Автор: Тихонова Ольга Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ № 24"МО РФ Населённый пункт: Г. Вольск - 18 Наименование материала: методическая разработка Тема: Устный детский журнал "Ты и твоё тело" Раздел: начальное образование
Сегодня вашему вниманию предлагается проект, разработанный
Тихоновой Ольгой
Александровной
. Проект будет интересен учителям и воспитателям начальной школы.
Данный материал может быть использован на уроках ОЗОЖ, при проведении внеклассных
мероприятий, направленных на воспитание навыков здорового образа жизни.
ПРОЕКТ
Устный детский журнал «ТЫ И ТВОЁ ТЕЛО»
ЧАСТИ ТЕЛА
1 слайд. Вступительное слово. Постановка целей и задач.
2 слайд. «Ты и твоё тело»
3 слайд. Какой же он, человек?
Посмотрите вокруг. Как много всего
интересного!
Цветы,
солнышко,
люди….
А
задумывались
ли
вы
когда-нибудь:
Почему
светит солнце? Откуда в небе берутся облака?
Почему летом тепло, а зимой холодно?
Оказывается,
в
природе
всё
не
случайно,
всё
подчиняется
определённым
правилам. И всё же на нашей планете нет
ничего более удивительного, чем человек!
Какой же он – человек? Как двигается,
питается,
дышит?
Человеческий
организм
представляет
собой
сложный
механизм,
в
котором
всё
взаимосвязано.
Есть
части
и
органы,
составляющие
единое
цело е,
работают чётко и слаженно. Именно поэтому
человек
способен
развиваться,
быт ь
самостоятельным,
сильным,
преодолевать
трудности.
За сотни лет учёные многое узнали об
организме
человека.
Люди
научились
понимать его, заботиться о нём, использовать
его возможности. И ваш организм ждёт от вас
внимания
и
чуткого
отношения,
особенно
сейчас,
когда
вы
стремительно
растёте
и
развиваетесь.
4.
слайд.
Из
чего
состоит
и
как
работает.
Наверное, вам не раз хотелось узнать,
из чего состоит и как работает подаренная на
день рождения
машинка, кукла или мягкая
игрушка?
В
окружающем
нас
мире
тоже
многое
состоит
из
частей.
Имеют
своё
строение
растения,
животные
и
даже
…
капельки воды.
5 слайд. И тело человека состоит из
частей. Их всего пять. Это ГОЛОВА, ШЕЯ,
ТУЛОВИЩЕ,
РУКИ
И
НОГИ.
Части
тела
действуют настолько слажено, что мы даже
этого
не
замечаем.
(Запомните
название
частей тела)
1
6 слайд. На заметку.
Красота человека во многом определяется
соразмерностью частей его тела. Не
огорчайся, если твоя фигура не совершенна –
занятия физкультурой, спортом, танцами
помогут тебе исправить недостатки.
Вопросы.
7 слайд.
Тело человека гибкое, подвижное – поэтому
ты можешь выполнять различные движения.
8 слайд . Рассмотри рисунок и убедись в этом.
1.
Кто по утрам делает зарядку?
2.
Кто посещает спортивные секции?
3.
Какую пользу приносит вам занятие спортом?
ФИЗМИНУТКА. (разучить и выполнить)
По тропинке леший шёл,
На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (приседания)
Леший сладко потянулся, (Потягивания –
рук вверх)
А потом назад прогнулся,
А потом вперёд прогнулся
И до пола протянулся. (Наклоны вперёд и
назад)
И налево, и направо
Повернулся. Вот и славно. ( Повороты
туловища вправо и влево)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся за
парты)
9 слайд. Ты всё время растёшь.
Текст. С самого рождения ты всё
время растёшь. Сначала тело и
все его части растут быстро,
затем рост замедляется и
постепенно совсем
останавливается.
10 слайд. На заметку.
*Рост самого высокого человека на Земле составлял 2 м 83 см.
*Встречаются и люди ростом меньше 1 м 20 см.
*Рост же самого маленького человека, жившего на Земле, было всего 48 см!
