Автор: Демитрова Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31" АМО Свердловской области
Населённый пункт: Город Асбест
Наименование материала: Консультация
Тема: "Секреты успешной социализации"
Раздел: дошкольное образование
Демитрова Елена Николаевна
воспитатель детского сада
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей № 31»
Асбестовского муниципального округа Свердловской области
Консультация для родителей
«Как помочь ребёнку 4-5 лет найти друзей: секреты успешной
социализации»
Возраст 4-5 лет — это прекрасное и очень важное время в жизни вашего
малыша. Он активно познаёт не только мир вокруг, но и себя в отношениях с
другими
людьми.
Детский
сад
становится
первой
социальной
«лабораторией», где ребёнок учится дружить, договариваться, сопереживать
и, увы, иногда ссориться. Эта консультация поможет нам, взрослым,
объединить усилия для поддержки детей в этом непростом, но таком нужном
деле.
Актуальность проблемы
В средней группе детского сада общение со сверстниками выходит на
первый план, оттесняя даже общение со взрослыми. Именно в игре со
сверстниками
формируется
личность
ребёнка,
его
самооценка,
эмоциональный интеллект и коммуникативные навыки.
Почему это важно именно сейчас?
· Формируется потребность в признании: Ребёнку хочется, чтобы его
принимали в игру, хвалили, делились с ним.
· Игра становится совместной: Дети переходят от side-by-side игры (когда
играют рядом, но не вместе) к сюжетно-ролевой игре, требующей
договорённостей, распределения ролей и соблюдения правил.
· Закладываются основы будущего: Умение выстраивать гармоничные
отношения в детстве — фундамент успешности человека во взрослой жизни,
в его личной и профессиональной сферах.
Трудности, с которыми мы сталкиваемся: детские ссоры из-за игрушек,
неумение выразить своё желание присоединиться к игре, боязнь сделать
первый шаг, а иногда и проявление агрессии или, наоборот, излишняя
пассивность.
Основные направления нашей совместной работы
1. Развитие эмоционального интеллекта: Учим детей распознавать свои и
чужие эмоции, называть их и адекватно выражать.
2.
Формирование
коммуникативных
навыков:
Учимся
знакомиться,
обращаться с просьбой, предлагать помощь, politely отказывать, благодарить.
3. Обучение конструктивному разрешению конфликтов: Показываем, как
можно решить спор словами, а не кулаками, как найти компромисс.
4. Воспитание нравственных качеств: Формируем представления о доброте,
отзывчивости, щедрости, умении сопереживать (эмпатии).
Формы и методы работы в детском саду и дома
Для достижения наилучшего результата наша работа должна быть единой и
последовательной.
Создание ситуаций успеха: Подбор игр и поручений, где ребёнок может
проявить себя позитивно в глазах сверстников. Обсуждайте прожитый день:
Спрашивайте не «Что кушал?», а «С кем ты играл?», «Во что было весело
играть?», «Кому ты помог?».
Сюжетно-ролевые игры: («Семья», «Больница», «Магазин») — лучший
тренажёр для отработки социальных ролей и взаимодействия. Организуйте
игровые встречи: Приглашайте в гости 1-2 детей, создавайте комфортную
среду для игры, ненавязчиво помогайте организовать деятельность.
Чтение и обсуждение художественной литературы: Сказки и рассказы о
дружбе («Кот Леопольд», «Гусёнок» Н. Носова и др.). Читайте и
анализируйте: После чтения спрашивайте: «Какой поступок был хорошим?»,
«Почему герои поссорились?», «Как бы ты поступил на его месте?».
Коммуникативные игры и этюды: («Угадай эмоцию», «Комплименты»,
«Добрый звери»). Обучайте на личном примере: Показывайте, как вы сами
общаетесь
с
друзьями,
семьёй,
как
решаете
конфликты,
выражаете
благодарность.
Беседы в кругу: Обсуждение проблемных ситуаций, возникших в группе,
совместный поиск решений. Обеспечьте стабильный режим дня: Усталость и
стресс — главные враги хорошего настроения и терпимости к другим.
Поощрение и похвала: Мы акцентируем внимание на позитивных поступках
ребёнка («Как здорово, что ты поделился!»). Не сравнивайте с другими:
Сравнивайте ребёнка только с ним самим вчерашним («Вчева ты немного
поссорился, а сегодня уже смог договориться!»).
Содержательная часть работы со всеми субъектами образовательного
процесса
· Педагог – Дети: Ежедневная систематическая работа через игры, беседы,
занятия и создание доброжелательной атмосферы в группе.
· Педагог – Родители: Информирование через консультации (как эта),
индивидуальные беседы, родительские собрания, наглядный материал
(папки-передвижки).
· Родители – Дети: Самая важная связка. Совместное времяпрепровождение,
общение, поддержка и личный пример.
· Дети – Дети: Создание педагогом и поддержание родителями условий для
свободного, но педагогически организованного общения и игры.
Предполагаемые результаты
При нашей системной работе к концу учебного года мы можем ожидать, что
дети:
· Проявляют инициативу в общении и совместных играх.
· Умеют договариваться со сверстниками, соблюдают очередность в игре.
· Стремятся к справедливости, помогают тому, кто в беде, делятся.
· Адекватно выражают свои эмоции и понимают эмоции других.
· В большинстве случаев разрешают конфликты мирным путём, обращаясь за
помощью к взрослому лишь в сложной ситуации.
· Имеют представление о том, что такое «дружба», «вежливость»,
«взаимопомощь».
Выводы
Формирование дружеских взаимоотношений — процесс длительный и
тонкий. У каждого ребёнка свой темперамент и свой темп развития. Кто-то
легко сходится с детьми, кому-то нужно больше времени. Наша с вами
задача — не заставить, а помочь, поддержать и направить.
Главное — создать для ребёнка атмосферу принятия и безопасности как
дома, так и в саду. Верьте в своего малыша, хвалите за малейшие успехи, и
тогда он обязательно научится быть хорошим и верным другом.
Список рекомендуемой литературы
1.
Смирнова
Е.О.,
Холмогорова
В.М.
«Межличностные
отношения
дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция».
2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность».
3. «Социально-эмоциональное развитие детей 3-7 лет» (под редакцией Н.В.
Микляевой).
4. Серия книг для детей о Зайке («Зайка обиделся», «Зайка знакомится» и др.)
и других персонажах (авторы Г.Н. Остер, С.Г. Козлов и др.).
5. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. «Азбука общения: Развитие личности
ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками».