"Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"
Автор: Богомолова Анна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ДСКВ №12 "Непоседы" Населённый пункт: г.Талдом Наименование материала: методическая разработка Тема: "Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!" Раздел: дошкольное образование
"Безопасное дорожное движение - главное для детей умение!"
Богомолова Анна Ивановна. Работаю в детском саду N12 «Непоседы» воспитателем .Стараюсь
осваивать и применять в работе новый педагогический опыт, в общем нахожусь в постоянном поиске новых
методов воспитания подрастающего поколения, новых способов решения различных педагогических задач.
Вашему
вниманию,
уважаемые
коллеги,
представляю
познавательно-игровой
проект
с
элементами
исследования по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на дорогах и улицах.
Мероприятия, посвящённые теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. А
как же иначе? Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Как же сделать так, чтобы улицы и дороги
стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения,
дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах. Причём большая часть
из
них
должна
быть
иллюстрированной,
театрализованной,
музыкальной,
игровой.
Ведь
в
органике
ребёнка уже от природы заложена игра, у детей очень хорошо развито воображение, и именно только
яркие моменты оставляют в сознании детей нужный пласт знаний, так необходимых ему. Любой ребёнок
быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям
дорожной сказке, викторине, игре. А также детям очень близки подвижные формы игр, и тут, в буквальном
смысле, палочкой - выручалочкой могут стать эстафеты, посвящённые безопасности движения. Здесь
ребёнок не только хорошо запомнит и усвоит ПДД, но и к тому же поймёт, где и когда можно безопасно и
весело играть, к тому же здесь имеют место физическое воспитание и разрядка детей. Иными словами,
п л ю с о в
о ч е н ь
м н о г о .
В данном проекте ПДД рассматриваются с разных сторон, то есть это не только рассказ о правилах и
знаках, цветах светофора, но и к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и
п р о и с х о ж д е н и я
н е к о т о р ы х
с л о в
и
т е р м и н о в
П Д Д .
Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении
" Д о р о ж н о й
а з б у к и " .
Определяя основное содержание и направление, развития детей по безопасному поведению на улицах и
д о р о г а х
с о с т а в и л и
п р о е к т
" С в е т о ф о р и к "
и
р а з д е л и л и
е г о
н а
т р и
э т а п а .
1
э т а п
-
п о д г о т о в и т е л ь н ы й :
Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами,
детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов, и т.д.
2
э т а п
-
и н ф о р м а ц и о н н о - и с с л е д о в а т е л ь с к и й :
П о и с к
о т в е т о в
н а
п о с т а в л е н н ы е
в о п р о с ы
р а з н ы м и
с п о с о б а м и .
3
э т а п
-
о б о б щ а ю щ и й :
Обобщение
результатов
работы
в
форме
планшетов,
их
анализ,
закрепление
полученных
знаний,
формулировка выводов, и по возможности составление рекомендаций, презентация опыта работы на
к о н ф е р е н ц и и
д л я
п е д а г о г о в
д о ш к о л ь н ы х
у ч р е ж д е н и й
г о р о д а .
" Главное - жизнь и здоровье ребёнка" - так можно сформулировать основную цель проекта, которой
подчинена работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУN12 г. Зеи
Методика работы в рамках проекта "Светофорик", по безопасному поведению на улице, разработана с
учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, ребята ведут наблюдения, исследуют, рисуют,
к о н с т р у и р у ю т ,
с л у ш а ю т
м у з ы к у
и
т . д .
Проект
можно
рассматривать
как
дополнение
к
общеразвивающим,
комплексным
программам
и,
использовать в качестве факультатива. Содержание проекта в той или иной степени отражает материал
п р о г р а м м ы
" О с н о в ы
б е з о п а с н о с т и
ж и з н е д е я т е л ь н о с т и " .
Участники
проекта: определяя круг участников проекта, и основные направления работы составили
модель взаимодействия по изучению ПДД и модель направления деятельности проекта "Светофорик".
Руководитель
проекта- определяет круг обязанностей участников проекта, проводит консультации для
педагогов и родителей, пополняет кабинет методической литературой, игровыми пособиями, проводит
ф а к у л ь т а т и в н ы е
з а н я т и я ,
д о с у г и ,
в и к т о р и н ы
и
т .
д .
Воспитатель - главное, действующее лицо в организации работы, т.к. именно он постоянно работает с
дошкольниками: проводит экскурсии, организует игры, задания, привлекает к участию в проекте родителей.
