Автор: Грязнова Мария Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Красноярская школа №8"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса Альтернативная коммуникация ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН) интеллектуальными нарушениями, вариант 2 для 7 класса
Раздел: среднее образование
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено
на заседании педагогического
совета школы
Протокол № 1
от «28» августа 2025г.
Утверждаю:
директор КГБОУ
«Красноярская
школа
№
8»
__________________________
М. Ю. Школьная
«29» августа2025г.
«Красноярская школа № 8»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
Альтернативная коммуникация
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН)
интеллектуальными нарушениями,
вариант 2
для 7 класса
на 2025 – 2026учебный год
Составитель: Грязнова М.Н.
Красноярск, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2 Планируемые предметные результаты освоения программы
1.3 Система оценки достижений обучающихся
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание учебного предмета
3. Организационный раздел
3.1.Учебно-тематический план
3.2 Календарно-тематическое планирование
3.3 Учебно-методическое обеспечение
3.4. Материально-техническое обеспечение
Приложения.
Карта
оценки
предметных
результатов
по
коррекционному
курсу
«Альтернативная коммуникация»
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа
коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
для
обучающихся
с
умственной
отсталостью
умеренной
степени
КГБОУ
«Красноярская школа № 8».
Целью программы:
является формирование коммуникативных и речевых
навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации,
умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачами программы являются:
- Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта.
- Умение пользоваться альтернативными средствами коммуникации для
взаимодействия в окружающей действительности, учиться общаться, пользуясь
альтернативными средствами.
- Формирование коммуникативных навыков, с использованием технологий по
альтернативной коммуникации.
Адаптированная
образовательная
программа
по
коррекционному
курсу
«Адаптированная коммуникация» создана для детей, с серьёзными ограничениями в
умственном развитии (тяжелой умственной отсталостью) не владеющего вербальной
речью, для которых затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и
искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение
данных детей речи с
использованием альтернативных средств коммуникации
является необходимой часть всей системы коррекционно – педагогической работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи
(если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного
ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством
коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей и возможностей
детей
с
умственной
отсталостью.
Последовательность
изучения
тем
может
варьироваться
учителем
самостоятельно
в
зависимости
от
индивидуальной
особенности группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объема
сведений, она тесно связана с программами по чтению и развитию речи, письму,
социально-бытовой ориентировке. Она построена по концентрическому принципу, с
учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип
позволяет повторять и закреплять полученные знания и умения в течении первого
года, а далее дополнять их новыми сведениями и умениями.
1.2 Планируемые предметные результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения
каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического
развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к
результатам освоения образовательной программы представляют собой описание
возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
1)
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я»;
2)
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3)
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4)
формирование уважительного отношения к окружающим;
5)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6)
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери),
пассажира,
покупателя
и
т.д.),
развитие
мотивов
учебной
деятельности
и
формирование личностного смысла учения;
7)
развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9)
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира
и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический
материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом,
коммуникативными
таблицами,
тетрадями,
воспроизводящими
(синтезирующими)
речь
устройствами
(коммуникаторами,
персональными
компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные
и
вербальные
средства,
соблюдение
общепринятых
правил
коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
-
использование
предметов,
жестов,
взгляда,
шумовых,
голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на
изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным
способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла
узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с
напечатанными словами как средства коммуникации.
1) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
• Узнавание и различение образов графем (букв).
• Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
• Начальные навыки чтения и письма
2) Чтение и письмо
•начальные навыки чтения и письма
1.3 Система оценки достижений обучающихся
Предметные результаты
связаны с овладением обучающимися содержанием
предметной области «Альтернативная коммуникация» и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Текущая
аттестация обучающихся
по
учебному предмету «Альтернативная
коммуникация» включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения
адаптированной образовательной программы.
Годовая
аттестация
представляет
собой
оценку
результатов
освоения
адаптированной образовательной программы, по итогам учебного года. Основой слу-
жит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты анализа
представляются
в таблице овладения обучающимися
программой по учебному предмету.
