Автор: Лычагина Анна Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Лиманска СОШ №1"
Населённый пункт: Астраханская область, Лиманский район, рп Лиман
Наименование материала: статья
Тема: От компетентного учителя к компетентному ученику
Раздел: среднее образование
От компетентного учителя к компетентному ученику
Одним из факторов, способствующих, повышению конкурентоспособности
учреждений образования, в том числе и дополнительного, является качество
образовательных
услуг,
предоставляемых
социуму.
Качество
образовательных услуг зависит от профессионализма педагога, от его
компетентности. Вопрос компетентности не нов для нашего коллектива. Мы
уже не однократно вели разговор на эту тему, тем более, что вот уже
четвёртый
год
работаем
над
методической
темой
«Повышение
профессионально – педагоги ческой компетентности, мобильности педагога
дополнительного образования в условиях инновационной деятельности
учреждения» Именно педагог является основной фигурой при внедрении в
практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых
условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым
уровнем
профессиональной
компетентности
и
профессионализма.
Одним из направлений инновационной деятельности учреждений является
осуществление педагогами компетентностного подхода , т.е переориентация
доминирующей образовательной парадигмы с
усвоения знаний, умений,
навыков на создание условий для овладения воспитанниками комплексом
компетенций,
направленных
на
формирования
личности,
способной
адаптироваться
в
условиях
социально-политического,
рыночно
-
экономического,
информационно-коммуникационного
насыщенного
пространства. Осуществлять компетентностный подход может, конечно же,
только компетентный педагог. Кто он компетентный педагог?
Скажите,
с
какими
словами
ассоциируется
у
вас
понятия
«компетентный педагог», «компетентностный подход»? (Использование
метода ассоциаций)
Какими комптентностями
должен обладать
педагог, чтобы быть
конкурентоспособным? Их очень много. Но на мой взгляд, наиболее
важными
являются
4:
правовая
компетентность,
коммуникативная,
информационная и профессиональная.
Правовая
компетентность
-
качество
действий
педагога,
обеспечивающих
эффективное
использование
в
профессиональной
деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов
органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Педагог
Должен
знать:
приоритетные
направления
развития
образовательной
системы
Российской
Федерации;
законы
и
иные
нормативные
правовые
акты,
регламентирующие
образовательную
деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы экологии, экономики,
социологии; трудовое законодательство;
Правовая
компетентность
педагога
осуществляется
за
счет
самообразования каждого учителя. В планах по самообразованию первым
пунктом должно проходить изучение нормативно - правовой базы: Закона
об образовании РФ,Конституция России, федеральные законы, указы
президента, акты правительства РФ, приказы минобрнауки России,
На
сегодняшний
день
одним
из
главных
документов,
является
национальная
образовательная стратегия «Наша новая школа», которая
требует от педагогов умение владеть психолого-педагогическими знаниями и
понимать особенности развития школьников, быть профессионалами в
других областях деятельности, способных помочь ребятам найти себя в
будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе
людьми.
Профессия педагог — особенная. Учителя — это те люди, которые всегда
на виду. Прежде всего, педагог должен быть интересен как личность. Как бы
ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно
совершенствовать личностные качества, создавая свой собственный имидж.
Нужно помнить о том, что имидж учреждения определяется и имиджем
педагогов, работающих в нём. Успех в работе определяется умением
управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, проявлять
творческую активность, желание развиваться, двигаться вперед. А все это и
формирует важное качество педагога будущего — коммуникативную
компетентность.
Коммуникативная компетентность
- качество действий педагога,
обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с
другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста,
родителями, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику
и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную
деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским
искусством,
грамотностью
устной
и
письменной
речи,
публичным
представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и
методов презентации, владение методом убеждения, аргументации своей
позиции, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения;
Коммуникативная
компетентность
педагога
включает:
устное,
письменное общение, диалог, монолог, порождение и восприятие текста;
знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; деловую переписку, уровни
воздействия на реципиента. Опыт и готовность к общению в разных
коммуникативных ситуациях. Умение начинать, направлять, контролировать
коммуникативный процесс.
Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и
психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение
общаться. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их
познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Но для
учителя не менее значима и другая сторона – умение слушать. Психологи
утверждают, что лучший собеседник – не тот, кто умеет хорошо говорить, а
тот, кто умеет хорошо слушать. Данная
функция общения позволяет
педагогу не только понимать ученика, но и чувствовать его состояние,
настроение, отношение к учебному материалу и учебному процессу в целом.
Механизмом познания и понимания воспитанников является педагогическая
эмпатия. Она проявляется в умении педагога мысленно поставить себя на
место ученика, проникнуться его состоянием, понять его, сопереживать ему.
Но это возможно лишь тогда, когда педагог понимает самого себя,
объективно анализирует свои мысли, действия, отношения между людьми,
т.е. если у него развита рефлексия. Учитель, владеющий рефлексией и
эмпатийно
воспринимающий
воспитанников,
может
успешно
строить
педагогическое общение, корректировать его, управлять им.
Какие
формы
работы
позволяют
развить
коммуникативные
компетенции педагога?
Важной
функцией
общения
является
организация
совместной
деятельности.
Общение
сопровождает
профессиональную
деятельность
учителя. Урок – это, прежде всего, общение; экскурсии, праздники, – тоже
общение. Успешность всех форм учебной
и внеучебной деятельности
определяется продуманным общением, а также тем, как учитель настроил
учащихся на совместную работу, как строилось общение в процессе ее
организации, завершения, при подведении итогов.
