Автор: Николаева Дарья Дмитриевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Пригородная СОШ"
Населённый пункт: посёлок Новый Свет, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Влияние игры на формирование навыков устной речи на уроках английского языка в начальной и основной школе
Раздел: среднее образование
Влияние игры на формирование навыков устной речи на уроках
английского языка в начальной и основной школе
Использование игр на уроках английского языка в начальной (primary)
и основной (secondary) школе оказывает значительно положительное влияние
на формирование навыков устной речи (speaking skills). Это влияние
многогранно и основано на ключевых психолого-педагогических принципах
обучения детей и подростков.
Основные аспекты положительного влияния:
1. Снижение Языкового Барьера и Тревожности (Lowering Affective Filter):
* Начальная школа: Игра - естественная среда для детей. Они меньше
боятся ошибиться в игровом контексте, так как фокус смещается с
"правильности" на "участие" и "достижение игровой цели".
* Основная школа: Подростки часто стесняются говорить из-за страха
осуждения.
Хорошо
структурированные
ролевые
игры,
командные
соревнования создают более безопасную и неформальную атмосферу, снижая
психологический барьер, мешающий спонтанной речи.
2.
Повышение Мотивации и Вовлеченности (Increased Motivation &
Engagement):
* Игры по своей природе интересны и увлекательны. Они превращают
рутинные упражнения в желанную активность.
* Элемент соревнования (индивидуального или командного), достижение
игровых целей, награды (даже символические) сильно мотивируют учащихся
пробовать говорить.
* Высокая вовлеченность ведет к более длительной и качественной
практике речи.
3.
Создание
Аутентичных
Коммуникативных
Ситуаций
(Authentic
Communication Contexts):
* Игры моделируют реальные ситуации общения: обмен информацией
(information gap games), убеждение (debate games), решение проблем
(problem-solving games), обсуждение (board games), интервью и т.д.
* Учащиеся практикуют язык для реальной цели в рамках игры
(выиграть, узнать секрет, помочь команде), а не просто ради самого языка.
Это развивает коммуникативную компетенцию.
* Формируются навыки спонтанной реакции и импровизации.
4. Практика и Автоматизация Языка (Practice & Fluency Development):
*
Игры обеспечивают многократное повторение лексики и
грамматических структур в увлекательной форме (например, игры на
описания, угадывание, использование определенных времен).
* Фокус на смысле и скорости в игровых условиях способствует
развитию беглости речи (fluency), а не только ее точности (accuracy).
* Развиваются навыки слушания (listening) как неотъемлемая часть
устного взаимодействия.
5. Развитие Социальных и Когнитивных Навыков (Developing Soft Skills):
* Работа в команде (teamwork): Многие игры требуют сотрудничества,
распределения ролей, совместного принятия решений на английском.
* Критическое мышление (critical thinking) и решение проблем (problem-
solving): Стратегические игры, игры на угадывание, дебаты стимулируют
мыслительные процессы на английском.
* Креативность (creativity): Ролевые игры, импровизации, создание
историй в игре развивают воображение и умение выражать нестандартные
идеи.
Особенности влияния на разных ступенях:
* Начальная школа (Primary):
* Акцент на имитацию, повторение, ритм и рифму (песни, считалки,
хоровые игры).
* Преобладание подвижных игр (TPR - Total Physical Response), игр с
картинками, простых настольных игр, игр на угадывание.
* Основная цель - создать позитивное отношение к языку, привычку
использовать простые фразы, развить фонетические навыки и базовый
словарный запас в действии.
* Основная школа (Secondary):
* Смещение в сторону более сложных коммуникативных игр: ролевые
игры
(симуляции
магазина,
интервью,
решения
проблем),
дебаты
(упрощенные), настольные игры с обсуждением, проектные игры.
* Больше внимания аргументации, выражению мнения, обсуждению.
