Автор: Кочкина Наталья Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБУ ДОО "Детский сад №3 "Морячок" ГО ЗАТО Фокино
Населённый пункт: Приморский край
Наименование материала: Методические разработки педагогов
Тема: "Творческий проект патриотической направленности "Музыка Победы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное учреждение «Дошкольная образовательная
организация»
«Детский сад №3 «Морячок»» городского округа ЗАТО Фокино
Творческий проект патриотической
направленности "Музыка Победы".
Автор проекта:
Кочкина Н.В.
Музыкальный
руководитель
высшей
категории
г.Фокино
2024г.
Актуальность проекта:
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все
времена в Российском государстве были чертой национального характера.
Это находило отклик в народной и композиторской русской музыке. Но в
силу последних политических и экономических перемен все более заметной
стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического
сознания. Всё чаще дети обращают своё внимание на «популярную» музыку
с низким качеством исполнения. Таким образом, теряется связь с
культурным, истинно русским наследием государства Российского. В связи с
этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания
патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно
определить несколькими словами. Это любовь к родным и близким людям, к
малой Родине, гордость за свой народ. И всё это воспето в русских народных
песнях и в музыке русских композиторов. Особое место в музыке занимает
музыка Великой Победы.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания —
проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию
общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация
проекта «Музыка Победы» позволяет задействовать различные виды детской
деятельности. Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому
полноправными участниками должны стать дети, родители, бабушки и
дедушки и педагоги.
Цель:
воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста через музыкальную культуру.
Задачи:
*дать представление о значении победы нашего народа в Великой
Отечественной войне;
*познакомить с историческими фактами военных лет;
*познакомить с патриотическими музыкальными произведениями,
созданными в годы войны и после её окончания;
*создавать условия для представления полной картины войны в истории
нашей страны и всего человечества;
*формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
*воспитывать будущих защитников Отечества;
*проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому
воспитанию в семье;
*проводить обмен опытом по этой проблеме;
*использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.
*развивать музыкальные способности детей через пение, музыкально-
ритмические движения.
Форма презентации проекта:
Литературно – музыкальная гостиная «Музыка Победы».
Паспорт педагогического проекта:
название проекта - «Музыка Победы»;
тип проекта - информационно - творческий, групповой;
длительность - среднесрочный (2 недели);
проблема - недостаток знаний о музыке Великой Отечественной войны,
слабая патриотическая направленность молодого поколения;
цель - воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста средствами музыки.
Заключительный этап :
Презентация - Литературно – музыкальная гостиная «Музыка Победы».
Коллекция Значков о ВОВ и мире.
Фотогазета «Фотографии военных лет».
Ресурсное обеспечение:
фотографии из семейного альбома воспитанников;
репродукции известных художников: С. В. Герасимов «Мать
партизана»; А. П. Ткачёв «Между боями»; Б. С. Угаров
«Возвращение»; А. И. Лактионов «Письмо с фронта»; В. В. Верещагин
«Апофеоз войны»;
коллекция значков по теме;
фрагменты музыкальных произведений в грамзаписи и живом
исполнении: Д. Шостакович Ленинградская симфония (тема
нашествия) ; В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»;
А. Сурков, К. Листов «В землянке»; Ц. Солодарь, Д. Покрасс «Казаки в
Берлине»;
М. Исаковский, М. Блантер «Катюша»; Н. Соловьёва, г. Струве «Моя
Россия»; Е. Евтушенко, Э. Колмановский «Хотят ли русские войны»;
В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы».
Чтение художественных произведений: С. Алексеев «Первый ночной
таран»; Н. Телешов «Уха»; Е. Воробьёв «Обрывок провода».
