Авторы: Четвергова Александра Игорьевна, Мартын Иван Анатольевич
Должность: старший преподаватель, старший преподаватель
Учебное заведение: Оренбургский государственный медицинский университет
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧНЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА
Раздел: высшее образование
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧНЫХ
И ИННОВАЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА
Старший преподаватель Четвергова Александра Игорьевна
Старший преподаватель Мартын Иван Анатольевич
Кафедра физической культуры
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Оренбургский государственный медицинский
университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Аннотация. В данной статье ставится задача уточнить современные
инновационные технологии, активно используемые в спорте, обозначить
методические аспекты преподавания технологичных и инновационных видов
спорта. Выделяются и описываются характерные особенности некоторых
типов электронных устройств, которые могут быть использованы в процессе
преподавания
технологичных
и
инновационных
видов
спорта,
их
положительные стороны и влияние на здоровье при их практическом
использовании на занятиях физической культурой и спортом.
Ключевые слова: технологичные виды спорта, инновационные виды
спорта, методические аспекты преподавания.
Традиционные
методики
преподавания
физической
культуры
включают в себя классические формы занятий, такие как спортивные игры,
гимнастика, бег, плавание, силовые упражнения и другие виды физической
активности, направленные на развитие основных двигательных навыков,
силы,
выносливости
и
координации.
Занятия
физической
культурой
традиционно проводятся на открытом воздухе, стадионах, в спортзалах,
бассейнах и других специализированных помещениях, что создает условия
для всестороннего физического развития обучающихся [7]. Эти методы
являются основой для формирования базовых физических качеств, а также
для создания устойчивых здоровых привычек у студентов.
Однако
в
последние
десятилетия
особое
внимание
уделяется
внедрению
инновационных
подходов
в
преподавание
дисциплин
по
физической культуре и спорту. Это стало особенно актуально в условиях
глобализации
образовательного
процесса,
массового
распространения
информационных технологий и необходимости адаптации преподавания к
новым условиям. Одним из ключевых направлений инновационных методик
является использование цифровых технологий, таких как обучающие
программы, приложения для смартфонов и планшетов, а также различные
интерактивные
платформы
для
онлайн-обучения.
Такие
технологии
позволяют персонализировать подходы в тренировках, что важно для
развития студентов с различными уровнями подготовки, для лиц с ОВЗ и
инвалидов
[1].
Инновации в области физической активности и спорта представляют
собой новаторские подходы и методы, которые способствуют увеличению
эффективности и результативности деятельности, улучшению качества
выполнения задач и достижения целей через использование новых идей,
приемов и технологий. Основное значение инновационных технологий в
данной сфере заключается в их способности обеспечивать прогрессивные
социально-экономические изменения и повышать уровень жизни общества.
Положительные аспекты инноваций включают в себя улучшение результатов
как у профессиональных спортсменов, так и у любителей спорта [2].
1. Важным аспектом инновационных технологий в области физической
культуры и спорта является применение новых технологий, таких как
устройства для контроля здоровья и производительности спортсменов,
программное обеспечение для анализа информации, а также виртуальная и
дополненная реальность для тренировок и соревнований.
2. Увеличение интереса к спорту и создание новых форм общения с
аудиторией – одно из преимуществ инновационных технологий, которые
привлекают внимание молодежи.
3. Новые технологии и методы делают спорт доступнее для различных
групп населения, что является важным фактором в сфере физической
культуры и спорта.
4. Организационные инновации: преобразования в управлении и
структуре
спортивных
организаций,
способствующие
улучшению
их
функционирования и повышению конкурентоспособности. Это может
включать новые стратегии взаимодействия с болельщиками и спонсорами, а
также изменения в форматах соревнований.
5. Методические инновационные технологии: создание совершенно
новых подходов и методик тренировок, направленных на повышение
эффективности обучения спортсменов. Использование знаний из различных
научных областей, таких как психология, физиология, биомеханика, для
оптимизации процесса тренировок.
Организация процесса преподавания технологичных и инновационных
видов
спорта
открывает
огромные
перспективы
освоения
ценностей
физического и спортивного воспитания в условиях массовой физической
подготовки подрастающего поколения. Возникновение проблем с рабочими
местами может быть связано с автоматизацией и роботизацией, которые
возникают
в
результате
технологических
нововведений.
Одной
из
сложностей, связанных с внедрением инноваций, является социальное
неравенство, поскольку доступ к новым технологиям и продуктам часто
ограничен для определенных групп населения [3].
Исследователи
утверждают,
что
для
приобретения
силы,
выносливости, ловкости и высокого уровня работоспособности необходимо
использовать
эффект
целенаправленного
организованного
процесса
адаптации
организма
к
физическим
нагрузкам
нужного
объема
и
достаточной
интенсивности.
