Напоминание

«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка»


Автор: Гришаева Нина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ «Московская СОШ им. А. П. Кыштымова»
Населённый пункт: село Московское Усть-Абаканского района Республики Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка»
Раздел: среднее образование





Назад




«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка»

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно

текст – основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст

реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая,

воспитательная. Обучающихся необходимо учить навыкам смыслового чтения. Цель которого –

максимально полно и точно понять содержание, практически осмыслить извлеченную информацию.

Системная работа с текстом на уроках русского языка и литературы помогает обучающимся

успешно выполнить задания контрольно-измерительных материалов в итоговой аттестации, а

также требования стандарта :

· кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей,

составлять тезисы и конспекты;

· собирать материал из различных источников, систематизировать и обобщать его;

· строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу,

изученному на уроках русского языка;

· составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

· писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению; ·

писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

· создавать устное публичное выступление в разных жанрах и формах.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы

организации работы с текстом:

комплексная работа с текстом;

лингвостилистический анализ текста;

«самодиктанты»;

сочинение- рассуждение;

редактирование текста;

различные виды диктантов;

интеллектуально-лингвистические упражнения;

1вводные уроки

Задание 1.

Внимательно рассмотрите электронные билеты на самолет и на поезд.

Заполните пробелы в «дырявом» тексте

_________________________(ФИ пассажира) летит на самолёте_______(номер, вид) по маршруту

_________________________________, номер билета ______________________. Время нахождения в

пути:________. В билете указана следующая личная информация о пассажире:

Задание 2.

Выберите из двух текстов информацию для решения проблемы урока: «На каком виде транспорта удобнее

отправиться в Москву?». Основания для сравнения сформулируйте самостоятельно.

.

Основания

для сравнения

Электронный билет на самолёт

Электронный билет на поезд

Задание 3.

Представьте, что вы работаете диктором в аэропорту или на железнодорожном вокзале. Объявите посадку

на самолёт или поезд, выборочно используя информацию из предложенных билетов и дополнив её.

4.

Рефлексия

При работе с данным текстом мы проверили следующие умения: поиск и извлечение информации,

интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и

использование информации из текста.

Поиск и извлечение информации

Информация о пассажире

Данные о билете

Информация о рейсе

Интерпретация и интеграция текста

Проанализировали каждый из несплошных тестов

Сравнили два несплошных текста

Составили сплошной текст по итогам сопоставления двух несплошных текстов

Оценка текста

Ответили на вопрос: «На чём я бы отправился в Москву и почему?»

Использование информации из текста

Творческая профессионально ориентированная работа «Если бы я был диктором на вокзале/ в аэропорту…»

Прочитайте текст. Мы должны, ознакомившись с ним, решить: подписывать этот документ или

нет. Будьте внимательны: решается судьба российского производителя. В чьих интересах принятие

этого документа? Не ошибитесь.

“Поддерживаем требования противников расширения движения за запрещение выдачи

разрешений на беспошлинный ввоз иностранных товаров.”

Поддержка или нарушение прав отечественного производителя в данном документе?

К какому стилю принадлежит текст?

(К официально-деловому.)

Найдите логическое ядро текста.

(Беспошлинный ввоз)

Кого поддерживает данный документ? 

(Иностранного производителя) 

Будем

подписывать?

(Нет)

Несплошной текст

Вопросыпо таблице:

1. Какойтабельныйномер расчетноголиста?

2. За сколько трудовых дней начислена заработная плата?

3.Какуюденежнуюсуммусоставиладоплатазасовмещение?

4. СколькопроцентовотставкиполучаетИльинИ.А. застажработы?

5. КакуюденежнуюсуммуудержалисИльинаИ.А.поНДФЛ?

6. За что начислено больше в процентном

соотношении:А)надбавказастаж;

Б)премия;

В) доплатазасовмещение.

7.Какоеподразделениеотвечаетзаначислениезаработнойплаты?

8. Вкакой суммебылперечисленавансв банк?

9. Запишите ответ на вопрос «Почему общая сумма выплаты составила меньше, чем всясумма

начислений?»

Смешанныйтекст(веб-страницасайта)

Вопросыпотексту

1. Сайткакойорганизациимывидим?(вопросвыявленияобщейориентации)

2. Выберите один правильный ответ: (нахождение информации)Кому на

данном сайтедоступно скачать мобильноеприложение?

А.физическимиюридическимлицам;

Б. индивидуальнымпредпринимателями юридическим лицам;В.

физическим лицамииндивидуальным предпринимателям;

Г.всемвышеперечисленным.

3. Выхотитеобратитьсявналоговуюслужбу,

накакуювкладкунеобходимонажать,чтобыузнатьадресителефон?

4. Составитьтекст, в котором описать, какие услуги можно получить в

федеральнойналоговойслужбе (интерпретациятекста,преобразованиетекста вдругойвид).

5. Видданноготекста?(вопросвыявлениярефлексиинаформу)текстсмешанноговида(веб-

страница сайта).

6. Накакуювкладкунадонажать, чтобызадатьвопрос?

Смешанныйтекст(инфографика)

1. Сколькостранпредставленовтексте?

