Автор: Лобанова Наталья Семеновна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 25
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Конспект внеклассного мероприятия
Тема: «Выбери свой путь. Профессии наших родителей».
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие
Тема: «Выбери свой путь. Профессии наших родителей».
(создание электронной «Книги профессий»)
Автаева Лилия Геннадьевна,
учитель технологии, ответственная за профориентацию в школе
Лобанова Наталья Семеновна,
учитель географии, классный руководитель 7 «Б» класса
Цель: ознакомление учащихся с классификацией профессий по предметам труда в форме проекта,
создание информационного пространства о профессиях, развитие интереса к различным видам
деятельности, планирование своего профессионального будущего.
Задачи:
Активизировать личное участие в формирование своего будущего;
Пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами
деятельности.
Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному
определению.
Оборудование:
Компьютер
Проектор для показа презентации.
Иллюстрации различных профессий.
Рисунки учащихся
Форма внеклассного мероприятия: создание проекта.
Ход мероприятия
Ведущий: Автаева Л.Г.
В нашем мероприятии принимают участие: учащиеся 7 «Б» класса и их родители.
И мы приветствуем гостей - преподавателей школ нашего города.
Нашу встречу мне хочется начать с известных строк ВВ. Маяковского:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас, наверняка, уже задумывались над
этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, необходимо прежде всего хорошо знать, какие
работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная
цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-
то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не
договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что
просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо.
Сегодня вы познакомитесь с классификацией профессий и узнаете некоторые виды трудовой
деятельности ваших родителей.
Об этом наш сегодняшний разговор.
Стихи о труде «Кто он, как его зовут?» (Пономаренко И.)
Ведущий: Лобановой Н.С.
Наш урок мы проводим в форме презентации проекта, над которым мы с ребятами работали 4
недели. Для создания проекта была проведена большая подготовительная работа:
- дифференциально - диагностическое исследование;
- родительское собрание
- конкурс рисунков на тему «Кем я хочу быть»
- исследования детей по теме «Кем работают наши родители»
- изучение классификации профессий по предмету труда.
Проект выполнялся в рамках темы «Выбери свой путь. Профессии наших родителей».
Результатом проекта является создание электронной «Книги профессий», в которой отражены
основные профессии и специальности наших родителей.
А теперь, давайте познакомимся с различными профессиями.
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа
взаимоотношений человека и объекта действия:
«человек – природа»,
«человек – человек»,
«человек – техника»,
«человек – художественный образ»,
«человек – знаковая система».
По результатам исследования наши учащиеся разделились на 4 группы:
«человек – человек»,
«человек – техника»,
«человек – художественный образ»,
«человек – знаковая система»
и каждая группа представит нам результаты своей деятельности.
1 группа учащихся: Человек — человек
План защиты презентации
1.
Представление профессий данного типа.
2.
Стихи о профессии (медсестра, продавец)
3.
Выступление родителей (медсестра - , продавец – Сессерова )
4.
Свободный микрофон
( вопросы: личные качества, необходимые предметы, для пути получения профессии)
5.Востребованность данной профессии в нашем городе
Задание учащимся: «Профсловарь»
Ведущий: Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые вы
сейчас увидите на экране:
1.Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
2.Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
3.Закон, кодекс, суд, защита, иск, расследование (Юрист)
4.Прилавок, товар, касса, чек, деньги, весы, спрос (Продавец)
5. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, стена, кладка.
(Строитель)
2группа : Человек- знаковая система
План защиты презентации
1.Представление профессий данного типа
2.Стихи (Банковский рабочий)
3.Выступление родителей (Банковский рабочий - Уфимцева О.В.)
4.Свободный микрофон
( вопросы: личные качества, необходимые предметы, для пути получения профессии)
5.Востребованность данной профессии в нашем городе
Задание учащимся: «Конкурс пословиц»
Ведущий: О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?
Военнослужащий
1.Береги землю родную, как мать любимую.
2.Жить – Родине служить.
3.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Кузнец
1.Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
2.Куй железо, пока горячо.
3.Не огонь железо калит, а мех.
Портной
1.Не игла шьет, а руки.
2.Как скроишь, так и тачать станешь.
3.Как шьется, так и носиться.
4.Где шьют, там и порют.
Шофер
1.Обратная дорога всегда короче.
2.Умный товарищ – половина дороги.
3 группа: Человек - техника ( Сизов А. Г.)
План защиты презентации
1.Представление профессий данного типа
2.Стихи (Инженер- конструктор)
3.Выступление родителей ( Инженер- конструктор - Сизов А. Г.)
