Напоминание

« Первые дни ребенка в школе»


Автор: Дубовик Светлана Тарасовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: « Первые дни ребенка в школе»
Раздел: начальное образование





Назад




Статья « Первые дни ребенка в школе»

Дубовик С.Т., учитель начальных классов

Начало – это всегда самое трудное, особенно для семилетнего ребёнка. Ведь он вступает в

самостоятельную жизнь. И насколько успешно и легко пройдут его школьные годы, во

многом зависит от первых шагов.

Учение в школе - это новый период в жизни ребёнка. Очень важно, чтобы с первых дней

пребывания в школе ребёнок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть

успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко

"вживаются" в новые условия жизни - школьное обучение.

Работая в школе, я знаю, как трудно дети привыкают к школе, учителю, коллективу.

Самое важное – это восстановление у ребёнка положительного отношения к повседневной

школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребёнка. Когда

учёба приносит радость, школа не является проблемой.

Успешность ребёнка зависит от готовности к обучению в школе в свете Федеральных

Государственных Образовательных Стандартов, что предполагает сформированность у

первоклассника универсальных учебных действий:

1. Социальная готовность – (коммуникативные УУД) – предполагает развитие у

детей сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и

согласованно

выполнять

совместную

деятельность,

распределять

роли,

взаимно

корректировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно

выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать,

строить отношения как с учителем, так и со сверстниками.

2. Личностная готовность – предполагает, что первоклассник должен понимать и

выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать,

контролировать себя. По новым стандартам это звучит так: личностные УУД – осознание,

исследование и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и

правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.

Главное

в

первом

классе

это

формирование

учебной

мотивации:

развитие

познавательных («Хочу всё знать») и социальных («Хочу стать взрослым…») мотивов у

первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению

статуса ученика.

3. Предполагает

и

сформированность

регулятивных

УУД

умение

управлять

познавательной деятельностью.

Первоклассник должен быть готов:

- Внимательно слушать задания, инструкции.

- Ставить цель перед выполнением задания.

- Планировать способы его выполнения.

- Контролировать правильность выполнения.

- Корректировать (исправлять) свои действия.

- Оценивать успешность своей работы.

4.

Интеллектуальная,

умственная

готовность

предполагает

сформированность

познавательных УУД:

- исследование, поиск, отбор и систематизация необходимой информации;

- моделирование, структурирование;

- обобщение и практическое применение изучаемого материала;

- развитие мыслительных операций.

Важно не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить

писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышлений, а не сумма знаний.

Для того чтобы помочь каждому ребёнку из моего класса адаптироваться к новой

жизненной ситуации я строю обучение с учётом особенностей организации деятельности

детей данного года жизни. Особое внимание со стороны учителя требуют первые дни

пребывания ребенка в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей,

как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим

поведением связаны с особенностями их психики. Важно не делать детям резких

замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных

проявлениях ученика. Не допустим авторитарный тип общения. Я всегда подчёркиваю

достоинства и успехи детей, стараюсь наладить их отношения со сверстниками. В первые

месяцы учебного года я не вызываю к доске детей, не уверенных в себе, стеснительных.

Учу детей организовывать свою деятельность, планировать свои действия. Особое

внимание уделяю структуре урока. Для первоклассников актуальны виды деятельности,

которыми они занимались в дошкольном возрасте. Это игра. Принципиально важно

обратить внимание на два вида игр – ролевые и дидактические. Особенно в первые недели

учебы дидактические игры должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены

и динамическую паузу. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного

поведения, воображения, творчества ученика. Ш. А. Амонашвили считает, что было бы

очень хорошо, если бы ребенок включался в учение с таким же желанием, с каким он

включается в игру. Учебная работа должна быть организована как разнообразная

деятельность, в которой даже первоклассник сам добывает знания, проводит опыты,

наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления.

Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому

доставляет радость и удовольствие.

Используя на уроках дидактические игры, я позволяю детям подвигаться. В зависимости

от характера заданий, дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться,

подходить к столу учителя, к игрушкам и т. д.

Школа, урок – продолжение жизни ребёнка. Ребёнок никогда не расстается с тем, что он

любит, к чему стремится. Он идёт в школу не только за знаниями, которые даёт учитель,

но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями.

Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а

со словами и слогами – забавные истории и превращения, когда задачи звучат как загадки,

а рассказ – как путешествие, учиться маленькому ученику интересно, потому что учение

становится продолжением общего радостного мироощущения ребенка.

Чтобы

создать

ощущение

«радости

жизни»,

не

надо

бояться

обвинения

в

развлекательности, наоборот, считает Ш.А.Амонашвили, именно эти «отступления»,

временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют

урок важным для них смыслом. Поздравить именинника, обменяться мнениями,

посоветоваться, пошутить, вспомнить весёлую историю и т. д. – всё это и создаёт

непринуждённую обстановку на уроке.

Для сплочения детского коллектива и создания благоприятного климата в классе большую

роль играют внеклассные мероприятия и праздники, на которые приглашаются родители.

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года благоприятным для

проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит знакомство детей

с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта,

реальных

ярких

впечатлений,

которые

очень

важны

для

успешного

познания

окружающего. Прогулки и экскурсии провожу с целью развития навыков восприятия,

эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов.

Используя всё это, учитель значительно облегчит прохождение адаптационного периода у

учащихся,

способствует

созданию

доброжелательной

атмосферы,

позволяющую

школьникам и учителю понять друг друга, создать атмосферу сотрудничества учитель –

родитель.

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы

образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас

очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось всё: и дети, и их родители, и

отношение

семьи

к

школе.

Для

многих

детей

очень

трудным

становится

взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа

ценностей, изменился круг интересов детей.

И поэтому, сегодня усилия многих людей: родителей, воспитателей ДОУ, учителей и

психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к

школе, а также на сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства,

школа – это важный жизненный опыт. Школа ставит первоклассника в «жёсткие рамки

правил и требований», которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила

вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда

понятны.

Важное

значение

успешной

адаптации

играет

соблюдение

режима

дня

первоклассника: суточный сон – 11,5 часов, подъём, утренняя гимнастика, питание,

прогулки – 3-3,5 часов в день, занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с

перерывами через 20 минут. Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без

спешки, игры, любимые занятия, посильная помощь по дому, общение с родными, за

компьютером – не более 15 -20 минут с гимнастикой для глаз и осанки. Обязательно,

совместная подготовка к школе с вечера: собрать портфель, приготовить одежду,

обсудить меню завтрака, отход ко сну – в одно и то же время, после спокойных игр и

гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.

В моей практике нередки были случаи, когда трудности ребёнка в адаптации к школе

были связаны с отношением родителей к школьной жизни, к школьным успехам ребёнка.

Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет

плохо, опасения, что ребёнок будет простужаться, болеть. С другой стороны, это

ожидание от ребёнка только очень высоких достижений и активное демонстрирование

ему своего недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет.

Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие

родителей – залог успешной адаптации первоклассника.

Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребёнку, чтобы обучение

стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребёнка, а так

же установлению положительного эмоционального контакта между учеником и его

первым учителем.



В раздел образования