Автор: Чупакова Руфия Рафисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 5 ЗМР РТ"
Населённый пункт: Зеленодольск
Наименование материала: Статья
Тема: «Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций родного края»
Раздел: начальное образование
Чупакова Р.Р.
«Духовно-нравственное воспитание школьников на основе традиций родного края»
Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они – в истории, культуре и языке. Изучение традиций своего народа –
важные составляющие культуры современного человека.
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с культурой своей малой родины. С детства люди
впитывают традиции своего народа. Чтобы человек стал настоящей личностью, необходимо с юных лет прививать ему
любовь к культуре своего народа. Нужно бережно хранить доставшееся нам наследие.
В настоящее время люди возрождают традиции, обычаи‚ своих предков, так как каждому человеку известно. Но нельзя
знать историю страны, не зная истории культуры своей малой родины. Как известно, нет будущего у того народа, который не
знает своего прошлого. И не случайно академик Д. С. Лихачев ввёл такое понятие, как экология « культуры», которое
означает и сбережение культурной среды, и сохранение опасности забвения. Он призывал внимательно относиться к родной
истории, которая воспитывает любовь и уважение к своей стране, к своим предкам. Сохранение культуры своей малой
родины – это сохранение памяти о своем народе. Необходимо, чтобы каждый человек чувствовал, что он одно из звеньев в
бесконечной цени поколений, и обязан передать свои культурные ценности потомкам. Поэтому нужно беречь традиции,
которые сохранились от наших предков, и сохранять их. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре,
обычаям и традициям родного края, к духовным и нравственно-этическим ценностям своего этноса осуществляется как на
моих уроках, так и во внеурочной деятельности.
Детей на уроках литературы знакомлю с устным народным творчеством. Это, прежде всего, песни, сказки, загадки,
пословицы, поговорки. Поскольку народ – непревзойдённый учитель речи, то ни в каких других произведениях, кроме
народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков (скороговорки, прибаутки).
А доброжелательный тонкий юмор считалок и игр на уроках – эффективное средство педагогического воздействия,
хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
Путешествие в мир сказок на уроках развивает воображение, фантазию у детей, побуждает их самих к сочинительству.
Так, моими учениками написано ряд своих произведений, которые также имеют большое воспитательное значение.
Например, подражая литературному образу, они в своих «сочинениях» – видят себя справедливыми, защищают обиженных и
слабых.
Таким образом, перед учителем в приобщении к культуре родного края стоит задача воспитать в подрастающем
поколении
достойных
людей
с
любовью
воспринимающих
духовные
и
нравственные
ценности,
созданные
предшественниками. Молодое поколение должно получать новые знания об историческом прошлом своего этноса, бережно
относиться к культурному наследию мордвы, а также других народов, населяющих республику.
Духовно – нравственное
воспитание
учащихся – первостепенная
задача
современной
образовательной
системы,
важный
компонент
для образования.
Системе
образования
отводится
ключевая
роль
в духовно – нравственном
развитии
общества.
Школа – единственный
социальный
институт, через
который проходят
все граждане
России.
В
первую
очередь,
конечно,
ценностные
качества
личности
формируются
в
семье.
Но
наиболее
системно
и
последовательно
духовно – нравственное
развитие и воспитание
личности происходит в сфере
образования.
Поэтому
именно в школе должна
быть сосредоточена
не только
интеллектуальная,
но и духовная,
культурная
жизнь школьника.
Методологической
основой
разработки
и
реализации
федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего
образования является
Концепция
духовно – нравственного
развития
и
воспитания.
Она
определяет
цели и задачи духовно – нравственного
развития
и воспитания
личности,
систему
базовых
национальных
ценностей‚
принципы духовно – нравственного
развития
и воспитания
личности.
Современный
национальный
воспитательный
идеал
– это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу Отечества
как свою личную,
осознающий
ответственность
за настоящее
и
будущее
своей
страны,
укоренённый
в духовных
и культурных
традициях многонационального
народа
Российской
Федерации.
Духовно – нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу,
людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности,
товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача
духовно – нравственного
воспитания
состоит
в
том,
чтобы
социально
необходимые
требования
общества
педагоги
превратили
во внутренние стимулы
личности
каждого
ребенка,
такие
как долг, честь,
совесть,
достоинство.
Необходимость
внедрения
проекта
связана
с
социальным
заказом
общества,
которому
нужны
культурные,
образованные
люди,
любящие свою
Родину. Механизм духовно – нравственного воспитания заключается в разрешении
противоречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью.
Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных
ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо он приобретает умение управлять собой,
преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх,
подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких
эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности – нравственное и эстетическое чувство,
потребность в добром и нравственном удовлетворении.
Воспитание является обязательным компонентом образовательного процесса. Поэтому духовно – нравственная
воспитательная система взаимодействует со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной
деятельностью, пронизывает всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и духовно – нравственное в человеке,
помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности
за сохранение моральных основ общества.
Духовно – нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс. Результатом целостного
процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести,
нравственной воли, навыков, привычек, общественного ценного поведения.
Литература:
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа, 2005, №11.
2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2.
3. Гринёва Е.А., Давлетшина Л. Х. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный
потенциал». Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
4. Григорович Л.А. Педагогики и психология. – М.,2001.
5. Марьенко И.С. Нравственное становление личности.- М., 1985.