11 слайд. Задание.
Возьми чистый лист бумаги и обведи на нём сначала свою ладонь, а сверху - ладонь соседа
по парте. У кого ладонь больше? Подумай, почему?
12 слайд. Пословицы.
ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ,
НОГИ НОСЯТ, А РУКИ КОРМЯТ,
ЛЕГЧЕ РУКАМИ РАБОТАТЬ, ЧЕМ ГОЛОВОЙ.
Вопросы.
2
1.Названия каких частей тела встречаются в тексте пословиц?
2. Как вы понимаете смысл каждой пословицы?
СКЕЛЕТ
1 слайд. Скелет.
Многие
окружающие
нас
вещи
имеют
прочную основу, поэтому они не рассыпаются
и не разваливаются. У дома есть фундамент, у
корабля – каркас, у будильника – корпус. Твоё
тело тоже имеет лёгкую и прочную основу –
СКЕЛЕТ,
который
поддерживает
тело,
придаёт ему форму и защищает внутренние
органы.
2 слайд.
Текст. У каждого человека более 200 костей.
Кости черепа защищают голову и находящийся в ней мозг.
Кости грудной клетки защищают лёгкие и сердце.
Кости позвоночника помогают телу изгибаться.
Кости рук и ног помогают совершать разные движения.
3 слайд. Это интересно.
Несмотря на то, что кости скелета довольно лёгкие,
они прочнее железобетона и крепче дуба.
4 слайд. Знаешь ли ты …….
А знаешь ли ты, что к вечеру твой рост уменьшается на 1-2 см,
а утром, после отдыха, снова восстанавливается?
Подумай, почему так происходит?
МЫШЦЫ
5 слайд. Наши мышцы.
Попробуйте-ка
сесть
на
стул,
не
сгибая
коленей или сказать что-нибудь не раскрывая
рта.
Ничего
у
вас
не
получится!
А
знаете
почему?
Потому
что
не
работают
ваши
мышцы, а без них кости скелета двигаться не
могут.
Мышцы прочно прикреплены к скелету, они
не
любят
лениться
и
должны
постоянно
работать – сжиматься и разжиматься. Именно
благодаря
мышцам
вы
можете
прыгать
и
бегать, говорить и смеяться, моргать, жевать,
крутить
головой
и
размахивать
руками.
Мышцы заставляют работать и внутренние
органы:
сердце,
лёгкие,
желудок
и
другие.
Именно
развитые
мышцы
делают
человека
физически сильным.
3
6 слайд. Это интересно.
А знаешь ли ты, что длительного полёта у космонавтов без нагрузки настолько слабеют мышцы,
что им бывает не только трудно ходить, но даже поднимать руки?
7 слайд. Задание.
Мышцы лица определяют его выражение, или мимику.
Рассмотрите рисунки и убедитесь в этом.
А теперь состройте смешную рожицу,
смешную физиономию,
а теперь изобразите мордашку
любимого героя из мультфильма.
ЗНАЙТЕ , что когда человек хмурится, у него напрягаются 17 мышц лица, а когда улыбается –
только 9. Поэтому чаще улыбайся.
8 слайд. На заметку.
Во время смеха у тебя напрягаются не только мышцы лица,
но и живота.
Вот почему от смеха может «разболеться» живот.
ГОЛОВА И ШЕЯ.
1 слайд. Голова и шея.
Задумывались
ли
вы
когда–нибудь,
какая
из
частей
тела
самая
важная?
Конечно это ГОЛОВА. Ведь именно в
голове
находится
мозг
–
главный
командир,
который
управляет
всеми
действиями тела. На голове находятся
глаза, уши, нос, рот, растут волосы.
Рот, глаза, нос, и брови – это лицо. На
нём отражается твоё настроение и твоё
самочувствие.
Голова соединяется с туловищем при
помощи ШЕИ. Именно шея помогает
нам увидеть то, что находится наверху,
внизу, слева и справа.
4
2 слайд. На заметку.
Когда переходишь дорогу –
поворачивай голову налево, потом направо.
