Напоминание

"Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"


Автор: Богомолова Анна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ №12 "Непоседы"
Населённый пункт: г.Талдом
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Основы безопасности жизнедеятельности

"Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"

Богомолова Анна Ивановна.
Работаю в детском саду N12 «Непоседы» воспитателем .Стараюсь осваивать и применять в работе новый педагогический опыт, в общем нахожусь в постоянном поиске новых методов воспитания подрастающего поколения, новых способов решения различных педагогических задач. Вашему вниманию, уважаемые коллеги, представляю познавательно-игровой проект с элементами исследования по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах. Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Ведь в органике ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр, и тут, в буквальном смысле, палочкой - выручалочкой могут стать эстафеты, посвящённые безопасности движения. Здесь ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть, к тому же здесь имеют место физическое воспитание и разрядка детей. Иными словами, п л ю с о в о ч е н ь м н о г о . В данном проекте ПДД рассматриваются с разных сторон, то есть это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но и к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и п р о и с х о ж д е н и я н е к о т о р ы х с л о в и т е р м и н о в П Д Д . Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении " Д о р о ж н о й а з б у к и " . Определяя основное содержание и направление, развития детей по безопасному поведению на улицах и д о р о г а х с о с т а в и л и п р о е к т " С в е т о ф о р и к " и р а з д е л и л и е г о н а т р и э т а п а .
1

э т а п

-

п о д г о т о в и т е л ь н ы й :
Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, и т.д.
2

э т а п

-

и н ф о р м а ц и о н н о - и с с л е д о в а т е л ь с к и й :
П о и с к о т в е т о в н а п о с т а в л е н н ы е в о п р о с ы р а з н ы м и с п о с о б а м и .
3

э т а п

-

о б о б щ а ю щ и й :
Обобщение результатов работы в форме планшетов, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта работы на к о н ф е р е н ц и и д л я п е д а г о г о в д о ш к о л ь н ы х у ч р е ж д е н и й г о р о д а . "
Главное - жизнь и здоровье ребёнка" -
так можно сформулировать основную цель проекта, которой подчинена работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУN12 г. Зеи Методика работы в рамках проекта "Светофорик", по безопасному поведению на улице, разработана с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, исследуют, рисуют, к о н с т р у и р у ю т , с л у ш а ю т м у з ы к у и т . д . Проект можно рассматривать как дополнение к общеразвивающим, комплексным программам и, использовать в качестве факультатива. Содержание проекта в той или иной степени отражает материал п р о г р а м м ы " О с н о в ы б е з о п а с н о с т и ж и з н е д е я т е л ь н о с т и " .
Участники

проекта:
определяя круг участников проекта, и основные направления работы составили модель взаимодействия по изучению ПДД и модель направления деятельности проекта "Светофорик".
Руководитель

проекта-
определяет круг обязанностей участников проекта, проводит консультации для педагогов и родителей, пополняет кабинет методической литературой, игровыми пособиями, проводит ф а к у л ь т а т и в н ы е з а н я т и я , д о с у г и , в и к т о р и н ы и т . д .
Воспитатель -
главное, действующее лицо в организации работы, т.к. именно он постоянно работает с дошкольниками: проводит экскурсии, организует игры, задания, привлекает к участию в проекте родителей. С о з д а ё т у с л о в и я д л я р а з в и т и я т в о р ч е с к и х с п о с о б н о с т е й д е т е й .
А д м и н и с т р а ц и я

М Д О У
- о к а з ы в а е т ф и н а н с о в у ю п о д д е р ж к у .
Старший воспитатель
- выполняет координирующую роль, соотносит задачи и содержание проекта с программой по основам безопасности жизнедеятельности, консультирует воспитателей, участвует в п р о в е д е н и и к о н к у р с о в и т . д . .
Музыкальный

руководитель
- по согласованию с воспитателем, руководителем проекта, старшим воспитателем подбирает музыкальный репертуар, связанный с тематикой проекта, готовит с ребятами п л а с т и ч е с к и е э т ю д ы , п р а з д н и к и .
Педагог по изодеятельности
- помогает ребятам придумывать эмблемы машин разных видов, рисовать "портреты" дорожных знаков в разное время года, отражать их настроение при помощи различных
м а т е р и а л о в , р а з н о о б р а з н о й т е х н и к и р и с о в а н и я .
Инструктор по физическому воспитанию
- проводит подвижные игры по данной тематике, устраивает эстафеты, участвует с воспитателем в проведении экскурсий и спортивных праздников.
Л о г о п е д
- формирует правильное, чёткое произношение звуков в словах, фразах, речи.
Р о д и т е л и
- принимают участие в совместных занятиях, праздниках, и с с ледо ва ни ях .
Сотрудники

