Автор: Дубовик Светлана Тарасовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: « Первые дни ребенка в школе»
Раздел: начальное образование
Статья « Первые дни ребенка в школе»
Дубовик С.Т., учитель начальных классов
Начало – это всегда самое трудное, особенно для семилетнего ребёнка. Ведь он вступает в
самостоятельную жизнь. И насколько успешно и легко пройдут его школьные годы, во
многом зависит от первых шагов.
Учение в школе - это новый период в жизни ребёнка. Очень важно, чтобы с первых дней
пребывания в школе ребёнок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть
успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко
"вживаются" в новые условия жизни - школьное обучение.
Работая в школе, я знаю, как трудно дети привыкают к школе, учителю, коллективу.
Самое важное – это восстановление у ребёнка положительного отношения к повседневной
школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребёнка. Когда
учёба приносит радость, школа не является проблемой.
Успешность ребёнка зависит от готовности к обучению в школе в свете Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов, что предполагает сформированность у
первоклассника универсальных учебных действий:
1. Социальная готовность – (коммуникативные УУД) – предполагает развитие у
детей сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и
согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять
роли,
взаимно
корректировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно
выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать,
строить отношения как с учителем, так и со сверстниками.
2. Личностная готовность – предполагает, что первоклассник должен понимать и
выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать,
контролировать себя. По новым стандартам это звучит так: личностные УУД – осознание,
исследование и принятие жизненных ценностей, ориентировка в нравственных нормах и
правилах, выработка своей жизненной позиции в отношении мира.
Главное
в
первом
классе
–
это
формирование
учебной
мотивации:
развитие
познавательных («Хочу всё знать») и социальных («Хочу стать взрослым…») мотивов у
первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению
статуса ученика.
3. Предполагает
и
сформированность
регулятивных
УУД
–
умение
управлять
познавательной деятельностью.
Первоклассник должен быть готов:
- Внимательно слушать задания, инструкции.
- Ставить цель перед выполнением задания.
- Планировать способы его выполнения.
- Контролировать правильность выполнения.
- Корректировать (исправлять) свои действия.
- Оценивать успешность своей работы.
4.
Интеллектуальная,
умственная
готовность
предполагает
сформированность
познавательных УУД:
- исследование, поиск, отбор и систематизация необходимой информации;
- моделирование, структурирование;
- обобщение и практическое применение изучаемого материала;
- развитие мыслительных операций.
Важно не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить
писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышлений, а не сумма знаний.
Для того чтобы помочь каждому ребёнку из моего класса адаптироваться к новой
жизненной ситуации я строю обучение с учётом особенностей организации деятельности
детей данного года жизни. Особое внимание со стороны учителя требуют первые дни
пребывания ребенка в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей,
как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим
поведением связаны с особенностями их психики. Важно не делать детям резких
замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных
проявлениях ученика. Не допустим авторитарный тип общения. Я всегда подчёркиваю
достоинства и успехи детей, стараюсь наладить их отношения со сверстниками. В первые
месяцы учебного года я не вызываю к доске детей, не уверенных в себе, стеснительных.
Учу детей организовывать свою деятельность, планировать свои действия. Особое
внимание уделяю структуре урока. Для первоклассников актуальны виды деятельности,
которыми они занимались в дошкольном возрасте. Это игра. Принципиально важно
обратить внимание на два вида игр – ролевые и дидактические. Особенно в первые недели
учебы дидактические игры должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены
и динамическую паузу. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного
поведения, воображения, творчества ученика. Ш. А. Амонашвили считает, что было бы
очень хорошо, если бы ребенок включался в учение с таким же желанием, с каким он
включается в игру. Учебная работа должна быть организована как разнообразная
деятельность, в которой даже первоклассник сам добывает знания, проводит опыты,
наблюдает, исследует, делает выводы, свободно высказывает свои мысли и впечатления.
Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому
доставляет радость и удовольствие.
Используя на уроках дидактические игры, я позволяю детям подвигаться. В зависимости
от характера заданий, дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться,
подходить к столу учителя, к игрушкам и т. д.
Школа, урок – продолжение жизни ребёнка. Ребёнок никогда не расстается с тем, что он
любит, к чему стремится. Он идёт в школу не только за знаниями, которые даёт учитель,
но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями.
Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а
со словами и слогами – забавные истории и превращения, когда задачи звучат как загадки,
а рассказ – как путешествие, учиться маленькому ученику интересно, потому что учение
становится продолжением общего радостного мироощущения ребенка.
Чтобы
создать
ощущение
«радости
жизни»,
не
надо
бояться
обвинения
в
развлекательности, наоборот, считает Ш.А.Амонашвили, именно эти «отступления»,
временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют
урок важным для них смыслом. Поздравить именинника, обменяться мнениями,
посоветоваться, пошутить, вспомнить весёлую историю и т. д. – всё это и создаёт
непринуждённую обстановку на уроке.
Для сплочения детского коллектива и создания благоприятного климата в классе большую
роль играют внеклассные мероприятия и праздники, на которые приглашаются родители.
Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года благоприятным для
проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит знакомство детей
с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта,
реальных
ярких
впечатлений,
которые
очень
важны
для
успешного
познания
окружающего. Прогулки и экскурсии провожу с целью развития навыков восприятия,
эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов.
Используя всё это, учитель значительно облегчит прохождение адаптационного периода у
учащихся,
способствует
созданию
доброжелательной
атмосферы,
позволяющую
школьникам и учителю понять друг друга, создать атмосферу сотрудничества учитель –
родитель.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы
образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас
очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось всё: и дети, и их родители, и
отношение
семьи
к
школе.
Для
многих
детей
очень
трудным
становится
взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа
ценностей, изменился круг интересов детей.
И поэтому, сегодня усилия многих людей: родителей, воспитателей ДОУ, учителей и
психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к
школе, а также на сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства,
школа – это важный жизненный опыт. Школа ставит первоклассника в «жёсткие рамки
правил и требований», которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила
вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда
понятны.
Важное
значение
успешной
адаптации
играет
соблюдение
режима
дня
первоклассника: суточный сон – 11,5 часов, подъём, утренняя гимнастика, питание,
прогулки – 3-3,5 часов в день, занятия дома – с 16 до 20 часов, не более одного часа с
перерывами через 20 минут. Внешкольные занятия – по состоянию ребёнка, спокойно, без
спешки, игры, любимые занятия, посильная помощь по дому, общение с родными, за
компьютером – не более 15 -20 минут с гимнастикой для глаз и осанки. Обязательно,
совместная подготовка к школе с вечера: собрать портфель, приготовить одежду,
обсудить меню завтрака, отход ко сну – в одно и то же время, после спокойных игр и
гигиенических процедур. Спать ребёнок должен при полной тишине и темноте.
В моей практике нередки были случаи, когда трудности ребёнка в адаптации к школе
были связаны с отношением родителей к школьной жизни, к школьным успехам ребёнка.
Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребёнку в школе будет
плохо, опасения, что ребёнок будет простужаться, болеть. С другой стороны, это
ожидание от ребёнка только очень высоких достижений и активное демонстрирование
ему своего недовольства тем, что он с чем-то не справляется, чего-то не умеет.
Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие
родителей – залог успешной адаптации первоклассника.
Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребёнку, чтобы обучение
стало ценным и позитивным и способствовало бы личностному развитию ребёнка, а так
же установлению положительного эмоционального контакта между учеником и его
первым учителем.