Напоминание

Устный детский журнал "Ты и твоё тело"


Автор: Тихонова Ольга Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ № 24"МО РФ
Населённый пункт: Г. Вольск - 18
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Устный детский журнал "Ты и твоё тело"
Раздел: начальное образование





Назад





Уважаемые коллеги!

Сегодня вашему вниманию предлагается проект, разработанный

Тихоновой Ольгой

Александровной

. Проект будет интересен учителям и воспитателям начальной школы.

Данный материал может быть использован на уроках ОЗОЖ, при проведении внеклассных

мероприятий, направленных на воспитание навыков здорового образа жизни.

ПРОЕКТ

Устный детский журнал «ТЫ И ТВОЁ ТЕЛО»

ЧАСТИ ТЕЛА

1 слайд. Вступительное слово. Постановка целей и задач.

2 слайд. «Ты и твоё тело»

3 слайд. Какой же он, человек?
Посмотрите вокруг. Как много всего интересного! Цветы, солнышко, люди…. А задумывались ли вы когда-нибудь: Почему светит солнце? Откуда в небе берутся облака? Почему летом тепло, а зимой холодно? Оказывается, в природе всё не случайно, всё подчиняется определённым правилам. И всё же на нашей планете нет ничего более удивительного, чем человек! Какой же он – человек? Как двигается, питается, дышит? Человеческий организм представляет собой сложный механизм, в котором всё взаимосвязано. Есть части и органы, составляющие единое цело е, работают чётко и слаженно. Именно поэтому человек способен развиваться, быт ь самостоятельным, сильным, преодолевать трудности. За сотни лет учёные многое узнали об организме человека. Люди научились понимать его, заботиться о нём, использовать его возможности. И ваш организм ждёт от вас внимания и чуткого отношения, особенно сейчас, когда вы стремительно растёте и развиваетесь.
4.

слайд.

Из

чего

состоит

и

как

работает.
Наверное, вам не раз хотелось узнать, из чего состоит и как работает подаренная на день рождения машинка, кукла или мягкая игрушка? В окружающем нас мире тоже многое состоит из частей. Имеют своё строение растения, животные и даже … капельки воды.
5 слайд.
И тело человека состоит из частей. Их всего пять. Это ГОЛОВА, ШЕЯ, ТУЛОВИЩЕ, РУКИ И НОГИ. Части тела действуют настолько слажено, что мы даже этого не замечаем. (Запомните название частей тела) 1

6 слайд. На заметку.
Красота человека во многом определяется соразмерностью частей его тела. Не огорчайся, если твоя фигура не совершенна – занятия физкультурой, спортом, танцами помогут тебе исправить недостатки.
Вопросы.

7 слайд.
Тело человека гибкое, подвижное – поэтому ты можешь выполнять различные движения.
8 слайд
. Рассмотри рисунок и убедись в этом.
1.

Кто по утрам делает зарядку?

2.

Кто посещает спортивные секции?

3.

Какую пользу приносит вам занятие спортом?

ФИЗМИНУТКА. (разучить и выполнить)
По тропинке леший шёл, На поляне гриб нашёл. (Ходьба на месте) Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок. (приседания) Леший сладко потянулся, (Потягивания – рук вверх) А потом назад прогнулся, А потом вперёд прогнулся И до пола протянулся. (Наклоны вперёд и назад) И налево, и направо Повернулся. Вот и славно. ( Повороты туловища вправо и влево) Леший выполнил разминку И уселся на тропинку. (Дети садятся за парты)
9 слайд. Ты всё время растёшь.

Текст.
С самого рождения ты всё время растёшь. Сначала тело и все его части растут быстро, затем рост замедляется и постепенно совсем останавливается.
10 слайд. На заметку.
*Рост самого высокого человека на Земле составлял 2 м 83 см. *Встречаются и люди ростом меньше 1 м 20 см. *Рост же самого маленького человека, жившего на Земле, было всего 48 см!
11 слайд. Задание.
Возьми чистый лист бумаги и обведи на нём сначала свою ладонь, а сверху - ладонь соседа по парте. У кого ладонь больше? Подумай, почему?
12 слайд. Пословицы.

