Напоминание

"Полька - весёлый танец"


Автор: Рыбина Римма Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Аксубаевская детская школа искусств"
Населённый пункт: Республика Татарстан, Аксубаевский район, пгт Аксубаево
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Полька - весёлый танец"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Министерство культуры Республики Татарстан

Управление культуры пгт Аксубаево

МБУ ДО «Аксубаевская ДШИ»

Конспект открытого урока по предмету «Ритмика и танец»

Тема урока: «Полька – веселый танец»

Выполнила

Рыбина Римма Валентиновна

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Аксубаево 2025

Открытый урок по предмету

«Ритмика и танец»

На тему

«Полька – весёлый танец»

Преподаватель: Рыбина Р.В.

Группа учащихся: 1 класс ( первый год обучения )

Цель урока: совершенствование музыкальности и художественной

выразительности исполнения.

Задачи:

Обучающие:

. Формировать общую музыкальность учащихся ( чувство

ритма, темпа и др. );

. Развить у учащихся эмоциональное восприятие музыки,

способность отображать её характер, динамику и другие средства

музыкальной выразительности;

Развивающие:

. Развить творческое воображение, фантазию и умение

перевоплощаться;

. Развить у учащихся такие качества как самоконтроль и

самоанализ;

Воспитательные:

. Воспитать эстетический вкус, исполнительскую культуру

учащихся;

.

Воспитать положительное отношение к занятиям

хореографии;

. Воспитать у учащихся активность, инициативу и стремление

преодолевать трудности;

Приёмы и методы:

. Игровой, использование атрибутов

Ход урока.

I. Организационная часть.

Вход в зал строем под музыку. Поклон.

Преподаватель объясняет тему урока «Полька – весёлый танец».

Музыкальный размер 2/4.

Вводное слово преподавателя.

Преподаватель:

Полька по происхождению – чешский

крестьянский

танец

из

восточной

Богемии,

сейчас

Чехии.

Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был

придуман сельской девушкой Анной Слезак в городе Lebska Tunice

в 1834 году. Как-то в воскресенье она слушала или сама пела

чешскую народную песню «Дядя Нирма купил белую Симлу

лошадь», и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна

назвала придуманные прыжки «Madera» из-за быстроты и весёлого

характера. В переводе с чешского означает «Половина», то есть

полшага, означающие быстрый перенос веса с одной ноги на

другую. В XVIII веке весёлый чешский танец «Полька» покорил

страны Европы. Танец «Полька» имел огромный успех. Педагоги

ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах

и танцзалах. И в наши дни «Полька» - популярный танец с большим

количеством вариаций от простых до сложных, прыгучими шагами

и всегда весёлой и счастливой музыкой.

Учащиеся: В небе светит солнышко

Золотое донышко,

Шепчет ветер облачку:

«Ну-ка, спляшем полечк !»

Преподаватель: эти слова из детской песни говорят о том, что

«Польку» любят не только взрослые, но и дети. Преподаватель

расставляет учащихся в шахматном порядке и переходит к

следующей части урока.

II. Основная часть.

1.Прослушивание 3-х музыкальных произведений,

определение польки (характер, темп).

Преподаватель:

ребята, давайте прослушаем три

музыкальных фрагмента и определим характер этих отрывков, а

также отметим в них черты польки.

Учащиеся: хлопают в ладоши. Затем ещё раз прослушивают

отрывки и определяют характер музыки (весёлый, радостный,

энергичный, подвижный; темп музыки – быстрый).

2.Упражнение в характере польки.

Преподаватель: ребята сейчас предлагаю вам встать лицом к

зеркалу и исполнить движения в характере польки (шаг – подскок ).

Учащиеся: встают лицом к зеркалу и выполняют маленькие

прыжки на одной или двух ногах с поворотом корпуса на 45*

Преподаватель: разделимся на две группы: первая группа

будет выполнять движения, а вторая – хлопать в ладоши под

музыку; затем наоборот.

Учащиеся: делятся на две группы: первая выполняет

движение,

вторая

сопровождает

движение

хлопками.

Затем

меняются ролями.

3. Тактирование.

Преподаватель: ребята давайте встанем ещё раз лицом к

зеркалу, чтобы видеть себя и будем дирижировать звучащей

музыкой, как настоящие дирижёры, а точнее говоря – тактировать

под музыку.

Учащиеся: встают лицом к зеркалу и тактируют под музыку на

2/4 в спокойном темпе.

Преподаватель: а сейчас мы с вами повторим упражнение,

стоя лицом в круг. Музыкальный размер 2/4: значит будем считать

на «раз» - «два». На музыкальное вступление прямые руки поднять

вверх,

на

«раз»

-

энергично

опустить

прямые

руки

перед

туловищем, на «два» - спокойно вернуть руки в исходное

положение.

Упражнение

повторяется

8

раз.

Из

исходного

положения руки опускаются вниз (на дополнительные два такта).

Учащиеся: стоя лицом в круг тактируют под музыку, считая

вслух на «раз, два». Повторяют 8 раз.

4. Шаг польки.

Преподаватель: ребята давайте встанем в круг и посмотрим

на меня. Я покажу вам шаг польки, а вы смотрите внимательно,

чтобы в точности повторить.

Учащиеся: вместе с преподавателем разучивают польку.

Преподаватель: теперь встанем в пары и повторим

изученный элемент в парах.

Учащиеся: танцуют в парах по кругу, затем по две пары вдоль

зала.