ГИБДД
- проводят встречи, беседы, участвуют в проведении праздников, Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только формированию основ безопасного поведения на улице, но и развитию ребёнка как личности (его мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию). Формы и методы работы педагоги определяют в зависимости от возрастных особенностей детей, их навыков и умений.
Длительность проекта:
проект "Светофорик" рассчитан на четыре года. Это обусловлено тем, что дети должны иметь возможность проследить изменения в жизни улиц, дорог, транспорта в разные сезоны. В каникулярное время проводятся развлечения разных видов, экскурсии, целевые прогулки, встречи.
Объекты исследований и наблюдений:
в качестве объекта выбраны три пешеходных перехода, что обусловлено рядом причин. 1. Изучение и соблюдение ПДД играют важную роль в нашей жизни. 2. Многие взрослые относятся к соблюдению ПДД крайне безответственно и несознательно.
З а д а н и я

д л я

и с с л е д о в а н и й

и

н а б л ю д е н и й :
Задание 1.У пешеходного перехода в районе магазина "Радуга". Выяснить (в течении15 минут), кто больше н а р у ш а е т П Д Д , в з р о с л ы е и л и д е т и ? . З а д а н и е д л я р о д и т е л е й и д е т е й . Задание 2. У пешеходного перехода школы N5. Сколько водителей нарушило ПДД в течении 15 минут. З а д а н и е д л я р о д и т е л е й и д е т е й . Задание 3. У пешеходного перехода в районе фонтана. Водители каких транспортных средств чаще нарушают ПДД? Личного или общественного?
Рекомендации педагогам
1. Работа должна быть организованна таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу. 2. Необходимо предоставить детям свободу выбора. 3. Относитесь к любым наблюдениям и высказываниям ребят серьёзно. Как можно чаще хвалите их зато, что они сделали и как. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. 4. Проявляйте доброжелательное отношение к детским исследованиям. 5. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. 6. Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая небольшие по объёму задания. 7. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка. 8. Развивайте творчество и фантазию: как детскую, так и свою. 9. Старайтесь привлечь к участию в проекте членов семьи ребёнка. Опыт работы показал, что многие родители заинтересовались исследованиями, заданиями и по собственной инициативе стали помогать детям. Участвовали в исследовании у пешеходного перехода, рассказывали о правилах поведения в транспорте, на дорогах, помогали оформлять альбом наблюдений. Выяснилось, что во многих семьях есть транспорт и родители стали рассказывать детям, почему маленьким детям нельзя сидеть на переднем сидении, играть, баловаться во время движения ит.д. Таким образом, работа в рамках проекта способствовала формированию близких и доверительных семейным отношениям.




П о д г о т о в и т е л ь н ы й

э т а п



П о д г о т о в к а

к

р а б о т е

п е д а г о г о в

д е т с к о г о

с а д а
Провели совещание педагогов всего коллектива, познакомили с содержанием проекта, его целями и задачами. Обсудили, что может сделать в рамках проекта каждый из участников. Установили сроки выполнения в разных группах, составили перспективный план работы с педагогами и детьми на год, согласовали план проведения месячника "Внимание дети". Предложили провести конкурс среди педагогов н а и з г о т о в л е н и е э м б л е м ы " З н а т о к П Д Д " .
С о т р у д н и ч е с т в о

с

р о д и т е л я м и

Перед началом работы по проекту рассказали родителям о целях, задачах проекта, постарались убедить их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей. К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость воспитания безопасного поведения на улицах. Однако работа в рамках проекта оказывается привлекательной для многих мам и пап, бабушек и дедушек, сближает их с детьми. Очень часто приходят на помощь старшие братья и сёстры. Выяснить, какой вид транспорта имеется в семье. Предложить родителям провести вместе с детьми разнообразные опросы среди родственников и знакомых на тему ПДД, игры во время отдыха на природе, на даче.
П о д г о т о в к а

м а т е р и а л о в

и

о б о р у д о в а н и я
Для проведения исследований: альбомы, листы бумаги, карандаши, фломастеры, линейка, восковые мелки, иллюстрации, плакаты, цветная бумага, конструкторы различных видов , планшеты с изображением дорожных ситуаций, альбомы "Транспорт", "Наша улица", "Машины-помощники" и т. д . Наборы дорожных знаков, модели транспорта, детские велосипеды, модель автобуса, сделанная из картона в рост ребёнка, стол-макет Автогородка, разметка улицы на территории детского сада, настольные игры, "Волшебный ковёр", выполненный из линолеума , на поверхности которого изображён перекрёсток, подготовили картотеку со стихами, загадками, пословицами, поговорками, художественной литературой.
П о д г о т о в и т е л ь н а я