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ ЛУЧШЕ,

НОГИ НОСЯТ, А РУКИ КОРМЯТ,

ЛЕГЧЕ РУКАМИ РАБОТАТЬ, ЧЕМ ГОЛОВОЙ.

Вопросы.
2
1.Названия каких частей тела встречаются в тексте пословиц? 2. Как вы понимаете смысл каждой пословицы?
СКЕЛЕТ

1 слайд. Скелет.
Многие окружающие нас вещи имеют прочную основу, поэтому они не рассыпаются и не разваливаются. У дома есть фундамент, у корабля – каркас, у будильника – корпус. Твоё тело тоже имеет лёгкую и прочную основу – СКЕЛЕТ, который поддерживает тело, придаёт ему форму и защищает внутренние органы.
2 слайд.

Текст.
У каждого человека более 200 костей. Кости черепа защищают голову и находящийся в ней мозг. Кости грудной клетки защищают лёгкие и сердце. Кости позвоночника помогают телу изгибаться. Кости рук и ног помогают совершать разные движения.
3 слайд. Это интересно.
Несмотря на то, что кости скелета довольно лёгкие, они прочнее железобетона и крепче дуба.
4 слайд. Знаешь ли ты …….
А знаешь ли ты, что к вечеру твой рост уменьшается на 1-2 см, а утром, после отдыха, снова восстанавливается? Подумай, почему так происходит?
МЫШЦЫ

5 слайд. Наши мышцы.
Попробуйте-ка сесть на стул, не сгибая коленей или сказать что-нибудь не раскрывая рта. Ничего у вас не получится! А знаете почему? Потому что не работают ваши мышцы, а без них кости скелета двигаться не могут. Мышцы прочно прикреплены к скелету, они не любят лениться и должны постоянно работать – сжиматься и разжиматься. Именно благодаря мышцам вы можете прыгать и бегать, говорить и смеяться, моргать, жевать, крутить головой и размахивать руками. Мышцы заставляют работать и внутренние органы: сердце, лёгкие, желудок и другие. Именно развитые мышцы делают человека физически сильным. 3

6 слайд. Это интересно.
А знаешь ли ты, что длительного полёта у космонавтов без нагрузки настолько слабеют мышцы, что им бывает не только трудно ходить, но даже поднимать руки?
7 слайд. Задание.
Мышцы лица определяют его выражение, или мимику. Рассмотрите рисунки и убедитесь в этом. А теперь состройте смешную рожицу, смешную физиономию, а теперь изобразите мордашку любимого героя из мультфильма.
ЗНАЙТЕ
, что когда человек хмурится, у него напрягаются 17 мышц лица, а когда улыбается – только 9. Поэтому чаще улыбайся.
8 слайд. На заметку.
Во время смеха у тебя напрягаются не только мышцы лица, но и живота. Вот почему от смеха может «разболеться» живот.
ГОЛОВА И ШЕЯ.

1 слайд. Голова и шея.
Задумывались ли вы когда–нибудь, какая из частей тела самая важная? Конечно это ГОЛОВА. Ведь именно в голове находится мозг – главный командир, который управляет всеми действиями тела. На голове находятся глаза, уши, нос, рот, растут волосы. Рот, глаза, нос, и брови – это лицо. На нём отражается твоё настроение и твоё самочувствие. Голова соединяется с туловищем при помощи ШЕИ. Именно шея помогает нам увидеть то, что находится наверху, внизу, слева и справа. 4

2 слайд. На заметку.
Когда переходишь дорогу – поворачивай голову налево, потом направо.
ВОПРОС: Для чего это надо делать?