С о з д а ё т
у с л о в и я
д л я
р а з в и т и я
т в о р ч е с к и х
с п о с о б н о с т е й
д е т е й .
А д м и н и с т р а ц и я
М Д О У
-
о к а з ы в а е т
ф и н а н с о в у ю
п о д д е р ж к у .
Старший воспитатель - выполняет координирующую роль, соотносит задачи и содержание проекта с
программой
по
основам
безопасности
жизнедеятельности,
консультирует
воспитателей,
участвует
в
п р о в е д е н и и
к о н к у р с о в
и
т .
д . .
Музыкальный
руководитель
-
по
согласованию
с
воспитателем,
руководителем
проекта,
старшим
воспитателем подбирает музыкальный репертуар, связанный с тематикой проекта, готовит с ребятами
п л а с т и ч е с к и е
э т ю д ы ,
п р а з д н и к и .
Педагог по изодеятельности - помогает ребятам придумывать эмблемы машин разных видов, рисовать
"портреты"
дорожных
знаков
в
разное
время
года,
отражать
их
настроение
при
помощи
различных
м а т е р и а л о в ,
р а з н о о б р а з н о й
т е х н и к и
р и с о в а н и я .
Инструктор по физическому воспитанию - проводит подвижные игры по данной тематике, устраивает
эстафеты,
участвует
с
воспитателем
в
проведении
экскурсий
и
спортивных
праздников.
Л о г о п е д -
формирует
правильное,
чёткое
произношение
звуков
в
словах,
фразах,
речи.
Р о д и т е л и -
принимают
участие
в
совместных
занятиях,
праздниках,
и с с ледо ва ни ях .
Сотрудники
ГИБДД -
проводят
встречи,
беседы,
участвуют
в
проведении
праздников,
Каждому участнику проекта важно помнить о том, что реализация проекта, способствует не только
формированию
основ
безопасного
поведения
на
улице,
но
и
развитию
ребёнка
как
личности
(его
мышления, речи, эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физическому развитию). Формы и методы
работы педагоги определяют в зависимости от возрастных особенностей детей, их навыков и умений.
Длительность проекта: проект "Светофорик" рассчитан на четыре года. Это обусловлено тем, что дети
должны иметь возможность проследить изменения в жизни улиц, дорог, транспорта в разные сезоны. В
каникулярное
время
проводятся
развлечения
разных
видов,
экскурсии,
целевые
прогулки,
встречи.
Объекты исследований и наблюдений: в качестве объекта выбраны три пешеходных перехода, что
обусловлено рядом причин.
1.
Изучение и соблюдение ПДД играют важную роль в нашей жизни.
2.
Многие взрослые относятся к соблюдению ПДД крайне безответственно и несознательно.
З а д а н и я
д л я
и с с л е д о в а н и й
и
н а б л ю д е н и й :
Задание 1.У пешеходного перехода в районе магазина "Радуга". Выяснить (в течении15 минут), кто больше
н а р у ш а е т
П Д Д ,
в з р о с л ы е
и л и
д е т и ? .
З а д а н и е
д л я
р о д и т е л е й
и
д е т е й .
Задание 2. У пешеходного перехода школы N5. Сколько водителей нарушило ПДД в течении 15 минут.
З а д а н и е
д л я
р о д и т е л е й
и
д е т е й .
Задание 3. У пешеходного перехода в районе фонтана. Водители каких транспортных средств чаще
нарушают ПДД? Личного или общественного?
Рекомендации педагогам
1.
Работа должна быть организованна таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в
исследованиях, проявлял инициативу.
2.
Необходимо предоставить детям свободу выбора.
3.
Относитесь к любым наблюдениям и высказываниям ребят серьёзно. Как можно чаще хвалите их
зато, что они сделали и как. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают.
4.
Проявляйте доброжелательное отношение к детским исследованиям.
5.
В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и
слух, и осязание.
6.
Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая небольшие по объёму задания.
7.
Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребёнка.
8.
Развивайте творчество и фантазию: как детскую, так и свою.
9.
Старайтесь привлечь к участию в проекте членов семьи ребёнка. Опыт работы показал, что многие
родители заинтересовались исследованиями, заданиями и по собственной инициативе стали помогать
детям. Участвовали в исследовании у пешеходного перехода, рассказывали о правилах поведения в
транспорте, на дорогах, помогали оформлять альбом наблюдений. Выяснилось, что во многих семьях
есть транспорт и родители стали рассказывать детям, почему маленьким детям нельзя сидеть на
переднем сидении, играть, баловаться во время движения ит.д. Таким образом, работа в рамках
проекта способствовала формированию близких и доверительных семейным отношениям.