ВОПРОС: Для чего это надо делать?
3 слайд. Задание.
Рассмотри лицо своего соседа по парте. Какого цвета у него глаза? Какой формы рот и нос.
Какого цвета волосы? А теперь попробуйте нарисовать его портрет.
4 слайд.
Это интересно! Всего на голове человека примерно 100 000 волосинок. Это очень много!
Красивые
густые
волосы
-
признак
здоровья.
Ухаживай
за
ними:
регулярно
мой
и
чаще
расчёсывай.
МОЗГ И НЕРВНАЯ СИСТЕМА
5 слайд. Центральный компьютер.
Отгадайте загадку: « Что не спит в человеке,
когда он спит?» Правильно, это МОЗГ, С его
помощью вы ходите, думаете, говорите.
Многими действиями мозг умеет управлять с
самого рождения. Но ещё больше твой мозг
узнаёт и осваивает в течение жизни. Умение
учиться -одна из удивительных способностей
человеческого мозга. Сведения об
окружающем мире поступают в мозг по
НЕРВАМ, которые тонкими ниточками
пронизывают весь свой организм. Мозг
собирает эту информацию, запоминает её и
при необходимости использует.
6 слайд. Командный пункт.
На прогулке можно попрыгать и побегать!
Какое вкусное мороженое!
Это так здорово помогать друзьям!
Ты устал за день? Пора и отдохнуть!
Поднимайся – пора умываться и завтракать!
Какая
интересная
история
–
надо
её
запомнить!
На улице прохладно – надень куртку!
7 слайд. Задание.
Именно потому, что человек способен думать, он создал много полезных вещей.
Например, компьютер и телефон. А какие ещё «умные» вещи вы знаете?
8 слайд. Поиграем.
Проверь свою наблюдательность –
найди на рисунке 5 отличий.
5
9 слайд. На заметку.
Чтобы твой мозг хорошо работал,
хорошо кушай, больше отдыхай
и чаще бывай на свежем воздухе.
ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Чтобы организм успел, как следует отдохнуть,
малышу в 4 года надо спать 12 часов,
ребёнку в 9 лет – 10 часов,
а взрослому – не менее 6 часов в день
.
ТУЛОВИЩЕ
1 слайд. Какая часть тела – самая
большая?
Как ты думаешь, какая часть тела – самая
большая? Правильно, это
ТУЛОВИЩЕ. В нём, как в сундучке,
хранятся сердце, лёгкие, желудок и
другие разные органы. Они компактно
размещены внутри человеческого тела
и выполняют свою работу.
2 слайд.
Прочитайте название основных органов и запомните их.
3 слайд. На заметку.
Чтобы быть здоровым, вы должны ухаживать за своим телом: держать его в чистоте, соблюдать
режим, пить чистую воду и натуральные соки, есть здоровую пищу, тренировать мышцы и
заниматься физкультурой.
4 слайд. Задание.
Как здорово зимой кататься на лыжах!
Рассмотрите картинки: что перепутал
художник на каждой из них?
5 слайд. Сердце тук, тук, тук!
Приложите ладошку к своей груди с левой
стороны. Слышите, что-то стучит внутри?
Это бьётся СЕРДЦЕ, Его нельзя увидеть, но
можно почувствовать или услышать. Сердце
постоянно работает и никогда не отдыхает.
Как мощный насос, оно выталкивает кровь и
гонит её по специальным трубочкам-
СОСУДАМ по всему телу и ко всем органам.
6 слайд. Задание.
6
Сожми руку в кулачок. Вот такой величины твоё сердце.
7 слайд. Это интересно.
Если ты спокоен, сердцем стучит ровно, медленно. А когда ты бегаешь или волнуешься, то и
сердце «волнуется» - Бьётся гораздо быстрее.
8 слайд. Задание.
Ты можешь узнать, как часто бьётся твоё сердце.
Для этого положи пальцы одной руки на запястье другой
и с помощью часов или секундомера измерь свой пульс –
количество ударов сердца за 1 минуту.
9 слайд.