3 слайд. Задание.
Рассмотри лицо своего соседа по парте. Какого цвета у него глаза? Какой формы рот и нос. Какого цвета волосы? А теперь попробуйте нарисовать его портрет.
4 слайд.
Это интересно! Всего на голове человека примерно 100 000 волосинок. Это очень много! Красивые густые волосы - признак здоровья. Ухаживай за ними: регулярно мой и чаще расчёсывай.
МОЗГ И НЕРВНАЯ СИСТЕМА

5 слайд. Центральный компьютер.
Отгадайте загадку: « Что не спит в человеке, когда он спит?» Правильно, это МОЗГ, С его помощью вы ходите, думаете, говорите. Многими действиями мозг умеет управлять с самого рождения. Но ещё больше твой мозг узнаёт и осваивает в течение жизни. Умение учиться -одна из удивительных способностей человеческого мозга. Сведения об окружающем мире поступают в мозг по НЕРВАМ, которые тонкими ниточками пронизывают весь свой организм. Мозг собирает эту информацию, запоминает её и при необходимости использует.
6 слайд. Командный пункт.
На прогулке можно попрыгать и побегать! Какое вкусное мороженое! Это так здорово помогать друзьям! Ты устал за день? Пора и отдохнуть! Поднимайся – пора умываться и завтракать! Какая интересная история – надо её запомнить! На улице прохладно – надень куртку!
7 слайд. Задание.
Именно потому, что человек способен думать, он создал много полезных вещей. Например, компьютер и телефон. А какие ещё «умные» вещи вы знаете?
8 слайд. Поиграем.

Проверь свою наблюдательность –

найди на рисунке 5 отличий.
5

9 слайд. На заметку.
Чтобы твой мозг хорошо работал, хорошо кушай, больше отдыхай и чаще бывай на свежем воздухе.
ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Чтобы организм успел, как следует отдохнуть, малышу в 4 года надо спать 12 часов, ребёнку в 9 лет – 10 часов, а взрослому – не менее 6 часов в день .
ТУЛОВИЩЕ

1 слайд. Какая часть тела – самая

большая?
Как ты думаешь, какая часть тела – самая большая? Правильно, это ТУЛОВИЩЕ. В нём, как в сундучке, хранятся сердце, лёгкие, желудок и другие разные органы. Они компактно размещены внутри человеческого тела и выполняют свою работу.
2 слайд.

Прочитайте название основных органов и запомните их.

3 слайд. На заметку.
Чтобы быть здоровым, вы должны ухаживать за своим телом: держать его в чистоте, соблюдать режим, пить чистую воду и натуральные соки, есть здоровую пищу, тренировать мышцы и заниматься физкультурой.
4 слайд. Задание.
Как здорово зимой кататься на лыжах! Рассмотрите картинки: что перепутал художник на каждой из них?
5 слайд. Сердце тук, тук, тук!
Приложите ладошку к своей груди с левой стороны. Слышите, что-то стучит внутри? Это бьётся СЕРДЦЕ, Его нельзя увидеть, но можно почувствовать или услышать. Сердце постоянно работает и никогда не отдыхает. Как мощный насос, оно выталкивает кровь и гонит её по специальным трубочкам- СОСУДАМ по всему телу и ко всем органам.
6 слайд. Задание.
6
Сожми руку в кулачок. Вот такой величины твоё сердце.
7 слайд. Это интересно.
Если ты спокоен, сердцем стучит ровно, медленно. А когда ты бегаешь или волнуешься, то и сердце «волнуется» - Бьётся гораздо быстрее.
8 слайд. Задание.
Ты можешь узнать, как часто бьётся твоё сердце. Для этого положи пальцы одной руки на запястье другой и с помощью часов или секундомера измерь свой пульс – количество ударов сердца за 1 минуту.
9 слайд.

