Напоминание

Применение интерактивных и активных методов в работе с одаренными школьниками


Автор: Шарова Татьяна Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ №129 Советского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение интерактивных и активных методов в работе с одаренными школьниками
Раздел: полное образование





Назад




Применение активных и интерактивных и методов

в работе с

одаренными школьниками.

«

».

Прежде всего хотелось бы разобраться в понятии

одаренный школьник

-

Одаренность

это умение делать что то лучше других и здесь

не только

,

.

интеллект не только креативность и не только определенная мотивация Это

,

.

комплекс включающий все три характеристики

-

Каждый человек рождается с определенными задатками

природными

.

,

предпосылками способностей Однако чтобы задатки трансформировались в

,

.

способности необходимо наличие ряда социальных факторов

,

Если же способности ребёнка не находят полноценного развития

создать

.

условия для развития его природных возможностей Задача педагога состоит

,

,

в том чтобы в процессе учебной деятельности выявить поддержать и создать

.

условия для талантливого ребёнка

,

Поэтому нужно не столько определять и

измерять одарённость

сколько

.

создавать соответствующую инновационную образовательную среду

Применение активных и интерактивных методов позволяет решать эту

.

,

задачу К методам активного и интерактивного обучения относятся те при

которых каждый обучающийся активно добывает и перерабатывает учебную

,

информацию

после

чего

доносит

изученный

материал

до

других

обучающихся Активный метод обучения с одаренными обучающимися дает

:

следующее преимущество

1.

,

позволяет

добиться

существенно

лучших

результатов

чем

при

.

традиционном общепринятом методе

2

,

.

развивает креативность творческое мышление

3.

повышает мотивацию к обучению и самооценку

4

позволяет определить профессиональную направленность личности

,

Говоря

о

формах

работы с

одаренными

детьми

необходимо

сразу

:

оговорить следующее работа с такими учащимися распадается на две формы

-

.

урочную и внеурочную

,

При

использовании

традиционных

методов

обучения

учителем

у

,

,

одаренного ребенка нет возможности проявить реализовать себя и поэтому

,

его

одолевают

монотонность

а

иногда

и

отрешенность

от

всего

,

происходящего на уроке

поэтому на уроках методы и формы работы с

одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с

методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время

.

отличаться своеобразием Самый первый шаг в работе с такой категорией

,

,

,

детей

это диагностика выявление одаренных мотивированных творческих

.

.

детей

Стараемся

заинтересовать

учащихся

своими

предметами

Само

-

,

желание

сделать

что либо

сверхурочной

деятельности

заниматься

,

исследовательской или проектной деятельностью участвовать в конкурсе или

.

олимпиаде свидетельствует об одарённости Работу по выявлению одаренных

.

детей начинаем на уроках с наблюдения за деятельностью учащихся

Разноуровневая технология позволяет выявить особенности детей

-

.

Первый метод изучения материала это составление контроля знаний

,

,

Для этого мы используем творческие домашние задания в ходе выполнения

.

которых проявляются способности учащихся

Контроль знаний на уроках истории проводится в форме деловой игры на

(

«

»,),

примере

телевизионной

передачи

Своя

игра

с

сопровождением

.

приготовленной

заранее

презентацией

Одаренные

дети

получают

.

опережающее

задание

и

выбирают

интересующую их

область

Класс

,

.

разбивается на команды и каждая команда соревнуется между собой

В

8

,

каждой

номинации

прописываются

вопросов

за

ответы на

которые

.

обучающиеся получают баллы Формами работы является также составление

,

,

.

тренажеров кроссвордов участие в ролевых играх Творческие задания есть

обязательно в каждом параграфе учебников по истории и обществознанию в

«

», «

»

рубрике Учимся быть историками

Практикум

.

