Напоминание

Влияние игры на формирование навыков устной речи на уроках английского языка в начальной и основной школе


Автор: Николаева Дарья Дмитриевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Пригородная СОШ"
Населённый пункт: посёлок Новый Свет, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Влияние игры на формирование навыков устной речи на уроках английского языка в начальной и основной школе
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние игры на формирование навыков устной речи на уроках

английского языка в начальной и основной школе

Использование игр на уроках английского языка в начальной (primary)

и основной (secondary) школе оказывает значительно положительное влияние

на формирование навыков устной речи (speaking skills). Это влияние

многогранно и основано на ключевых психолого-педагогических принципах

обучения детей и подростков.

Основные аспекты положительного влияния:

1. Снижение Языкового Барьера и Тревожности (Lowering Affective Filter):

* Начальная школа: Игра - естественная среда для детей. Они меньше

боятся ошибиться в игровом контексте, так как фокус смещается с

"правильности" на "участие" и "достижение игровой цели".

* Основная школа: Подростки часто стесняются говорить из-за страха

осуждения.

Хорошо

структурированные

ролевые

игры,

командные

соревнования создают более безопасную и неформальную атмосферу, снижая

психологический барьер, мешающий спонтанной речи.

2.

Повышение Мотивации и Вовлеченности (Increased Motivation &

Engagement):

* Игры по своей природе интересны и увлекательны. Они превращают

рутинные упражнения в желанную активность.

* Элемент соревнования (индивидуального или командного), достижение

игровых целей, награды (даже символические) сильно мотивируют учащихся

пробовать говорить.

* Высокая вовлеченность ведет к более длительной и качественной

практике речи.

3.

Создание

Аутентичных

Коммуникативных

Ситуаций

(Authentic

Communication Contexts):

* Игры моделируют реальные ситуации общения: обмен информацией

(information gap games), убеждение (debate games), решение проблем

(problem-solving games), обсуждение (board games), интервью и т.д.

* Учащиеся практикуют язык для реальной цели в рамках игры

(выиграть, узнать секрет, помочь команде), а не просто ради самого языка.

Это развивает коммуникативную компетенцию.

* Формируются навыки спонтанной реакции и импровизации.

4. Практика и Автоматизация Языка (Practice & Fluency Development):

*

Игры обеспечивают многократное повторение лексики и

грамматических структур в увлекательной форме (например, игры на

описания, угадывание, использование определенных времен).

* Фокус на смысле и скорости в игровых условиях способствует

развитию беглости речи (fluency), а не только ее точности (accuracy).

* Развиваются навыки слушания (listening) как неотъемлемая часть

устного взаимодействия.

5. Развитие Социальных и Когнитивных Навыков (Developing Soft Skills):

* Работа в команде (teamwork): Многие игры требуют сотрудничества,

распределения ролей, совместного принятия решений на английском.

* Критическое мышление (critical thinking) и решение проблем (problem-

solving): Стратегические игры, игры на угадывание, дебаты стимулируют

мыслительные процессы на английском.

* Креативность (creativity): Ролевые игры, импровизации, создание

историй в игре развивают воображение и умение выражать нестандартные

идеи.

Особенности влияния на разных ступенях:

* Начальная школа (Primary):

* Акцент на имитацию, повторение, ритм и рифму (песни, считалки,

хоровые игры).

* Преобладание подвижных игр (TPR - Total Physical Response), игр с

картинками, простых настольных игр, игр на угадывание.

* Основная цель - создать позитивное отношение к языку, привычку

использовать простые фразы, развить фонетические навыки и базовый

словарный запас в действии.

* Основная школа (Secondary):

* Смещение в сторону более сложных коммуникативных игр: ролевые

игры

(симуляции

магазина,

интервью,

решения

проблем),

дебаты

(упрощенные), настольные игры с обсуждением, проектные игры.

* Больше внимания аргументации, выражению мнения, обсуждению.