На заметку .
Если вдруг ты порезался или поцарапался, тщательно промой это место
чистой водой, смажь йодом и заклей пластырем. Тогда никакие
микробы не смогут попасть в кровь через ранку.
ЛЁГКИЕ
1 слайд. Лёгкие.
Внутри грудной клетки каждого человека есть ЛЁГКИЕ. Их так называют, потому что они и
вправду очень лёгкие. Они похожи на два воздушных шарика и помогают нам дышать.
Главная работа лёгких- забрать из воздуха кислород и отправить его в кровь .
Лёгкие очень любят свежий воздух, а табачный дым и выхлопные газы
от автомобиля им вредны.
2 слайд. Задание.
Вы, наверное, видели, как дышит, высунув язык, собака. Попробуйте
подышать так же. Как вы думаете, почему она так делает?
3 слайд.
Это интересно.
За одну минуту человек делает 16-20 вдохов и выдохов, маленькая мышка – 200, а огромный слон
– 10. Подумайте, почему так?
4 слайд.
Тренировка. Проводится тренировка.
Тренировать лёгкие можно, надувая воздушные шарики или надувные игрушки.
7
( НАДО: шарики, надувные игрушки.)
НАШЕ ПИЩЕВАРЕНИЕ
5 слайд. Наше пищеварение.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, зачем человеку есть?
(высказывания детей)
Всё очень просто. В пище содержатся витамины и
различные минеральные вещества, необходимые для того,
чтобы все внутренние органы хорошо работали,
а кости и мышцы нормально росли и развивались.
Пища, которую мы проглатываем, попадает по ПИЩЕВОДУ в ЖЕЛУДОК.
Там она измельчается и затем поступает в КИШЕЧНИК для дальнейшей переработки.
В желудке пища находится около четырёх часов. В это время ты ощущаешь сытость,
а организм получает питательные вещества и приобретает необходимую для жизни
питательную энергию.
6 слайд. На заметку. Это интересно.
Больше ешьте овощей и фруктов – в них много витаминов
и полезных веществ. Чаще пейте чистую воду, компот, соки.
Без еды человек может прожить несколько недель,
а без воды – всего лишь пару дней.
РУКИ И НОГИ
7 слайд. Наши помощники.
Попробуйте убрать РУКИ за спину и сложить их в «замочек». Сможет ли кто- нибудь из вас что-
нибудь нарисовать, съесть конфету или хотя бы включить телевизор? А если будут связаны
НОГИ? Что тогда вы сможете сделать?
Не так уж и много, потому что без рук и ног человеку сделать что- либо очень трудно. Ведь
руками ты каждый день что-то берёшь, достаёшь, переносишь, держишь, рисуешь или пишешь. А
благодаря ногам ты стоишь, ходишь, сидишь, бегаешь и прыгаешь. Хотя при желании, конечно,
можно научиться и ходить на руках, и жонглировать с помощью ног.
8 слайд.
Задание.
Попробуйте ногами выполнить необычные действия.
Поднять с пола носовой платок, собрать кубики,
зажать пальцами фломастер и попробовать что-нибудь нарисовать.
(НАДО: платочек, кубики, фломастер и лист бумаги)
8
9 слайд.
Внимание.
Рассмотрите предметы.
Какие из них помогают тренировать руки,
а какие- ноги?
10 слайд. Это надо знать.
Чтобы ноги и руки были здоровыми, полезно
больше двигаться: заниматься физкультурой,
ездить на велосипеде, плавать, танцевать.
11 слайд.
Задание.
Отгадайте загадку: «Пять братьев - годами
равные, а ростом разные». Правильно, это
пальцы.
Рассмотрите рисунок и запомните название
пальцев рук. ( Игра по запоминанию).
12 слайд. Это интересно.
Представляете, есть люди, которые так
хорошо владеют своими руками, что могут
одновременно одной рукой писать вопрос, а
другой – ответ на него.
13. слайд. Задание.
Оказывается, человек может говорить….
