Автор: Михайлова Тамара Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Северная средняя школа
Населённый пункт: село Северное, Северный район, Новосирская область
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "В царстве грибов"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района
Новосибирской области Северная средняя школа
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе по ФГОС
Тема: «В царстве грибов»
Составитель: Михайлова Т.Ю.,
Учитель начальных классов.
2023
Цель: Формирование ценностного отношения к окружающей природе,
через осмысление отличительных признаков царства грибов от других
царств.
Задачи:
образовательные:
актуализировать знания детей о грибах;
сформулировать правила сбора грибов;
создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой
природы;
различать части гриба;
приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
расширить знания о ядовитых грибах
развивающие:
содействовать формированию критического мышления;
развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
создать условия для развития коммуникативных умений.
воспитательные:
воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
создать условия для проявления у учащихся самостоятельности,
инициативы, активности;
способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в
природе и участвовать в её охране.
Планируемые результаты
- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;
- знать правила сбора грибов.
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению;
- формировать умение высказывать свое мнение;
Метапредметные:
Познавательные умения:
- формировать умение ориентироваться в учебнике;
- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;
- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;
- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;
Регулятивные умения:
- формировать умение ставить учебные задачи;
- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению
препятствий;
- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что
еще нужно усвоить;
Коммуникативные умения:
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
- формировать умение работать в группе;
- формировать умение слушать и понимать других.
Предметные:
- умение характеризовать отличительные признаки грибов.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Организация образовательного процесса
Оборудование:
- интерактивная доска;
- пазлы - грибы;
- научные статьи о грибах;
-крассворд;
- раздаточный материал.
В классе обучаются 3 обучающихся с ОВЗ (2-задержка психического
развития, 1- нарушение интеллекта).
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,
Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,
Новый день оно начнёт.
Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям,
улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы
себе и ему.
2. Актуализация знаний
-Поднимите руку, кто готов трудиться?
-Представляю вашему вниманию послушать звуки.
-Что это за звуки? (звуки природы)
- А что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано
руками человека).
-Какая бывает природа? (Живая и неживая).
- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет,
размножается и умирает).
- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на
столах лежат конверты с №1 в них картинки, разложите их на группы
(работа в парах).
- На какие 2 группы вы их распределили? (растения и животные).
- Как ученые договорились их называть? (царство растений, царство
животных,).
- По какому общему признаку вы распределили растения к царству
растений?
С помощью карточек обозначим признаки царства растений:
1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.
2. Питаются растворенными минеральными солями.
3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.
4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.
(дети подходят и прикрепляют карточки).
Обозначим общие признаки, которые характерны для царства
животных:
1. Имеют конечности или строение организма, способствующее
передвижению.
2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
4. Могут жить и развиваться в различных условиях.
Признаки обозначили. Молодцы!
Создание проблемной ситуации.
Какие карточки вы не отнесли к этим царствам?
К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?
- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному
царству. Это нам предстоит выяснить. Как их отличить от других
представителей? Какие у них признаки?
3. Введение в тему урока
- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.
(3 человека читают отрывок из стихотворения П.Синявского «Грибная
электричка»)
Богдан П.
- Едут в электричке
Волнушки и лисички
С подружками – друзьями
Чернушками – груздями.
- Со станции Пригоркино
На станцию Ведеркино,
Со станции Подъелкино
На станцию Засолкино.
Анна Г.
- Колеса со старанием
По рельсам тарахтят,
Везут по расписанию
Компанию опят.
- У мухомора хитрый вид,
Ехидная усмешка –
Забрался в поезд и сидит,
Как будто сыроежка.
- Но вот заходит контролер,
Выводит мухомора.
Олеся Е.
И безбилетник мухомор
Краснеет от позора,
- А старичок боровичок,
Интеллигентный толстячок,
Приподнимает, свой берет
И предъявляет свой билет.
4. Формулирование темы урока
- Кто может сформулировать тему урока? О чем будем говорить на уроке?
(слайд 1)
5. Открытие нового знания.
Я читаю вам информационные тексты для изучения и пошаговую
инструкцию к ним.
1.Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки
(пенёк). А подземная часть гриба находится мицелий, то есть грибница,
состоящая из гиф(грибные нити). Шляпка и ножка образуют плодовое тело.
Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба.
(конверты с №2) Слайд 2
2.Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как
растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве
мертвых растений и животных.
