Напоминание

"Секреты успешной социализации"


Автор: Демитрова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31" АМО Свердловской области
Населённый пункт: Город Асбест
Наименование материала: Консультация
Тема: "Секреты успешной социализации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Демитрова Елена Николаевна

воспитатель детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей № 31»

Асбестовского муниципального округа Свердловской области

Консультация для родителей

«Как помочь ребёнку 4-5 лет найти друзей: секреты успешной

социализации»

Возраст 4-5 лет — это прекрасное и очень важное время в жизни вашего

малыша. Он активно познаёт не только мир вокруг, но и себя в отношениях с

другими

людьми.

Детский

сад

становится

первой

социальной

«лабораторией», где ребёнок учится дружить, договариваться, сопереживать

и, увы, иногда ссориться. Эта консультация поможет нам, взрослым,

объединить усилия для поддержки детей в этом непростом, но таком нужном

деле.

Актуальность проблемы

В средней группе детского сада общение со сверстниками выходит на

первый план, оттесняя даже общение со взрослыми. Именно в игре со

сверстниками

формируется

личность

ребёнка,

его

самооценка,

эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки.

Почему это важно именно сейчас?

· Формируется потребность в признании: Ребёнку хочется, чтобы его

принимали в игру, хвалили, делились с ним.

· Игра становится совместной: Дети переходят от side-by-side игры (когда

играют рядом, но не вместе) к сюжетно-ролевой игре, требующей

договорённостей, распределения ролей и соблюдения правил.

· Закладываются основы будущего: Умение выстраивать гармоничные

отношения в детстве — фундамент успешности человека во взрослой жизни,

в его личной и профессиональной сферах.

Трудности, с которыми мы сталкиваемся: детские ссоры из-за игрушек,

неумение выразить своё желание присоединиться к игре, боязнь сделать

первый шаг, а иногда и проявление агрессии или, наоборот, излишняя

пассивность.

Основные направления нашей совместной работы

1. Развитие эмоционального интеллекта: Учим детей распознавать свои и

чужие эмоции, называть их и адекватно выражать.

2.

Формирование

коммуникативных

навыков:

Учимся

знакомиться,

обращаться с просьбой, предлагать помощь, politely отказывать, благодарить.

3. Обучение конструктивному разрешению конфликтов: Показываем, как

можно решить спор словами, а не кулаками, как найти компромисс.

4. Воспитание нравственных качеств: Формируем представления о доброте,

отзывчивости, щедрости, умении сопереживать (эмпатии).

Формы и методы работы в детском саду и дома

Для достижения наилучшего результата наша работа должна быть единой и

последовательной.

Создание ситуаций успеха: Подбор игр и поручений, где ребёнок может

проявить себя позитивно в глазах сверстников. Обсуждайте прожитый день:

Спрашивайте не «Что кушал?», а «С кем ты играл?», «Во что было весело

играть?», «Кому ты помог?».

Сюжетно-ролевые игры: («Семья», «Больница», «Магазин») — лучший

тренажёр для отработки социальных ролей и взаимодействия. Организуйте

игровые встречи: Приглашайте в гости 1-2 детей, создавайте комфортную

среду для игры, ненавязчиво помогайте организовать деятельность.

Чтение и обсуждение художественной литературы: Сказки и рассказы о

дружбе («Кот Леопольд», «Гусёнок» Н. Носова и др.). Читайте и

анализируйте: После чтения спрашивайте: «Какой поступок был хорошим?»,

«Почему герои поссорились?», «Как бы ты поступил на его месте?».

Коммуникативные игры и этюды: («Угадай эмоцию», «Комплименты»,

«Добрый звери»). Обучайте на личном примере: Показывайте, как вы сами

общаетесь

с

друзьями,

семьёй,

как

решаете

конфликты,

выражаете

благодарность.

Беседы в кругу: Обсуждение проблемных ситуаций, возникших в группе,

совместный поиск решений. Обеспечьте стабильный режим дня: Усталость и

стресс — главные враги хорошего настроения и терпимости к другим.

Поощрение и похвала: Мы акцентируем внимание на позитивных поступках

ребёнка («Как здорово, что ты поделился!»). Не сравнивайте с другими:

Сравнивайте ребёнка только с ним самим вчерашним («Вчева ты немного

поссорился, а сегодня уже смог договориться!»).

Содержательная часть работы со всеми субъектами образовательного

процесса

· Педагог – Дети: Ежедневная систематическая работа через игры, беседы,

занятия и создание доброжелательной атмосферы в группе.

· Педагог – Родители: Информирование через консультации (как эта),

индивидуальные беседы, родительские собрания, наглядный материал

(папки-передвижки).

· Родители – Дети: Самая важная связка. Совместное времяпрепровождение,

общение, поддержка и личный пример.

· Дети – Дети: Создание педагогом и поддержание родителями условий для

свободного, но педагогически организованного общения и игры.

Предполагаемые результаты

При нашей системной работе к концу учебного года мы можем ожидать, что

дети:

· Проявляют инициативу в общении и совместных играх.

· Умеют договариваться со сверстниками, соблюдают очередность в игре.

· Стремятся к справедливости, помогают тому, кто в беде, делятся.

· Адекватно выражают свои эмоции и понимают эмоции других.

· В большинстве случаев разрешают конфликты мирным путём, обращаясь за

помощью к взрослому лишь в сложной ситуации.

· Имеют представление о том, что такое «дружба», «вежливость»,

«взаимопомощь».

Выводы

Формирование дружеских взаимоотношений — процесс длительный и

тонкий. У каждого ребёнка свой темперамент и свой темп развития. Кто-то

легко сходится с детьми, кому-то нужно больше времени. Наша с вами

задача — не заставить, а помочь, поддержать и направить.

Главное — создать для ребёнка атмосферу принятия и безопасности как

дома, так и в саду. Верьте в своего малыша, хвалите за малейшие успехи, и

тогда он обязательно научится быть хорошим и верным другом.

Список рекомендуемой литературы

1.

Смирнова

Е.О.,

Холмогорова

В.М.

«Межличностные

отношения

дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция».

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер,

коммуникабельность».

3. «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет» (под редакцией Н.В.

Микляевой).

4. Серия книг для детей о Зайке («Зайка обиделся», «Зайка знакомится» и др.)

и других персонажах (авторы Г.Н. Остер, С.Г. Козлов и др.).

5. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. «Азбука общения: Развитие личности

ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками».



В раздел образования