4.Свободный микрофон
( вопросы: личные качества, необходимые предметы, для пути получения профессии)
5.Востребованность данной профессии в нашем городе
Задание учащимся: Кто что делает?»
Ведущий: Необходимо отгадать профессии по описанию.
1.В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят
нам свет, тепло, а главное электроэнергию.
Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием
в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии.
Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии.
(Электромонтер)
2.К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах
пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют
глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой
профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей.
(Горняк, шахтер)
3.«Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель
этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в
воображении видит ее результат квалифицированный работник обладает хорошо развитым
глазомером и цветовым зрением.
Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия
обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у
ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые,
золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали,
а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
4группа: Человек - художественный образ
План защиты презентации
1.Представление профессий данного типа.
2.Стихи (Музыкальный работник)
3.Выступление родителей (Музыкальный работник - Слепнёва Л. А.)
4.Свободный микрофон
( вопросы: личные качества, необходимые предметы, для пути получения профессии)
5.Востребованность данной профессии в нашем городе.
Задание учащимся: «Музыкальный конкурс»
Ведущий: По отрывкам из песен участники конкурса должны отгадать профессии, которым
посвящены песни.
1.Лодка диким давлением сжата,
Дан приказ – дифферент на корму, -
Это значит, что скоро ребята
В перископы увидят волну,
В перископы увидят волну…
Припев:
На пирсе тихо в час ночной.
Тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка
Из глубины идет домой.
(Моряки-подводники; песня «Усталая подлодка» )
2. Давно, друзья веселые
Простились мы со школой,
Но каждый год мы в свой приходим класс.
В саду березки с кленами
Встречают нас поклонами,
И школьный вальс опять звучит для нас.
(Учитель; песня «Школьный вальс»)
3.Смерть не хочет щадить красоты,
Ни веселых, ни злых, ни крылатых,
Но встают у нее на пути
Люди в белых халатах.
Люди в белых халатах
(Врачи; песня «Люди в белых халатах» )
4.Преодолеть пространства и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
Припев:
Все выше, выше и выше
Стремим мы полет наших птиц:
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
(Летчики; песня «Авиамарш»)
Ведущий: Вот и подошел к концу наш классный час
Закончить наш классный час хочется словам:
Есть на свете много профессий, (Шибаев)
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат, и рабочий.
Все профессии очень разные -
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.
Песня о профессиях (Слепнёва Л. А и ансамбль «Домисольки» )
Липин:
Труд был, есть и будет основой жизни на Земле.
Любой труд почётен и все работы хороши!
Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе профессию по душе.
О таком человеке говорят, что он на своём месте или. У него золотые руки.
Баско:
Труд наш сегодня — учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся делать работу
Пусть на четыре. А лучше на пять!
Ведущий: В качестве закрепления мы хотим провести для участников
викторину:«Все профессии важны»
1. В каком учреждении можно научиться профессии?
А. школа Б. лицей В. Институт Г. цирк
2. Кто шьет одежду?
А. ткачиха Б. машинист В. Продавец Г. портниха
3. Сельскохозяйственные профессии – это:
А. шофер, маляр, крановщик
Б. пчеловод, доярка, комбайнер
В. воспитатель, врач, ученый
Г. балерина, хореограф, режиссер
4. К типу «Человек-человек» относится профессия:
А. электромонтер Б. бухгалтер В. Учитель Г. лесник
5. Кто пишет музыку?
А. писатель Б. композитор В. Актер Г. художник
6. К какому типу относится профессия сварщик?
А. человек-техника
Б. человек-знак
В. человек-человек
Г. человек-художественный образ
7. Чтобы правильно выбрать профессию, нужно:
А. выбрать профессию, которую советуют друзья
Б. выбрать профессию, которую советуют родители
В. знать свои способности и требования профессии к человек
Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.
1.«Человек – художественный образ»:
Скульптор, художник – живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар,
паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.
2. «Человек – природа»:
инженер – геолог, взрывник, метеоролог, техник – топограф, мастер – сыродел, тестовод, пекарь,
вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод,
охотовед – зверовод, садовод.
3. «Человек – техника»:
электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь –
сантехник, каменщик, арматурщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, техник-
путеец, водитель троллейбуса, моторист – рулевой, бортинженер, пилот.
4. «Человек – человек»:
секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид –
переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-
эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.
5. «Человек – знаковая система»:
оператор ЭВМ, программист, техник – математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик,
чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор,
радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.