Вопрос: 1.Что не могут делать грибы?
2.Где берут питательные вещества грибы?
Слайд 2
3.Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных,
находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней
деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и
деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные
вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с
растворёнными в ней минеральными солями.
Вопрос: 1.Чем питаются грибы?
2. При помощи чего грибы срастаются с деревьями и для чего?
3.Что дают деревья грибам?
4.Как помогают грибы деревьям?
Слайд 3
4.Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если
будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем...
Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и
называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно...
Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы
немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов
не будет.
Вопрос: Что нужно для того, чтобы росли грибы? (Слайд 4)
6.Физминутка
РУКИ ПОДНЯЛИ И ПОКАЧАЛИ.
ЭТО ДЕРЕВЬЯ В ЛЕСУ.
РУКИ СОГНУЛИ.
КИСТИ ВСТРЯХНУЛИ.
ВЕТЕР СБИВАЕТ РОСУ.
В СТОРОНЫ РУКИ.
ПЛАВНО ПОМАШЕМ.
ЭТО К НАМ ПТИЦЫ ЛЕТЯТ.
КАК ОНИ СЯДУТ,
ТОЖЕ ПОКАЖЕМ.
КРЫЛЬЯ СЛОЖИЛИ ВОТ ТАК!
7. Презентация «Ядовитые грибы» (грибы двойники).
Какой гриб ехал без билета? (слайд 5) Какой гриб мухомор?
Какие ядовитые грибы вы знаете? Как узнать ядовитый он или нет?
Надо знать как он выглядит?
Сейчас мы с вами рассмотрим несколько вариантов грибов -двойников и
как их можно различить.
У съедобных опят пластинки всегда белые, на ножке кольцо из плёнки. У
ложных опят пластинки быстро темнеют и нет кольца на ножке.
(слайд 6)
Мякоть белого гриба всегда белая. У желчного гриба на ножке можно
рассмотреть жёлтую сеточку и после разреза мякоть сразу розовеет.
(слайд 7)
У лисичек шляпка воронковидная, с неровными, волнистыми краями.
Пластинки узкие. Шляпка плавно переходит в ножку. Цвет всего гриба
светло-жёлтый. А у ложной лисички шляпка волнообразная, ярко-
оранжевая. (слайд 8)
8. Работа с кроссвордом. Работа в группе (слайд 9)
- А теперь посмотрим, как вы хорошо отгадываете загадки. Я приготовила
для вас грибной кроссворд.
-Сейчас вы будете работать в группах по 4 человека и отгадывать
кроссворд (в течение 3 минут дети обсуждают и записывают ответы в
бланки; проверка через большой экран)
Проверка кроссворда на большом экране:
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их (опята)
2. А это – красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горшки (мухамор)
3. Растут в лесу сестрички.
Рыжие (лисички)
4. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Смотри, не бери его с полянки.
Его называют (поганка)
5. Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подберёзовик)
6. Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой.
Собирай не мешкай, это (сыроежка)
-Проверка через большой экран.
9.Составление правил сбора грибов. (слайд 10)
Кто знает, как правильно собирать грибы?
Сейчас вы будете работать в группах и составлять правила сбора грибов ( в
течении 2 минут обсуждают и записывают, затем один ученик из группы
отвечает)
Презентация на большом экране:- Правила сбора грибов появляются на
большом экране:
- Собирай только хорошо знакомые грибы!
- Грибы срезай ножом или выкручивай!
- Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы?
- Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных.
10.Пазлы.
Ребята, вы любите собирать пазлы?
Ученикам раздаются конверты с пазлами, ученики собирают. Проверка
через большой экран.(1 вариант – мухомор, 2 вариант – ложные опята, 3
вариант- груздь)
- Скажите, пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?
Давайте сделаем выводы.
Вывод:
1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.
2. Не могут сами вырабатывать питательные вещества.
3. Питаются останками живых существ.
4. Питаются солями из почвы.
5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.
6. Самостоятельно не передвигаются.
Наш урок подошел к концу. Как вы думаете, смогли мы сегодня на уроке
преодолеть лень и плодотворно потрудиться.
Поднимите руки, те, кто оценил себя на высоком уровне.
На среднем уровне. Хорошо.
Дополните предложения:
Я научился …
На уроке мне было …
Я узнал …
11.Домашнее задание
Почитать дополнительную литературу о грибах. Подготовить небольшое
сообщение по теме урока.