Видео просмотр документальных кадров войны, парада победы
Музыкальные инструменты
Изо материалы
Элементы оформления зала
Участники проекта:
. музыкальный руководитель;
. воспитатель старшей группы;
. дети старшей группы группы;
. родители воспитанников
Ожидаемые результаты:
o
Формирование представления о значении победы нашего народа в
Великой
o
Отечественной войне;
o
Устойчивый интерес к военно-патриотической музыке;
o
Воспитание чувства единения и гордости за старшее поколение;
o
Проявление любви и интереса к песням Великой Победы;
Методы реализации проекта:
Всю работу, по созданию проекта можно разделить на несколько этапов:
- Этапы проекта
- Формы работы с детьми
- Сроки
- Место проведения
Первый «Вводный»
1. Моделирование ситуации позволяющей выявить проблему и определить
детские цели проекта «Модель трех вопросов»
(Что знаем? Что хотим узнать? Что нужно сделать, чтоб узнать)
2. Анализ семейного воспитания по данному вопросу:
а) индивидуальные беседы с родителями
б) анкетирование родителей на тему «Песни о Великой Отечественной
Войне»
3. Диагностирование детей (начальное) выявление уровня знаний по теме:
1, 2 день музыкальный зал
группа
семья
Второй «Основной»
1.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя с
родителями «Сбор информации»:
a) поиск материалов для фотоальбома «Участники войны»;
в) сбор значков «О войне и мире»;
с) консультация «Песня Победы».
2.
Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя
с детьми:
a) видео просмотр «Кадры военной хроники»;
б) беседы с рассматриванием иллюстраций;
в) уточнение представлений детей о Великой Отечественной войне и о роли
музыки в военных событиях;
г) музыкальные занятия. Знакомство с музыкально-художественным
репертуаром о войне. Разучивание песен с детьми. Слушание музыки о
войне;
д) чтение художественных произведений;
е) рассматривание картин художников с составлением рассказов;
ж) мастерская по рисованию «Иллюстрации к песням» 3-10 день;
Третий «Заключительный»
1.
Совместная деятельность воспитателя и музыкального руководителя
с детьми:
а) обсуждение результата полученного в ходе проекта, выяснение причин
успехов и неудач, совместное определение перспективы;
б) оформление коллекции значков;
в) оформление альбома «Фотографии военных лет».
2. Совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя,
детей и родителей:
Презентация проекта в форме музыкально-литературной гостиной
«МУЗЫКА ПОБЕДЫ»
3. Деятельность музыкального руководителя и воспитателя:
«Диагностирование детей (повторное) Что мы узнали по теме?
11, 12 день группа и музыкальный зал
Проект реализуется по двум направлениям:
1. совместная деятельность с детьми.
2. взаимодействие с родителями.
Формы работы с детьми:
1. Слушание и разучивание музыки на занятии и в часы досуга.
2. Рассматривание картин и иллюстраций по теме.
3. На занятии изобразительной деятельностью: подготовка иллюстраций
к песням военных лет, рисование пригласительных на вечер песни.
4. Коллекционирование значков и оформление планшета значков о Великой
Победе и Мире.
5. Чтение художественных произведений.
6. Работа детей в семье: беседа и сбор песенного и фотоматериала.
7. Диагностирование
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование.
2. Консультация.
3. Коллекционирование.
4. Разучивание песен.
5. Выступление на презентации проекта.
Анкета:
*Ф. И. О___
*Любите ли Вы петь? ___
*Знаете ли Вы песни о войне, о Родине, о России? ___
*Перечислите их название или строчку из песни___
*Готовы ли Вы петь эти песни со своим ребёнком? ___
*Считаете ли Вы эти песни неотъемлемой частью воспитания Вашего
ребёнка? ___
*Готовы ли Вы разучить одну из песен и выступить с другими родителями
перед детьми Вашей группы? ___
Список используемой литературы:
1.
Т.А.Шорыгина, А.П.Казаков «Детям о Великой Победе».
(беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе)
2. Т.А.Шорыгина «День Победы».
3. Журнал «Музыкальный руководитель» №2 2004-2015г..
4. Журнал «Музыкальная палитра».