2. Какие2показателясравниваются?

3.

Пенсионеркакойстраныполучаетпенсию,близкуюксреднемупоказателювсехстран?

4. Вкакой странесамаявысокаяпродолжительностьжизни?

5. ВоскольколетнаступаетпенсионныйвозрастумужчинвАнглии?

6. В каких странах одинаковый пенсионный возраст для женщин?

А)Франция;

Б) США;

В)

Китай;Г)Россия.

7. Покакомупринципуизображеныпенсионерынаданнойкартинке,согласноразмерупенсии?

2 предтекстовая работа - трейлеры по произведениям

3 работа с текстом

Замени иноязычное слово русским.

Юная леди и её импозантный бойфренд, вундеркинд по прозвищу Брейк, тет-а-тет вели беседу в кафе

фаст-фуд. Она

жевала гамбургер, он апатично ел шницель, закусывая его чизбургером. Бармен

поставил компакт-диск с хитом – саундтреком к бестселлеру «Титаник». Леди решительно посмотрела

на своего визави и объявила, что в прошлый уикэнд видела его на презентации в компании юной топ-

модели. «Адюльтер! В наших отношениях негатив и стагнация. Я больше тебе не нужна!» — внезапно

зарыдала красавица, и по её лицу потек мейкап. Бойфренд назвал её слова гнусной инсинуацией: «Это

нонсенс! То, что ты видела, всего лишь бизнес, промоушн новой компьютерной программы». Брейк

клялся ей в любви, обещал отвести подругу в шикарный супермаркет и устроить шопинг. Кроме того,

он дал слово свозить её в недельный шоп-тур по Европе. Консенсус был достигнут. Хэппи-энд.

«Реставрация текста»

биография с пропусками

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в

правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики

Вариант 1. Заполните пропуски:

1.

Место рождения А.С. Пушкина

1.

Имя брата Пушкина

1. Надежда Осиповна Ганнибал

1.

День и год открытия Царскосельского лицея

1.

Поэт, «благословивший» Пушкина на лицейском

экзамене в январе 1815 года

1.

Место службы Пушкина по окончании лицея

1.

Южная ссылка (годы)

1.

Первым из друзей посетил Пушкина в Михайловском

1. Наталья Николаевна Гончарова

1. Осень 1830 года

(название периода в творчестве Пушкина)

1.

Количество детей Пушкина

1.

Дата роковой дуэли Пушкина

Приемы графической переработки учебного материала

Прием «Составление кластера» Приём «Опорный конспект»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием

формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном

порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В

центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные

смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это

могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты,

образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»

центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы,

более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи

пушкин фонвизин

Приемы, используемые при групповой работе:

Помещик

Окружающая

обстановка

портрет

характер

Отношениек

просьбеЧ

ичикова

Манилов(позн

акомилсяв

городе,

ехалпопригла

шению)

Дом

господскийстоя

л одинокона

возвышении;ск

учно-синеватый

лес;деньне

тоясный, не

томрачный,свет

ло-серый; вдоме

чего-нибудь

вечнонедостава

ло;стенывыкра

шеныкакой-

тоголубенькойк

раснойвроде

серенькой

На

взглядчеловек

видный,прият

ный,улыбался

заманчиво;бы

лбелокур,сгол

убымиглазами

Человектаксебе,

нитонисё,нивгор

одеБогдан,нивсе

ле Селифан;дома

говорилочень

мало;много

думал,фантазиро

вал;уже 2 года

читал14-ю

страницу

Удивился,сог

ласилсяперед

атьбесплатно;

незнает,сколь

коу него

умерлокресть

ян

Приём «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в

нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное

количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят,

совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер

передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед

всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время

Прочитайте «Псевдотексты» – это тексты-загадки, состоящие из отрывков произведений

различных жанров. Задача учащегося примерить роль «сыщика»,которому придется

«услышать» голоса разных авторов (интонацию, особенности лексики, строя речи, стиля и

жанра) и из этой «разноголосицы» отрывка выбрать предложения, имеющие отношение

лишь к одному конкретному тексту.

Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две

неделипребываниявгорахпролетелинезаметно.Невольновспоминаешь,какимнезабываемым

остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группойподнялись мы по его

склону. Куда ни глянь - всюду нетронутый снег. Горный рельефобразуется в результате

сложных деформаций земной коры, обусловленныхтектоническими движениями. Различают

высокогорный, среднегорный и низкогорныйтипы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат

листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты.А какая тишина! То была необыкновенная, никем

из нас до сих пор не испытаннаятишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не

прерывал её. Каждый не могне почувствоватьнеповторимойкрасотыгор.

Ответьте на вопросы:

2. Сколько авторов рассказывает о горах?

3. Вычленитьтекстыпочетырёмпризнакам:

един темы

тип речи

стиль текста

способы связи предложений в тексте.

Следующим шагом будет построение плана. Для чего нужен план?

1.

Помогает лучше понять тему текста.

2.

Воспроизвести хронологию событий.

3.

Сохранить последовательность изложения.



В раздел образования