П о д г о т о в и т е л ь н ы й
э т а п
П о д г о т о в к а
к
р а б о т е
п е д а г о г о в
д е т с к о г о
с а д а
Провели совещание педагогов всего коллектива, познакомили с содержанием проекта, его целями и
задачами. Обсудили, что может сделать в рамках проекта каждый из участников. Установили сроки
выполнения в разных группах, составили перспективный план работы с педагогами и детьми на год,
согласовали план проведения месячника "Внимание дети". Предложили провести конкурс среди педагогов
н а
и з г о т о в л е н и е
э м б л е м ы
" З н а т о к
П Д Д " .
С о т р у д н и ч е с т в о
с
р о д и т е л я м и
Перед началом работы по проекту рассказали родителям о целях, задачах проекта, постарались убедить
их в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей. К
сожалению, далеко не все родители понимают необходимость воспитания безопасного поведения на
улицах. Однако работа в рамках проекта оказывается привлекательной для многих мам и пап, бабушек и
дедушек, сближает их с детьми. Очень часто приходят на помощь старшие братья и сёстры. Выяснить,
какой вид транспорта имеется в семье. Предложить родителям провести вместе с детьми разнообразные
опросы среди родственников и знакомых на тему ПДД, игры во время отдыха на природе, на даче.
П о д г о т о в к а
м а т е р и а л о в
и
о б о р у д о в а н и я
Для проведения исследований: альбомы, листы бумаги, карандаши, фломастеры, линейка, восковые
мелки, иллюстрации, плакаты, цветная бумага, конструкторы различных видов , планшеты с изображением
дорожных
ситуаций,
альбомы
"Транспорт",
"Наша
улица",
"Машины-помощники"
и
т. д .
Наборы
дорожных
знаков,
модели
транспорта,
детские
велосипеды,
модель
автобуса,
сделанная
из
картона в рост ребёнка, стол-макет Автогородка, разметка улицы на территории детского сада, настольные
игры, "Волшебный ковёр", выполненный из линолеума , на поверхности которого изображён перекрёсток,
подготовили картотеку со стихами, загадками, пословицами, поговорками, художественной литературой.
П о д г о т о в и т е л ь н а я
р а б о т а
с
д е т ь м и
Начиная, со второй младшей группы проводим факультативные занятия согласно перспективному плану,
исследования проводятся на заключительном этапе проекта (в подготовительной к школе группе). Готовим
листы
с
файлами
для
оформления
папки
результатов
наблюдений,
детских
рисунков,
аппликаций,
фотографий. Дети придумывают и рисуют символы утра, дня и вечера на планшетах т. е. то время суток
когда они будут вести наблюдения. Часть детей получает задание придумать рассказ, сказку о своём
посёлке, улице, или о том, где я видел много светофоров и т. д. На титульном листе написали название
проекта: "Наш перекрёсток". Оформили лист обложки, так как хотелось детям. Условие одно: оформление
должно иметь отношение к данной теме. На первом листе размещаем фотографию "Мы и наш город". На
втором листе дети решили нарисовать пешеходный переход и себя рядом с ним, а вверху нарисовать
огромное лучистое солнце, как символ радости и счастья. Далее размещаются листы с планшетами
исследований, рисунки - наблюдения, аппликации, фотографии, рисунки "портреты" дорожных знаков в
р а з н о е
в р е м я
г о д а .
Таким образом , на подготовительном этапе перед педагогами, родителями и детьми ставятся следующие
основные
з а д а ч и .
1.Выбрать
то
задание,
которое
больше
всего
нравиться.
Узнать,
как
его
выполнять.
2 . П о д у м а т ь
и
в ы я с н и т ь :
в с ё
л и
м ы
з н а е м
о
в ы б р а н н о м
о б ъ е к т е .
3.Узнать, кто и когда придумал ПДД. Поинтересоваться, не связанна ли с ними какая-нибудь интересная
история.
4.Подготовить
оборудование
для
исследований
и
папку,
в
которой
будут
отмечаться
результаты
исследований и наблюдений.
И с с л е д о в а т е л ь с к и й
э т а п
На этом этапе провели наблюдения у пешеходных переходов. Детально изучали состояние дороги,
тротуара под воздействием времени суток, природных и сезонных явлений. Отмечали наиболее опасное
время и состояние дороги для перехода дороги. Затем всё увиденное отражали в разных видах детской
деятельности. Часто напоминали детям, что без сопровождения взрослого нельзя находиться вблизи
дороги.
