Автор: Галавиева Алсу Раисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Арская средняя общеобразовательная школа №6"
Населённый пункт: город Арск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музыкальный театр. Волшебная палочка.
Раздел: среднее образование
Предмет: Музыка
Класс: 2
Урок: 24
Тема урока: Музыкальный театр. Волшебная палочка.
Цель: формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его
возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в
рамках урока.
Задачи:
предметные: - узнают понятия: симфонический оркестр, дирижер, дирижерский жест;
- научатся: участвовать в ролевых играх («Дирижер»), в сценическом воплощении отдельных
фрагментов музыкального спектакля
метапредметные: регулятивные – составлять план и последовательность действий; познавательные –
ставить и формулировать проблемы, осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; коммуникативные –
проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника;
личностные: развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов
собственной музыкально-исполнительской деятельности
Музыкальный материал: увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка, фрагмент из балета
«Лебединое озеро» П.И.Чайковский
Этапы урока
Действия учителя
Деятельность
обучающихся
I.Организационный
момент
Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка...
Приветствие
учителя
II.Актуализация
знаний
- О чем говорили на прошлом уроке?
- Повторить основные моменты предыдущего урока, с
творчеством какого композитора мы знакомились?
- Какие произведения вам запомнились больше всего?
Ответы
детей
III.Постановка
проблемы
Послушайте стихотворение русского советского поэта
Самуила Яковлевича Маршака, и подумайте, о чем
говорится в стихотворении?
Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд, -
По каждому проходу
Идет волна ребят.
Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.
Из длинного колодца -
Невидимо для глаз -
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
(осветительное устройство в театре)
Раздвинулась стена.
И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.
Внизу запела скрипка
Пискливым голоском -
Заговорила рыбка
На берегу морском.
Все эту сказку знали -
О рыбке золотой, -
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.
И занавес трепещет,
И лампочки дрожат -
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
Ладоней им не жалко...
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.
Шумит волна живая,
Бежит по всей Москве,
Где ветер, и трамваи,
И солнце в синеве.
- Ребята, о чем говорится в стихотворении?
- Тогда куда мы сегодня отправимся?
- Как вы думаете, что мы там будем делать?
- А раз мы на уроке музыки, тогда в какой театр мы
отправляемся?
- Как называется спектакль, где актеры только поют?
- А как называется спектакль, где актеры передают
содержание с помощью танцев, мимики, движений?
- Есть еще один коллектив музыкантов, который
подыгрывает актерам в опере и в балете. Как он
называется?
А как вы
думаете,
о театре
в театр
может посмотрим
спектакль, оперу или
балет
в музыкальный
опера
балет
оркестр
т.к. опера и балет
без симфонического
оркестра не могут
обходиться
почему, говоря
о музыкальных
спектаклях
опере, балете,
мы обязательно
говорим об
оркестре?
- А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных
спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об
оркестре?
- Что нам предстоит сегодня узнать?
- Запишите тему урока:
«
Музыкальный театр.
Волшебная палочка
»
о театре, о
коллективе
музыкантов
IV.Работа по теме
урока.
Объяснение нового материала
- Что такое музыкальный театр?
Итак, мы отправляемся в музыкальный театр, в театр
оперы и балета.
- Давайте я познакомлю с некоторыми из них:
1.Сиднейский оперный театр. У многих людей
Австралия ассоциируется именно со зданием оперного
театра в Сиднее. Оно легко узнаваемо и входит в число
главных достопримечательностей страны. Это, пожалуй,
один из самых знаковых театров современности.
это мир волшебства,
мир удивительных
историй, мир в
котором живёт
музыка
2.
Ла Скала.
Оперный театр в Милане (Италия),
основанный в 1778 году. В переводе с итальянского
языка означает «Театр у лестницы».
3.
Венская государственная опера
. Построенный в
1869 году, театр долгое время имел репутацию центра
музыкальной жизни Вены и всей Австрии.
4.
Королевский оперный театр Convent Garden.
Лондонский театр Ковент-Гарден хорошо известен во
всем мире. На его сцене проходят постановки
Королевской Оперы и Королевского Балета. В этом
величественном здании выступали звезды мировой
классической музыки, начиная с 1858 года.
5. Мариинский театр. Музыкальный театр в Санкт-
Петербурге. Один из известнейших и значительных
театров оперы и балета в России и мире. Был основан
в 1783 году.
6. А в Москве это известный во всём мире Большой
театр. Этот театр был основан в 1826 году. Самые
лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры,
художники участвуют в постановке опер и балетов.
- А давайте мы тоже заглянем в этот театр. Проходим,
сдаем верхнюю одежду в гардероб.
В каждых театрах есть зал, где проходят мероприятия,
выставки с участием большого количества зрителей. На
стенах вывешиваются портреты актеров, которые
работали или работают в данном театре.
Далее проходим в зал, находим свои места, занавес
открывается и представление начинается.
Слушание:
увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка
Анализ прослушанного произведения
- Кто исполнил эту музыку?
- Вокальная или инструментальная музыка прозвучала?
- Какой коллектив исполнил эту музыку?
Мы с вами прослушали увертюру к опере «Руслан и
Людмила» великого русского композитора Михаила
Ивановича Глинки (1804 - 1857).
Увертюра – это музыкальное вступление к опере,
балету или другому спектаклю.
На экране вы видите симфонический оркестр, это самый
большой оркестр по количеству музыкантов и по
составу инструментов.
- А как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где
захочет, или есть определенный порядок?
оркестр
инструментальная
оркестр
есть порядок,
одинаковые
инструменты
находятся рядом
Это сделано для того, чтобы исполнители одной группы
инструментов хорошо слышали своих соседей и играли
одновременно. Взгляните, какой большой оркестр, как
много разных инструментов. Интересно, как им удается
играть так согласованно?
- Как вы думаете, кто стоит во главе оркестра?
- Как он руководит оркестром, с помощью чего?
Язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту
всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.
- Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении»
дирижёра на фотографиях?
- Почему вы думаете, что музыка звучит именно так?
Что вам подсказало?
Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими
жестами её нужно озвучить.
- А где располагается оркестр в театре?
Давайте выполним задание:
перед вами лежит конверт, внутри которого картинки
музыкальных инструментов, ваша задача разделить их
на группы.
Итак, мы с вами отдохнули, снова занимаем свои места,
начинается вторая часть представления.
Слушание: видеофрагмент из балета «Лебединое
озеро» П.И.Чайковский (Майя Плисецкая)
Анализ прослушанного произведения
- Как прозвучала музыка?
- Как танцевала балерина?
- Отличался ли характер музыки от увертюры?
Первичное закрепление (вывешиваю на доске главные
слова урока):
музыкальный театр
опера
балет
оркестр
оркестровая яма
дирижер
увертюра
дирижер
с помощью жестов и
дирижерской
палочки
торжественно, тихо,
спокойно,
восторженно,
радостно и др.
движение рук и его
выражение лица
в оркестровой яме
работают парами
соотносят
инструменты по
группам
спокойно,
расслабляюще,
плавно
воздушно, сказочно,
красиво
да, и характер и темп
тоже
балерина
Физкультминутка
Распевание
Разучивание песни
1.
Коротко о песне
2.
исполнение (показ) песни – учителем или в
грамзаписи;
3.
беседа с детьми о песне;
4.
чтение поэтического текста песни;
5.
разучивание песни (репетиционный план).
- ознакомление и усвоение первого куплета,
- разучивание всей песни
- закрепление и художественное исполнение песни
V. Рефлексия.
Подведение итогов
урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему вы научились?
- Оцените свою работу на уроке.
Ответы
детей