Сегодняшнее время можно назвать временем информационной
революции. Поток информации настолько силен, что учитель порой отстает
и не в состоянии соревноваться с современными информационными
технологиями. Современные дети гораздо быстрее и раньше осваивают все
технические новинки. Ученики не могут простить учителю нерешительность,
неумелость и снисходительно поглядывают на робкие попытки овладеть
работой на компьютере, за манипуляциями с сотовым телефоном и другими
техническими «совершенствами». Каким должен быть современный учитель,
способный воспитать гражданина России. Прежде всего, конечно, он должен
быть
сам
гражданином,
примером
для
подражания,
постоянно
самосовершенствоваться, искать новые знания. Поэтому, сейчас неприлично
не развиваться, не повышать свою информационную компетентность
Информационная компетентность
- качество действий педагога,
обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее
адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим
требованиям,
формулировку
учебной
проблемы
различными
информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу
с
различными
информационными
ресурсами,
профессиональными
инструментами,
готовыми
программно-методическими
комплексами,
позволяющими
проектировать
решение
педагогических
проблем
и
практических задач, использование автоматизированных рабочих мест
учителя
в
образовательном
процессе;
регулярная
самостоятельная
познавательная
деятельность,
готовность
к
ведению
дистанционной
образовательной
деятельности,
использование
компьютерных
и
мультимедийных
технологий,
цифровых
образовательных
ресурсов
в
образовательном процессе, ведение
документации на электронных
носителях.
Рассматривая содержание ИКТ компонента, становится понятно, что он
представляет способность учителя эффективно применять информационно-
коммуникационные технологии не только для подготовки методического и
дидактического материала к занятиям в т/о, но знать и использовать их
возможности при проектировании урока.
Основными элементами процесса формирования ИК являются:
- умение применять информационные технологии для демонстрации
печатных и графических документов;
- умение использовать информационные технологии для демонстрации
аудио- и видеоматериалов на уроке;
- умение создавать презентации;
- умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц,
технологических карт;
- умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с
помощью компьютера;
- умение применять информационные технологии для моделирования
процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;
- умение использовать компьютерное тестирование;
- умение использовать сеть Интернет для решения педагогических
вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к
научным, педагогическим, методическим данным.
Информационные
технологии
в
нашем
Центре
используются
в
различных
формах:
при
подготовке
презентаций,
использование
интернетресурсов, участие в интернет – конкурсах. конференциях, и т.д.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают
необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.
е. его профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность
- качество действий педагога,
обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических
проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных
ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного
опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение
современными
образовательными
технологиями,
технологиями
педагогической диагностики , психолого-педагогической коррекции, снятия
стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их
постоянное совершенствование; использование методических идей, новой
литературы и иных источников информации в области компетенции и
методик
преподавания
для
построения
современных
занятий
с
обучающимися
(воспитанниками,
детьми),
осуществление
оценочно-
ценностной рефлексии.
Исходя из современных требований можно определить основные пути
развития профессиональной компетентности педагога:
1.
Работа в методических объединениях, творческих группах;
2.
Исследовательская, проектная, экспериментальная деятельность;
3.
Инновационная
деятельность,
освоение
новых
педагогических
технологий;
4.
Различные формы педагогической поддержки;
5.
Активное участие в педагогических семинарах , конференциях,
конкурсах , фестивалях, смотрах и т.д.;
6.
Трансляция собственного педагогического опыта;
7.
Использование ИКТ и др.
Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о
создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной
деятельности,
в
процессе
формирования
которого
происходит
самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью
портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и
обобщаются результаты профессиональной деятельности.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если
педагог
сам
не
осознает
необходимости
повышения
собственной
профессиональной компетентности, так как это одно из важнейших условий
повышения качества образования.
Как можно повысить профессиональную компетентность педагога?
Кроме традиционной формы
– курсов повышения квалификации –
существуют и другие, не менее результативные и эффективные.
- Это участие
педагогов в
профессиональных мероприятиях вех
увровней(смотры
педагогического
мастерства,
конкурсы
методической
продукции,
педагогические
конференции,
конкурсы:
«Учитель
года»,
«Воспитать человека», «Сердце отдаю детям» и т.д.).
-
Изучение
опыта
других
педагогов,
самоанализ
собственной
педагогической деятельности и его описание
- Самообразование
- Работа в м/о, профессиональных сообществах, участие в форумах, в
интернет-мероприятиях.
Каждый педагог разрабатывает свою методическую тему. По содержанию
и значимости они разные: от освоения методов и форм работы до внедрения
новых образовательных технологий.
Работа над методической темой обязательно должна быть результативной!
Это или обобщение опыта, или создание методических рекомендации по
разрабатываемой теме; или подборка дидактического материала, или
разработка авторских программ и элективных курсов и т. п.
Таким образом, только непрерывное повышение профессиональной
компетентности может способствовать самореализации личности педагога,
его креативных способностей и способствовать постоянному росту его
профессионального мастерства. И только такой педагог, саморазвивающийся
и самосовершенствующийся, готовый меняться и работать в изменяющихся
условиях способен перевести образовательный процесс на новое качество и
давать учащимся высокий уровень образования.
Каждый педагог, прежде всего, должен знать предмет. Но этого мало.
Чтобы успешно преподавать, необходимо овладеть приёмами преподавания:
методами объяснения, организации самостоятельной работы воспитанников
и т. д. Но и этого мало. Педагог воспитывает. Ему надо овладеть методами
педагогического воздействия, приёмами работы с коллективом и отдельными
учениками, отлично знать психологию.
За каким же педагогом будущее нашего района? Считаю, что
будущее школы за компетентным педагогом.
Источники:
Интернет-ресурсы:
Педагогический совет Тема выступления: Компетентный учитель –
компетентный ученик»
Доклад учителя немецкого языка Васина М.А.
Доклад «От компетентного учителя к компетентному ученику»