Напоминание

Климат и погода


Автор: Лобанова Наталья Семеновна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 25
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: Климат и погода
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока Климат и погода 6 класс(открытый урок)

Цели- сформировать представление о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на ее

изменение;

- сформировать понятие «климат»;

- дать представление о факторах его формирования;

- закрепить знание относительно причины неравномерного распределения солнечного

тепла и света на земной поверхности;

- развивать пространственное представление;

- воспитывать понимание важности знаний о климате;

- выявить отличия климата от погоды.

Оборудование физ. карта мира, синоптическая карта, климатическая карта, видеоролик,

презентация.

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты УУД

Организационный этап.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку. психологический настрой на работу.

Приветствие учителя, настроились на работу.

Личностные:

Умение настроиться на работу, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Методы обучения: объяснительный, иллюстративный, проблемный.

Формы работы учащихся: коллективное, парное, индивидуальное

Сегодня мы начнем урок с загадок

Явления погоды

1.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает (ветер).

2.Падает горошком, скачет по дорожкам. (град)

3.С неба звездой, в ладошку водой. (снег)

4.Как по небу с севера плыла лебедь белая, плыла лебедь светлая, вниз кидала – сыпала на

поля – озёрушки белый пух да пёрышки ( туча).

5.Шёл да шёл, да и в землю ушёл (туман).

6.Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило (дождь).

7.Что-то золотое весело сияет, и в лесу и в поле снег тихонько тает. (солнце)

Как вы ребята думаете о чем были загадки. Правильно – это об элементах погоды .

Учебник стр.146 - найти определение погоды.

Актуализация опорных знаний – работа с синоптической картой.

У вас на партах, находятся синоптические карты. Слушаем внимательно мои вопросы:

1.

Какие элементы погоды можно увидеть на синоптической карте? (температ,

давление, облачность, осадки, направление воздушных масс).

2.

Для чего составляются синоптические карты? где их используют (авиация, флот,

с/х).

Погода зависит от состояния атмосферы, давайте вспомним

1.

Что такое атмосфера?

2.

Из каких сфер состоит атмосфера?

3.

В какой сфере мы рассматриваем погоду?

4.

Какие элементы характеризуют погоду?

5.

Как называются линии объединяющие одинаковые температуру. Давление?

РАБОТА в ПАРАХ

Игра "Найди пару"

Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных

приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными

приборами. (доска)

А. Температура воздуха

1. Осадкомер

Б. Атмосферное давление

2. Флюгер

В. Сила ветра

3. Снегомерная рейка

Г. Влажность воздуха

4. Барометр

Д. Толщина снежного

покрова

5. Термометр

.Е. Осадки

6. Гигрометр

Личностные: умение настроиться на работу,

соблюдать дисциплину на уроке , доброжелательное отношение к одноклассникам

Коммуникативные :умение осознанного восприятия информации , формулирование

собственного мнения

3.Постановка цели,

задач и мотивация учебной деятельности.

Как вы думаете ,что мы сегодня будем изучать

Сейчас представлю вашему вниманию одну из характеристик, касающуюся темы

атмосфера, а вы постарайтесь определить о чем пойдет речь .Это и будет темой нашего

нового материала, который мы будем изучать сегодня на уроке.

Он чрезвычайно разнообразен. На севере он, исключительно холодный, а на юге-

жаркий, по восточным и юго- восточным окраинам влажный, а в центральных

районах – засушливый.

Как вы думаете, какая тема нашего урока и подскажите мне, какой картой мы будем

сегодня пользоваться. Верно. Тема: Погода и климат. Влияние климата на здоровье

человека.

4. Актуализация знаний.

Человек всегда был частью природы и конечно наблюдал постоянные изменения погоды.

Мы с вами тоже постоянно являемся свидетелями ее капризности и непостоянства. Так

что же является виновником этому?

5.Первичное усвоение новых знаний

Главная причина смены погоды это воздушные массы.

Найдите определения что такое воздушные массы - учебник, параграф 45, стр. 147.

Воздушные

массы -

это

большие

объемы

воздуха,

обладающие

определенными

свойствами (температурой, влажностью, запыленностью). Главное свойство воздушных

масс – подвижность. Смена воздушных масс и является причиной изменения погоды.

Вывод: воздушные массы - вечные странники

Воздушные массы весьма разнообразны по своим свойствам и в зависимости от них

способны приносить с собой те или иные изменения в погоде. Какие же бывают

воздушные массы?

Работа с учебником, параграф 45, стр. 147 (арктич, экватор, тропич)

Вывод: воздушные массы отличаются друг от друга температурой, влажностью, и

прозрачностью.

**ВИДОЕРОЛИК ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

Очень удобно, согласитесь!?! , но ведь жили люди на Земле, когда метеорологии еще не

было вовсе. Прогноз погоды был и тогда. Но основывался он на многолетних

наблюдениях за природой, и знаем мы его сегодня как народные приметы.

