Формирование экологических понятий у младших школьников
Автор: Карпова Марина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Крюковская начальная школа Населённый пункт: село Крюковка Лукояновский район Нижегородская область Наименование материала: презентация Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников Раздел: начальное образование
Тема
Тема
Формирование экологических понятий
Формирование экологических понятий
у
у младших
школьников в процессе
школьников в процессе
изучения курса «Окружающий мир»
изучения курса «Окружающий мир»
Выполнила: учитель
Выполнила: учитель
начальных классов
начальных классов
МБОУ Крюковская НШ
МБОУ Крюковская НШ
Карпова М. В.
Карпова М. В.
2016год
2016год
Методическая разработка
Методическая разработка
раздела «Природа» 2 кла
раздела «Природа» 2 кла
cc
cc
по
по
программе «Окружающий мир» А.
программе «Окружающий мир» А.
А. Плешакова.
А. Плешакова.
Цель
Цель
Изучить условия формирования
Изучить условия формирования
экологических понятий у младших
экологических понятий у младших
школьников и организация работы по
школьников и организация работы по
их реализации на практике.
их реализации на практике.
Объект исследования:
Объект исследования:
учебный
Задачи
Задачи
Изучить и проанализировать теоретический и
Изучить и проанализировать теоретический и
методический материал по теме исследования.
методический материал по теме исследования.
Изучить процесс формирования экологических
Изучить процесс формирования экологических
понятий у младших школьников.
понятий у младших школьников.
Проанализировать действующую программу по
Проанализировать действующую программу по
формированию экологических понятий младших
формированию экологических понятий младших
школьников.
школьников.
Разработать и провести уроки с межпредметной
Разработать и провести уроки с межпредметной
интеграцией, внеклассные мероприятия по
интеграцией, внеклассные мероприятия по
формированию экологических понятий.
формированию экологических понятий.
Методы исследования
Методы исследования
Анализ психолого-педагогической
Анализ психолого-педагогической
литературы и методических подходов по
литературы и методических подходов по
проблеме моего исследования.
проблеме моего исследования.
Наблюдение за учебной деятельностью
Наблюдение за учебной деятельностью
учащихся класса.
учащихся класса.
Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент.
Статистическая обработка данных,
Статистическая обработка данных,
полученных в результате проведения
полученных в результате проведения
эксперимента.
эксперимента.
Цели и задачи раздела
Цели и задачи раздела
образовательные
образовательные
–
–
формирование системы знаний об экологических проблемах современности и
формирование системы знаний об экологических проблемах современности и
пути их разрешения;
пути их разрешения;
формирование системы интеллектуальных способностей и практических
формирование системы интеллектуальных способностей и практических
умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды
умений по изучению и оценке экологического состояния окружающей среды
своей местности, ее защите и улучшению;
своей местности, ее защите и улучшению;
воспитательные
воспитательные
–
–
воспитание экологически здоровых потребностей, мотивов, побуждений и
воспитание экологически здоровых потребностей, мотивов, побуждений и
привычек поведения, направленных на соблюдение здорового образа жизни,
привычек поведения, направленных на соблюдение здорового образа жизни,
бережное использование и защиту окружающей среды;
бережное использование и защиту окружающей среды;
развивающие
развивающие
–
–
развитие системы интеллектуальных способностей и практических умений по
развитие системы интеллектуальных способностей и практических умений по
изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей
изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей
местности;
местности;
развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды;
развитие эмоциональной сферы чувственных эстетических и
развитие эмоциональной сферы чувственных эстетических и
гигиенических оценок экологического состояния окружающей среды.
гигиенических оценок экологического состояния окружающей среды.
Уровень сформированности
Уровень сформированности
экологических понятий у учащихся.
экологических понятий у учащихся.
Вопросы
Вопросы
Ответы
Ответы
Результат
Результат
Нравиться ли тебе
Нравиться ли тебе
бывать в природе?
бывать в природе?
Нравиться.
Нравиться.
Не нравиться.
Не нравиться.
4
4
2
2
Что ты больше всего
Что ты больше всего
любишь, приходя в
любишь, приходя в
природу?
природу?
Купаться.
Купаться.
Собирать грибы и ягоды.
Собирать грибы и ягоды.
Ловить рыбу.
Ловить рыбу.
Собирать цветы.
Собирать цветы.