Организационно-методическая
концепция
учебной тренировки обучающихся считается основополагающим принципом
и должна стать теоретико-методической основой новых форм преподавания
технологичных и инновационных видов спорта, в которой лежит основа
преподавания технологичных и инновационных видов спорта.
В результате обучения технологичным и инновационным видам спорта
развивается критическое мышление и помогает ориентироваться в условиях
информационного избытка.
Сегодня
преподаватели
физической
культуры
сталкиваются
с
проблемой низкой активности обучающихся на уроках, что приводит к
нежеланию учиться. Один из способов стимулировать двигательную и
познавательную активность обучающихся– это внедрение инновационных
видов спорта в учебный процесс. При внедрении таких видов спорта можно
выделить
несколько
направлений,
включая
использование
наглядных
примеров для демонстрации влияния физических нагрузок на организм
человека [4].
Современный вуз следует тенденциям развития технологичных видов
спорта, которые направлены на разработку и внедрение новых эффективных
физкультурно-спортивных технологий в учебно-тренировочный процесс
учебных заведений высшего образования.
Цифровые
платформы
предлагают
обучающимся
доступ
к
вариативным
тренировочным
программам,
видеоматериалам,
а
также
виртуальным тренерам, что позволяет сделать занятие физической культурой
интересными и эффективным. Так внедрение таких платформ позволяют
мониторить физическую активность студентов, отслеживать их прогресс и
получать рекомендации по улучшению физических показателей. Эти
платформы также могут включать игровые элементы, что способствует
поддержанию интереса и повышению мотивации учащихся, особенно среди
молодежной аудитории. Интерактивные методы обучения могут включать в
себя использование виртуальных и дополненных реальностей, где студенты
могут тренироваться в различных виртуальных условиях, что увеличивает
вовлеченность и делает занятия более захватывающими. Примером может
служить использование носимых устройств, таких как фитнес-браслеты, для
измерения пульса, количества шагов, калорий и других показателей здоровья
в реальном времени, что позволяет индивидуализировать тренировки и
следить за прогрессом каждого обучающегося. Интерактивные учебные
материалы могут включать в себя виртуальное расширение реальности, где
студенты могут тренироваться в различных виртуальных условиях, что
увеличивает вовлеченность и делает занятия более захватывающими.
Цифровые платформы, приложения для мобильных устройств, такие как Nike
Training Club или MyFitnessPal, могут предложить учащимся доступ к
разнообразным тренировочным программам, видеоматериалам, а также
виртуальным тренерам, что делает занятия физической культурой более
интересными и увлекательными.
Интеграция инновационных с традиционными методами преподавания
создает уникальные возможности для преподавателя для достижения
дидактических целей занятия. Они могут комбинировать физическую
активность с обучающими программами, интегрировать онлайн-курсы и
мобильные приложения, создавая более гибкую и адаптивную систему
обучения. Например, в рамках традиционных занятий можно использовать
цифровые технологии для мониторинга состояния здоровья учащихся,
улучшения техники выполнения упражнений, а также для создания
индивидуальных программ тренировок, что позволяет уделить внимание
каждому ученику и его личным потребностям [6].
Заключение. Внедрение технологичных и инновационных подходов в
преподавание дисциплин по физической культуре и спорту позволяет создать
более гибкую и адаптивную образовательную среду, которая способствует
развитию физических качеств, что особенно важно в условиях современной
образовательной парадигмы.
Список используемой литературы:
1.
Борзенкова, Д.О. Инновации в физической культуре и спорте / Д.О.
Борзенкова, С.А. Моськин // Наука-2020. 2021. №6 (51) . — С. 1–7.
2.
Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании
подрастающего
поколения:
Материалы
IX
Всероссийской
научно-
практической конференции / под ред. А.Э. Страдзе, И.И. Столова. – М.: Изд-
во «Первый том», 2019. – 650 с.
3.
Матвеев, Л.П., Теория физического воспитания и общая теория
физической культуры: состояние и перспективы / Л.П. Матвеев. – М.:
РГУФКСМиТ, 2021. – 312 с.
4.
Савин, Г.Л. Спорт – основное социальное явление культурной жизни
человека / Г.Л. Савин, М.Г. Пурыгина, Г.М. Бойко // Молодой ученый. –
2021. – № 26 (368). – С. 324-325.
5.
Сысоева, Ю.В. Физическая культура в жизни студентов / Ю.В.
Сысоева, А.В. Седнев // Молодой ученый. – 2018. – № 46 (232). – С. 419-420.
6.
Федосова, В.А. Актуальные проблемы развития физической культуры и
спорта в Российской Федерации / В.А. Федосова, А.С. Новоселова, О.И. //
Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. –
2017. – №3. – С. 119-121.
7.
Калинина, Н.А. Физическая культура: теория и практика / Н.А.
Калинина. – М.: Просвещение, 2020. – 312 с.