Например

:

с

«

»

делайте презентацию на тему

Первые русские православные патриархи

;

н

апишите тезисы доклада на тему

...»;

с

-

делайте презентацию экскурсию

;

п

,

1672 ,

ервая пьеса сыгранная в первом российском придворном театре в

г

была написана на сюжет одной из библейских легенд

,

у

знайте название этой

пьесы и содержание легенды

;

п

ри помощи и

-

нтернет ресурсов расскажите о

технологии

производства

мозаики

;

п

оработай

с

материалами

сайта

и

проанализируй

социологические

данные

;

п

осети

различные

торговые

,

,

организации в своём районе узнай цены на продукты объясни почему цены

,

,

разные сделай выводы что влияет на цену того или иного товара

.

.

и т д

,

Как правило в классе обязательно находится несколько человек которые с

,

,

.

удовольствием делают такие задания мы их обсуждаем оцениваем

,

,

Деятельность

которой занимается ребенок

приносит ему положительные

,

.

эмоции то есть является для него личностно значимой и потому интересной В

,

этом

случае

для

ребенка

характерна

любознательность

страстная

,

увлеченность любимым делом наблюдается ярко выраженная внутренняя

.

мотивация

Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с

,

выходом

за

рамки

изучения

традиционных

тем

что

обеспечивает

индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных

.

форм предъявления учебной информации Тем самым в ходе занятия можно

,

,

отслеживать и диагностировать зачатки одаренности несмотря на то что у

.

каждого обучающегося разная степень одаренности

-

,

Второй метод

работа в

роли эксперта или руководителя

группы что

позволяет развить в одаренном ребенке психологию лидера

.

Сильный ученик

:

,

выполняет роль наставника

помогает понять задачу исправляет ошибки в

.

случае необходимости

-

Одним из видов интерактивного метода обучения является урок практикум

.

,

по праву

Такая форма урока позволяет вообразить учащимся

то чего в их

,

,

непосредственном опыте не было примерить на себя роли членов семьи

,

,

,

,

предпринимателей

потребителей

работадателей

наемных работников

а

.

одаренным детям выступить в роли экспертов

-

-

.

В основе работы на уроке практикуме решение правовых задач В процессе

,

решения задачи учащихся

формируются практические умения и навыки

.

развивается

логическое

и

творческое

мышление

Эта

форма

урока

,

-

,(

применяется недостаточно часто из

за нехватки времени

только на уроках

обществознания

),

однако

примеры

правовых

ситуаций

широко

,

распространены в олимпиадных заданиях а также представлены на едином

государственном экзамене

-

Третий метод проектный Проектное обучение является главным методом

«

»,

работы с

одарёнными детьми

ведь оно развивает творческие способности

.

,

таких

детей Такая

форма

обучения

позволяет

одаренному

ребенку

продолжая

учиться

вместе

со сверстниками и оставаясь

включенным в

,

привычные социальные взаимоотношения вместе с тем качественно углублять

,

свои знания и выявить свои ресурсы в области соответствующей содержанию

его одаренности

Проектную деятельность

я

осуществляю в

урочное и

,

.

внеурочное время ведь это обязательный элемент обучения в условиях ФГОС

.

Продукты проектов в классе

макеты

,

Во внеурочное время

это как правило исследования

подготовленные

.

специально для участия в школьной научной конференции

.

Одаренные

дети

всегда

активные

участники

предметных

недель Здесь

используются

:

,

самые различные формы это викторины интеллектуальные

,

,

,

.

.

игры конференции конкурс газет и плакатов конкурс эссе т д

,

Когда

способности

ребенка

становятся

очевидными

возникает

.

необходимость

их

максимального

развития

Такая

задача

решается

на

.

внеурочных занятиях

С

.