Кататься на коньках, лыжах, играть в
Кататься на коньках, лыжах, играть в
снежки.
снежки.
5
5
4
4
1
1
1
1
2
2
Приходилось ли тебе
Приходилось ли тебе
оказывать помощь
оказывать помощь
животным, растениям?
животным, растениям?
Нет, не приходилось.
Нет, не приходилось.
6
6
В каких делах по охране
В каких делах по охране
природы ты и твои
природы ты и твои
друзья принимали
друзья принимали
участие?
участие?
Делали кормушки и подкармливали птиц.
Делали кормушки и подкармливали птиц.
Убирали мусор и листья.
Убирали мусор и листья.
4
4
4
4
Понятие -
Понятие -
категория философии, логики,
категория философии, логики,
психологии, педагогики, рассматривается
психологии, педагогики, рассматривается
как обобщенное знание и трактуется как
как обобщенное знание и трактуется как
«форма мышления, отражающая
«форма мышления, отражающая
существенные свойства, связи отношения
существенные свойства, связи отношения
предметов и явлений и их противоречии и
предметов и явлений и их противоречии и
развитии; мысль или система мыслей,
развитии; мысль или система мыслей,
обобщающая предметы некоторого класса
обобщающая предметы некоторого класса
по определенным общим и в совокупности
по определенным общим и в совокупности
специфическим для них признакам».
специфическим для них признакам».
Блоки понятий
Блоки понятий
1. Блок опорных экологических понятий:
1. Блок опорных экологических понятий:
а) понятия о предметах и явлениях природы, их свойствах и
а) понятия о предметах и явлениях природы, их свойствах и
многообразии, о связях между ними.
многообразии, о связях между ними.
б) экологические понятия о биологических системах (лес, луг,
б) экологические понятия о биологических системах (лес, луг,
водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со
водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со
средой их обитания, о приспособлениях к ней,
средой их обитания, о приспособлениях к ней,
взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;
взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;
в) понятия о ценности, значимости изучаемых объектов в
в) понятия о ценности, значимости изучаемых объектов в
жизни природы и человека;
жизни природы и человека;
г) понятия о труде людей по использованию природных
г) понятия о труде людей по использованию природных
богатств.
богатств.
2. В блок собственно природоохранных понятий входят:
2. В блок собственно природоохранных понятий входят:
а) понятия об объектах охраны.
а) понятия об объектах охраны.
б) понятия о мотивах охраны растений и животных.
б) понятия о мотивах охраны растений и животных.
в) понятия о мерах охраны природы. Эта группа понятий
в) понятия о мерах охраны природы. Эта группа понятий
включает понятия о законах и постановлениях в
включает понятия о законах и постановлениях в
области охраны природы, понятия о рациональном
области охраны природы, понятия о рациональном
использовании природных богатств в трудовой и
использовании природных богатств в трудовой и
хозяйственной деятельности человека.
хозяйственной деятельности человека.
Курс «Окружающий
Курс «Окружающий
мир»А.А. Плешакова
мир»А.А. Плешакова
формирование целостного представления о
формирование целостного представления о
природном и социальном окружении как среде
природном и социальном окружении как среде
жизни, труда и отдыха человека;
жизни, труда и отдыха человека;
развитие умения воспринимать окружающий мир
развитие умения воспринимать окружающий мир
посредством органов чувств и познавательного
посредством органов чувств и познавательного
интереса и способности к причинному
интереса и способности к причинному
объяснению при анализе фактов и явлений
объяснению при анализе фактов и явлений
окружающей действительности;
окружающей действительности;
обучение младших школьников методам познания
обучение младших школьников методам познания
окружающего мира;
окружающего мира;
воспитание эстетического и нравственного
воспитание эстетического и нравственного
отношения к среде жизнедеятельности человека,
отношения к среде жизнедеятельности человека,
умения вести себя в ней в соответствии с
умения вести себя в ней в соответствии с
общечеловеческими нормами морали.
общечеловеческими нормами морали.
Формы обучения
Формы обучения
Уроки-экскурсии. Игры. Внеклассная работа.
Уроки-экскурсии. Игры. Внеклассная работа.
Внеклассная работа
Внеклассная работа
Праздники.
Праздники.
Экскурсии.
Экскурсии.
Экологические операции.
Экологические операции.
Конкурсы.
Конкурсы.
Викторины.
Викторины.
Олимпиады.
Олимпиады.