* Игры могут использоваться для практики конкретных грамматических
структур или тематической лексики в более осознанном контексте.
* Важность социального аспекта и сотрудничества возрастает.
Ключевые условия эффективного использования игр для развития устной
речи:
1. Четкая Языковая Цель (Clear Language Objective): Игра должна быть
направлена на отработку конкретных речевых навыков, лексики или
грамматики.
2. Подготовка (Preparation): Убедиться, что ученики владеют необходимым
языковым
минимумом
для
участия.
Ввести
и
отработать
ключевую
лексику/структуры до игры.
3. Понятные Правила (Clear Rules): Инструкции должны быть краткими,
ясными и, по возможности, продемонстрированы. Использовать L1 (родной
язык) для объяснения правил в начальной школе допустимо для экономии
времени.
4.
Управление и Организация (Effective Management): Учитель четко
организует пространство, время, распределяет роли, контролирует ход игры,
обеспечивает вовлеченность всех учеников.
5. Фокус на Коммуникации (Focus on Meaning): Подчеркивать, что главное -
донести смысл и выполнить задачу, а не говорить идеально правильно с
точки зрения грамматики (на этапе практики речи).
6. Обратная Связь и Рефлексия (Feedback & Reflection): После игры важно
обсудить, что получилось, какие языковые трудности возникли, похвалить
успехи. Коррекция ошибок должна быть тактичной и уместной (чаще после
игры, в общем порядке, или фокусируясь на целевых структурах).
7. Соответствие Возрасту и Уровню (Age & Level Appropriateness): Игра
должна быть интересна и посильна для конкретной группы.
Потенциальные риски и как их избежать:
*
Шум и Хаос: Четкие правила, сигналы для привлечения внимания
(таймер, хлопок, музыка), продуманная организация пространства.
* Доминирование сильных учеников: Использование структур, где каждый
имеет свою роль/время для выступления; назначение ролей; игры в малых
группах с контролем учителя.
* "Просто развлечение" без языковой пользы: Неукоснительное следование
принципу четкой языковой цели и этапу рефлексии/обратной связи.
* Сложность правил: Упрощение правил, визуализация, демонстрация.
Вывод:
Игра является мощнейшим инструментом для развития навыков устной речи
на уроках английского языка как в начальной, так и в основной школе. Она
создает мотивирующую, психологически комфортную среду, предоставляет
возможности для аутентичной коммуникативной практики, многократного
повторения
языка
и
развития
ключевых
социальных
навыков.
Эффективность игры напрямую зависит от ее грамотного отбора, подготовки,
проведения и последующего анализа учителем, сфокусированного на
достижении конкретных речевых целей. При правильном использовании игра
перестает быть просто развлечением и становится неотъемлемой частью
эффективной методики обучения говорению.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы
психологии. – 1966. – № 6. – С. 62-76.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.:
Просвещение, 1991.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.–
М.: Просвещение, 1991.
4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. –
М.: Просвещение, 2005.
5. Hadfield J. Communication Games. – Pearson, 2002.
6. Wright A., Betteridge D., Buckby M
7. Ur P. Five-Minute Activities: A Resource Book of Short Activities.
–
Cambridge University Press, 2012.
8. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – Pearson, 2015.
9. Конышева А.В. Игровые технологии в обучении иностранным языкам. –
СПб.: Каро, 2015.
10. Сысоев П.В. Игровые технологии в обучении английскому языку: теория
и практика. // Иностранные языки в школе. – 2020. – № 5. – С. 12-19.
11. Ellis R. Task-Based Language Learning and Teaching. – Oxford University
Press, 2003.
12. Rinvolucri M. Grammar Games: Cognitive, Affective and Drama Activities for
EFL Students. – Cambridge University Press, 1984.
13. Lewis G., Bedson G. Games for Children. – Oxford University Press, 1999.
14. Nation P. What Should Every EFL Teacher Know? – Compass Publishing,
2013.