На заметку
. Если вдруг ты порезался или поцарапался, тщательно промой это место чистой водой, смажь йодом и заклей пластырем. Тогда никакие микробы не смогут попасть в кровь через ранку.
ЛЁГКИЕ

1 слайд. Лёгкие.
Внутри грудной клетки каждого человека есть ЛЁГКИЕ. Их так называют, потому что они и вправду очень лёгкие. Они похожи на два воздушных шарика и помогают нам дышать. Главная работа лёгких- забрать из воздуха кислород и отправить его в кровь . Лёгкие очень любят свежий воздух, а табачный дым и выхлопные газы от автомобиля им вредны.
2 слайд. Задание.
Вы, наверное, видели, как дышит, высунув язык, собака. Попробуйте подышать так же. Как вы думаете, почему она так делает?
3 слайд.

Это интересно.
За одну минуту человек делает 16-20 вдохов и выдохов, маленькая мышка – 200, а огромный слон – 10. Подумайте, почему так?
4 слайд.

Тренировка. Проводится тренировка.
Тренировать лёгкие можно, надувая воздушные шарики или надувные игрушки. 7
( НАДО: шарики, надувные игрушки.)
НАШЕ ПИЩЕВАРЕНИЕ

5 слайд. Наше пищеварение.
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, зачем человеку есть?
(высказывания детей)
Всё очень просто. В пище содержатся витамины и различные минеральные вещества, необходимые для того, чтобы все внутренние органы хорошо работали, а кости и мышцы нормально росли и развивались. Пища, которую мы проглатываем, попадает по ПИЩЕВОДУ в ЖЕЛУДОК. Там она измельчается и затем поступает в КИШЕЧНИК для дальнейшей переработки. В желудке пища находится около четырёх часов. В это время ты ощущаешь сытость, а организм получает питательные вещества и приобретает необходимую для жизни питательную энергию.
6 слайд. На заметку. Это интересно.
Больше ешьте овощей и фруктов – в них много витаминов и полезных веществ. Чаще пейте чистую воду, компот, соки. Без еды человек может прожить несколько недель, а без воды – всего лишь пару дней.
РУКИ И НОГИ

7 слайд. Наши помощники.
Попробуйте убрать РУКИ за спину и сложить их в «замочек». Сможет ли кто- нибудь из вас что- нибудь нарисовать, съесть конфету или хотя бы включить телевизор? А если будут связаны НОГИ? Что тогда вы сможете сделать? Не так уж и много, потому что без рук и ног человеку сделать что- либо очень трудно. Ведь руками ты каждый день что-то берёшь, достаёшь, переносишь, держишь, рисуешь или пишешь. А благодаря ногам ты стоишь, ходишь, сидишь, бегаешь и прыгаешь. Хотя при желании, конечно, можно научиться и ходить на руках, и жонглировать с помощью ног.
8 слайд.

Задание.
Попробуйте ногами выполнить необычные действия. Поднять с пола носовой платок, собрать кубики, зажать пальцами фломастер и попробовать что-нибудь нарисовать. (НАДО: платочек, кубики, фломастер и лист бумаги) 8

9 слайд.

Внимание.
Рассмотрите предметы. Какие из них помогают тренировать руки, а какие- ноги?
10 слайд. Это надо знать.
Чтобы ноги и руки были здоровыми, полезно больше двигаться: заниматься физкультурой, ездить на велосипеде, плавать, танцевать.
11 слайд.

