Автор: Шарова Татьяна Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СШ №129 Советского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение интерактивных и активных методов в работе с одаренными школьниками
Раздел: полное образование
Применение активных и интерактивных и методов
в работе с
одаренными школьниками.
«
».
Прежде всего хотелось бы разобраться в понятии
одаренный школьник
–
-
Одаренность
это умение делать что то лучше других и здесь
не только
,
.
интеллект не только креативность и не только определенная мотивация Это
,
.
комплекс включающий все три характеристики
-
Каждый человек рождается с определенными задатками
природными
.
,
предпосылками способностей Однако чтобы задатки трансформировались в
,
.
способности необходимо наличие ряда социальных факторов
,
Если же способности ребёнка не находят полноценного развития
создать
.
условия для развития его природных возможностей Задача педагога состоит
,
,
в том чтобы в процессе учебной деятельности выявить поддержать и создать
.
условия для талантливого ребёнка
,
Поэтому нужно не столько определять и
измерять одарённость
сколько
.
создавать соответствующую инновационную образовательную среду
Применение активных и интерактивных методов позволяет решать эту
.
,
задачу К методам активного и интерактивного обучения относятся те при
которых каждый обучающийся активно добывает и перерабатывает учебную
,
информацию
после
чего
доносит
изученный
материал
до
других
обучающихся Активный метод обучения с одаренными обучающимися дает
:
следующее преимущество
1.
,
позволяет
добиться
существенно
лучших
результатов
чем
при
.
традиционном общепринятом методе
2
,
.
развивает креативность творческое мышление
3.
повышает мотивацию к обучению и самооценку
4
позволяет определить профессиональную направленность личности
,
Говоря
о
формах
работы с
одаренными
детьми
необходимо
сразу
:
оговорить следующее работа с такими учащимися распадается на две формы
-
.
урочную и внеурочную
,
При
использовании
традиционных
методов
обучения
учителем
у
,
,
одаренного ребенка нет возможности проявить реализовать себя и поэтому
,
его
одолевают
монотонность
а
иногда
и
отрешенность
от
всего
,
происходящего на уроке
поэтому на уроках методы и формы работы с
одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с
методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время
.
отличаться своеобразием Самый первый шаг в работе с такой категорией
–
,
,
,
детей
это диагностика выявление одаренных мотивированных творческих
.
.
детей
Стараемся
заинтересовать
учащихся
своими
предметами
Само
-
,
желание
сделать
что либо
сверхурочной
деятельности
заниматься
,
исследовательской или проектной деятельностью участвовать в конкурсе или
.
олимпиаде свидетельствует об одарённости Работу по выявлению одаренных
.
детей начинаем на уроках с наблюдения за деятельностью учащихся
Разноуровневая технология позволяет выявить особенности детей
-
.
Первый метод изучения материала это составление контроля знаний
,
,
Для этого мы используем творческие домашние задания в ходе выполнения
.
которых проявляются способности учащихся
Контроль знаний на уроках истории проводится в форме деловой игры на
(
«
»,),
примере
телевизионной
передачи
Своя
игра
с
сопровождением
.
приготовленной
заранее
презентацией
Одаренные
дети
получают
.
опережающее
задание
и
выбирают
интересующую их
область
Класс
,
.
разбивается на команды и каждая команда соревнуется между собой
В
8
,
каждой
номинации
прописываются
вопросов
за
ответы на
которые
.
обучающиеся получают баллы Формами работы является также составление
,
,
.
тренажеров кроссвордов участие в ролевых играх Творческие задания есть
обязательно в каждом параграфе учебников по истории и обществознанию в
«
», «
»
рубрике Учимся быть историками
Практикум
.