р а б о т а

с

д е т ь м и
Начиная, со второй младшей группы проводим факультативные занятия согласно перспективному плану, исследования проводятся на заключительном этапе проекта (в подготовительной к школе группе). Готовим листы с файлами для оформления папки результатов наблюдений, детских рисунков, аппликаций, фотографий. Дети придумывают и рисуют символы утра, дня и вечера на планшетах т. е. то время суток когда они будут вести наблюдения. Часть детей получает задание придумать рассказ, сказку о своём посёлке, улице, или о том, где я видел много светофоров и т. д. На титульном листе написали название проекта: "Наш перекрёсток". Оформили лист обложки, так как хотелось детям. Условие одно: оформление должно иметь отношение к данной теме. На первом листе размещаем фотографию "Мы и наш город". На втором листе дети решили нарисовать пешеходный переход и себя рядом с ним, а вверху нарисовать огромное лучистое солнце, как символ радости и счастья. Далее размещаются листы с планшетами исследований, рисунки - наблюдения, аппликации, фотографии, рисунки "портреты" дорожных знаков в р а з н о е в р е м я г о д а .
Таким образом
, на подготовительном этапе перед педагогами, родителями и детьми ставятся следующие основные з а д а ч и . 1.Выбрать то задание, которое больше всего нравиться. Узнать, как его выполнять. 2 . П о д у м а т ь и в ы я с н и т ь : в с ё л и м ы з н а е м о в ы б р а н н о м о б ъ е к т е . 3.Узнать, кто и когда придумал ПДД. Поинтересоваться, не связанна ли с ними какая-нибудь интересная история. 4.Подготовить оборудование для исследований и папку, в которой будут отмечаться результаты исследований и наблюдений.
И с с л е д о в а т е л ь с к и й

э т а п
На этом этапе провели наблюдения у пешеходных переходов. Детально изучали состояние дороги, тротуара под воздействием времени суток, природных и сезонных явлений. Отмечали наиболее опасное время и состояние дороги для перехода дороги. Затем всё увиденное отражали в разных видах детской деятельности. Часто напоминали детям, что без сопровождения взрослого нельзя находиться вблизи дороги. Перед каждым исследованием обсуждали с родителями, детьми план мероприятия. Методические рекомендации по проведению и оформлению исследовательской работы смотри в документе "План работы с родителями по воспитанию безопасного поведения на дорогах у дошкольников".
Комментарий.
У каждого ребёнка своё восприятие окружающего мира, по этому когда дети будут рассказывать о своих наблюдениях, предложите ребятам сначала по очереди "открыть свою тайну" только в а м . Ч е м б о л ь ш е б у д е т р а з н о о б р а з н ы х о т в е т о в , т е м и н т е р е с н е е .
О б о б щ а ю щ и й

э т а п
На третьем этапе провели анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепили знания детей и поведенческие навыки, используя викторины, экспресс - вопросы, диагностику. В процессе работы на данном этапе ребята сочиняли сказку на тему "Если я был бы светофором:", отвечали на вопрос "Что ты можешь сделать, чтобы твои друзья и близкие не нарушали ПДД?", провели акцию "Взрослые, мы обращаемся к вам", праздник "Посвящение в пешеходы".
Р е к о м е н д а ц и и

д е т е й .
- поставить такие дорожные знаки, которые будут плакать или сердиться, если кто-то нарушает ПДД. - придумать такие батарейки ,которые будут издавать вой сирены, если люди неправильно перешли улицу. - я буду с друзьями играть в настольные игры по правилам дорожного движения
Таким образом
, мы пришли к выводу, что если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими особенностями , а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Перед нами встаёт вопрос: как и чему учить детей? Какие знания и навыки им нужно привить? Ребёнка с детских лет следует учить, управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно", "надо", "нельзя". Это касается всех сфер жизни, в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила. При этом он вправе рассчитывать, что их будут выполнять и другие участники движения. В с в я з и с в ы ш е и з л о ж е н н ы м в ы р а б о т а л и с л е д у ю щ и е р е к о м е н д а ц и и : - н а б а з е М Д О У о р г а н и з о в а т ь ц е н т р " С в е т о ф о р и к " ; - обновить и оборудовать кабинет по безопасности дорожного движения, уголки по ПДД в группах, т р а н с п о р т н у ю п л о щ а д к у , н а г л я д н ы й м а т е р и а л ;
- пополнить содержание кабинета новыми методическими разработками занятий и мероприятий; - систематически использовать максимальное разнообразие, неформальность, творческий поиск в в о с п и т а т е л ь н о й р а б о т е п р и п р о в е д е н и и п р о ф и л а к т и ч е с к и х м е р о п р и я т и й ; - о б р а т и т ь о с о б о е в н и м а н и е н а о р г а н и з а ц и ю р а б о т ы с р о д и т е л я м и ; - выйти с предложением к главе города о строительстве автогородка на территории посёлка Светлого. - у с и л и т ь р а б о т у п о в з а и м о д е й с т в и ю с о т д е л а м и Г И Б Д Д . Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы педагогических кадров стало следующее: 1. Отсутствие несчастных случаев с детьми МДОУ N12. 2. Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями). Они выявляются путём контрольных вопросов, рисунков детей, различных схем, игр с картинками и т. д. 3. Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (регистрируется поведение детей на предъявление картинки или создание реальной ситуации на макете автогородка). Исходные условия для этого - знание педагогами программы работы с детьми по привитию им навыков дорожной безопасности, а также обязательное содружество детского сада и семьи, детского сада и органов ГИБДД.


В раздел образования