Задание.
Отгадайте загадку: «Пять братьев - годами равные, а ростом разные». Правильно, это пальцы. Рассмотрите рисунок и запомните название пальцев рук. ( Игра по запоминанию).
12 слайд. Это интересно.
Представляете, есть люди, которые так хорошо владеют своими руками, что могут одновременно одной рукой писать вопрос, а другой – ответ на него.
13. слайд. Задание.
Оказывается, человек может говорить…. жестами. Посмотрите на рисунки и догадайтесь, что говорят эти ребята. А теперь сами попробуйте что-то сказать с помощью жестов. (Спросить 3-4 чел.)
Стр. 8

14 слайд. На заметку.
Береги свои руки и ноги, заботься о них: содержи их в чистоте, носи удобную обувь, предохраняй от ушибов и порезов. 9

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

1 слайд. Органы чувств.
Представьте себе, что человек не мог бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкусы. Как бы он жил? Много бы он смог узнать о мире, в котором живёт? Конечно же нет. Ведь познавать окружающий мир ему помогают особые органы- ОРГАНЫ ЧУВСТВ, к которым относятся: глаза – органы зрения, уши – органы слуха, нос –орган обоняния и язык – орган вкуса. Многие сведения человек получает и через кожу – орган осязания. Информация от органов чувств поступает по нервам в мозг, и у человека складывается представление об окружающем его мире.
СЛУХ

2 слайд Слух.
Мир состоит из звуков. Слышать их нам помогают УШИ.
3 слайд.

На заметку
. Не включайте очень громко телевизор или магнитофон, так как от шума может разболеться голова. И не только у тебя.
4 слайд. Задание.
Различные музыкальные инструменты издают разные звуки. А попробуй-ка сыграть на том, что всегда под рукой. Для этого подойдут и ложки, и расчёска, и даже … ваши ладошки.
ЗРЕНИЕ

5 слайд. Зрение.
Большую часть сведений о мире вы получаете благодаря ГЛАЗАМ. Они различают цвет, размер и форму предметов, их местоположение и во многом определяют, нравятся они тебе или нет? 10

6 слайд
.
Задание.
Интересно, что иногда зрение может тебя обмануть. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы. 1) Какие линии кривые? 2) Какая линия длиннее? 3) Какая белка больше?
7 слайд. Это интересно.
Знаете, почему мы можем различать цвета? Потому что внутри человеческого глаза есть специальные колбочки. Если в глазу их мало, то тогда человек не может различать цвета.
ОБОНЯНИЕ

8 слайд. Обоняние.
НОСОМ мы дышим и ощущаем, что как пахнет. Нос человека различает почти 10 000 разных запахов.
9 слайд. Задание.
Вспомните, когда у вас был сильный насморк. Ощущали ли вы тогда запахи и вкусы так же, как обычно?
10 слайд.

Это интересно.
Представляете, самый длинный нос у человека имел длину 19 см. Вот так «чудо- нос»!
Задание.
Какой сказочный персонаж пытался писать своим длинным носом?
ВКУС

11 слайд. Вкус.
Отгадайте загадку: «Всегда во рту, а не проглотишь». Правильно, это ЯЗЫК. С его помощью мы можем различать четыре основных вкуса: сладкий, горький, солёный и кислый. Но очень часто они смешиваются, как краски у художника. Поэтому многие продукты имеют свой собственный, особенный вкус, например: белый хлеб, молоко, семечки и другие.
12 слайд.

Задание.
Разложи на столе разные продукты. Завяжите друг другу глаза, затем попробуйте продукты и угадайте, что именно едите. ( проводится игра)
ОСЯЗАНИЕ

13 слайд. Осязание.
КОЖА – это одежда, которая всегда с тобой. Но она не только защищает тело. Кожа помогает «узнать», или осязать, предметы, которые тебя окружают: 11
мягкие они или твёрдые, горячие или холодные, гладкие или шершавые.
14 слайд.

Задание.
Когда человеку холодно, тело покрывается мурашками. Он начинаете дрожать и постепенно согреваетесь. А когда жарко, человек потеет и капли пота охлаждают перегревшийся организм. Так тело человека защищается от холода и жары.
15 слайд. На заметку.
Некоторые места на нашем теле «боятся» щекотки. А где щекотно тебе?
16 слайд

КОНЕЦ НАШЕМУ ПУТЕШЕСТВИЮ!
12


В раздел образования