУ"Инженерный лицей НГТУ"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование читательской компетентности на уроках окружающего мира в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование читательской компетентности на уроках окружающего

мира в начальных классах

Читательская

компетентность

является

одним

из

ключевых

компонентов

успешного

освоения

учебного

материала

младшими

школьниками. Развитие навыков чтения и понимания текста играет важную

роль в формировании познавательной активности учащихся, способствует

развитию критического мышления и формированию целостной картины

мира.

Значение формирования читательской компетентности

Формирование читательской компетентности предполагает развитие у

школьников способности самостоятельно анализировать прочитанный текст,

извлекать необходимую информацию, сопоставлять факты и формировать

собственное

мнение.

Это

умение

особенно

актуально

на

уроках

окружающего мира, где дети знакомятся с разнообразием природы, культур и

обществ.

Методы развития читательских компетенций

Эффективные методы развития читательских компетенций включают

следующие подходы:

- Обучение осознанному чтению:

Чтение должно стать осмысленным процессом, направленным на глубокое

усвоение содержания. Учителя используют различные техники активного

чтения, такие как постановка вопросов перед началом чтения, выделение

главных моментов и обсуждение выводов.

- Развитие навыков анализа текста:

Школьники учатся определять главную мысль текста, устанавливать связи

между частями текста, выявлять причины и следствия. Например, на уроках

окружающего мира учащиеся могут обсуждать влияние природных условий

на жизнь животных и растений.

- Применение интерактивных форм работы:

Использование групповых обсуждений, дискуссий и проектов позволяет

детям активно включаться в учебный процесс, развивать коммуникативные

навыки и учиться аргументированно высказывать свое мнение.

- Интеграция разных видов учебной деятельности:

Учебный процесс строится таким образом, чтобы чтение было связано с

практической

деятельностью,

такими

как

наблюдения

за

природой,

эксперименты и проекты. Это усиливает мотивацию детей и делает обучение

более интересным и эффективным.

Роль учителя в развитии читательской компетентности

Учитель играет ключевую роль в процессе формирования читательской

компетентности. Его задача заключается в создании благоприятных условий

для самостоятельного изучения и обсуждения текстов. Эффективный учитель

организует уроки так, чтобы ученики могли проявить инициативу, научиться

рассуждать и мыслить творчески.

Практические рекомендации

Приведем

некоторые

практические

рекомендации

для

учителей

начальной школы:

- Используйте разнообразные формы заданий: кроссворды, викторины,

творческие задания.

- Включайте в учебную программу литературные произведения, отражающие

особенности изучаемых явлений природы.

- Организуйте экскурсии и прогулки на природу, сопровождающиеся

обсуждением увиденного.

- Проводите конкурсы рисунков и сочинений на экологические темы.

Таким образом, формирование читательской компетентности на уроках

окружающего мира представляет собой важный аспект образовательного

процесса, способствующий всестороннему развитию личности ребенка и

успешному освоению школьных предметов

.

Кириллова Ю.С.

Таран О.С.



В раздел образования