Очень образно написал об этом в стихотворении «Приметы» А.С.Пушкин:

Старайся наблюдать различные приметы.

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Вам было дано опережающее задание найти и подготовить народные приметы. Давайте

послушаем, что вы приготовили.

Давайте и мы попробуем определить погоду по народным приметам

1.

Если солнце село в тучи, словно зарево, закат, завтра будет сильный ветер.

2.

Низко ласточки летают о дожде предупреждают.

3.

А летают высоко, сторожили говорят, значит дождик далеко

4.

Если больше ,чем обычно дым от труб и от костра кверху поднимается, значит

жаркая погода, завтра ожидается.

Личностные:

умение соблюдать дисциплину на уроке, доброжелательное отношение к окружающим.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, формулировать

собственное мнение.

Регулятивные:

умение организовывать выполнение заданий учителя.

Познавательные:

умение работать с текстом учебника.

Длительные многолетние наблюдения за погодой позволяют сделать выводы о климате

различных участков нашей планеты. Что же такое климат?

Климат - это средний многолетний режим погоды, характерный для какой-либо

территории. Работа с учебником, параграф 45, стр.148.

На формирование климата оказывают влияние климатообразующие факторы.

Климат нашей планеты весьма серьезно способен влиять на биосферу и в том числе на

человека.

Сообщение учащегося «Влияние климата на самочувствие и здоровье человека»

(Николина Влада - сообщение)

Работа с учебником

Личностные:

умение соблюдать рабочую дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и

одноклассникам.

Регулятивные:

умение организовывать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию учителя, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

5.Физкульт минутка.

Руки вверх и руки вниз,

на носочки поднялись.

То присели, то пригнулись

И опять же улыбнулись.

Предлагает упражнения для физкультминутки

Выполняют действия, предложенные в стихотворении.

6.Первичная проверка и закрепление новых знаний.

Слайд № 13. Задание найди ошибку.

1.Самыми важными характеристиками погоды являются температура почвы и воды в

реке, море, океане.

2.Все погодные явления происходят в стратосфере.

3.Одно из свойств погоды - постоянство.

4.Погода меняется только в течение года.

5.Главная причина перемен в любое время суток в погоде - перемещение воздушных масс.

6.У нас в крае в течение всего года преобладают погоды теплого времени года.

А предсказание погоды называется – гороскоп.[1]

Ответы учащихся:(примерные)

1.

Самыми важными характеристиками погоды являются температура воздуха, облачность,

осадки, направление и сила ветра

2.

Все погодные явления происходят в тропосфере

3.

Одно из свойств погоды - изменчивость

4.

Погода меняется в течение суток

5.

У нас в крае погоды и теплого и холодного времени года

6.

Предсказание и описание погоды называется прогноз

Нацеливает

на

самостоятельное

применение

знаний.

Следит

за

выполнением

работы ,координирует деятельность обучающихся.

Выполняют самостоятельную работу.

Личностные:

умение

соблюдать

рабочую

дисциплину

на

уроке,

уважительное

отношение

к

окружающим.Потребность

в

справедливом

оценивании

своей

работы

и

работы

одноклассников.

Познавательные:

овладение умением оценивать информацию ,выделять в ней главное. П

Регулятивные:

формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные:

умение работать в парах, обмениваться информацией с одноклассниками, умение

выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества.

7.Информация о домашнем задании; инструктаж

На дом параграф 45.

Составить характеристику погоды в последующие три дня.

Задает домашнее задание, обеспечивая понимания обучающимися цели, содержания и

способов выполнения дом. задания.

Слушают разъяснения учителя; записывают домашнее задание.

8. Рефлексия.

Слайд № 14. Для рефлексии подходит прием “Синквейн” (пятистишия) предполагает

написание о теме(понятии) пяти строк. Каждая строка имеет определенное количество

слов и свою смысловую нагрузку.

1 строка обозначает тему одним словом (обычно существительным),

2. строка описывает тему (2 прилагательных),

3 строка называет действия, относящиеся к теме (3 глагола),

4 строка выражает отношение автора к теме (фраза из 4 слов),

5 строка – повторение сути, “синоним” темы

Погода.

Ясная, пасмурная.

Меняется, портится, прогнозируется.

Текущее состояние атмосферы.

Природа.

Зима

снежная холодная

заморозила запорошила охладила

спячка наступила

изменилась, испортилась, улучшилась

у природы нет плохой погоды

Климат

Континентальный, морской

Зависит, влияет, формирует

Воздушные массы

Погода

Предлагает выразить свое отношение к уроку.

Высказывают свое мнение.

Регулятивные:

развитие навыков самооценки и самоанализа.



В раздел образования