* Игры могут использоваться для практики конкретных грамматических

структур или тематической лексики в более осознанном контексте.

* Важность социального аспекта и сотрудничества возрастает.

Ключевые условия эффективного использования игр для развития устной

речи:

1. Четкая Языковая Цель (Clear Language Objective): Игра должна быть

направлена на отработку конкретных речевых навыков, лексики или

грамматики.

2. Подготовка (Preparation): Убедиться, что ученики владеют необходимым

языковым

минимумом

для

участия.

Ввести

и

отработать

ключевую

лексику/структуры до игры.

3. Понятные Правила (Clear Rules): Инструкции должны быть краткими,

ясными и, по возможности, продемонстрированы. Использовать L1 (родной

язык) для объяснения правил в начальной школе допустимо для экономии

времени.

4.

Управление и Организация (Effective Management): Учитель четко

организует пространство, время, распределяет роли, контролирует ход игры,

обеспечивает вовлеченность всех учеников.

5. Фокус на Коммуникации (Focus on Meaning): Подчеркивать, что главное -

донести смысл и выполнить задачу, а не говорить идеально правильно с

точки зрения грамматики (на этапе практики речи).

6. Обратная Связь и Рефлексия (Feedback & Reflection): После игры важно

обсудить, что получилось, какие языковые трудности возникли, похвалить

успехи. Коррекция ошибок должна быть тактичной и уместной (чаще после

игры, в общем порядке, или фокусируясь на целевых структурах).

7. Соответствие Возрасту и Уровню (Age & Level Appropriateness): Игра

должна быть интересна и посильна для конкретной группы.

Потенциальные риски и как их избежать:

*

Шум и Хаос: Четкие правила, сигналы для привлечения внимания

(таймер, хлопок, музыка), продуманная организация пространства.

* Доминирование сильных учеников: Использование структур, где каждый

имеет свою роль/время для выступления; назначение ролей; игры в малых

группах с контролем учителя.

* "Просто развлечение" без языковой пользы: Неукоснительное следование

принципу четкой языковой цели и этапу рефлексии/обратной связи.

* Сложность правил: Упрощение правил, визуализация, демонстрация.

Вывод:

Игра является мощнейшим инструментом для развития навыков устной речи

на уроках английского языка как в начальной, так и в основной школе. Она

создает мотивирующую, психологически комфортную среду, предоставляет

возможности для аутентичной коммуникативной практики, многократного

повторения

языка

и

развития

ключевых

социальных

навыков.

Эффективность игры напрямую зависит от ее грамотного отбора, подготовки,

проведения и последующего анализа учителем, сфокусированного на

достижении конкретных речевых целей. При правильном использовании игра

перестает быть просто развлечением и становится неотъемлемой частью

эффективной методики обучения говорению.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы

психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-76.

2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.:

Просвещение, 1991.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.–

М.: Просвещение, 1991.

4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. –

М.: Просвещение, 2005.

5. Hadfield J. Communication Games. – Pearson, 2002.

6. Wright A., Betteridge D., Buckby M

7. Ur P. Five-Minute Activities: A Resource Book of Short Activities.

Cambridge University Press, 2012.

8. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – Pearson, 2015.

9. Конышева А.В. Игровые технологии в обучении иностранным языкам. –

СПб.: Каро, 2015.

10. Сысоев П.В. Игровые технологии в обучении английскому языку: теория

и практика. // Иностранные языки в школе. – 2020. – № 5. – С. 12-19.

11. Ellis R. Task-Based Language Learning and Teaching. – Oxford University

Press, 2003.

12. Rinvolucri M. Grammar Games: Cognitive, Affective and Drama Activities for

EFL Students. – Cambridge University Press, 1984.

13. Lewis G., Bedson G. Games for Children. – Oxford University Press, 1999.

14. Nation P. What Should Every EFL Teacher Know? – Compass Publishing,

2013.



В раздел образования