Напоминание

Систематизация знаний по теме «Словообразование и орфография»


Авторы: Маскаева Евгения Владимировна, Казьмина Вера Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: карта урока
Тема: Систематизация знаний по теме «Словообразование и орфография»
Раздел: среднее образование





Назад




КАРТА УРОКА

Предмет: русский язык

Тема урока: Систематизация знаний по теме «Словообразование и орфография»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

- Здравствуйте, ребята!

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня всегда награда

Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда – талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сотворим урок.

На сегодняшнем уроке мы еще раз убедимся, насколько вы трудолюбивы, собраны, как умеете преодолевать трудно-

сти.

- Помогите восстановить запись на доске:

Без

а не

тянешь и рыб

у из пруд

. (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда).

-Что помогло нам правильно прочитать пословицу?

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова?

Мы уже изучили этот раздел. Что же мы будем делать сегодня?

- Сформулируйте тему урока.

- Тема урока: «Систематизация знаний по теме «Словообразование и орфография».

- Каковы цели?

- Итак, мы отправляемся в путешествие по стране Словообразование. Этой страны вы не найдете на географиче-

ской карте. Путешествуют по ней на корабле Знаний. Я думаю, что ваши знания раздела «Словообразование. Орфо-

графия» помогут преодолеть препятствия, которые встретятся на нашем пути. На островах, которые выделены корич-

невым цветом, безжизненных и пустынных, появятся зеленые ростки ваших знаний.

В пути каждый из вас будет вести бортовой журнал – впечатления от увиденного (ключевые слова, графические

модели, вопросы, оценка). В нем мы будем выполнять задания, вести записи, оценивать свою работу.

Поднимем паруса того цвета, которому соответствует ваше настроение сейчас: если хорошо на душе - алый парус,

если вы не совсем уверены в своих знаниях – синий парус.

В путь!

Перед нами первое испытание

1.

Остров Доверия

Игра «Верю- не верю»:

1)Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов.

2)Корень – основная значимая часть слова.

3)Приставки и суффиксы служат для связи слов в предложении.

4)Окончания служат для образования словоформ.

5)Для образования сложносокращенных слов можно взять начальные буквы.

6)О, Е, И– соединительные гласные.

7)К словам с чередующейся гласной в корне можно подобрать проверочное слово.

8)После приставок сверх, меж, контр пишется буква ы

9)Правописание приставок пре-, при- зависит от значения

10) В словахприключение, природаесть приставка

- Я тоже хочу вам верить.

Запишите части слова, которые служат для образования слов и для образования форм слова.

- Оцените свою работу на острове Доверия

- Вы хорошо знаете теоретический материал. И я посажу на острове первый зеленый ростокю

Путешествие продолжается. Много островов впереди.

Нам необходимо разделиться на группы, чтобы успеть посетить все острова. Вспомним правила работы в группах

2.

Остров Способный

Работа в группах

1 группа : Укажите способ словообразования:

самолет, мастерская, Белгород, пешеход, трудолюбие.

Запишите 2-3 своих примера на неморфемные способы словообразования.

Вывод: ответьте на вопрос: С каким разделом науки о языке тесно связано словообразование?

2 группа: Укажите способ словообразования: смолистый, подъехать, дружок, подорожник, выход.

Запишите 2-3 своих примера на морфемные способы словообразования.

Вывод: ответьте на вопрос: С каким разделом науки о языке тесно связано словообразование?

- Оцените свою работу на острове Способный

3.Остров Морфем

Работа в группах

3

группа. Спишите, вставляя пропущенные слова. Объясните написание букв а-о в корнях с чередовани-

ем.

Недавно мы узнали о новом… к газете «Аргументы и факты».

Школьники … цветы к могиле Неизвестного солдата.

Мы живем в городе, который … на реке Северский Донец.

По всей России … белоствольные березки.На могучем дубе молодая …

Для справок: поросль, растут, расположился, приложение, возложили.

4 группа.Узнайте слово с гор-гар, зор-зар по толкованию лексического значения. Запишите, обозначив ор-

фограмму «Буквы о – а в корнях гор-гар ;зар-зор»

1)Выцвести, потерять окраску. (Выгореть.)

2) Слегка дотронуться до чего-нибудь. (Прикоснуться.)

3) Приобрести загар. (Загореть.)

4)В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее. (Касательная.)

5)Смуглый от загара. (Загорелый.)

6) Сгореть до конца, погаснуть. (Догореть.)

5

группа. Определите, одинаковый ли корень в словах. Что он обозначает?

Гора-загореть, косить- коснуться, роса- вырос.

Аргументируйте свой ответ, подобрав по 2 однокоренных слова к каждой паре.

Вывод: необходимо различать корни с ---------------- гласной и корни с -----------------.

6 группа. Цифровой диктант

Запишите номера слов, в которых пишется буква е в приставке.

Что у вас получилось?(все цифры четные)

1. Пр…винтить, 2. пр…градить, 3.пр…морский, 4. пр…пятствие, 5.пр…лететь, , 6. пр…бывать в городе, 7. пр…бывать в

город, 8. пр…старый, 9. пр…встать, 10.пр…длинный.

2.

7 группа. Экспресс-тест

Обведите номера слов, в которых после приставок следует писать букву Ы. Запишите 2 других примера с данной

орфограммой.

1.Раз..скивать 2. Сверх..дейный 3. Без..скусный 4. Раз..грать 5. С..скать 6. Сверх..нтересный

7. Меж..институтский 8. Без..мянный 9. Под..скать 10. Раз..грать

1,3,4,5,8,9,10

- Оцените свою работу на острове Морфем.

4.Остров Здоровья

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками, бег на месте)

5. Остров Сложный

Работа в парах

1 задание: найти вторую половинку. Составить сложное слово и объяснить написание соединительной гласной в сло-

вах.

Пароход, путешествие, мореплаватель, кораблестроение, черноморец.

2 задание: расшифруйте сложносокращенные слова. Определите их род. Составьте словосочетания: сложносокра-

щенное слово+глагол прошедшего времени.

ТЮЗ, РФ, юнкор, морфлот, МБОУ.

- Оцените свою работу на острове Сложный

6.Остров Дружбы

- Стоит ли прощаться со страной Словообразование? Почему?

Запустите корабль в море Знаний.

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море Знаний, а те, кто не уверен в

этом, остаются в заливе Правил.

- Завершим работу на веселой ноте.

Отгадайте загадку

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Всё же – в дневнике или журнале.

- Сколько зеленых и желтых ростков получилось у вас в бортовом журнале?

Выставление отметок

1.Составить лингвистическую сказку о словообразовании.

2.Исследование: какой корень в словах обуть, разуть?

3.Упражнение 233.

-Урок окончен. Спасибо за сотрудничество.



В раздел образования