Например
:
с
«
»
делайте презентацию на тему
Первые русские православные патриархи
;
н
апишите тезисы доклада на тему
...»;
с
-
делайте презентацию экскурсию
;
п
,
1672 ,
ервая пьеса сыгранная в первом российском придворном театре в
г
была написана на сюжет одной из библейских легенд
,
у
знайте название этой
пьесы и содержание легенды
;
п
ри помощи и
-
нтернет ресурсов расскажите о
технологии
производства
мозаики
;
п
оработай
с
материалами
сайта
и
проанализируй
социологические
данные
;
п
осети
различные
торговые
,
,
организации в своём районе узнай цены на продукты объясни почему цены
,
,
разные сделай выводы что влияет на цену того или иного товара
.
.
и т д
,
Как правило в классе обязательно находится несколько человек которые с
,
,
.
удовольствием делают такие задания мы их обсуждаем оцениваем
,
,
Деятельность
которой занимается ребенок
приносит ему положительные
,
.
эмоции то есть является для него личностно значимой и потому интересной В
,
этом
случае
для
ребенка
характерна
любознательность
страстная
,
увлеченность любимым делом наблюдается ярко выраженная внутренняя
.
мотивация
Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с
,
выходом
за
рамки
изучения
традиционных
тем
что
обеспечивает
индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных
.
форм предъявления учебной информации Тем самым в ходе занятия можно
,
,
отслеживать и диагностировать зачатки одаренности несмотря на то что у
.
каждого обучающегося разная степень одаренности
-
,
Второй метод
работа в
роли эксперта или руководителя
группы что
позволяет развить в одаренном ребенке психологию лидера
.
Сильный ученик
:
,
выполняет роль наставника
помогает понять задачу исправляет ошибки в
.
случае необходимости
-
Одним из видов интерактивного метода обучения является урок практикум
.
,
по праву
Такая форма урока позволяет вообразить учащимся
то чего в их
,
,
непосредственном опыте не было примерить на себя роли членов семьи
,
,
,
,
предпринимателей
потребителей
работадателей
наемных работников
а
.
одаренным детям выступить в роли экспертов
-
-
.
В основе работы на уроке практикуме решение правовых задач В процессе
,
решения задачи учащихся
формируются практические умения и навыки
.
развивается
логическое
и
творческое
мышление
Эта
форма
урока
,
-
,(
применяется недостаточно часто из
за нехватки времени
только на уроках
обществознания
),
однако
примеры
правовых
ситуаций
широко
,
распространены в олимпиадных заданиях а также представлены на едином
государственном экзамене
-
Третий метод проектный Проектное обучение является главным методом
«
»,
работы с
одарёнными детьми
ведь оно развивает творческие способности
.
,
таких
детей Такая
форма
обучения
позволяет
одаренному
ребенку
продолжая
учиться
вместе
со сверстниками и оставаясь
включенным в
,
привычные социальные взаимоотношения вместе с тем качественно углублять
,
свои знания и выявить свои ресурсы в области соответствующей содержанию
его одаренности
Проектную деятельность
я
осуществляю в
урочное и
,
.
внеурочное время ведь это обязательный элемент обучения в условиях ФГОС
–
.
Продукты проектов в классе
макеты
—
,
Во внеурочное время
это как правило исследования
подготовленные
.
специально для участия в школьной научной конференции
.
Одаренные
дети
всегда
активные
участники
предметных
недель Здесь
используются
:
,
самые различные формы это викторины интеллектуальные
,
,
,
.
.
игры конференции конкурс газет и плакатов конкурс эссе т д
,
Когда
способности
ребенка
становятся
очевидными
возникает
.
необходимость
их
максимального
развития
Такая
задача
решается
на
.
внеурочных занятиях
С
.
