Авторы: Маскаева Евгения Владимировна, Казьмина Вера Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: карта урока
Тема: Систематизация знаний по теме «Словообразование и орфография»
Раздел: среднее образование
КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Тема урока: Систематизация знаний по теме «Словообразование и орфография»
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Деятельность учителя
- Здравствуйте, ребята!
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня всегда награда
Улыбки ваших милых глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
На сегодняшнем уроке мы еще раз убедимся, насколько вы трудолюбивы, собраны, как умеете преодолевать трудно-
сти.
- Помогите восстановить запись на доске:
Без
а не
тянешь и рыб
у из пруд
. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда).
-Что помогло нам правильно прочитать пословицу?
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова?
Мы уже изучили этот раздел. Что же мы будем делать сегодня?
- Сформулируйте тему урока.
- Тема урока: «Систематизация знаний по теме «Словообразование и орфография».
- Каковы цели?
- Итак, мы отправляемся в путешествие по стране Словообразование. Этой страны вы не найдете на географиче-
ской карте. Путешествуют по ней на корабле Знаний. Я думаю, что ваши знания раздела «Словообразование. Орфо-
графия» помогут преодолеть препятствия, которые встретятся на нашем пути. На островах, которые выделены корич-
невым цветом, безжизненных и пустынных, появятся зеленые ростки ваших знаний.
В пути каждый из вас будет вести бортовой журнал – впечатления от увиденного (ключевые слова, графические
модели, вопросы, оценка). В нем мы будем выполнять задания, вести записи, оценивать свою работу.
Поднимем паруса того цвета, которому соответствует ваше настроение сейчас: если хорошо на душе - алый парус,
если вы не совсем уверены в своих знаниях – синий парус.
В путь!
Перед нами первое испытание
1.
Остров Доверия
Игра «Верю- не верю»:
1)Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов.
2)Корень – основная значимая часть слова.
3)Приставки и суффиксы служат для связи слов в предложении.
4)Окончания служат для образования словоформ.
5)Для образования сложносокращенных слов можно взять начальные буквы.
6)О, Е, И– соединительные гласные.
7)К словам с чередующейся гласной в корне можно подобрать проверочное слово.
8)После приставок сверх, меж, контр пишется буква ы
9)Правописание приставок пре-, при- зависит от значения
10) В словахприключение, природаесть приставка
- Я тоже хочу вам верить.
Запишите части слова, которые служат для образования слов и для образования форм слова.
- Оцените свою работу на острове Доверия
- Вы хорошо знаете теоретический материал. И я посажу на острове первый зеленый ростокю
Путешествие продолжается. Много островов впереди.
Нам необходимо разделиться на группы, чтобы успеть посетить все острова. Вспомним правила работы в группах
2.
Остров Способный
Работа в группах
1 группа : Укажите способ словообразования:
самолет, мастерская, Белгород, пешеход, трудолюбие.
Запишите 2-3 своих примера на неморфемные способы словообразования.
Вывод: ответьте на вопрос: С каким разделом науки о языке тесно связано словообразование?
2 группа: Укажите способ словообразования: смолистый, подъехать, дружок, подорожник, выход.
Запишите 2-3 своих примера на морфемные способы словообразования.
Вывод: ответьте на вопрос: С каким разделом науки о языке тесно связано словообразование?
- Оцените свою работу на острове Способный
3.Остров Морфем
Работа в группах
3
группа. Спишите, вставляя пропущенные слова. Объясните написание букв а-о в корнях с чередовани-
ем.
Недавно мы узнали о новом… к газете «Аргументы и факты».
Школьники … цветы к могиле Неизвестного солдата.
Мы живем в городе, который … на реке Северский Донец.
По всей России … белоствольные березки.На могучем дубе молодая …
Для справок: поросль, растут, расположился, приложение, возложили.
4 группа.Узнайте слово с гор-гар, зор-зар по толкованию лексического значения. Запишите, обозначив ор-
фограмму «Буквы о – а в корнях гор-гар ;зар-зор»
1)Выцвести, потерять окраску. (Выгореть.)
2) Слегка дотронуться до чего-нибудь. (Прикоснуться.)
3) Приобрести загар. (Загореть.)
4)В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее. (Касательная.)
5)Смуглый от загара. (Загорелый.)
6) Сгореть до конца, погаснуть. (Догореть.)
5
группа. Определите, одинаковый ли корень в словах. Что он обозначает?
Гора-загореть, косить- коснуться, роса- вырос.
Аргументируйте свой ответ, подобрав по 2 однокоренных слова к каждой паре.
Вывод: необходимо различать корни с ---------------- гласной и корни с -----------------.
6 группа. Цифровой диктант
Запишите номера слов, в которых пишется буква е в приставке.
Что у вас получилось?(все цифры четные)
1. Пр…винтить, 2. пр…градить, 3.пр…морский, 4. пр…пятствие, 5.пр…лететь, , 6. пр…бывать в городе, 7. пр…бывать в
город, 8. пр…старый, 9. пр…встать, 10.пр…длинный.
2.
7 группа. Экспресс-тест
Обведите номера слов, в которых после приставок следует писать букву Ы. Запишите 2 других примера с данной
орфограммой.
1.Раз..скивать 2. Сверх..дейный 3. Без..скусный 4. Раз..грать 5. С..скать 6. Сверх..нтересный
7. Меж..институтский 8. Без..мянный 9. Под..скать 10. Раз..грать
1,3,4,5,8,9,10
- Оцените свою работу на острове Морфем.
4.Остров Здоровья
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками, бег на месте)
5. Остров Сложный
Работа в парах
1 задание: найти вторую половинку. Составить сложное слово и объяснить написание соединительной гласной в сло-
вах.
Пароход, путешествие, мореплаватель, кораблестроение, черноморец.
2 задание: расшифруйте сложносокращенные слова. Определите их род. Составьте словосочетания: сложносокра-
щенное слово+глагол прошедшего времени.
ТЮЗ, РФ, юнкор, морфлот, МБОУ.
- Оцените свою работу на острове Сложный
6.Остров Дружбы
- Стоит ли прощаться со страной Словообразование? Почему?
Запустите корабль в море Знаний.
Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море Знаний, а те, кто не уверен в
этом, остаются в заливе Правил.
- Завершим работу на веселой ноте.
Отгадайте загадку
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Всё же – в дневнике или журнале.
- Сколько зеленых и желтых ростков получилось у вас в бортовом журнале?
Выставление отметок
1.Составить лингвистическую сказку о словообразовании.
2.Исследование: какой корень в словах обуть, разуть?
3.Упражнение 233.
-Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.