По итогам освоения отраженных в адаптированной образовательной программе
задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика
учебной деятельности ребёнка.
При
оценке
результативности
обучения
важно
учитывать
затруднения
обучающихся в освоении отдельных параметров, которые не должны рассматриваться
как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического,
неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление
результативности обучения
происходит вариативно с учетом психофизического
развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных
действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов
заданий обучающимся оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные
словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно
распределенным
действиям
и
др.
При
оценке
результативности
достижений
необходимо учитывается степень самостоятельности ребенка.
Оценка
выявленных
результатов
обучения
осуществляется
в
оценочных
показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие
по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со
значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не
всегда узнает объект», «не узнает объект».
Выявление представлений, умений и
навыков обучающихся в образовательной области будет создавать основу для
корректировки
адаптированной
образовательной
программы,
конкретизации
содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в
оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых
изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, оценивается
его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты. Результаты
анализа представлены в форме удобных и понятных всем условных единицах:
Система оценочных показателей предметных результатов:
№ Степень самостоятельности обучающегося
Оценочные
показатели
(в
баллах)
1.
Действие не выполняет
0 баллов
2.
Выполняет
действие
со
значительной
физической
помощью
1 балл
3.
Выполняет действие с частичной физической помощью
2 балла
4.
Выполняет действие по образцу
3 балла
5.
Выполняет действие по инструкции» (вербальной или
невербальной)
4 балла
6.
Выполняет действие самостоятельно
5 баллов
Лист мониторинга по учебному предмету представлен в виде карты
оценки
предметных результатов.
Она заполняется учителем в начале учебного года, в середине и в конце, согласно
школьному положению о системе мониторинга.
Результаты оценки предметных результатов заносятся в индивидуальную карту
развития обучающегося.
В соответствующие графы таблицы вносятся результаты (вписываются цифры от 0
до 5) оценки каждого параметра.
Оценка результатов обследования отражается в таблице достижений
планируемых
предметных результатов .
Четыре уровня динамики продвижения овладения предметными результатами:
низкий, минимальный и достаточный.
«НЕТ» - нет фиксируемой динамики (0%);
«М» - минимальная динамика (до 25%);
«У» - удовлетворительная динамика (от 26 до 50%);
«З» - значительная динамика (свыше 50%).
Оценка
результатов
обследования
отражается
в
таблице
динамики
овладения
формируемыми знаниями и умениями (выявляются и фиксируются даженезначительные
изменения в развитии каждого обучающегося.
2.Содержательный раздел
2.1. Содержание учебного предмета
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы. Знакомство с
сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета.
Создание практической игровой ситуации взаимодействия.
Ответы на вопросы с
использованием графического изображения.
Составление простых предложений с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Установление зрительного контакта с собеседником.
Указание взглядом на
объект при выражении своих желаний. Указание взглядом согласия и ответа на
вопрос. Узнавание и указание взглядом и жестом. Выражение приветствия и прощание
взглядом и жестом. Использование звучащего предмета для привлечение к себе
внимания и выражение своих желаний. Выражение своих желаний и обращение за
помощью с помощью жеста. Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения предметов и объектов. Выражение мимикой согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание). Выражение
своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы с предъявлением
предметного символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Экспрессивная речь.
Коммуникативное взаимодействие по темам разделов: «В школе»», «Привычное
окружение»,
Пространственные
ориентиры».
«Еда»,
«Работа».
Знакомство
с
сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета.
Ответы на вопросы с использованием графического изображения. Использование
графического изображения (фото, картинок, пиктограмм).
Использование графического изображения для обозначения предметов.
Весь программный материал направлен на решение коммуникативных задач:
развитие импрессивной и зкспрессивной речи, необходимого запаса умений и навыков
для использования доступных коммуникативных технологий. Для совершенствования
подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используются большое
количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера ,
направленных на коррекцию и развитие речевой и коммуникативной активности
учащихся в классах с тяжелой умственной отсталостью. Программа построена с учётом
уровня подготовки общего и речевого развития детей с умственной отсталостью по
классам и включает в себя использование жестов, символов и звучащей речи,
помогающая общаться детям с коммуникативными трудностями.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- Работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- Изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни ситуаций,
например: знакомство с новым человеком, обращение за помощью, выражение своей
необходимой просьбы или желания.