оставляется индивидуальный план для одаренных детей
№ /
п п
Мероприятие
Сроки
1
Подготовка и участие в
(
)
ВСОШ школьной этап
-
Сентябрь октябрь
2
Подготовка и участие в
(
ВСОШ муниципальный
)
этап
-
Октябрь ноябрь
3
Подготовка и участие в
(
ВСОШ региональный
этап
;
заключительный
)
-
Ноябрь декабрь
4
(
)
Подготовка выбор темы
-
и участие в научно
практических
конференциях
-
( 8
2023 )
Ноябрь декабрь
декабря
г
5
Организация и участие в
школьной недели права
декабрь
6
Подготовка и участие во
всероссийских
олимпиадах по
(
,
праву ВШЭ олимпиада
,
-
МВД олимпиада Санкт
Петербурского
.)
Университета и др
В течении года
7
Подготовка и участие в
Всероссийском конкурсе
Учебных судов им Принца
.
.
П Г Ольденбурского
.
-
г Санкт Петербург
В течении года
,
Учащиеся имеют возможность реализовать свои умения и навыки получить
.
объективную оценку от других специалистов Важнейшей формой работы с
.
одаренными
учащимися
являются
олимпиады
Подготовку
к
решению
.
олимпиадных заданий проводим индивидуально
Для этого разработана
.
программа подготовки к олимпиадам
–
Предметная олимпиада
один из способов определения глубины интереса
,
ребенка
к
предмету
выявления
особых
способностей
к
изучению
определенной предметной
Интерес
у
школьников
вызывает
участие
в
«
».
(
–
)
проекте
Учебный суд
Под учебным судом далее
суд понимается один
из
,
,
методов обучения права
заключающийся в том что в учебных целях
,
проводится
игровой
суд
на
котором
рассматривается
специально
.
,
подготовленное учебное дело
Сам метод основан на том что обучение
,
навыкам
и
усвоение
материала
происходит
во
время
игры
игра
,
одновременно выступает и фактором который вызывает интерес участников к
.
процессу обучения В ходе деловой игры по модели учебного суда участники
:
,
,
могут
примерить
на
себя
разнообразные
роли
истца
ответчика
их
представителей
в
гражданском
;
,
судопроизводстве
потерпевшего
,
подсудимого их представителей или стороны государственного обвинения в
;
,
уголовном
судопроизводстве
судьи
членов
коллегии
присяжных
;
,
;
заседателей
секретаря
судебного
заседания
судебного
пристава
.
,
свидетелей Если
говорить
о
школьной
модели
то
задачей
педагога
в
,
осуществлении учебного суда
является
направление
учащихся
советом
-
,
помощь в работе с нормативно правовой базой и судебной практикой ответы
.
на сложные вопросы Перед осуществлением суда
с
учащимся
разбирается
материал
,
по материальному и процессуальному праву
в зависимости от
;
,
.
характера дела судебной риторики и этике правоохранительным органам
Для участия в деловой игре участники должны обладать более глубокими
,
знаниями которые должны быть структурированы и могли применяться в
практической
работе
,
.
владеть
ораторским
искусством
На
практике
(
,
закрепляются знаний по ряду тем изучаемых на обществознании например
судебные
органы
),
-
вырабатываются
навыки
по работе
с
нормативно
,
,
правовыми
источниками
отстаивание
собственной
позиции
ведение
.
грамотной речи
Все эти модели работы с одаренными детьми способствуют развитию их
.
талантов
:
При работе с одаренными детьми я учитываю следующие принципы
-
,
у
всех
детей
независимо
от
уровня
одаренности
и
даже
уровня
интеллектуальных
возможностей
необходимо
развивать
их
креативные
,
,
качества
вместе
с
тем
с
детьми
отличающимися
повышенными
,
;
возможностями в усвоении знаний необходимо вести специальную работу
-
работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только
.
в
направлении
их
интеллектуальных
и
творческих
возможностей
Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой
;
основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей
-
необходимо
постоянное
соотнесение
учебных
и
индивидуальных
.
способностей
,
.
Как
правило
одаренным детям интересна
любая
область
науки
Они
,
.
стараются объять необъятное
у них много идей и желаний
Моя задача
,
.
состоит в том чтобы поддержать их и помочь самореализоваться
.