Перед
каждым
исследованием
обсуждали
с
родителями,
детьми
план
мероприятия.
Методические
рекомендации
по
проведению
и
оформлению
исследовательской
работы
смотри
в
документе "План работы с родителями по воспитанию безопасного поведения на дорогах у дошкольников".
Комментарий. У
каждого
ребёнка
своё
восприятие
окружающего
мира,
по
этому
когда
дети
будут
рассказывать о своих наблюдениях, предложите ребятам сначала по очереди "открыть свою тайну" только
в а м .
Ч е м
б о л ь ш е
б у д е т
р а з н о о б р а з н ы х
о т в е т о в ,
т е м
и н т е р е с н е е .
О б о б щ а ю щ и й
э т а п
На третьем этапе провели анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской
деятельности, закрепили знания детей и поведенческие навыки, используя викторины, экспресс - вопросы,
диагностику. В процессе работы на данном этапе ребята сочиняли сказку на тему "Если я был бы
светофором:", отвечали на вопрос "Что ты можешь сделать, чтобы твои друзья и близкие не нарушали
ПДД?",
провели
акцию
"Взрослые,
мы
обращаемся
к
вам",
праздник
"Посвящение
в
пешеходы".
Р е к о м е н д а ц и и
д е т е й .
- поставить такие дорожные знаки, которые будут плакать или сердиться, если кто-то нарушает ПДД.
- придумать такие батарейки ,которые будут издавать вой сирены, если люди неправильно перешли улицу.
- я буду с друзьями играть в настольные игры по правилам дорожного движения
Таким образом , мы пришли к выводу, что если ребёнку вовремя не дать специальных знаний и
навыков, то дети будут действовать только в соответствии с присущими им возрастными психологическими
особенностями , а значит, опасно, не контролируя своё поведение. Перед нами встаёт вопрос: как и чему
учить детей? Какие знания и навыки им нужно привить? Ребёнка с детских лет следует учить, управлять
своими желаниями, правильно относиться к понятиям "можно", "надо", "нельзя". Это касается всех сфер
жизни, в полной мере относится и к поведению на улице и дороге. Ребёнок должен твёрдо усвоить, что
каждый участник дорожного движения, и взрослый, и ребёнок, обязан выполнять установленные правила.
При
этом
он
вправе
рассчитывать,
что
их
будут
выполнять
и
другие
участники
движения.
В
с в я з и
с
в ы ш е и з л о ж е н н ы м
в ы р а б о т а л и
с л е д у ю щ и е
р е к о м е н д а ц и и :
-
н а
б а з е
М Д О У
о р г а н и з о в а т ь
ц е н т р
" С в е т о ф о р и к " ;
- обновить и оборудовать кабинет по безопасности дорожного движения, уголки по ПДД в группах,
т р а н с п о р т н у ю
п л о щ а д к у ,
н а г л я д н ы й
м а т е р и а л ;
-
пополнить
содержание
кабинета
новыми
методическими
разработками
занятий
и
мероприятий;
-
систематически
использовать
максимальное
разнообразие,
неформальность,
творческий
поиск
в
в о с п и т а т е л ь н о й
р а б о т е
п р и
п р о в е д е н и и
п р о ф и л а к т и ч е с к и х
м е р о п р и я т и й ;
-
о б р а т и т ь
о с о б о е
в н и м а н и е
н а
о р г а н и з а ц и ю
р а б о т ы
с
р о д и т е л я м и ;
- выйти с предложением к главе города о строительстве автогородка на территории посёлка Светлого.
-
у с и л и т ь
р а б о т у
п о
в з а и м о д е й с т в и ю
с
о т д е л а м и
Г И Б Д Д .
Реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления, умения и
навыки безопасного поведения на улицах и дорогах. Показателями эффективности работы педагогических
кадров стало следующее:
1.
Отсутствие несчастных случаев с детьми МДОУ N12.
2.
Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными
требованиями). Они выявляются путём контрольных вопросов, рисунков детей, различных схем, игр с
картинками и т. д.
3.
Умение
детей
быстро
и
правильно
ориентироваться
в
дорожных
ситуациях
(регистрируется
поведение детей на предъявление картинки или создание реальной ситуации на макете автогородка).
Исходные условия для этого - знание педагогами программы работы с детьми по
привитию им навыков дорожной безопасности, а также обязательное содружество
детского сада и семьи, детского сада и органов ГИБДД.