- На изучение материала программы предусмотрено 1 ч в неделю.
3. Организационный раздел
3.1 Учебно-тематический план
№
Разделы
Кол-во часов
1
Обследование учащихся
2
2
Жесты и символы: «В школе»
3
3
Жесты и символы: «Предметы и виды
деятельности»
11
4
Жесты и символы: «Работа»
3
5
Жесты и символы: «Еда»
6
6
Жесты и символы: «Пространственные
ориентиры»
3
7
Жесты
и
символы:
«Привычное
окружение»
3
8
Жесты и символы: «Ребёнок дома»
4
3.2 Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
1.
Обследование
общего
развития
обучающихся.
1
2.
1. Знакомство с жестом и символом «Школа»
«Учитель», «Учить/Учиться»
1
3.
. Знакомство с жестом и символом «Читать»,
«Писать»
1
4.
. . Знакомство с жестом и символом «Думать»
1
5.
Знакомство с жестом и символом «Музыка».
«Петь»
1
6.
Знакомство с жестом и символом «Танцевать»,
«Рисовать»
1
7.
Знакомство с жестом и символом
1
«Кисточка»,«Ручка»
8.
Знакомство с жестом и символом «Карандаш»,
«Ключ»
1
9.
. Знакомство с жестом и символом «Работа»
1
10.
. Знакомство с жестом и символом «Работать»,
«Делать»
1
11.
. Знакомство с жестом и символом «Мастер»
1
12.
. Знакомство с жестом и символом «Шкаф»,
«Коробка»
1
13.
. Знакомство с жестом и символом «Бумага»,
«Ножницы», «Краска»
1
14.
Знакомство с жестом и символом «Красить»,
«Раскрашивать», «Резать»
1
15.
Знакомство с жестом и символом «Бутерброд»,
«Колбаса», «Масло»
1
16.
Знакомство
с
жестом
и
символом
«Клей»,
«Картинка»
1
17.
Знакомство с жестом символом «Клеить»,
«Лепить»
1
18.
Знакомство с жестом и символом «Иголка».
«Нитка»
1
19.
Знакомство с жестом и символом «Шить»,
«Строить»
1
20.
Знакомство с жестом и символом «Фрукты», «У
меня/тебя есть», «Ягоды»
1
21.
Знакомство с жестом и символом «Помидор»,
«Огурец
1
22.
Знакомство с жестом и символом «Овощи»
1
23.
Знакомство с жестом и символом «Салат», «Рис»
1
24.
Знакомство с жестом и символом «В», «Под»
1
25.
Знакомство с жестом и символом «Верх», «Низ»
1
26.
Знакомство с жестом и символом «Ехать на
лошади»,
«Ехать
на
машине
1
27.
Знакомство с жестом и символом «С наружи/на
улице», «Ехать на автобусе», «Друг»
1
28.
Знакомство с жестом и символом «Ехать на
троллейбусе», «Ехать на трамвае»
1
29
Знакомство с жестом и символом «Дети», «Имя»
30.
Знакомство с жестом и символом «Мы,», «Они»,
«Как дела?», «Куда?»
1
31.
Знакомство
с
жестом
и
символом
«Мыло»,
«Полотенце», «Раковина»
1
32.
Знакомство с жестом и символом «Баня», «Печка»
1
33.
Знакомство с жестом и символом «Посуда»
«Накрывать на стол»
1
34.
Диагностика
1
3.3 Учебно-методическое обеспечение
Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина Альтернативная коммуникация для детей с
ограниченными возможностями здоровья: диагностика и обучение для целей
социального взаимодействия
С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова Альтернативная коммуникация в обучении детей с
ОВЗ
Обучение
детей
с
ОВЗ
грамоте
с
использованием
альтернативной
коммуникации:развитие и коррекция речи. Овладение навыками глобального
чтения
3.4 Материально-техническое обеспечение
Учебно-практическое оборудование:
электронные образовательные ресурсы;