оставляется индивидуальный план для одаренных детей

№ /

п п

Мероприятие

Сроки

1

Подготовка и участие в

(

)

ВСОШ школьной этап

-

Сентябрь октябрь

2

Подготовка и участие в

(

ВСОШ муниципальный

)

этап

-

Октябрь ноябрь

3

Подготовка и участие в

(

ВСОШ региональный

этап

;

заключительный

)

-

Ноябрь декабрь

4

(

)

Подготовка выбор темы

-

и участие в научно

практических

конференциях

-

( 8

2023 )

Ноябрь декабрь

декабря

г

5

Организация и участие в

школьной недели права

декабрь

6

Подготовка и участие во

всероссийских

олимпиадах по

(

,

праву ВШЭ олимпиада

,

-

МВД олимпиада Санкт

Петербурского

.)

Университета и др

В течении года

7

Подготовка и участие в

Всероссийском конкурсе

Учебных судов им Принца

.

.

П Г Ольденбурского

.

-

г Санкт Петербург

В течении года

,

Учащиеся имеют возможность реализовать свои умения и навыки получить

.

объективную оценку от других специалистов Важнейшей формой работы с

.

одаренными

учащимися

являются

олимпиады

Подготовку

к

решению

.

олимпиадных заданий проводим индивидуально

Для этого разработана

.

программа подготовки к олимпиадам

Предметная олимпиада

один из способов определения глубины интереса

,

ребенка

к

предмету

выявления

особых

способностей

к

изучению

определенной предметной

Интерес

у

школьников

вызывает

участие

в

«

».

(

)

проекте

Учебный суд

Под учебным судом далее

суд понимается один

из

,

,

методов обучения права

заключающийся в том что в учебных целях

,

проводится

игровой

суд

на

котором

рассматривается

специально

.

,

подготовленное учебное дело

Сам метод основан на том что обучение

,

навыкам

и

усвоение

материала

происходит

во

время

игры

игра

,

одновременно выступает и фактором который вызывает интерес участников к

.

процессу обучения В ходе деловой игры по модели учебного суда участники

:

,

,

могут

примерить

на

себя

разнообразные

роли

истца

ответчика

их

представителей

в

гражданском

;

,

судопроизводстве

потерпевшего

,

подсудимого их представителей или стороны государственного обвинения в

;

,

уголовном

судопроизводстве

судьи

членов

коллегии

присяжных

;

,

;

заседателей

секретаря

судебного

заседания

судебного

пристава

.

,

свидетелей Если

говорить

о

школьной

модели

то

задачей

педагога

в

,

осуществлении учебного суда

является

направление

учащихся

советом

-

,

помощь в работе с нормативно правовой базой и судебной практикой ответы

.

на сложные вопросы Перед осуществлением суда

с

учащимся

разбирается

материал

,

по материальному и процессуальному праву

в зависимости от

;

,

.

характера дела судебной риторики и этике правоохранительным органам

Для участия в деловой игре участники должны обладать более глубокими

,

знаниями которые должны быть структурированы и могли применяться в

практической

работе

,

.

владеть

ораторским

искусством

На

практике

(

,

закрепляются знаний по ряду тем изучаемых на обществознании например

судебные

органы

),

-

вырабатываются

навыки

по работе

с

нормативно

,

,

правовыми

источниками

отстаивание

собственной

позиции

ведение

.

грамотной речи

Все эти модели работы с одаренными детьми способствуют развитию их

.

талантов

:

При работе с одаренными детьми я учитываю следующие принципы

-

,

у

всех

детей

независимо

от

уровня

одаренности

и

даже

уровня

интеллектуальных

возможностей

необходимо

развивать

их

креативные

,

,

качества

вместе

с

тем

с

детьми

отличающимися

повышенными

,

;

возможностями в усвоении знаний необходимо вести специальную работу

-

работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только

.

в

направлении

их

интеллектуальных

и

творческих

возможностей

Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой

;

основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей

-

необходимо

постоянное

соотнесение

учебных

и

индивидуальных

.

способностей

,

.

Как

правило

одаренным детям интересна

любая

область

науки

Они

,

.

стараются объять необъятное

у них много идей и желаний

Моя задача

,

.

состоит в том чтобы поддержать их и помочь самореализоваться

.



В раздел образования