Дни экологии.
Дни экологии.
Методы
Методы
Рассказ
Рассказ
Наблюдение
Наблюдение
Беседа
Беседа
Творческие дискуссии
Творческие дискуссии
Проблемный метод
Проблемный метод
Работа с родителями
Работа с родителями
Родительские собрания.
Родительские собрания.
Праздники.
Праздники.
Экскурсии.
Экскурсии.
Изготовление поделок из природного
Изготовление поделок из природного
материала.
материала.
Уровень сформированности
Уровень сформированности
экологических понятий у учащихся.
экологических понятий у учащихся.
Вопросы
Вопросы
Ответы
Ответы
Результат
Результат
Нравиться ли тебе бывать
Нравиться ли тебе бывать
в природе?
в природе?
Нравиться.
Нравиться.
Не нравиться.
Не нравиться.
6
6
Что ты больше всего
Что ты больше всего
любишь , приходя в
любишь , приходя в
природу?
природу?
Купаться.
Купаться.
Собирать грибы и ягоды.
Собирать грибы и ягоды.
Ловить рыбу.
Ловить рыбу.
Помогать природе.
Помогать природе.
Смотреть на деревья.
Смотреть на деревья.
Смотреть, как улетают птицы.
Смотреть, как улетают птицы.
Собирать цветы.
Собирать цветы.
Кататься на коньках, лыжах, играть в снежки.
Кататься на коньках, лыжах, играть в снежки.
6
6
5
5
4
4
3
3
1
1
2
2
1
1
6
6
Приходилось ли тебе
Приходилось ли тебе
оказывать помощь
оказывать помощь
животным, растениям?
животным, растениям?
Нет, не приходилось.
Нет, не приходилось.
Помог ежу.
Помог ежу.
Спас ворону.
Спас ворону.
2
2
1
1
В каких делах по охране
В каких делах по охране
природы ты и твои друзья
природы ты и твои друзья
принимали участие?
принимали участие?
Делали кормушки и подкармливали птиц.
Делали кормушки и подкармливали птиц.
Убирали мусор и листья.
Убирали мусор и листья.
Очищали родник.
Очищали родник.
Посадил дерево.
Посадил дерево.
6
6
6
6
3
3
2
2
Диагностика
Диагностика
сформированности у детей
сформированности у детей
экологических понятий
экологических понятий
Природа «скажет
Природа «скажет
спасибо»
спасибо»
Природа
Природа
«рассердится»
«рассердится»
если мы не будем обижать
если мы не будем обижать
животных, рвать листья, ломать
животных, рвать листья, ломать
ветки, бросать мусор
ветки, бросать мусор
(перечисление норм и правил
(перечисление норм и правил
поведения в природе), соберём
поведения в природе), соберём
мусор, посадим деревья, будем
мусор, посадим деревья, будем
подкармливать птиц (примеры
подкармливать птиц (примеры
практической ориентированной
практической ориентированной
деятельности детей)
деятельности детей)
если будем бросать мусор,
если будем бросать мусор,
ломать ветки, рвать цветы,
ломать ветки, рвать цветы,
разорять гнёзда птиц, рубить
разорять гнёзда птиц, рубить
деревья, оставлять костры в
деревья, оставлять костры в
лесу.
лесу.
Выводы
Выводы
расширились и систематизировались представления младших
расширились и систематизировались представления младших
школьников об экологии как науке, повысился уровень знаний
школьников об экологии как науке, повысился уровень знаний
младших школьников;
младших школьников;
углубилась мотивация и активизация деятельности учащихся
углубилась мотивация и активизация деятельности учащихся
в природе.
в природе.
сформировались навыки заботливого отношения к объектам
сформировались навыки заботливого отношения к объектам
природы.
природы.
школьники получили развитие экологических представлений,
школьники получили развитие экологических представлений,
которые при дальнейшей работе могут перерасти в
которые при дальнейшей работе могут перерасти в
убеждения;
убеждения;
ребята внимательно стали относиться к природе родного края.
ребята внимательно стали относиться к природе родного края.
процесс познания окружающего мира осуществлялся с
процесс познания окружающего мира осуществлялся с
учетом возрастных особенностей младших школьников, в
учетом возрастных особенностей младших школьников, в
тесной взаимосвязи с другими предметами и внеклассными
тесной взаимосвязи с другими предметами и внеклассными
мероприятиями;
мероприятиями;