жестами. Посмотрите на рисунки и
догадайтесь, что говорят эти ребята. А теперь
сами попробуйте что-то сказать с помощью
жестов. (Спросить 3-4 чел.)
Стр. 8
14 слайд. На заметку.
Береги свои руки и ноги, заботься о них:
содержи их в чистоте, носи удобную обувь,
предохраняй от ушибов и порезов.
9
ОРГАНЫ ЧУВСТВ
1 слайд. Органы чувств.
Представьте
себе,
что
человек
не
мог
бы
видеть, слышать, ощущать запахи и вкусы.
Как бы он жил? Много бы он смог узнать о
мире, в котором живёт? Конечно же нет. Ведь
познавать
окружающий
мир
ему
помогают
особые
органы-
ОРГАНЫ
ЧУВСТВ,
к
которым относятся: глаза – органы зрения,
уши – органы слуха, нос –орган обоняния и
язык – орган вкуса. Многие сведения человек
получает
и
через
кожу
–
орган
осязания.
Информация от органов чувств поступает по
нервам
в
мозг,
и
у
человека
складывается
представление об окружающем его мире.
СЛУХ
2 слайд Слух.
Мир состоит из звуков. Слышать их нам помогают УШИ.
3 слайд.
На заметку .
Не включайте очень громко телевизор или магнитофон, так как от шума может
разболеться голова. И не только у тебя.
4 слайд. Задание.
Различные музыкальные инструменты издают разные звуки. А попробуй-ка сыграть на том, что
всегда под рукой. Для этого подойдут и ложки, и расчёска, и даже … ваши ладошки.
ЗРЕНИЕ
5 слайд. Зрение.
Большую часть сведений о мире вы получаете благодаря ГЛАЗАМ.
Они различают цвет, размер и форму предметов, их местоположение
и во многом определяют, нравятся они тебе или нет?
10
6 слайд . Задание.
Интересно, что иногда зрение может тебя обмануть.
Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
1) Какие линии кривые?
2) Какая линия длиннее? 3) Какая белка больше?
7 слайд. Это интересно.
Знаете, почему мы можем различать цвета? Потому что внутри человеческого глаза есть
специальные колбочки. Если в глазу их мало, то тогда человек не может различать цвета.
ОБОНЯНИЕ
8 слайд. Обоняние.
НОСОМ мы дышим и ощущаем, что как пахнет.
Нос человека различает почти 10 000 разных запахов.
9 слайд. Задание.
Вспомните, когда у вас был сильный насморк. Ощущали ли вы тогда запахи и вкусы так же, как
обычно?
10 слайд.
Это интересно.
Представляете, самый длинный нос у человека имел длину 19 см. Вот так «чудо- нос»!
Задание. Какой сказочный персонаж пытался писать своим длинным носом?
ВКУС
11 слайд. Вкус.
Отгадайте загадку: «Всегда во рту, а не проглотишь». Правильно, это ЯЗЫК.
С его помощью мы можем различать четыре основных вкуса:
сладкий, горький, солёный и кислый. Но очень часто они смешиваются,
как краски у художника. Поэтому многие продукты имеют свой собственный,
особенный вкус, например: белый хлеб, молоко, семечки и другие.
12 слайд.
Задание.
Разложи на столе разные продукты. Завяжите друг другу глаза,
затем попробуйте продукты и угадайте, что именно едите.
( проводится игра)
ОСЯЗАНИЕ
13 слайд. Осязание.
КОЖА – это одежда, которая всегда с тобой.
Но она не только защищает тело. Кожа помогает «узнать»,
или осязать, предметы, которые тебя окружают:
11
мягкие они или твёрдые, горячие или холодные, гладкие или шершавые.
14 слайд.
Задание.
Когда человеку холодно, тело покрывается мурашками.
Он начинаете дрожать и постепенно согреваетесь.
А когда жарко, человек потеет и капли пота охлаждают
перегревшийся организм.
Так тело человека защищается от холода и жары.
15 слайд. На заметку.
Некоторые места на нашем теле
«боятся» щекотки. А где щекотно тебе?
16 слайд