5. Танцевальные движения польки.

Преподаватель: какие танцевальные движения вы знаете?

Учащиеся: подскоки, галоп прямой и боковой, прыжки на

месте на одной и двух ногах в повороте и в движении, шаг польки.

Преподаватель: ребята, покажите названные вами движения,

перемещаясь по кругу, по диагонали, затем двигаясь колоннами и,

наконец, шеренгами.

Учащиеся: учащиеся повторяют движения по кругу, по

диагонали, колоннами, шеренгами.

6. Комбинирование танцевальных движений.

Преподаватель: ребята, давайте с вами разучим простую

комбинацию танцевальных движений: шаг подскок на месте,

вокруг себя; боковой галоп в сторону; шаг польки вокруг себя, с

продвижением

вперёд,

назад;

лёгкий

танцевальный

бег,

маленькие прыжки на одной и двух ногах с поворотом корпуса,

стоя на месте и с продвижением вперёд.

Учащиеся:

разучивают комбинацию предложенных

движений.

Преподаватель: сейчас мы разделимся на две группы. Одна

выполняет комбинацию танцевальных движений, а вторая –

шумовой

оркестр

с

маракасами.

Ребята

с

музыкальными

инструментами будут выделять сильную долю.

Учащиеся: перестраиваются в группы: одни выполняют

комбинацию движений, другие – исполняют ритмическое задание

на

шумовых

инструментах.

Затем

группы

меняются

ролями,

задание повторяется.

7. Игра с переносом маракасов.

Преподаватель: а сейчас, ребята, сыграем в ритмическую игру

с маракасами. Постройтесь в круг: на «раз» - резко, шлепком

передаём маракас соседу в левую руку, на «два» - перекладываем

полученный маракас в правую руку.

Учащиеся: строятся в тесный круг, плечо к плечу, на «раз»

каждый учащийся правой рукой шлепком опускает инструмент в

левую руку своему соседу справа. В это время он сам получает в

левую

руку

маракас

соседа

слева.

На

счёт

«два»

ученик

перекладывает полученный маракас из левой руки в правую, тоесь

в исходное положение.

Преподаватель: а теперь усложним игру: встанем спиной в

круг, через каждые 8 тактов будем менять направление движения

маракесов.

Учащиеся: встают спиной в круг, выполняют упражнения по

передаче маракесов, меняя направление каждые 8 тактов.

Преподаватель: вот теперь, ребята, мы научились выделять

сильную долю в музыкальном размере 2/4.

8. Шумовой оркестр.

Преподаватель: ребята, возьмите в руки шумовые

инструменты.

Учащиеся: садятся на скамейки, разбирают шумовые

инструменты.

Преподаватель: ваша задача: выделять сильную долю

каждого такта, уметь держать паузу, ускорить или замедлить темп,

внимательно следить за жестами дирижёра, понимать и выполнять

их.

Учащиеся: шумовой оркестр внимательно исполняет

руководство

дирижёра,

выполняет

ритмические

упражнения,

выделяя сильную долю, исполняя пульс 1/4, 1/8, реагируя на

ритмические

изменения.

Музыка

(аудиозапись);

Г.Гладков

«Песенка про пони»

9. Игра «Четвёрки».

Преподаватель: поиграем ещё в одну игру на музыкальное

внимание «Четвёрки». Ребята, вставайте по четвёркам: двое

спереди, держась за руки, двое – сзади, тоже держась за руки.

Давайте между парами протянем ленты, которые соединяют ваши

свободные руки, образуя замкнутый квадрат. А теперь исполним

под музыку 8 подскоков, сохраняя квадрат без изменений.

Учащиеся: встают парами, объединяются лентами, исполняют

подскоки, стараясь не разомкнуть четвёрку.

Преподаватель: усложняем игру: теперь необходимо

перестроить квадрат так, чтобы первая пара перешла на место

второй пары, не выпуская ленты из рук.

Учащиеся: исполняя движения, пытаются перестроится -

поменяться местами.

III. Заключительная часть.

10. Завершение урока.

Преподаватель подводит итоги урока, задаёт домашнее задание.

Учащиеся исполняют поклон.

Список использованной литературы.

1.

Барышникова Т. Азбука хореографии. СПб., Респекс, Люкси.

1996 г.

2.

Васильева Т. Тем, кто хочет учиться балету. М., ГИТИС. 1994 г.

3.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, Питер

2002 г.

4.

Лук А.Н. Психология творчества. – М, Наука. 1988 г.

5.

Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003 г.

6.

Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры

в художественное творчество, - Искусство в школе №2. М.

1994 г.

7.

Новерр Ж.Ж. Письма о танце. Перевод с фр. Под редакцией

Гвоздева А. Изд. 2-е. «Планета музыки». СПб. 2007 г.

8.

Резерв успеха – творчество. Перевод с нем. Под ред. Г.

Нойнера, В. Калвейта, Х. Клейна. М.: Педагогика, 1989 г.

9.

Руднев С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое

пособие

для

педагогов

музыкально-двигательного

воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего

школьного возроста. СПб.: Издательский Центр “Гуманитарная

Академия”, 2000 г.

10 Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике.

1 класс ДМШ. М., Музыка. 2001 г.

11 Экспериментальная программа и методические рекомендации

По предмету «Ритмика и танец». Сост. Телегин А. Самара.

1994 г.



В раздел образования